Напоминание

"Любимый мой край"


Автор: Андырева Надежда Егоровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Березники Пермский край
Наименование материала: Конспект внеклассного занятия по миру природы
Тема: "Любимый мой край"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное занятие по миру природы:

"Любимый мой край"

Составитель:

Андырева Надежда Егоровна

учитель начальных классов

высшей категории.

Внеклассное занятие: «Любимый мой край».

Цель:

Создать условия для погружения в богатую и разнообразную

природную среду родного края.

Задачи:

-Дать характеристику Пермского края как единого региона, выявить

наиболее типичные черты положения, познакомить с

разнообразием природы родного края.

-Совершенствовать умения учащихся работать с информационными

данными для формирования целостного представления о своей

земле.

-Воспитывать у учащихся стремление активного участия и личной

ответственности в деле охраны природы, чувства сопричастности к

тому, что происходит в нашем общем доме.

Оборудование: карточки с названиями рек, городов, полезных

ископаемых, символика Пермского края и Березников. Карты

России и Пермского края. Иллюстрации растений Пермского края.

Презентации о Пермском крае и животных, о Березниках, гимн

Пермского края, запись песни о Березниках.

Ход занятия:

Занятие проводят два учителя: учитель музыки и начальных

классов.

1уч.- Ребята, давайте споем песню о России.

-Что такое Россия?

2уч.-Наше путешествие мы начнем с необычного задания. Я

предлагаю вам собрать мозаику и определить на что похожа фигура

которая у вас получилась, и узнаете куда мы отправимся в

путешествие.( контур Пермского края)

-Неслучайно фигура напоминает контур карты нашего края потому,

что говорить мы будем о Пермском крае, о нашем родном крае, о

нашей малой родине, которую мы должны любить и знать. А

насколько хорошо вы знаете свой край мы выясним совершив

заочное путешествие.

Стихи читают дети:

1.

Такие просторы полей и лесов

И небо такой высоты,

И рек синева, и лесная трава-

Все это Пермский край.

2.

Хватает речке широты и сини,

А с родником она ещё сильней,

И для меня бы не было России

Без Пермской земли моей.

Неслучайно мы говорим сегодня о Пермском крае 1 декабря2005

года образовался Пермский край в результате объединения

Пермской области и Коми Пермяцкого автономного округа.

1декабря- день рождения Пермского края. ( работа с картой)

Площадь его 160236 кв. км. Он расположен в центральной части

России. Граничит с Оренбургской областью, Кировской,

Свердловской, Удмуртией, Башкирией.

-Что за край?

Откройте атлас синий:

Вот лежит в короне нефтяной

Черная жемчужина России,

Область со страну величиной. У каждого государства, страны,

области, города есть своя символика. Какая? Есть она и у нашего

края.

-Перед вами три флага. Найдите среди них флаг Пермского края.

А остальные флаги чьи? (Пермский край, Россия, Березники)

Рассмотреть флаги сравнить.

Герб был утвержден в 1995 году. (Рассмотреть герб)

2уч. – А ещё у Пермского края есть гимн. Что такое гимн?

Давайте встанем и послушаем торжественную песню и посмотрим

презентацию о нашем крае.

Ребята, а какие реки протекают на территории нашего края?

(Кама, Вишера, Чусовая.) В крае протекает 30000 рек и речушек.

Наши реки богаты рыбой. Какая рыба водится в наших реках?

(Щука, лещ, окунь, карась, налим.)

Игра « Узнай растение».

Пойдём со мной в наш тихий лес

Там есть черника и морошка.

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и ещё немножко.

Разнообразны Пермские леса. Они образованы 45 видами

деревьев и кустарников, помогающими дышать и жить всему

живому.

Учитель показывает иллюстрации растений, и ребята их называют.

( Ель, береза, рябина, тополь, одуванчик, ромашка, мать-и-мачеха).

Молодцы, вы знаете растения нашего леса.

Скучен и молчалив был бы лес без пения птиц и животных. Они

наполняют лес жизнью. Давайте вспомним о братьях наших

меньших, о животных. Будьте очень внимательны. По описанию вы

должны догадаться о ком идет речь. После угадывания загадки на

экране появляется животное.

1.

Его называют хозяином леса. Он отменный рыболов, смелый,

изобретательный. А ещё он сладкоежка. (медведь)

2.

Этого зверя кормят ноги. Подолгу он по лесу рыщет, себе

добычу ищет. (Волк)

3.

Этот таёжный зверь- красавица, огромная, серая, хитрая с

кисточками на ушах. Её боится даже лось. (рысь)

4.

Чистоплотный зверёк, уделяет много времени чистке и

расчесыванию меха. Умеет строить хатки под водой и там

живёт.(Бобр)

5.

Ценнейший пушной зверёк, за прекрасный мех, его прозвали

«жемчужиной леса». Питается кедровыми орешками,

мышами, птичками.( соболь)

2 уч. Медведя называют хозяином леса. Он изображен на гербе и

флаге Пермского края. И мы сейчас поиграем в игру « Медведь».

Выбирается медведь, он встает в середине круга с завязанными

глазами. Ребята, взявшись за руки, ходят по кругу и произносят

слова:

Медведь, медведь мы к тебе пришли,

Мы к тебе пришли медку принесли.

Медведь, медведь угадай, кто зовет,

Угадай, кто зовет, получи свой мед.

Учитель задевает за плечо одного из играющих и он зовет медведя

изменив голос. Если медведь угадал, то игрок становится

медведем, а если нет, игра повторяется снова.

1 уч. Удивителен мир животных. Но не менее удивителен мир птиц.

Отгадайте загадки о птицах, которые живут в нашем крае.

1.

Это что за мужичок

сел у дуба на сучок.

Невелик да деловит

Зря нисколько не сидит.

Он без молотка без рук

По стволу стучит: тук- тук

Мужичок тот не простой

Это доктор наш лесной.( дятел)

2.

Розовые яблоки на берёзе зимней

Что это за чудо не понятно Зине.

Розовые яблоки с ветки покатились

В стайку красногрудых птичек превратились. ( снегири)

3.

Удивляется Луна, засветились два окна

А за ними два крыла показались из дупла

Тенью вылетела птица

Ночью ей в дупле не спится.

Если писк она услышит

Плохо будет серой мыши. (сова)

4.Прыгал мальчишка в сером пальтишке,

Ростом мал да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца

Покормите молодца. (воробей)

4.

Белые полоски на груди

В лес меня послушать приходи.

Всем одно и тоже я твержу,

Беззаботно время провожу.

А птенцы мои в чужом гнезде растут

Догадались дети как меня зовут. (сорока)

В нашем крае много птиц и зверей, которые занесены в Красную

книгу. Эти птицы и звери нуждаются в защите и охране. Для них

создаются заповедники и заказники. В Пермском крае есть

заповедники: Вишерский и Басеги. Заказники- это территория, где

разводят исчезающие виды растений и животных по заказу

государства.

-А от кого зависит, чтобы не исчезали леса, животные и птицы?

- Что должны делать для этого люди?

Стихи о России читают дети.

1.

Берегите Россию

Нет России другой

Берегите ее тишину и покой.

2.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

3.Берегите Россию

Без неё нам не жить

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Пермский край поражает богатством и разнообразием полезных

ископаемых, которые дает нам наша земля. Здесь добывают нефть,

газ с 1929 года. Уголь более 200 лет. Золото, алмазы на реке

Чусовой и Вишере. Железные и медные руды. Известняк, песок,

глину, гравий используют в строительстве.( Рассказ идёт с работой

по карте «Полезные ископаемые Пермского края».)

В каком городе мы живем?

В нашем городе Березники и близ лежащих городах Усолье и

Соликамске добывают каменные и калийные соли. Здесь её

добывают более 400 лет. В городе много заводов на них рабочие

добывают и перерабатывают эти соли. И не зря на флаге и гербе

города Березники три кусочка соли. ( показ флага и герба)

2 уч. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о нашем городе и

споём песню о Березниках.

-Любите, берегите наш город и старайтесь, чтобы он стал ещё

краше и богаче.

1уч. Наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам

путешествие по Пермскому краю?

- Ребята, а согласны вы с мнением, что наш край богатый?

-А чем он богат?

-Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями. Вы знаете

свой край и сегодня узнали о нём ещё больше. Я думаю, что через

несколько лет каждый из вас принесёт пользу земле, на которой

живёт.

-Хозяин леса угощает вас своими сладостями и надеется, что вы

будете беречь и любить наш край.



В раздел образования