Автор: Иптиева Людмила Юрьевна
Должность: Учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: с. Хошеутово, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Раздел: полное образование
РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной деятельностью.
Существует огромное количество профессий, но именно к профессии педагога всегда
предъявляют
высокие
требования.
Действительно,
благодаря
педагогам
передается
накопленный опыт, от них зависит развитие подрастающего поколения и их будущее. Быть
учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники
педагогических университетов остаются работать учителями, преподавателями или воспи-
тателями.
Не
каждый
может
найти
общий
язык
с
учащимися,
их
родителями
и
соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет педагогу.
Учитель – это состояние души, образ жизни.
Когда-то древнегреческий философ Сократ сказал, что профессия учителя – одна из
тех, что даны Богом. Учитель – это человек, который непрерывно совершенствуется как в
области предметных знаний, так и в овладении методикой, формами и технологиями
обучения.
Специализированный педагог должен обладать следующими психологическими и
профессиональными
качествами:
целенаправленностью,
сообразительностью,
сдержанностью,
опытом,
приспособляемостью,
оптимизмом,
и,
конеч но,
доброжелательностью.
В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
постоянно вводят новые образовательные стандарты для образовательных учреждений
страны. Соответственно, на педагогов возлагается большая ответственность за создание
комфортных
и
эффективных
условий
для
установления
этих
стандартов
и
развития
личности учащихся.
В соответствии с нормами ФГОС, требования к преподавателям растут с каждым
годом. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать накопленные
знания и опыт ученикам, то сегодня педагог должен научить их способам получения
знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников.
В сфере образования постоянно происходят изменения, и важно, чтобы педагог смог
приспособиться к данным условиям и помочь учащимся приспособиться к ним. Речь идёт
о
квалифицированном,
грамотном
и
умеющем
увлекать
учеников
педагоге.
Передать
знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика.
Работа педагога может быть эффективной в том случае, если он профессионально
компетентен,
образован,
имеет
научно-теоретическую
и
методическую
подготовку,
способен
выявить
причины
трудностей
учеников,
оказывать
необходимую
помощь,
направлять,
прогнозировать
дальнейшие
действия
школьников,
умеет
планировать
педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников.
Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и
ученика. Учитель и учащийся являются партнёрами в учебном процессе. Отличительной
особенностью
современного
урока
является
наличие
элементов
активной
работы
учащихся. А работа педагога заключается в том, чтобы создать позитивные и комфортные
условия для образовательного процесса.
Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым
днём.
Благодаря
новым
компьютерным
технологиям,
информация
стала
гораздо
доступнее. Сегодня учитель уже не является единственным источником знаний. Благодаря
современным технологиям появились возможности для самостоятельной творческой и
исследовательской деятельности учеников.
Но все же, педагог как источник информации и по сей день является незаменимым. В
отличие
от
компьютера,
педагог
может
научить
ребенка
самостоятельно
мыслить,
сравнивать
анализировать,
делать
выводы
и
принимать
самостоятельное
решение.
Компьютер дает лишь конечную информацию. Именно педагог способен научить ребёнка
мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравствен-
ном формировании личности.
В последнее время в мире наблюдается значительное снижение культурного и
духовного уровней. Моральные ценности в какой-то степени утратили свою актуальность.
Интернет и телевидение всё чаще показывают нам сцены грубости, насилия и жестокости.
Образ
кумиров
современных
подростков
оставляет
желать
лучшего.
Подрастающее
поколение
особенно
часто
проводит
время
в
виртуальном
мире,
и,
соответственно,
впитывает весь этот негатив. Сегодня особенно актуальна проблема циничного отношения
некоторых
молодых
людей
к
таким
понятиям
как
«порядочность»,
«скромность»
и
«интеллигентность».
Поэтому,
в
настоящее
время
как
никогда
важно
развитие
и
саморазвитие
личности,
создание
нормальных
условий
для
самоопределения
и
социализации учащегося, на что непосредственно влияет педагог и учитель.
Педагог играет важную роль в сохранении живого общения, так как именно оно
является основанием взаимодействия людей и общества в целом. Он должен привить
учащимся радость общения и взаимодействия с людьми, и, посредством этого, сохранить
свой язык и культуру.
Педагог также выполняет функцию накапливания в себе социального опыта.
Накапливая всю жизнь в себе жизненные ценности, он передаёт их молодому поколению,
и,
таким
образом,
педагог
является
значительным
звеном
в
механизме
передачи
накопленного ценностного опыта.
Трудность
профессии
педагога
состоит
также
в
том,
что
он
должен
уметь
приспособиться к каждому ребенку (молодому человеку) как к индивиду, и не к каждому
легко найти подход. Есть проблемные дети (молодые люди), которые труднее усваивают
материал и требуют особого обращения. В таких ситуациях нужно проявить немало
терпения при использовании психологических методов для успешного обучения. Кто-то
усваивает полученную информацию быстро, а кто-то нет.
Профессия педагога требует огромной выдержки, усилий и терпения. Если
преподаватель любит свою профессию и своих учеников, то он в любом случае будет
успешным.
Заслуженный немецкий педагог и политик А. Дистервег говорил: «Самым важным
явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика
является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа
воспитания».