Автор: Муртузалиева Суна Магамадовна
Должность: учитель Русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Ашарская СОШ - детский сад
Населённый пункт: с Ашар Курахского р-на Республики Дагестан
Наименование материала: публикация
Тема: Односоставные предложения
Раздел: среднее образование
Публикация
на
тему
ОДНОСОСТАВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Автор работы:
Муртазаева Суна Магамадовна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ашарская СОШ-детский сад»
Оглавление
Введение........................................................................................................................................... 1
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ........................................................................................ 1
МЕСТО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТИПОВ ПРОСТОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ............................................................................................................................. 1
О разграничении типов односоставных предложений....................................................... 2
СЕМАНТИКА ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ............................................................. 4
ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ....................................................... 5
ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.............................................................................7
НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ....................................................................... 8
ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.................................................................................9
БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...................................................................................................10
Структура безличных предложений.....................................................................................13
ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ........................................................................................15
НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ........................................................................................16
Понятие о номинативных предложениях............................................................................16
Синтаксическая членимость номинативных предложений............................................19
ВОКАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...............................................................................................22
Список использованной литературы............................................................................................23
Введение
ОДНОСОСТАВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Изучение односоставных предложений показывает богатство средств рус-
ского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не
только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и ис-
пользованием арсенала синтаксических конструкций. Краткость односостав-
ных предложений, способность актуализировать что-либо одно, наиболее важ-
ное для сообщения (действие, признак, предмет или явление и т.д.), и создают
их особые свойства.
Односоставные предложения - один из наиболее сложных разделов синтак-
сиса современного русского языка. Им посвящена обширная литература, одна-
ко целый ряд вопросов остается дискуссионным. Данная работа будет опирать-
1
ся
на
концепцию
односоставного
предложения,
которой
придерживается
В.В.Бабайцева
МЕСТО
ОДНОСОСТАВНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В
СИСТЕМЕ
ТИПОВ
ПРОСТОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В спорах о специфике односоставных предложений нередко не учитывается
их положение в системе структурно-семантических типов простого предложе-
ния, о которой наглядное представление дает следующая схема:
Структурно-семантические Типы простого предложения: двусоставные, од-
носоставные и нечленимые (слова-предложения) возникают, развиваются и су-
ществуют при постоянном взаимодействии. Между ними нет резких границ,
они образуют большое количество переходных (промежуточных и периферий-
ных) видов, стоящих на грани между двусоставными, односоставными и не-
членимыми.
По совокупности смысловых и грамматических свойств среди односостав-
ных
предложений
в
грамматической
литературе
выделяются
следующие
основные типы:
1. Определенно-личные: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев).
2. Неопределенно-личные: В несшем поселке построили новую школу.
3. Обобщенно-личные: Слезами горю не поможешь.
4. Безличные: Меня знобит; В комнате прибрано; Мне холодно.
5. Инфинитивные: Тучам солнца не скрыть, воине мир не победить.
6. Номинативные: Зима. Выпал первый снег...
7. Вокативные: - (предложения-обращения).
Выделенные разновидности односоставных предложений можно "вписать"
в схему в этой последовательности, причем определенно-личные предложения
попадут в промежуточную зону, образующуюся наложением "кругов" двусо-
ставных и односоставных, а вокативные - в промежуточную зону между одно-
составными и нечленимыми.
Типичные односоставные предложения - это такие предложения с одним
главным членом, которые не требуют другого главного члена и не могут быть
дополнены им без изменения характера выражаемой мысли, без изменения
смысла.
В
этом
определении
односоставных
предложений
отмечаются
их
структурные и семантические свойства.
О
разграничении
типов
односоставных
предложений
.
Едва ли не труднейшим в русском синтаксисе простого предложения пред-
ставляется вопрос об односоставных предложениях. Первая трудность, как из-
вестно, - в понимании сущности главного члена этих конструкций: если в дву-
составном предложении подлежащее выделяется через его противопоставле-
ние сказуемому, а сказуемое - через противопоставление подлежащему, то в
2
односоставном предложении этого нет. Присутствует лишь один главный член,
который формально, в зависимости от того, чем выражен, напоминает подле-
жащее или сказуемое. Поэтому нельзя отказать в правоте тем ученым, которые
называют
его
недифференцированным
главным
членом
односоставного
предложения.
С другой стороны, если это не подлежащее и не сказуемое, а некий третий
главный член предложения, совмещающий в себе признаки того и другого, то-
гда он должен получить свое, особое наименование.
Увы, третьего нет. Во всяком случае, до сих пор, (Хотя, доказано: односо-
ставные предложения возникли в славянских языках одновременно с двусо-
ставными). Это проблема сугубо теоретическая. Нас же волнует вопрос прак-
тического разграничения типов односоставных предложения, особенно в слу-
чаях, совпадения грамматических форм главных членов.
Сегодня большинство авторов учебных пособий выделяют шесть типов од-
носоставных
предложений:
определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные, безличные, инфинитивные и номинативные. (Вспомним,
что А.А.Шахматов, основатель учения о предложении, после долгих колеба-
ний пришел к выводу только о двух разновидностях односоставных предложе-
ний - бесподлежащно-сказуемных и бессказуемно-подлежащных). В силу аде-
кватности ряда грамматических форм глагола-сказуемого наиболее трудны в
разграничении первые три типа. Так, совпадают формы главного члена опреде-
ленно-личных и обощенно-личных предложений, выраженные:
1 лицом единственного числя: Еду, еду в чистом поле... (А.Пушкин) -опре-
деленно-личное; Еду-еду - следу нету...(загадка) - обобщенно-личное;
1 лицом множественного числа: Победим, И вернемся. И радость вернем.
(А.Сурков) - определенно-личное; Что имеем, не храним, потерявши, плачем,
(пословица) - обобщенно-личное;
2
лицом
единственного
числа: Любишь
меня
все-таки?
(Г.Николаева)
-определенно-личное; Любить кататься, люби и саночки возить, (пословица)
- обобщенно-личное;
2 лицом множественного числа: Славьте, молот и стих, землю молодо-
сти. (В.Маяковский) - определенно-личное; Приучайте себя к сдержанности
и терпению. ( И.Павлов). - обобщенно-личное.
Совпадает также форма 3 лица множественного числа настоящего времени
глаголов-сказуемых неопределенно-личного и обобщенно-личного предложе-
ний: В воскресенье и то с делами прибегают. (В.Кетлинская) - Цыплят по
осени считают. (пословица)
Эти совпадения грамматических форм главных членов определенно-неопре-
деленно- и обобщенно-личных предложений сами собой снимают формально
грамматический подход к дифференциации данных синтаксических структур.
Естественным реальным и достаточно эффективным остается способ их рас-
познания путем логического вопроса к сказуемому относительно мыслимого
действующего лица. В определенно-личных предложениях действующее лицо
мыслится определенно: Еду, еду в чистом поле. Кто? Я - поэт говорит о себе. В
неопределенно-личных - неопределенно, безотносительно к тому, кто это дей-
3
ствие произвел, важен сам факт его совершения: В воскресенье и то с делами
прибегают. Кто? Неизвестно, да и не важно, кто именно. Важно другое - при-
бегают и, значит, беспокоят. Наконец, в обобщенно-личных - обобщенно, т.е.
выраженное в предложении действие может быть отнесено к любому лицу:
Береги платье снову, а честь смолоду. Кто? Каждый, всякий.
Легко избежать смешения безличных с другими типами односоставных
предложений. Но поскольку их главный член является безличным только по
значению, а по форме - личным, повышенной зоркости требует дифференциа-
ция двусоставных (личных) и односоставных безличных предложений: Тихий
ветер над рощами веет (В.Гусев) - двусоставное; С моря веет свежестью
(М.Горький) - односоставное безличное.
От
безличных
необходимо
уметь
отличать
инфинитивные
предложения.
Принципиальное различие между ними в том, что в безличных инфинитив
примыкает к синтаксически опорному слову -категории состояния, выражая с
ним грамматическую основу: Надо перестраивать всю жизнь (А.Н. Толстой),
а в инфинитивных главный член выражается синтаксически независимым ин-
финитивом:
Быть
буре!
(А.Пушкин);
Вам
не
видать
таких
сражений!
(М.Лермонтов).
Наконец, номинативные предложения. Благодаря четко выраженной струк-
туре, особенно главного члена, они легко узнаются и ни с одним типом одно -
составных не смешиваются. Зато тут существует иная сложность - разграниче-
ния их с двусоставными неполными предложениями эллиптического харак-
тера. Прежде всего нужно усвоить, что если главный член выражается именем
существительным или его заменителем, то распространяться он может только
определением : Славная осень! Какая ночь!
Иное дело - эллиптические предложения, т. е. самостоятельно употребляе-
мые неполные предложения особого типа, в которых сказуемое отсутствует за
ненадобностью, поскольку предполагается существование предмета мысли,
его пребывания, движения, речи. В силу своей цели - сообщать обстоятельства,
сопутствующие действию, состоянию, или указывать на объект действия - эл-
липтические предложения, в отличии от номинативных, обязаны иметь второ-
степенные члены: В воздухе тишина... (А.Чехов).
Таким образом, поскольку односоставное предложение как единица речи
представляется весьма сложной семантико-структурной микросистемой, опре-
деление его типа должно строится на комплексном анализе, выяснении всех
логических, морфологических, синтаксических характеристик и деталей.
По структуре односоставные предложения отличаются от двусоставных на-
личием одного главного члена, а от нечленимых односоставные предложения
отличаются способностью иметь второстепенные члены (или наличием их).
Сравните: 1. Я благодарю Вас за книгу. Благодарю Вас за книгу. Спасибо! 2.
Море прекрасно. Как здесь хорошо! О-о!
Односоставные предложения отличаются друг от друга способом выраже-
ния главного члена, степенью членимости и синтаксической квалификации
главного члена, характером второстепенных членов, количеством их и т. д.
Структурные
свойства
предложений
обусловлены
их
семантикой,
поэтому
4
трудно говорить о строении предложений, не обращаясь к их смысловым зна-
чениям.
По способу выражения главного члена односоставные предложения делятся
на две группы: глагольные и именные.
Общим структурным свойством глагольных односоставных
предложений является отсутствие подлежащего: его нет и быть не может во
всех разновидностях глагольных односоставных предложений. Включе-
ние подлежащего в предложение изменяет его структурный тип, вносит новые
оттенки в семантику (изменяет смысл в большей или меньшей степени),
превращает односоставные в двусоставные. Так, следующие синонимичные
пары четко различаются по структуре: первые двусоставные, вторые - односо-
ставные (полные). Сравните: Я люблю музыку - Люблю музыку Кто-то пришел
- Ко мне пришли. Приятно пахнет черемуха - Приятно пахнет черемухой.
Что-то воет в трубе - Воет в трубе и т.д. Аналогичное соотношение
можно отметить и для именных предложений. Сравните:
Как все хорошо! - Как хорошо! Все тихо. - Тихо.
Был конец января. -
Конец января. Вот и зима пришла. - Вот и зима. И т.д. Несмотря на закреп-
ленность многих форм за определенным видом односоставных предложений,
для определения разновидности односоставных предложений, для отграниче-
ния их друг от друга, а также от двусоставных неполных знания способов вы-
ражения главного члена недостаточно. Необходимо учитывать и семантику
предложений.
СЕМАНТИКА
ОДНОСОСТАВНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Структурно-семантические типы простого предложения выражают двучлен-
ную мысль: предмет речи (мысли) - предикативная характеристика. В двусо-
ставных предложениях предмет речи (мысли) вербализован в подлежащем; в
односоставных (отглагольных) предложениях отсутствует прямая вербализа-
ция предмета речи (мысли) в подлежащем, что позволяет представить деятеля
неопределенно, обобщенно и т.д., ввести в семантическую структуру односо-
ставных предложений наглядно-чувственные образы, а также актуализировать
признак
(действие,
состояние
и
т.д.).
Например: Уронили
Мишку
на
пол,
Оторвали Мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.
(А.Барто)
По характеру языковой семантики глагольные односоставные предложения
объединяются тем, что в них говорится о действии, производитель которого не
назван. Различаются же они разной степенью отвлечения действия от деятеля
(производителя действия, действующего лица). Это различие в типовой семан-
тике
находит
выражение
в
структурных
свойствах:
сказуемое
выражается
разными глагольными формами. Связь между действием и деятелем в разных
глагольных формах ощущается по-разному: наиболее тесная - у спрягаемых
глагольных форм, обозначающих активное действие (любить, строить, по-
мочь...); наименее тесная - у безличных глаголов и неопределенной формы гла-
гола.
5
Потребность в выражении разной степени отвлечения действия от деятеля и
определила
формирование
и
существование
односоставных
глагольных
предложений, которые образуют систему предложений, различающихся по
степени отвлечения действия от деятеля. Максимально связано с деятелем дей-
ствие определенно-личных предложений, минимально - действие безличных
предложений, в которых можно отметить преобразование семантики действия
в состояние: знобит, нездоровится (состояние
человека); светает, дождит
(состояние природы) и т.д. Иногда лексические значения слов, выражающих
сказуемое, настолько ярки, так исчерпывающе характеризуют действие и дея-
теля, что название деятеля становится излишним. Например: Дорогу (рабочие)
асфальтируют. (Гром) гремит, и т.д.
Именные
односоставные
предложения
объединяют
безличные
именные
(Мне холодно ), номинативные и вокативные предложения. Именные предло-
жения типа Мне холодно сближаются по семантике с безличными глагольными
предложениями
(основное
типовое
значение
тех
и
других
-
"состояние"),
поэтому они и включаются в безличные.
ГЛАВНЫЙ
ЧЛЕН
ОДНОСОСТАВНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Сопоставление следующих синонимических пар заставляет задуматься над
вопросом: не имеет ли схоластического характера спор о синтаксической ква-
лификации главного члена односоставных предложений?
6
Двусоставные
Я люблю осень больше весны.
В селах женщины полощут белье в реке.
В кустах что-то щелкнуло и затихло.
Был конец сентября.
Вот и зима пришла.
Односоставные
Люблю осень больше весны.
В селах белье полощут в реке
В кустах щелкнуло и затихло.
Конец сентября.
Вот и зима.
Известно,
что
не
все
ученые
называют
главный
член
односоставных
предложений сказуемым или подлежащим, так как со времен А.А.Потебни
подлежащее и сказуемое рассматриваются в паре как взаимосвязанные и вза-
имообусловленные члены предложения, причем наличие одного будто бы
обязательно предполагает наличие другого.
В односоставных предложениях в соответствии с их делением на глаголь-
ные и именные главный член может быть или сказуемым, или подлежащим: в
глагольных - только сказуемым, в именных - как сказуемым, так и подлежа-
щим.
Вопрос
о
синтаксической
квалификации
главного
члена
глагольных
предложений стал "вопросом" потому, что сказуемое обычно трактуется как
главный член, который обозначает признак подлежащего. Действительно, в
соответствии с таким пониманием семантики сказуемого только при наличии
подлежащего можно говорить о возможности сказуемого. Однако такая трак-
товка семантики сказуемого представляется сомнительной, так как в сказуе-
мом раскрываются не признаки подлежащего, а признаки предмета речи
(мысли). На этом свойстве сказуемого строятся загадки: Зимой греет, весной
тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег); Тонок, долог, голенаст, а в
траве не видать (дождь); Днем как обруч, ночью как уж (пояс).
Рассматривая сказуемое как член предложения, содержащий предикатив-
ную характеристику предмета речи (мысли), который может быть и не назван
подлежащим, мы получаем теоретически оправданную трактовку главного
члена глагольных односоставных предложений как сказуемых, входящих в
структурную схему предложения без подлежащего и тем самым усиливаю-
щих значимость выраженного ими действия (признака, состояния). В двусо-
ставном предложении сказуемое семантическими свойствами ориентировано
на предмет речи (мысли), а структурными (грамматическими) - на подлежа-
щее, называющее или описывающее предмет речи (мысли), а также указыва-
ющее на него.
Ориентация сказуемого односоставных предложений на характеристику
предмета речи (мысли) без посредника в виде подлежащего определяет его
семантические и структурные свойства: сказуемое становится не только се-
мантическим, но и структурным центром предложения; сказуемое избирает
для своего строения такие формы, которые могут выразить нужное представ-
ление о деятеле без называния его: 1-е лицо единственного числа позволяет
представить деятеля как лицо определенное, 2-е лицо - как обобщенное и т.д.
Из многих признаков сказуемого для сказуемых односоставных предложе-
ний не характерна только связь с подлежащим. Но направленность сказуемо-
го на предмет речи (мысли) сводит почти на нет и это различие, позволяя от-
7
мечать лишь специфику сказуемого односоставных предложений. Это "по-
чти" дает право не ставить под сомнение очевиднее свойства сказуемого, име-
ющего и в односоставных конструкциях те же разновидности, что и в двусо-
ставных: простое и составное, глагольное и именное. Очевидно, что нередко
сложнее установить, почему надо называть сказуемое односоставных предло-
жений лишь "главным членом", особенно в тех случаях, когда односоставные
и двусоставные предложения чередуются.
Сложнее квалифицировать главный член субстантивных односоставных
предложений, так как они стоят ближе к нечленимым предложениям и, кроме
того, существительные в них характеризуются синтаксической полуфункцио-
нальностью и чаще называют предметы речи (мысли), чем их признаки. Труд-
ности квалификации главного члена связаны не с односоставностью структу-
ры, а со степенью логико-синтаксической членимости.
Итак, чем ближе односоставные предложения к двусоставным, тем отчет-
ливее синтаксическая квалификация их главного члена; чем ближе односо-
ставные предложения к нечленимым, тем менее четко выражена синтаксиче-
ская квалификация их главного члена, тем меньше в них второстепенных чле-
нов предложения.
ОПРЕДЕЛЕННО
-
ЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Определенно-личные предложения по характеру выражаемой мысли близ-
ки к двусоставным. Оттенки в их семантике иногда настолько незначительны,
что многие ученые не выделяют определенно-личные предложения в особый
тип, а рассматривают их как неполную реализацию структурной схемы дву-
составных предложений.
Определенно-личным и называются такие односоставные предложения, в
которых сказуемое выражено глаголом, указывающим личным окончанием на
определенное (конкретное) лицо, которым может быть говорящий или его со-
беседник: я, ты, мы, вы. Например: Пойду сегодня в кино; Пойдешь со мной?
Такие предложения обычны в диалогической речи, в живом процессе об-
щения. О характере лица узнаем по обращению или по речевой ситуации.
Например: - Не забрызгай, - кричал он одному из приятелей, будто кораблю
страшна вода.- Не тяни, опрокинешь! - грозно предупреждал он другого,
хотя
его
корабль
был
самым
устойчивым
кораблем
дворового
флота
(Яковлев); Папа, не уходи! (Яковлев).
Определенно-личные предложения имеют только один состав главных чле-
нов - состав сказуемого, что и позволяет выделить их в самостоятельный
структурный
тип
простого
предложения.
Сравнивая
определенно-личные
предложения с другими односоставными, видим, что они обладают наи-
большей степенью логико-грамматической членимости, сближаясь с двусо-
ставными предложениями, так как производитель действия в них мыслится
определенно: он может быть вербализован лишь в виде местоимений я, мы,
ты, вы.
8
Семантическая близость определенно-личных и двусоставных предложе-
ний обусловливает возможность их взаимозамены, употребления в контексте
без семантической дифференциации. Например: Ты прав, мой друг, люблю
родных... Бородину люблю я боле... (Рылеев).
Определенно-личные предложения не являются неполными без подлежа-
щего.
Сказуемыми определенно-личных предложений не могут быть глаголы в
форме 3-го лица единственного и множественного числа прошедшего време-
ни, так как они не указывают на определенное действующее лицо. При таких
формах, как пишет, писал и т.п., подлежащим может быть не только место-
имение он, но
и
другие
местоимения (она,
кто-то...) и существительные
(ученик, Иванов...). Предложения с такими сказуемыми являются двусостав-
ными неполными, подлежащее выясняется на основе контекста. Например:
По деревне ехал царь с войны. Едет - черной злобой сердце точит. Слышит -
за кустами бузины девушка хохочет (Горький).
Подлежащего в контексте может и не быть. Например: Превратила все в
шутку сначала, Поняла - принялась укорять, Головою красивой качала, Ста-
ла слезы платком вытирать...(Блок). Такие сказуемые в большей мере кон-
кретизируют деятеля, чем форма 1-го лица (ясно, что речь вдет о женщине),
но тем не менее эти предложения являются двусоставными неполными.
Не могут быть сказуемыми определенно-личных предложений и имена су-
ществительные и прилагательные, так как они не определяют в полной мере
носителя
признака.
Например: Цветет красавица, миру на диво, румяна,
стройна, высока. Во всякой одежде красива. Ко всякой работе ловка. - И го-
лод, и холод выносит, Всегда терпелива, ровна... (Некрасов).
К переходным (промежуточным) конструкциям между двусоставными и
определенно-личными предложениями относятся такие предложения, в кото-
рых нет подлежащего, но есть определение деятеля, семантически связанное
со сказуемым. Например: Волнуемы мечтами, по нивам, по лугам, уставлен-
ным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Некрасов).
НЕОПРЕДЕЛЕННО
-
ЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Неопределенно-личными называются такие односоставные предложения, в
которых действующее лицо мыслится как неопределенное, а сказуемое выра-
жено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или бу-
дущего времени либо формой множественного числа прошедшего времени
изъявительного наклонения. Например: В поселке строят новую школу; В по-
селке будут строить новую школу; В поселке построили новую школу.
Внимание говорящего и адресата речи сосредоточено на действие, действу-
ющее лицо остается в тени. Неопределенное лицо - это активный производи-
тель действия, отдельные свойства которого намечены ситуацией, обстоятель-
ственными словами или лексическим значением глагола-сказуемого.
Например: Все глаза, все бинокли были обращены на пеструю кучку всад-
ников, в то время как они выравнивались. "Пустили! Скачут!'' - послышалось
9
со всех сторон после тишины ожидания (Л.Толстой); Леню положили в гос-
питаль в городе Энске. И там они остались жить, когда он выписался. Рука
у Лени еще болела, на паровоз его не допускали, а взяли пока что в депо, на
мелкий ремонт (В.Панова).
Часто
встречаются
неопределенно-личные
предложения
следующего
строения и лексического наполнения: мне(вам...) сказали, мне (вам,..) звони-
ли, дверь открыли, к вам (ко мне...) пришли, вас (нас...) зовут, нам (вам...) со-
общили, мне (вам...) принести т.д.
Обычно в неопределенно-личных предложениях актуализируется действие
и определяющие действие дополнения и обстоятельства, а неопределенный
деятель может быть соотнесен с одним или несколькими лицами как извест-
ными, так и неизвестными говорящему.
Особенно
выразительны
в
семантико-стилистическом
плане
неопреде-
ленно-личные предложения, в которых деятель намеренно представлен как
лицо неопределенное с тем, чтобы привлечь к нему внимание собеседника.
Такие
предложения
могут
быть
семантическим
центром
диалогического
единства или сложного синтаксического целого. Например:
- А завтра меня в кино приглашают.
- Кто же это? - спросила мать.
-Да Виктор,- ответила Луша (Лидин).
Иногда деятель назван в контексте, но намеренное устранение его имени
(названия) позволяет актуализировать действие. Например: Прощаясь, Иппо-
литов поцеловал ей руку. Впервые в жизни ей целовали руку (Гранин); На по-
роге дежурная. - Тут вас спрашивают, - говорит она. Чуть поодаль, у сте-
ны,
стоит
Валя... (Чаковский). Такие предложения не являются полными,
хотя деятель и назван в контексте.
Своеобразную группу предложений, промежуточных между двусоставны-
ми и неопределенно-личными, образуют предложения, в которых неопреде-
ленный деятель характеризуется обособленными определениями. Например:
Привезли его домой и даже не били, смущенные упрямым молчанием мальчи-
ка... (Горький)
ОБОБЩЕННО
-
ЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обобщенно-личными называются такие односоставные предложения, дей-
ствие которых относится к обобщенному лицу, а сказуемое выражено глаго-
лом в форме 2-го лица (реже - в других личных формах). Например: Видно,
огонь грязью не запачкаешь... (Горький);
Давай на границе семнадцати лет
В глаза своей юности взглянем спокойно (Сурков).
Обычно действие обобщенно-личных предложений может быть отнесено к
любому лицу, поэтому этот тип предложений широко распространен в посло-
вицах: Что посеешь, то пожнешь; Слезами горю не поможешь; Глупостью
не прокормишься; Без беды друга не узнаешь.
Степень обобщения деятеля может быть различна: действие может отно-
ситься не только к любому, всякому лицу, но и к обобщенно мыслимой груп-
10
пе лиц. (Такие предложения иногда рассматриваются как определенно-лич-
ные.) В форме таких предложений излагаются советы, пожелания, приказы и
т.д. Например; ..Любите труд. Никакая сила не делает человека великим и
мудрым, как это делает сила труда, коллективного, дружного, свободного
труда...(М.Горький).
Обобщенность деятеля имеет много общего с неопределенностью: часто
лицо намеренно не указывается, чтобы представить его как лицо обобщен-
ное. В таких случаях определенность и неопределенность деятеля сливаются
с обобщенностью. Например: Дом друзей, где удач твоих вовсе не ценят и
где счет неудачам твоим не ведут...(К.Симонов). В стихотворении "Дом дру-
зей" поэт намеренно не называет действующих лиц, и этим создается обоб-
щение.
Такие предложения можно назвать неопределенно-обобщенными, так как
по форме они совпадают с неопределенно-личными, а по семантике являются
неопределенно-обобщенными.
Неопределенно-обобщенные
предложения
-
переходный тип между неопределенно и обобщенно-личными. Они являются
одним из средств художественной выразительности.
БЕЗЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Идея грамматической оппозиции "двусоставное/односоставное предложе-
ние" в русском синтаксисе принадлежит А.А,Шахматову. "Предложения рус-
ского языка, - писал ученый,- распадаются по форме на следующие две раз-
новидности: предложения односоставные, не представляющие словесного
обнаружения тех двух членов, на которые распадается каждая психологиче-
ская коммуникация, и на предложения двусоставные, один состав которых яв-
ляется господствующим и соответствует психологическому субъекту, а дру-
гой состав - зависимым и соответствует психологическому предикату" .
Эта мысль нашла поддержку в книге А.М.Пешковского "Русский синтаксис
в научном освещении".
Г.А.Золотова, говоря "о принципиальной двусоставности русского языка"
ставит вполне риторический вопрос: "И так ли уж нуждается наша граммати-
ка в понятии "односоставносгь"?"
"Центральной, наиболее употребительной и самой пестрой по структуре и
семантике разновидностью односоставных предложений " являются безлич-
ные предложения. Безличные предложения принято понимать как "такие од-
носоставные предложения, в которых выражается действие или состояние
(признак), возникающие и существующие независимо от производителя и но-
сителя признака".
Интересны размышления И.Т.Долина об особенностях безличных предло-
жений, изложенные на страницах журнала "Русский язык в школе":
„Чтобы
доказать
грамматическую
односоставность
русских
безличных
предложений или опровергнуть ее, необходимо еще раз обратиться к самим
безличным предложениям как к фактическому материалу. Возьмем для анали-
за простые конструкции типа: Матери не спится. Мне грустно. Молнией уби-
11
ло человека. Ему хотелось уйти. Мною об этом было уже заявлено. У меня
нет этой книги.''
Отрицать грамматическую односоставность этих предложений значит
признать их структурно-семантическое тождество с соответству-
ющими парными синтаксическими конструкциями, а именно: Мать не спит.
Я грущу. Молния убила человека. Он хотел уйти. Я об этом уже заявил. Я
не имею этой книги.
Но так ли это? В приведенных примерах явно заметны как структурные,
так и семантические различия. Ср. парные предложения: Мать не спит и
Матери не спится. В первом примере сказуемое не спит выражено лично-
спрягаемой формой глагола и грамматически подчинено подлежащему мать,
согласуясь с ним в числе (ср.: мать не спит - Матери не спят ). Это предло-
жение по своей грамматической форме является двусоставным. Во втором же
примере глагол-сказуемое имеет безличную форму, осложненную в данном
случае возвратным постфиксом -ся. Эта форма является грамматически неза-
висимой и управляет формой дательного падежа имени существительного
(ср.: Матери, матерям не спится ). Это предложение по своей грамматиче-
ской форме является односоставным.
„Можно ли утверждать, что существительное в предложении Матери не
спится употреблено в роли подлежащего, как склонна считать ГА.Золотова?
Думается, что нет, так как оно семантически выражает лишь косвенный лич-
ный
субъект
и
функционирует
как
грамматическое
дополнение.
В
этой
конструкции по сравнению с исходной формой (Мать не спит) происходит
семантический сдвиг. Грамматического же подлежащего в форме именитель-
ного падежа (в его традиционном понимании) в безличном предложении Ма-
тери не спится нет, и сама грамматическая форма глагола-сказуемого его не
допускает."
В безличных предложениях, как отмечал А.М.Пешковский, "бесподлежащ-
ность" - не случайное явление, а "составляет самую их сущность". По мне-
нию ученого, "с внутренней стороны эти предложения можно определить как
предложения, в которых подлежащее устранено не только из речи, но и из
мысли".
Сопоставляя предложения типа Я грущу и Мне грустно, также нельзя не за-
метить, что во втором случае сказуемое грустно, выраженное безлично-пре-
дикативным словом, не допускает при себе грамматического подлежащего в
именительном
падеже.
Местоименная
форма м н е семантически выражает
лишь косвенный личный субъект и грамматически выступает в роли дополне-
ния.
Аналогичные структуры и семантические различия существуют и в других
приведенных выше синтаксических парах. Так, предложение Молнией убило
человека характеризуется тем, что в нем содержится только косвенный пред-
метный субъект, выраженный формой творительного падежа (молнией), а гла-
гол-сказуемое (убило) имеет безличную форму, при которой грамматическое
подлежащее также невозможно. Е.М.Галкина-Федорук, один из крупных ис-
следователей русского безличного предложения, осмысляя подобные синтак-
12
сические конструкции, писала: "В безличной конструкции с творительным
объектом действующее лицо устранено, но обозначено орудие, которым дей-
ствует какой-то неизвестный деятель. Вместо гром убил человека говорят :
громом убило человека ". Семантическое "устройство" подобных предложе-
ний обусловлено способом их грамматического оформления, их грамматиче-
ской односоставностью.
Таким образом, по мнению Ю.Т.Долина, мы имеем дело не со структурно-
семантическим тождеством этих парных предложений, а с ярко выраженным
явлением синтаксической синонимии. А это, как известно, не одно и то же.
Еще сложнее обстоит дело с попыткой подведения под двусоставные моде-
ли таких конструкций, как На улице морозит; Кругом морозно; Светает. По
мнению Г.А.Золотовой, "название характеризуемого места, среды и может
рассматриваться как наличное или опущенное подлежащее данной модели".
Наше языковое чутье подсказывает, что данные синтаксические модели - это
все-таки односоставные предложения с отсутствующим семантическим субъ-
ектом, с отсутствующим грамматическим подлежащим.
Считаем,
что
само
понятие
грамматической
оппозиции
"двусоставное
предложение/односоставное предложение", прочно вошедшее в практику ву-
зовского и школьного изучения, не следует считать уже отжившим, пройден-
ным этапом в нашей синтаксической науке.
От весьма интересных теоретических споров перейдем к более подробной
характеристике безличных предложений.
Безличные предложения - это такие односоставные предложения, в кото-
рых выражается действие или состояние (признак), возникающие и суще-
ствующие независимо от производителя действия и носителя признака.
Безличные предложения - самая пестрая и наиболее употребительная груп-
па односоставных предложений, поэтому трудно дать их исчерпывающее
определение. Своеобразие безличных предложений создается взаимодействи-
ем семантических и структурных факторов и наглядно раскрывается при со-
поставлении их с синонимичными двусоставными предложениями. Сравни-
те: Саша не стоп, но она весела - Саше не спится, но весело ей.
(Н.Некрасов)
В
двусоставных
предложениях
утверждается
связь
действия
с
деятелем
(Саша не стоп), признака с носителем (она
весела). В односоставном гла-
гольном предложении (Саше не спится) действие изображается как независи-
мое от деятеля, как происходящее само по себе; в односоставном именном
предложении раскрывается не признак, а состояние Саши (весело ей).
Требует
уточнения
положение
о
том,
что
в
безличных
предложениях
"подлежащего нет и не может быть", порождающее различные вариации. В
одних случаях это положение аргументируется тем, что безличные предложе-
ния не допускают вопроса кто? или что? в других - подлежащее отожде-
ствляется с производителем действия.
Формула "подлежащего нет и быть не может" стала признаком именно без-
личного предложения потому, что в безличных предложениях степень связи
действия с деятелем, признака .с носителем признака минимальна, но это ха-
рактерно не для всех групп безличных предложений в равной мере. Безлич-
13
ные предложения образуют "сложную и пеструю гамму переходных типов от
полной безличности до безличности мнимой или потенциальной", обуслов-
ленной логической основой, лексическим значением слова, выполняющего
роль сказуемого, характером второстепенных членов, контекстом и речевой
ситуацией...
Не допускают вопрос кто? или что? такие предложения, как Светает;
Сильнее кошки зверя нет (И.Крылов) и т.д., однако вопрос что? возможен в
предложениях типа Весело кататься с высокой горы. При другом характере
актуального членения предложение с подобным лексико-грамматическим на-
полнением будет двусоставным. (Ср.: Кататься с высокой горы весело; Это
весело - кататься с высокой горы,..)
Возможность
вопроса кто? и л и что? в некоторых группах безличных
предложений (Зеленело вокруг; Завывало в трубе...), существование переход-
ных (промежуточных) разновидностей с формальной двусоставностью при
семантической безличности (Все тихо ), соотносительность русских безлич-
ных оборотов с формально двусоставными предложениями в других языках -
все это не позволяет при определении безличных предложений акцентировать
положение: "подлежащего нет и быть не может".
В семантике безличных предложений нет деятеля (действующего лица),
поэтому они и называются безличными. Это относится прежде всего к гла-
гольным
безличным
предложениям.
Семантика
безличных
предложений
очень разнообразна. Она обуславливает существование структурно-семанти-
ческих разновидностей безличных предложений, среди которых выделяются
как основные глагольные, причастные и именные.
Структура
безличных
предложений
Предикативный центр безличных предложений образуют глаголы, краткие
страдательные причастия среднего рода и слова категории состояния (без-
лично-предикативные слова, "наречия со значением состояния").
В состав сказуемого может входить инфинитив.
В предложениях со словами, имеющими модальное значение (нельзя, надо,
можно, (не) стоит, (не) следует и т.п.), инфинитив входит в состав сказуе-
мого при любом порядке слов. Препозиция инфинитива, выделяющая его как
коммуникативный центр, не изменяет структуры предложения. Например:
Увидеть это цветущее дерево можно только в глухом лесу...(Соколов-Мики-
тов); Поправляться вам надо...( Ю.Герман); О людях вообще жалеть не сто-
ит, а обо мне и подавно (И.Тургенев).
Предложения, в которых есть слова на -о со значением оценки и состояния
(весело, приятно, грустно, смешно...), являются односоставными лишь при
постпозиции инфинитива. Например: Грустно нам слушать осеннюю вьюгу...
(Н.Некрасов); Е й было
страшно
остаться
наедине
с
Анной ...(К.Пау-
стовский); Приятно собрать и поставить на стол букет свежих подснеж-
ников (Соколов-Микитов). При таком порядке слов на -о усиливается значе-
ние состояния.
При препозиции инфинитива (при отсутствии "дательного субъекта"...) в
словах на -о усиливается значение оценки, и по своим лексико-грамматиче-
14
ским
свойствам
они
сближаются
с
прилагательными.
Это
и
позволяет
рассматривать предложения с препозитивным инфинитивом как двусостав-
ное, где инфинитив - подлежащее, а слово на -о - сказуемое: Собрать и по-
ставить на стол букет свежих подснежников - приятно. Двусоставный ха-
рактер таких предложений часто подчеркивается расчленяющей интонацией,
на месте которой в письменной речи возможно тире.
Таким образом, предложения с модальным значением слов, к которым при-
мыкает инфинитив, - односоставные, а предложения со словами на -о, имею-
щие значение оценки и состояния, могут быть как односоставными, так и
двусоставными.
Сказуемое безличных предложений может быть распространено второсте-
пенными
членами,
среди
которых
различаются факультативные и нефа-
культативные (структурно обязательные). Нефакультативные второстепен-
ные члены выполняют роль вспомогательных средств, оформляющих безлич-
ные конструкции, и необходимы для выражения определенной семантики
предложения в целом. Отсутствие их может быть признаком структурной не-
полноты безличных предложений.
Не требуют конструктивно необходимых второстепенных членов лишь не-
которые безличные глаголы и безлично-предикативные слова, которые своим
лексическим значением ясно определяют предмет речи (мысли): светает,
морозит, морозно, ветрено и т.п. В таких предложениях могут быть обстоя-
тельства времени, конкретизирующие время состояния (вчера, сегодня, сей-
час, утром, днем, вечером, ночью и т.п.); обстоятельства степени действия и
качества (Очень морозно; Едва дождит) и т.п.
В преобладающем числе случаев структурно-семантические свойства без-
личных
конструкций
определяются
лексико-грамматическими
свойствами
сказуемых и второстепенных членов. Например: На улице холодно (состояние
природы); В комнате холодно (состояние окружающей среды); Мне холодно
(физическое состояние человека); На сердце холодно (психическое состояние
человека).
В конструировании безличных предложений определенной семантики как
структурно
обязательные
принимают
участие
следующие
второстепенные
члены: косвенное дополнение со значением лица, которое испытывает данное
состояние (так называемый "дательный субъекта"), косвенное дополнение в
форме творительного падежа, косвенное дополнение в форме родительного
падежа имени, обстоятельства места в отдельных семантических моделях и
некоторые другие. Например: Мне грустно потому, что весело тебе (М.Лер-
монтов); Если вам придется побывать в Нижнем Тагиле, загляните в музеи
краеведения (И.Андроников); Нам думать не положено, выполнять надо
(Шевцов); В лицо брызнуло ледяной пылью, сбитой пулементными очередями
с сугроба...(Ю.Бондарев); Милее наших мест нет на свете (К.Паустовский);
Дождь шумел, отплясывал по дороге тысячью длинных сверкающих ножек.
Кипело, булькало в канавах и лужицах... (В.Шукшин); А кругом удивительно
красиво. Полянка. Лес. Сверкающий пушистый снег на ветках. Зимнее солнце
золотит верхушки деревьев (М.Зощенко).
15
Выделенные второстепенные члены косвенно указывают на предмет речи
(мысли), чем устраняют потребность в подлежащем. Эти второстепенные
члены не являются типичным выражением логического субъекта, хотя они и
ограничивают, конкретизируют предмет речи (мысли) выражением некото-
рых свойств предмета суждения, иногда весьма существенных.
ИНФИНИТИВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Инфинитивными называются односоставные предложения с главным чле-
ном - сказуемым, выраженным независимым инфинитивом, обозначающие
возможное (невозможное), необходимое или неизбежное действие. Напри-
мер: Вам
не
видать
таких
сражений/ (М.Лермонтов); Тучам
солнца
не
скрыть, войне мир не победить (Пословица).
Главный член инфинитивных предложений может быть выражен независи-
мым инфинитивом без частицы бы и с частицей бы.
Инфинитивные предложения без частицы бы выражают модальные значе-
ния (долженствование, необходимость, невозможность, неизбежность и т.п.).
Например: Он как тополь между нами: только не расти, не цвести ему в на-
шем саду (М.Лермонтов); Не своротить камня с пути думою (М.Горький);
Смерть молчит задумчиво и строго, Видит - не прервать ей этой песни!
(М.Горький).
Инфинитивные предложения, выражающие категорический приказ, обыч-
но употребляются без обозначения лица и нередко используются в заглавиях
статей, носящих характер призыва, в лозунгах и т.д. Например: Убрать уро-
жай без потерь!
Предложения с вопросительной интонацией выражают сомнение, разду-
мье, нерешительное предположение и т.д. Очень выразительна в этом плане
строка А.Вознесенского А не махнуть ли на море?, представленная поэтом
как самостоятельное произведение.
Нередко инфинитивные предложения этой структуры имеют значение ри-
торических вопросов. Например: -Где мне понять мысли его? - думала она
(М.Горький).
Инфинитивные предложения с частицей бы выражают желательность дей-
ствия, опасение по поводу его совершения или предостережение, неосуще-
ствленное действие и т.д. Например: - Молчать бы Николаю-то! - тихо шеп-
нула мать Павлу (М.Горький); Не тебе бы говорить, не мне бы слушать (По-
словица); Им, В походах повзрослевших рано, Только бы еще мужать и
жить! Танки на могильные курганы Встали славу павших сторожить (С.-
Щипачев).
Драматично значение неосуществленного действия в стихотворении А.Су-
рикова "Товарищ":
На стволе пулемета лежит ладонь,
И ладонь холодней ствола.
Встать ему бы, кудрявому, взять гармонь
И вести девчат вдоль села.
16
Просыпаться бы парню ни свет, ни заря,
Плыть, рукой рассекая рябь,
Молотить бы в погожий день сентября,
Чернозем бы пахать под зябь...
Определение места инфинитивных предложений в системе типов односо-
ставного предложения в современной лингвистике носит дискуссионный ха-
рактер. Одни рассматривают инфинитивные предложения в составе безлич-
ных, как в школьном учебнике, другие выделяют их в особую разновидность
односоставных предложений.
Более правильной, по мнению В.В.Бабайцевой, представляется вторая точ-
ка зрения, и вот почему:
1. Инфинитивные предложения отличаются от безличных по общему зна-
чению. В них называется действие, которое нужно (желательно и т.д.) осуще-
ствить определенному, неопределенному или обобщенному лицу, а в безлич-
ных глагольных предложениях действие отвлечено от активного деятеля. Ин-
финитив имеет более близкое отношение к производителю действия, чем без-
личный глагол, так как это заложено в самой природе инфинитива. Характер
деятеля в инфинитивных предложениях имеет семантико-стилистическое зна-
чение, а неопределенность производителя действия в безличных предложени-
ях имеет структурно-синтаксическое значение.
2. Инфинитивные предложения отличаются от безличных составом преди-
кативной основы. В безличных предложениях с инфинитивом в состав сказу-
емого обязательно входит глагол или безлично-предикативное слово, к кото-
рому примыкает инфинитив. В безличных предложениях инфинитив не зави-
сит ни от какого слова, напротив, все слова подчиняются ему в смысловом и
грамматическом отношении. Сравните: Не стоит (не следует) спешить с
ответом! Не надо (не нужно, нельзя) спешить с отлетом! Не спешить с от-
ветом!
3.
В
безличных
предложениях
модальные
значения
(долженствование,
необходимость и т.п.) выражаются прежде всего лексически - безличным гла-
голом или безлично-предикативными словами, к которым примыкает ин-
финитив. В инфинитивных предложениях модальность определяется формой
инфинитива и интонацией, а усиливается и дифференцируется частицами.
Сравните: Тебе следует (нужно и т.п.) заниматься - Тебе заниматься бы!
Специфику инфинитивных предложений создает инфинитив, сочетающий
свойства глагола и имени. Сближаясь одной стороной с безличными, другой -
с номинативными, инфинитивные предложения образуют особую разновид-
ность односоставных предложений.
НОМИНАТИВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие
о
номинативных
предложениях
Номинативные предложения часто используются в художественной литера-
туре и в публицистике. Они обычно очень кратки, но семантически емки и
выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указы-
17
вая место, время и т.д., номинативные предложения сразу же вводят читателя
в обстановку действия. Способствуют развитию сюжета. Например: Лузанов-
ка. Белек Аравия, песок, оазисы колючей травы. За два часа испекаешься, как
рак... (К.Паустовский); Мосты и тоннели, Холмы и отроги, Равнины и солон-
чаки... И поезд проходит, И профиль дороги Колеблет его позвонки (М.Свет-
лов).
Структурную схему номинативных предложений образует имя существи-
тельное в именительном падеже (иногда местоимение) или количественно-
именное словосочетание. В некоторых функциональных разновидностях но-
минативных предложений в схему входят и частицы: Мороз. В лесу звенят
сосульки (А.Твардовский); Она! Вся кровь во мне остановилась (А.Пушкин);
Два часа. Уже поздно (В.Инбер); Сколько хлопот, однако! (А.Чехов),
При обозначении времени имя существительное может быть опущено, а
при обозначении количества предметов может быть опущено неопределенно-
количественное
слово.
Например: Это
было,
было
в
Одессе.
"Приду
в
четыре",- сказала Мария. Восемь. Девять, Десять. (В.Маяковский); Цветов-
то! (Ср.: Сколько цветов/).
Основным значением номинативных предложений является утверждение
бытия (наличия) предметов или явлений. Это значение может быть осложне-
но значением указания, эмоциональной качественной и количественной оцен-
ки, волеизъявления и др.
Номинативные
предложения
объединяют
семантически
пестрые
типы
предложений, здесь обнаруживается тесное взаимодействие и переплетение,
взаимопроникновение свойств двусоставных и грамматически односостав-
ных предложений.
Для выделения разновидностей номинативных предложений, отграничения
их друг от друга и от двусоставных предложений очень важен логический ас-
пект, позволяющий обобщить огромное количество семантических типов и
подтипов разграничением видов мысли, которые выражаются близкими по
лексико-грамматическому составу типами предложений.
1. Мысль "предмет речи(мысли) и его предикативная качественная характе-
ристика" обычно выражается двусоставными предложениями и некоторыми
разновидностями
односоставных
предложений: Закат
красив
(двусостав-
ное); Красиво! (Односоставное безличное); Красота! (Односоставное номи-
нативное).
2. Мысль "предмет речи (мысли) и его наименование" ("суждение наимено-
вания") обычно выражается двусоставными предложениями типа: Это зима;
Это дочка моя и т.п. Такие предложения функционально близки (но не тож-
дественны) предложениями типа Вот дочка моя.
Разумеется, наименование имеет место и в номинативных предложениях,
но для их семантики не является основным. Не является оно основным даже
для указательных номинативных предложений, поэтому термин назывные
предложения является ложно ориентирующим.
3. Мысль "предмет речи (мысли) и его существование" ("суждение бытия,
существования") может быть выражена как двусоставными, так и односо-
18
ставными номинативными предложениями: Была осень (Будет осень); На-
ступила осень; Осень. Изжелта-синий бисер нижется (Б.Пастернак).
"Суждение существования" - типичные, основной тип мысли для номина-
тивных предложений.
Среди субстантивных предложений выделяется группа предложений с син-
кретичной семантикой, в которых функции называния и констатации пред-
ставлены в равной мере, недифференцированно. Такие предложения соотно-
сительны и с типичными двусоставными, и с односоставными. Например:
Внезапно Шебалин увидел внизу тень громадной и стремительной птицы.
Самолет! (К.Паустовский); Сравните: Это самолет (узнавание и наименова-
ние); Самолет показался (летит...) (существование); Самолет! (Наименова-
ние и существование).
Разумеется, указание на соотносительность не является признанием тожде-
ства разных структурно-семантических типов, но позволяет вычленить один
из компонентов сложной семантики восклицательных номинативных предло-
жений.
По семантике различаются бытийные (описательные), указательные, побу-
дительно-пожелательные, оценочно-бытийные, собственно-назывные и "име-
нительный представления" ("именительный темы"). В общую группу номина-
тивных предложений эти разновидности объединяются формой главного чле-
на и доминирующим значением бытия, существования; различаются они от-
тенками в семантике, выраженными интонацией, конструктивными элемента-
ми (частицами) и т.д.
Бытийные предложения утверждают наличие или существование предмета
или
явления.
Например: Туман.
Река.
Клубятся
облака (Л.Мартынов);
Зеркальные вспышки мокрых весел, шум и крики купальщиков, говор гуляю-
щей публики, смех восклицания (В.Катаев).
В указательных предложениях идея бытия осложняется указанием на пред-
меты или явления при их наличии или появлении. В структурную схему вхо-
дят
частицы вот,
вот
и (иногда в о н ).
Например: Вот и вечер жизни.
Поздний вечер (Кедрин);
Я глубоко уверен в том, что вещи
Красноречивей всяческих речей...
Вот колокол. Он собирал на вече
Лудильщиков, кожевников, ткачей.
Вот горн. Им якобинцы возвестили,
Что кончилась на свете эра зла.
Вот кочерга, которой в Освенциме
Помешивалась белая зола (Винокуров).
Побудительно-пожелательные
предложения
лексически
ограничены,
но
весьма употребительны в речи: Внимание! Добрый день! Добрый путь! При-
вет! Подъем! И т.п.
В _оценочно-бытийных предложениях с качественной оценкой, если опу-
щено определенно-количественной слово, часто используются частицы; то,
19
то-то, ну и, охи, и т.д.: Цветов-то! Ну и цветов! Ох и цветов!… и т.д. (Срав-
ните: Сколько цвemoв!)
Особую
разновидность
образуют
качественно-оценочные
предложения
типа Красота!, включающие в свою семантику предмет речи (мысли) в виде
наглядно-чувственных образов, которые могут быть описаны в контексте. В
оценочно-бытийных предложениях с качественной и количественной оценка-
ми предмет речи (мысли) назван существительным, а предложения типа Кра-
сота! Содержат эмоциональную оценку того, о чем говорится, или того, что
является предметом наблюдения. Например: Он вспомнил, как осенью зеле-
ную крышу дома Тамары засыпала желтая листва, а среди листвы сидели
белые и черные голуби. Красота! (Лавров).
К собственно-назывным предложениям относятся названия книг, журна-
лов, картин, надписи на вывесках и т.д.
Специфическую
разновидность
номинативных
предложений
образуют
"именительный представления", который называет предмет мысли для того,
чтобы
вызвать
представление
о
нем
в
сознании
собеседника,
читателя.
Например: Москва!.. Как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
А.Пушкин).
В тексте "именительный представления" может сопровождаться глаголами
помнить, представлять и т.п., "освежающих" наглядно-чувственную основу
понятия.
Например: Помнишь лес у нас в Егоровском... Разве может он
когда-нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! (А.Куприн).
Синтаксическая
членимость
номинативных
предложений
Номинативные
предложения
граничат
с
нечленимыми
предложениями.
Разнообразие семантико-функциональных разновидностей, разная степень их
синтаксической членимости (отчасти отраженная в последовательности их
перечисления) определяются сложностью семантики номинативных предло-
жений при кажущейся простоте их структурных схем.
В номинативных предложениях отчетливо вычленяется главный и второ-
степенные члены.
Главный член номинативных предложений не является морфологизован-
ным, так как существительное по своей синтаксической роли многофункцио-
нально, поэтому для квалификации его синтаксической функции необходимо
учитывать логический и коммуникативный аспекты. Вопрос в синтаксиче-
ской функции главного члена номинативных предложений является спорным.
Одни (А.А.Потебня, Ф.Ф.Фортунатов, А.М,Пешковский и др.) квалифициру-
ют
главный
член
номинативных
предложений
как
сказуемое,
другие
(Д.Н.Овсянико-Куликовский, В.А.Богородйцкий, Л.А.Булаховский и др.) - как
подлежащее, третьи (Грамматика русского языка АН СССР) не считают его
ни
сказуемым,
ни
подлежащим,
четвертые
(А.А.Шахматов,
Е.М.Галкина-
Федорук и др.) разграничивают подлежащные и сказуемостные номинатив-
ные предложения.
Сравнивая свойства главного члена в предложениях Мороз и Красота!, ви-
дим, что существительное мороз по своим свойствам ближе к подлежащему (
Был мороз; Будет мороз; Пусть будет мороз...), а существительное красота
20
- к сказуемому. В указательных предложениях с частицами вот главный член
ближе к подлежащему: Вот и зима, а с частицами вот ближе к сказуемому:
Вот мельница. Она уж развалилась... (А.Пушкин). В остальных разновидно-
стях номинативных предложений главный член представлен диффузно из-за
нечеткости их логической членимости, особенно при восклицательной инто-
нации: Какой мороз! Ну и мороз! Цветов-то! Внимание! Пожар!...
Номинативные предложения могут быть распространенными и нераспро-
страненными, Причем главный член способен распространяться только опре-
делениями, согласованными и несогласованными. В поэтической речи опре-
деления, выраженные прилагательными, могут быть препозитивны и постпо-
зитивны.
Например: Осинник зябкий, да речушка узкая. Да синий бор, да
желтые поля. Ты всех милее, всех дороже, русская суглинистая, жесткая
земля (Сурков).
Больше второстепенных членов встречается в бытийных предложениях, ко-
торые называются также описательными: Тишина и блеск, белизна толстых
от снега крыш, по-зимнему низкий. Утонувший в снегах, красновато чернею-
щий голыми сучьями сад, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою
острую черно-зеленую вершину в синее яркое небо (И.Бунин).
В остальных разновидностях номинативных предложений число определе-
ний невелико. И чем ближе эти предложения к нечленимым, тем реже в них
вообще встречаются определения.
Несогласованные определения часто осложнены значениями дополнений и
обстоятельств. Сочетание определительного значения с объектным обычно
имеет место при отглагольных существительных. Например: Заезжий цирк.
Пристрастие к лошадям, к соленым, потным запахам арены (К.Симонов);
Вот и письмо. Письмо от сына. Заняла дыхание боль (А.Твардовский).
Многочисленны примеры номинативных предложений с обстоятельствен-
ными определениями: Веник у порога, кадка с водою в сенях, зеленый свет
сквозь листву в окошке, падающий на детские тетради...
(А.Н.Толстой);
Свисток на станции. Свисток на паровозе. Поезд тронулся (А.Куприн).
Трудными для синтаксического разбора являются предложения типа: Звез-
ды над полями, Глушъ да камыши… (И.Никитин). При решении вопроса о ха-
рактере предложения (двусоставное, неполное или номинативное) и синтак-
сической функции сочетания над полями учитываем коммуникативное назна-
чение предложения, которое выявляется в контексте. В данном случае целью
сообщения является утверждение бытия, существования предмета. Суще-
ствительное звезды поэтому произносится с логическим ударением. Следова-
тельно, это номинативное (бытийное) предложение.
Сочетание существительного с предлогом над полями, заключающее в себе
значение места, - интонационно ослабление. Связь этого сочетания с суще-
ствительным звезды обусловливает появление определительных отношений.
Следовательно, над полями одновременно и определение, и обстоятельство.
Оно характеризует признак предмета звезды по его местоположению.
21
Сравните интонацию в предложениях другого строения: На северном бере-
гу Охотского моря - бухта Нагаева (двусоставное неполное)... Теперь возле
бухты - крупный город (двусоставное неполное).
Единообразие формы выражения главного члена при разнообразии выра-
женных семантических оттенков увеличивает роль интонации, частиц, лек-
сико-семантических значений существительных при определении характера и
степени синтаксической членимости.
Для
номинативных
предложений
характерна
интонация,
которую
А.
М.Пешковский назвал «предикативной».
Для
выявления
структурных
и
семантических
качеств
номинативных
предложений большое значение имеет характер интонации, особенно повест-
вовательной и восклицательной.
Повествовательно-констатирующая интонация помогает отграничить но-
минативные предложения (прежде всего бытийные и указательные) от двусо-
ставных неполных. Сравните:1. Поезд медленно приближается к станции.
"Что это?" - "Вокзал". - "Кто это?" - "Наташа". 2. Поезд медленно прибли-
жается к станции. Вокзал. Вот и Наташа.
В первом тексте существительные вокзал и Наташа являются сказуемыми,
отвечающими на вопросы что это? кто это? И определяющими подлежа-
щее это. Во втором тексте утверждается наличие предмета (вокзал), обнару-
жение лица (вот и Наташа). Следовательно, в первом варианте - двусостав-
ные неполные предложения, во втором - односоставные номинативные. В
первых предложениях существительные произносятся с понижением голоса,
во вторых - с повышением, с констатирующей интонацией.
Можно
говорить
о
синонимичности
синтаксических
конструкций
типа
Это вокзал; Вокзал; Вот и вокзал; Вот вокзал, но нельзя не видеть в них
очень тонких оттенков значений, каждый из которых имеет стабильную син-
таксическую модель. В предложении Это вокзал отражается момент узнава-
ния. Определения названием незнакомому собеседнику увиденного предмета.
Предложение Вокзал, которое произносится с констатирующей интонацией,
утверждает наличие предмета. В предложениях Вот и вокзал; Вот вокзал от-
мечается появление и наличие предмета.
Восклицательно-констатирующая интонация не только утверждает наличие
(бытие) предмета, но и является одним из средств выражения эмоциональной
качественной и количественной оценки: Какой вечер! Цветов-то! и т.д., а
также может быть грамматическим показателем диффузности языковой се-
мантики. Так, в предложениях Пожар! Буря! ... не только утверждается на-
личие явлений, но и дается название их.
Таким образом, различие в интонации отражает разную степень логико-
семантической членимости разновидностей номинативных предложений.
Разнообразие разновидностей номинативных предложений, наличие пере-
ходных типов между двусоставными и номинативными и т.д. - все это делает
границы номинативных предложений нечеткими, а решение вопроса о харак-
тере субстантивных предложений в некоторых случаях условным.
22
ВОКАТИВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Вокативные предложения (предложения-обращения) оцениваются разноре-
чиво. Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложения,
другие включают в число номинативных, третьи рассматривают вокативные
предложения
как
нечленимые.
Разноречивость
характеристик
вызывается
синкретизмом семантико-граммагических свойств вокативных предложений.
Вокативные предложения - это обращения, осложненные выражением не-
расчлененной мысли, чувства, волеизъявления.
В типичных случаях обращение легко отличить от вокативного предложе-
ния. Сравните: Но вы меня любите, Лиза? Мы будем счастливы? (И.Турге-
нев) и - Лиза, - произнес Лаврецкий, - Лиза, - повторил он и склонился к ее
ногам... (И.Тургенев).
В первом предложении слово Лиза выполняет роль обращения, во втором -
это вокативное предложение, в котором имя собеседника осложнено выраже-
нием чувств говорящего. Некоторые авторы рассматривают обращение как
коммуникативный тип предложения и в соединении с другими функциональ-
ными типами предложений, в которых раскрывается конкретное содержание
того, с чем обратились к адресату речи. (Проничев)
Вокативные предложения отличаются семантико-граммагической самосто-
ятельностью. Они содержат имя существительное (или местоимение) в име-
нительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей призыв,
побуждение
к
прекращению
действия,
несогласие
с
собеседником,
укор,
упрек, сожаление, негодование и т.п. Часто употребляющиеся в вокативных
предложениях междометия и частицы усиливают и дифференцируют семан-
тико-граммагические свойства этих предложений. Характер интонации, выра-
жающей сложное содержание вокативных предложений, в художественной
литературе определяется авторскими ремарками или ситуацией.
По значению различаются следующие группы вокативных предложений:
1. Вокативные предложения-призывы, в которых созывается адресат речи с
целью привлечь его внимание. По семантике такие предложения близки к
собственно обращению, но отличаются от последнего интонационно-грамма-
тической
самостоятельностью: Вронский вышел на платформу и крикнул:
Облонский!
Здесь! (Л.Толстой);
- Часовой!
-строго
окликнул
Новиков...
(Ю.Бондарев).
В зависимости от ситуативных условий такие предложения характеризуют-
ся разной степенью эмоциональной насыщенности. Сравните, например, пол-
ное любви и нежности восклицание-призыв Лаврецкого: - Лиза! - сорвалось
едва внятно с его губ. Она вздрогнула и начала всматриваться в темноту. -
Лиза! Повторил Лаврецкий громче и вышел из тени аллеи (И.Тургенев).
2. Вокативные предложения, выражающие эмоциональную реакцию на
слова и действия собеседника: - Бабушка! - укоризненно, с расстановкой
произнесла Олеся (А.Куприн).
- ...Вы, Федор Иванович, должны примириться с вашей женой.
- Лиза! (И.Тургенев).
23
Главный член вокативных предложений нельзя квалифицировать ни как
подлежащее, ни как сказуемое, однако он может определяться другими члена-
ми, например приложением, что обычно имеет место при местоимении: - До-
гони же ее! - выкрикнула Катерина и толкнула меня в спину. – Догони! Да
куда же она побежала? Там круча! Там лед! Эх вы, недотепы! (Первенцев).
Условно
включая
вокативные
предложения
в
односоставные
(вслед
за
АА.Шахматовым), отметим, что они не являются типичными односоставны-
ми, и это определяет потенциальную способность вокативных предложений к
эволюционному переходу в разряд нечленимых слов-предложений при утрате
лексической значимости существительных. Например: Сто рублей! Боже ты
милостивый! (А. Пушкин); - Батюшки! - изумился тонкий (А.Чехов).
Из данного обзора типов односоставных предложений в современном рус-
ском языке мы видим, что свойства их обусловлены разной степенью логико-
психологической члени мости мысли к конкретных условиях коммуникации.
Как при отграничении односоставных предложений от двусоставных и не-
членимых предложений, так и при выделении разновидностей односостав-
ных предложений, как показывает изложенный материал, необходимо учиты-
вать комплекс структурных и семантических свойств.
Список
использованной
литературы
.
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация.-М.:Просвеще-
ние, 1979. - С. 116-139.
2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис.
Пунктуация.- М., 1981.- Ч.3.- С.100.
3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9
классов общеобраз. учебн. заведений. - М.:Просвещение,- 1992.
4. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский
язык: Учебник для 8 класса средней школы.- М.,1989.
5. Бахарев А.И. Отрицательные односоставные предложения в современ-
ном русском языке // Русский язык в школе .- 1981.- №5.- С.70-73.
6. Бровко А.С. О разграничении типов односоставных предложений // Рус-
ский язык и литература в средних учебных заведениях УССР .-1990.-№4.-
С.60-70.
7. Георгиева В.Л. История синтаксических явлений. - М.: Просвещение,
1968. - 170 с.
8. Долин Ю.Т. О грамматической форме предложений типа Была зима; На-
ступила тишина // Русский язык в школе. - 1995.- №4. - C.77-80.
9. Долин Ю.Т. Еще раз о грамматической форме безличного предложения //
Русский язык в школе .-1991.-МЬ1.-С.78-80.
10. Долин Ю.Т. О грамматической природе номинативных предложений //
Русский язык в школе,-1987.- №1.- С.80-85.
11. Долин Ю.Т. О грамматической форме предложений типа Иду; Иди //
Русский язык в школе .-1988.- №5.- С.63-66.
24
12. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М.,
1982.
13. Золотова Г.А. О возможностях перестройки в преподавании русского
языка // Русский язык в школе .-1988.- №5.- С.37-43.
14. Рословец Я.И. Номинативные эмоционально-оценочные предложения в
русском языке // Русский язык в школе .-1973.- №1,- С.72-80.
15. Русская грамматика.- М.,1980.- Т.2.
16. Тарасов П.И. О некоторых семантико-стилистических особенностях од-
носоставных предложений // Русский язык в школе .- 1988.-Ш.-С.73-78.
17. Чумакова Т.В. Синонимика односоставных инфинитивных предложе-
ний со значением необходимости // Русский язык в школе. - 1989.-№5.-С.83-
88.
Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском язы-
ке. – М., Просвещение, 1968
25