Автор: Кудрина Людмила Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 10"
Населённый пункт: город Кыштым Челябинская область
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Умники и умницы" 1-4 классы
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам директора по ВР Директор МОУ «СОШ № __»
______________________________ ___________________________
«_______» _______________ 2019 г. «_______» _______________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
(начальное общее образование)
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации рабочей программы – 4 года (1-4 классы)
Автор-составитель:Кудрина Л.П.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 10» г. Кыштыма
Челябинской области
г. Кыштым, 2019 г.
Аннотация
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших
школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в
соответствии с требованиями ФГОС.
Курс «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллекту-
альноеразвитие личности.
Направление рабочей программы-общеинтеллектуальное.
Срок реализации рабочей программы – 4 года.
Возраст обучающихся 6-10 лет.
Форма организации обучения – математические игры, конструирование и моделирование.
В 1 классе программа рассчитана на 68 занятий, во 2 – 4 классах на 70 часов в год с проведени -
ем занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует
курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика за -
дач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопыт -
ную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содер-
жания математической деятельности.
Задачи:
1.
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
2.
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
3.
Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм ор-
ганизации занятий и использованием современных средств обучения;
4.
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить мето-
дике выполнения логический заданий;
5.
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
6.
Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчле-
няя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновы-
вать собственные мысли;
7.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
1.
Планируемые результаты освоения курса «Умники и умницы»
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
у
обучающихся
будут
сформированы
личностные,
метапредметные
универсальные
учебные
действия.
Личностные результаты
-
развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных
заданий
проблемного и эвристического характера;
-
развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного за-
дания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; исполь-
зовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми голо-
воломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в
групповую
работу. Участвовать в обсуждении проблемныхвопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном дей-
ствии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать крите-
рии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и иско-
мые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в та-
блице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направ-
ление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструк-
ции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным
контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёр-
ток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструк-
цию с образцом.
ПредметныеУУД1 класс
№
п/п
Тема
Предметные результаты
1
Математика– это
интересно
Решениенестандартныхзадач.Игра«Муха»(«муха»перемещаетсяпо
командам«вверх, «вниз», «влево», «вправо»
на
игрово м поле3х3
клетки).
2
Танграм:древняя
китайская
головоломка.
Составлениекартинки
с заданнымразбиениемначасти;счастично
заданнымразбиениемначасти;беззаданногоразбиения.Проверка
выполненнойработы.
3
Путешествие
точки.
Построениерисунка(на
листев
клетку)
всоответствии с заданной
последовательностью«шагов»
(по
а лгоритму).Проверкаработы.
Построениесобственногорисункаи описаниеего «шагов».
4
Игрыс кубиками.
Подсчётчислаточекна
верхнихграня
х выпавшихкубиков(укаждого
два кубика).Взаимныйконтроль.
5
Танграм:древняя
китайская
головоломка.
Составлениекартинки
с заданнымразбиениемначасти;счастично
заданнымразбиениемначасти;беззаданногоразбиения.Составление
картинки,представленнойвуменьшенноммасштабе.Проверка
выполненнойработы.
6
Волшебная
линейка
Шкалалинейки.Сведенияиз
историиматематики:история
возникновениялинейки.
7
Праздникчисла10
Игры«Задумайчис л о » ,
«Отгадайзадуманноечисло».
Восстановлениепримеров:поискцифры, котораяскрыта.
8
Конструирование
многоугольников
издеталей танграма
Составлениемногоугольнико
в
с заданнымразбиениемна
части;с
частичнозаданнымразбиениемначасти;беззаданногоразбиения.
Составлениемногоугольников,представленныхвуменьшенном
масштабе.Проверка выполненнойработы.
9
Игра-
соревнование
«Веселыйсчёт»
Найти,показатьи назватьчислапо порядку (от1 до 20).
Числаот1
до
20
расположенывтаблице ( 4
х 5 ) непо
порядку,а
разбросаныповсей таблице.
10
Игрыс кубиками.
Подсчётчислаточекна
верхнихграня
х выпавшихкубиков(укаждого
два кубика).Взаимныйконтроль.
11-
12
ЛЕГО-
конструкторы.
Знакомствосдеталямиконструктора,схемами-инструкциямии
алгоритм а м и построенияконструкций.
Выполнениепостройкипо
собственномузамыслу.
13
Весёлаягеометрия
Решениезадач,формирующихгеометрическуюнаблюдательность.
14
Математические
игры
Построение«математических»пирамид:«Сложениевпределах10»;
«Вычитание впределах10».
15-
16
«Спичечный»
конструктор
Построениеконструкциипо
заданномуобразцу.Перекладывание
несколькихспичеквсоответствии с условием.Проверка
выполненной
работы.
17
Задачи-смекалки.
Задачис некорректнымиданными.
Задачи,допускающиенесколькоспособоврешения.
18
Пряткис
фигурами
Поискзаданныхфигурвфигурахсложнойконфигурации.
Р а б отас
таблицей«Поиск треугольниковв заданнойфигуре»
6
19
Математические
игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;
«Сложениевпределах20»;«Вычитание
впределах10»;«Вычитание
в
пределах20».
20
Числовые
головоломки
Решение и
с о ставлениеребусов,содержащихчисла.Заполнение
числовогокроссворда(судоку).
21-
22
Математическая
карусель.
Работав«центрах»деятельности:«Конструкторы»,«Математические
головоломки»,«Занимательныезадачи».
23
Уголки
Составлениефигуриз 4, 5, 6, 7 уголков:по образцу,пособственному
замыслу.
24
Игра вмагазин.
Монеты.
Сложениеи вычитаниев пределах20.
25
Конструирование
фигуриздеталей
танграма
Составлениефигур
с заданнымразбиениемначасти;
с частично
заданнымразбиениемначасти;беззаданногоразбиения.Составление
фигур,представленныхвуменьшенноммасштабе.Проверка
выполненнойработы.
26
Игрыс кубиками.
Сложение и вычитаниев пределах20. Подсчётчислаточекна верхних
граняхвыпавших
кубиков(укаждого д в а кубика).На
граняхпервого
кубикачисла2, 3, 4, 5, 6, 7, а на граняхвторого– числа4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимныйконтроль.
27
Математическое
путешествие.
Сложениеи вычитаниев пределах20. Вычисленияв группах.
1-йученикизчиславычитает3;вто р о й – прибавл я е т 2 , третий–
вычитает3,
а четвертый – прибавляет5. Ответы
кчетырёмраундам
записываютсяв таблицу.
1-йраунд:10 – 3 =7
7+2=9
9– 3 =6
6+5=11
2-йраунд:11 – 3 =8и т.д.
28
Математические
игры
«Волшебнаяпалочка»,«Лучшийлодочник»,«Гонкис зонтиками».
29
Секретызадач
Решениезадачразнымиспособами.Решениенестандартныхзадач.
30
Математическая
карусель.
Работав«центрах»деятельности:Конструкторы.Математические
головоломки.Занимательныезадачи.
31
Числовые
головоломки
Решение и
с о ставлениеребусов,содержащихчисла.Заполнение
числовогокроссворда(судоку).
32
Математические
игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;
«Вычитание впределах20».
2 класс
№
п/п
Тема
Предметные результаты
1
Удивительная
снежинка.
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.
2
Крестики – нолики.
Игры «Крестики – нолики», «Танграм». Игры «Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник» (сложение и вычитание в пределах 20).
3
Математически
е игры.
Числа
от
1
до
100.
Игра
«Русское
лото».
По строение
математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с
переходом через разряд).
4
Прятки с фигурами.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение
задач на деление заданной фигуры на равные части.
5
Секреты задач.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
6-7
«Спичечныйк
онструктор».
Построениеконструкциипо
заданномуобразцу.Перекладывание
несколькихспичеквсоответствии с условием.Проверка выполненной
работы.
8
Геометрический
калейдоскоп.
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм.
Составление картинки без разбиения на части и представленной в
уменьшенном масштабе.
9
Числовые
головоломки.
Решение
и
составление
ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
10
«Шаг в будущее»
Конструктор
«Спички».
Игры:
«Волшебная
палочка»,
«Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?»
11
Геометрия вокруг
нас.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
12
Путешествие
точки.
Построение
геометрической
фигуры
(на
листе
в
клетку)
в
соответствии
с
заданной
последовательностью
шагов
(по
алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и
описание его шагов.
13
«Шаг в будущее».
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики». Игры: «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»
14
Тайны
окружности.
Окружность.
Радиус
(центр)
окружности.
Распознавание
(нахождение)
окружно сти
на
орнаменте.
С о с т а вл е н и е
(вычерчивание)орнамента с использованием циркуля (по образцу,
по собственному замыслу).
15
Математическое
путешествие.
Вычисления
в
группах.
Первый
ученик
из
числа
1,
второй
–
прибавляет 18, третий – вычитает – 16, а четвертый – прибавляет
15. Ответы к пяти раундам записываются. 1 раунд: 34-14=20 20+18=
38 38-16=22 22+15=37
16-
17
Новогодний
серпантин.
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры
(работа
на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
18
Математиче
ские игры.
Построение
математических
пирамид:
«Сложениевпределах
100»;«Вычитание впределах100».
19
«Часы нас будят по
утрам».
Определение времени
по часам с точностью до часа. Часовой
циферблат с подвижными стрелками.
20
Геометрически
й калейдоскоп.
Задачи на разрезание и составление фигур.
21
Головоломки.
Расшифровка
закодированных
слов.
Восстановление
примеров:
объяснить какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.
22
Секреты задач.
Задачи
с
лишними
или
недостающими
либо
некорректными
данными. Нестандартные задачи.
23
«Что скрывает
сорока?».
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л,
100г, про100р, 40а, 3буна, и100рия и др.
24
Интеллектуальная
разминка.
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры
(работа
на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
25
Д в а ж д ы
д в а
–
четыре.
Таблица
умножения
однозначных
чисел.
Игра
«Математическое
домино».
Математические
пирамиды:
«Умножение»,
«Деление».
Математический
набор
«Карточки
–
считалочки»
(сорбонки):
карточки двусторонние: на одной стороне, на другой – ответ.
26-
27
Дважды два – четыре.
Игры
с
кубиками
(у
каждого
два
кубика).
Запись
результатов
умножения
чисел
(числа
точек)
на
верхних
гранях
выпавших
кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме
«Табличное умножение и деление чисел».
28
В царстве
смекалки.
Сбор
информации
и
выпуск
математической
газеты
(работа
в
группах).
29
Интеллектуальная
разминка.
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры
(работа
на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
30
Составь квадрат.
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников
(квадратов) из заданных частей.
31-
32
Мир
занимательных
задач.
Задачи,
имеющие
несколько
решений.
Нестандартные
задачи.
Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные
задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».
33
Математические
фокусы.
Отгадывание
задуманных
чисел.
Чтение
слов:
слагаемое,
уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
34
Математическая
эстафета.
Решение
олимпиадных
задач
(подготовка
к
международному
конкурсу «Кенгуру»).
3 класс
№
п/п
Тема
Содержание
1
Интеллектуальная
разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
2
«Числовой»
конструктор»
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью
комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20,
30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3
Геометрия вокруг нас
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
4
Волшебные
переливания.
Задачи на переливание.
5-6
В царстве смекалки
Решение
нестандартных
задач
(на
«отношения»).
Сбор
информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
7
«Шаг в будущее»
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»,
конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и
конструирование».
8-9
«Спичечный»
конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких
спичек
в
соответствии
с
условием.
Проверка
выполненной работы.
10
Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
11-
12
Интеллектуальная
разминка.
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры
(работа
на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
13
Математические
фокусы
Порядок
выполнения
действий
в
числовых
выражениях
(без
скобок,
со
скобками).
Соедините
числа
1
1
1
1
1
1
знаками
действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
14
Математические игры
Построение
математических
пирамид:
«Сложение
в
пределах
1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление».
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма
больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).
15
Секреты чисел
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева
направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа
тремя одинаковыми цифрами.
16
Математическая
копилка
Составление
сборника
числового
материала,
взятого
из
жизни
(газеты, детские журналы), для составления задач.
17
Математическое
путешествие
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140;
второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый —
прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются.
Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680
– 160 = 520 520 ++ 150= 670
18
Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на
определённом
транспорте
по
выбранному
маршруту,
например
«Золотое кольцо» России, города-герои и др.
19
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
20-
21
В царстве смекалки
Сбор
информации
и
выпуск
математической
газеты
(работа
в
группах).
22
Мир
занимательных
задач
Задачи
со
многими
возможными
решениями.
Задачи
с
недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи
на
доказательство:
найти
цифровое
значение
букв
в
условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
23
Геометрический
калейдоскоп
Конструирование
многоугольников
из
заданных
элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.
24
Интеллектуальная
разминка
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры
(работа
на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
25
Разверни листок
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
26-
27
О т
с е к у н д ы
д о
столетия
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит
за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что
успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за
сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте
своих родственников.
28
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (какуро)
29
Конкурс смекалки
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
30
Это было в старину
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок,
верста,
пуд,
фунт
и
др.
Решение
старинных
задач.
Работа
с
таблицей «Старинные русские меры длины»
31
Математические
фокусы
Алгоритм
умножения
(деления)
трёхзначного
числа
на
однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
32-
33
Энциклопедия
математических
развлечений
Составление
сборника
занимательных
заданий.
Использование
разных
источников
информации
(детские
познавательные
журналы, книги и др.).
34
Математический
лабиринт
Итоговое
занятие
—
открытый
интеллектуальный
марафон.
Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
4 класс
№
п/п
Тема
Предметные результаты
1
Интеллектуальная
разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
2
Числа - великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?
3
Мир
занимательных
задач
Задачи
со
многими
возможными
решениями.
Задачи
с
недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи
на
доказательство:
найти
цифровое
значение
букв
в
условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
4
Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных на представлений.
5
Римские цифры
Занимательные задания с римскими цифрами.
6
Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку, какуро).
7
Секреты задач.
Задачи
в
стихах
повышенной
сложности:
«Начнем
с
хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
8
В царстве смекалки.
Сбор
информации
и
выпуск
математической
газеты
(работа
в
группах).
9
Математический
марафон.
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
10
-
11
Спичечный
конструктор.
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких
спичек
в
соответствии
с
условием.
Проверка
выполненной работы.
12
Выбери маршрут.
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на
определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем
расстояние между городами и селами.
13
Интеллектуальная
разминка.
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры
(работа
на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
14
Математические
фокусы.
«Открой»
способ
быстрого
нахождения
суммы.
Как
сложить
несколько последовательных чисел натурального ряда? Например,
6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др.
15
-
17
Занимательное
моделирование.
Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. набор
«Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание
объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма
треугольная,
куб,
конус,
четырехугольная
пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
18
Математическая
копилка
Составление
сборника
числового
материала,
взятого
из
жизни
(газеты, детские журналы), для составления задач.
19
Какие слова спрятаны в
таблице?
Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой.
20
«Математика
–
наш
друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые»
задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи
и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
21
Ре ш а й,
о т г а д ы в а й ,
считай.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий
так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90,
100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там,
где необходимо, можно использовать скобки.
22
-23
В царстве смекалки
Сбор
информации
и
выпуск
математической
газеты
(работа
в
группах).
24
Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку, какуро).
25
-
26
Мир
занимательных
задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в
виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным
составом
условия.
Задачи
на
доказательство:
найти
цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
27
Математические
фокусы.
Отгадывание
задуманных
чисел:
«Отгадай
задуманное
число»,
«Отгадай число и месяц рождения» и др.
28
-
29
Интеллектуальная
разминка.
Работа
в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры
(работа
на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
30
Блиц
–
турнир
п о
решению задач.
Решение
логических,
нестандартных
задач.
Решение
задач,
имеющих несколько решений.
31
Математическая
копилка.
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.
32
Геометрические
фигуры вокруг нас.
Поиск квадратов в прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой части
листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую
фигуру? (работа с набором «Танграм»).
33
Математический
лабиринт
Интеллектуальный
марафон.
Подготовка
к
международному
конкурсу «Кенгуру».
34
Математический
праздник.
Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки.
Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
2.
Содержание учебного курса «Умники и умницы»
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответству-
ющие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом
шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
- «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не со-
бьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый
случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние
карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20;
100», «Умножение», «Деление».
- Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика
и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной
школы.«ДОС»,2004 г.)
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными дан-
ными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, вы -
деление условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации,
содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных
решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ +
ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки
(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну и несколько
осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части
фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуромконструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыс-
лу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с ис -
пользованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из разверток: цилиндр, призмашестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида,октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пяти-
угольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения – конструирование и моделирование:
- Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
- Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор (вместо спи -
чек можно использовать счетные палочки).
- ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
- Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты имозаики», «Монтажник»,
«Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
3.
Тематическое планирование учебного курса «Умники и умницы» 1 класс
№
п/п
Тематический раздел
Количество
часов
Дата
проведения
1
Математика– это интересно
2
2
Танграм:древняя китайская головоломка.
2
3
Путешествие точки.
2
4
Игрыс кубиками.
2
5
Танграм:древняя китайская головоломка.
2
6
Волшебная линейка
2
7
Праздникчисла10
2
8
Конструирование многоугольников издеталей танграма
2
9
Игра- соревнование «Веселыйсчёт»
2
10
Игрыс кубиками.
2
11
ЛЕГО-конструкторы.
2
12
ЛЕГО-конструкторы.
2
13
Весёлаягеометрия
2
14
Математические игры
2
15
«Спичечный» конструктор
2
16
«Спичечный» конструктор
2
17
Задачи-смекалки.
2
18
Пряткис фигурами
2
19
Математические игры
2
20
Числовые головоломки
2
21
Математическая карусель.
2
22
Математическая карусель.
2
23
Уголки
2
24
Игра вмагазин. Монеты.
2
25
Конструирование фигуриздеталей танграма
2
26
Игрыс кубиками.
2
27
Математическое путешествие.
2
28
Математические игры
2
29
Секретызадач
2
30
Математическая карусель.
2
31
Числовые головоломки
2
32
Математические игры
3
33
Итоговое занятие
3
Тематическое планирование учебного курса «Умники и умницы» 2 класс
№
п/п
Тематический раздел
Количество
часов
Дата
проведения
1
Удивительная снежинка
2
2
Крестики – нолики.
2
3
Математические игры.
2
4
Прятки сфигурами.
2
5
Секреты задач.
2
6
«Спичечный конструктор».
2
7
«Спичечный конструктор».
2
8
Геометрический калейдоскоп.
2
9
Числовые головоломки.
2
10
«Шаг в будущее»
2
11
Геометриявокруг нас.
2
12
Путешествие точки.
2
13
«Шаг в будущее».
2
14
Тайны окружности.
2
15
Математическое путешествие.
2
16
Новогодний серпантин.
2
17
Новогодний серпантин.
2
18
Математические игры.
2
19
«Часы нас будят по утрам».
2
20
Геометрический калейдоскоп.
2
21
Головоломки.
2
22
Секреты задач.
2
23
«Что скрывает сорока?».
2
24
Интеллектуальная разминка.
2
25
Дважды два – четыре.
2
26
Дважды два – четыре.
2
27
Дважды два – четыре.
2
28
В царстве смекалки.
2
29
Интеллектуальная разминка.
2
30
Составь квадрат.
2
31
Мир занимательных задач.
2
32
Мир занимательных задач.
2
33
Математические фокусы.
2
34
Математическая эстафета.
2
35
Итоговое занятие
2
Тематическое планирование учебного курс «Умники и умницы» 3 класс
№
п/п
Тематический раздел
Количество
часов
Дата
проведения
1
Интеллектуальная разминка
2
2
«Числовой» конструктор.
2
3
Геометрия вокруг нас
2
4
Волшебные переливания.
2
5
В царстве смекалки
2
6
В царстве смекалки
2
7
«Шаг в будущее»
2
8
«Спичечный» конструктор
2
9
«Спичечный» конструктор
2
10
Числовые головоломки.
2
11
Интеллектуальная разминка.
2
12
Интеллектуальная разминка.
2
13
Математические фокусы
2
14
Математические игры
2
15
Секреты чисел
2
16
Математическая копилка
2
17
Математическое путешествие
2
18
Выбери маршрут.
2
19
Числовые головоломки
2
20
В царстве смекалки
2
21
В царстве смекалки
2
22
Мир занимательных задач
2
23
Геометрический калейдоскоп
2
24
Интеллектуальная разминка
2
25
Разверни листок
2
26
От секунды до столетия
2
27
От секунды до столетия
2
28
Числовые головоломки
2
29
Конкурс смекалки
2
30
Это было в старину
2
31
Математические фокусы
2
32
Энциклопедия математических развлечений
2
33
Энциклопедия математических развлечений
2
34
Математический лабиринт
2
35
Итоговое занятие
2
Тематическое планирование учебного курс «Умники и умницы» 4 класс
№
п/п
Тематический раздел
Количество
часов
Дата
проведения
1
Интеллектуальная разминка
2
2
Числа - великаны
2
3
Мир занимательных задач
2
4
Кто что увидит?
2
5
Римские цифры
2
6
Числовые головоломки
2
7
Секреты задач
2
8
В царстве смекалки
2
9
Математический марафон
2
10
«Спичечный конструктор»
2
11
«Спичечный конструктор»
2
12
Выбери маршрут
2
13
Интеллектуальная разминка
2
14
Математические фокусы
2
15
Занимательное моделирование
2
16
Занимательное моделирование
2
17
Занимательное моделирование
2
18
Математическая копилка
2
19
Какие слова спрятаны в таблице?
2
20
Математика – наш друг!
2
21
Решай, отгадывай, считай!
2
22
В царстве смекалки
2
23
В царстве смекалки
2
24
Числовые головоломки
2
25
Мир занимательных задач
2
26
Мир занимательных задач
2
27
Математические фокусы
2
28
Интеллектуальная разминка
2
29
Интеллектуальная разминка
2
30
Блиц – турнир по решению задач
2
31
Математическая копилка
2
32
Геометрические фигуры вокруг нас.
2
33
Математический лабиринт
2
34
Математический праздник
2
35
Итоговое занятие
2
Используемые источники:
1.
Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной дея-
тельности младших школьников (1 – 4 классы).
2.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.Н.Ф. Виноградовой. –
М.:Вентана-Граф, 2017. – 192 с.
3.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ. Методическое
пособие / авт.-сост. А.П. Мишина, Н.Г Шевцова / под общ. Ред. А.П. Мишиной. – М.: Планета,
2016.
4.
Сборник рабочих программ курсов внеурочной деятельности (с учетом национальных, регио-
нальных и этнокультурных особенностей Челябинской области) / авт.-сост. Д. Ф. Ильясов, Н.
Е. Скрипова, И. Д. Борченко и др. ; под.ред. Н. Е. Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. –
192 с.