Автор: Мартешова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Глуховская СШ
Населённый пункт: с. Глухово Воскресенского района Нижегородской области
Наименование материала: Проект урока
Тема: Формирование УУД на уроках математики
Раздел: начальное образование
ПРОЕК УРОКА
Учебный предмет математика
УМК «Школа 2100»
Тема урока «Уравнение»
Тип урока изучение нового материала
Задачи урока:
Актуализировать умение обучающихся решать уравнения вида а+х=в, а-х=в, х-а=в, а∙х=в, а:х=в, х:а=в на основе знания
связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления и контроль этих
умений (БУ)
Познакомить обучающихся
с уравнениями нового вида (а∙х ± в =с, (х ± а) : в =с и др.), при решении которых зависимость между
компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз (БУ),
со способом их решения
Учить решать уравнения нового вида (ПУ)
Ожидаемые результаты :
предметные (достижение предметных результатов обеспечивают предметные цели урока, связанные с решением
дидактических задач);
1
метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Оборудование : проектор для демонстрации слайдов мультимедийной презентации
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: знания названий компонент и
результатов 4-х арифметических действий, умения определять порядок действий в числовых выражениях,
вычислительные умения.
Этапы урока и хронометраж:
№ п/п
Название этапа
Хронометраж
1
Актуализация знаний.
9 мин
2
Открытие новых знаний.
17 мин
3
Первичное закрепление
8 мин
4
Повторение и закрепление ранее изученного.
7 мин
5
Итог урока
3 мин
6
Выдача домашнего задания
1 мин
Этапы урока
Деятельность учителя и обучающихся
Замечание: в этом столбце указываются предметные цели,
достижение которых обеспечивает формирование предметных УУД
Теоретическое
обоснование:
формируемые УУД
(указывается
конкретное умение
определенного вида
УУД)
2
I. Актуализация
знаний.
1. Групповая работа с
заданием 1 (учебн). После прочтения детьми
задания,
учитель
разбивает
детей
на
4
группы
и
объясняет,
в
чем
заключатся задание для каждой отдельной группы или даёт (слайд 1).
Работа в группах заканчивается контролем (слайд 2) и взаимоконтолем в
группах.
Цель
работы
(предметная):
актуализация
конкретного
предметного
знания порядка арифметических действий в выражениях, актуализация
умения
выбирать
последнее
действие,
определяющее
название
выражению
2. Самостоятельная работа на выполнение дополнительного задания
(на повторение на отметку). Задание выдается с экрана (Слайд 3) и
проверяется (Слайд 4)
Цель
работы
(преметная):
актуализация
конкретного
предметного
умения
решать простейшие уравнения с применением знания связи
между компонентами и результатами действий сложения и вычитания,
умножения и деления
В
заключение
этого
этапа
урока
предполагается
выставление
отметок.
Метапр К УУД : учебное
сотрудчичество и
взаимодействие (дети
договариваются, обсуждают)
3
II. Открытие
новых знаний.
(Так как в данном
уроке содержится
две дидактические
единицы
(уравнение нового
вида и способ его
решения), то по
объёму
затраченного
времени
удваивается
прежде всего этап
открытия новых
знаний)
Мотивация к
Фронтальная работа с заданием 2 (учебн).
Цель работы (предметная):
познакомить детей с уравнением нового вида;
учить способу его решения.
Учитель
выстраивает
систему
вопросов
к
данному
заданию
таким
образом, чтобы дети объяснили, что значит каждый знак в записи схемы
и уравнения.
Метапр П УУД(общеуч.) :
работа с текстом задания
Вопросы учителя
Предполагаемые
ответы
обучающихся
-Обратимся к учебнику с.66. прочитайте
задание 2. Какой текст вы почитали?
-Текст задачи
-Что, кроме текста задачи, вы увидели в
задании 2?
-Схему и уравнение.
4
открытию новых
знаний
Постановка
проблемных
вопросов
Целеполагание.
Метапр. П УУД
(логические): при работе с
моделями
дети выполнят их анализ
Учитель задаёт вопросы на проверку
понимания составления схемы и
уравнения
-Что означает буква х на схеме и в
уравнении?
-Массу одной коробки
печенья.
-Что означает выражение х∙3?
-Массу трёх коробок
печенья.
-2 кг равны 2000г-это масса
гири на правой чаше
-Почему на схеме отрезок поделен
штрихом на две части и один из отрезков
обозначен 500 г?
-На левой чаше имеем три
коробки печенья и еще гирю
массой 500 г.
-Почему в уравнении выражение в левой
части х∙3+500 приравняли числу 2000 в
правой части?
-Потому что весы находятся
в состоянии равновесия.
Выделение вопросов в тексте, определяющих мотивацию,
подводящих к проблеме и дальнейшему целеполаганию
5
Метапр Р УУД:
целеполагание
Метапр П УУД: постановка
и решение проблемы
Метапр Р УУД:
целеполагание
-Проговорите предложения со знаком
вопроса «?», которые вы увидели в
задании 2 .
После проговаривания вопросов можно
предложить
детям
подчеркнуть их
карандашом
-1. Как узнать, чему равна
масса одной коробки
печенья? 2.Что нового в
записи уравнения?
3.Можете ли вы найти его
решение?
Мотивация к открытию новых знаний (Слайд 7)
-Как будем искать ответ на первый вопрос
(1. Как узнать, чему равна масса одной
коробки печенья? )
-Надо найти х, а для этого
надо решать уравнение
Постановка проблемного вопроса, целеполагание
-Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос
(2.Что нового в записи уравнения? )
-???
-Для нас важно найти ответ на этот
вопрос и понять что новое есть в записи
уравнения.
Анализируя с помощью учителя запись уравнения, дети должны
прийти к выводу о том, что данное уравнение по виду отличается от
6
тех, что мы уже решали ранее и способ решения нам пока
неизвестен
Метапр. П УУД
(логические):выполняется
анализ (выделение
существенных признаков
изучаемого объекта),
сравнение и сопоставление
его с другими объектами и
дальнейшее обобщение
-Чем отличается это уравнение от тех,
которые вы решали и решили в начале
урока?
-Более длинное, в правой
части знаки двух действий
- Посмотрите на уравнения в задании 5 на
стр.
67 учебника.
Там
тоже
сложные
уравнения.
Почему
их
разбили
на
2
столбика?
- В разных столбиках разные
уравнения.
-Какие уравнения мы сможем решать, а
какие для нас новые?
-Уравнения второго
столбика мы сможем
решать, а уравнения первого
столбика для нас новые.
-На какие уравнения похоже уравнение,
составленное в задании 2?
-На уравнения первого
столбика.
7
- Найдите сходства и различия уравнений
из разных столбиков.
-Сходства: в левой части по
два действия.
Различия: у уравнений 2-го
столбика в левой части
первое действие с числами
выполнимо, а у уравнений 1-
го столбика в левой части
первое действие с
неизвестным числом не
выполнимо. Поэтому на
второй строчке упростить
его не можем.
После такого анализа происходит методом обобщения открытие
нового знания о том, какое уравнение является уравнением нового
вида
-Итак, давайте как можно более кратко
8
назовем отличительные признаки
нового уравнения. (Слайд 5)
Ответы детей учитель
корректирует
Метапр Р УУД:
целеполагание
Постановка проблемного вопроса, целеполагание
-Что же делать, если мы не можем
упростить уравнение?
-Надо искать новый способ
его решения.
-Я предлагаю вам пользуясь учебником
(задание 3 на стр. 66) самим понять как
решать уравнения нового вида.
Можно объединиться в пары, обсудить
друг с другом представленное в учебнике
решение.
Учитель подводит детей к осмыслению способа решения уравнений
нового вида. Пошаговый алгоритм не вводится, т.к на этом этапе
обучения математики на БУ стоит всего лишь цель познакомить
обучающихся со способом решения уравнений нового вида
-Кто понял решение задачи?
???
9
-Я буду задавать вам вопросы. Если вы на
них будете отвечать правильно, значит,
вы поняли способ решения новых для нас
сегодня уравнений.
-Сколько строчек надо оформлять при
решении? 5 или 6?
-5.
-
Что
это
за
надписи
у
уравнений
в
рамках?
-Назвали компоненты
действий и его результат.
-Зачем они нужны?
-Чтобы вспомнить правило,
как находить неизвестную
компоненту через
известную и результат
- На что они нас наталкивают?
-На выбор и запись
действия по правилу.
-На
какой
строчке
надо
называть
компоненты действий и его результат?
-На 1-й и 3-ей.
-Назовите компоненты и результат на 1-ой
строчке
Дети называют
-Почему на 2-й строчке в правой части
записано 2000-500?
Дети отвечают кратко
(неизвестное слагаемое
10
находят вычитанием) или
полным ответом (чтобы
найти неизвестное
слагаемое, надо из суммы
вычесть известное)
-Какое действие записано на 4-й строчке
в правой части?
- 1500 : 3.
-Почему?
- По правилу о нахождении
неизвестного множителя
-Вернёмся к вопросу 1 задачи в задании 2
учебника.
-Узнали ли мы чему равна масса одной
коробки печенья?
-Узнали.
-Чему равна масса одной коробки
печенья?
-500 г
Определение критериев поиска ошибок на этапе контроля
правильности решения уравнения нового вида (Слайд 6)
11
-Если не все сегодня смогут правильно
самостоятельно решать новые уравнения,
ничего страшного в этом нет. Но учиться
надо всем, и если будут допущены
ошибки, надо понять, в чем ошибки и
успеть их исправить
III. Первичное
закрепление
Задание 4 (учебн.) предлагается обучающимся для самостоятельного
решения в тетрадях и одному обучающемуся у доски с последующей
проверкой правильности по критериям поиска ошибок (Слайд 6)
Метапр Р УУД: контроль и
корректировка результата
своей работы
IV. Повторение и
закрепление
ранее изученного.
Задание 6(а) (учебн).
Индивидуальная работа.
Основная
цель
работы:
продолжать
работу
над
освоением
схемы
встречного движения. Объяснять, что означает каждый знак на схеме и
каждый отрезок.
Метапр П УУД (общеуч):
дети работают с
геометрической схемой-
моделью встречного
движения
V. Итог урока.
На этом этапе помогает детям модель структуры II-го этапа урока
(Слайд 7)
– Какое задание было самым важным для вас на уроке?
– Какие главные вопросы мы сегодня себе задали?
12
- Какой вы запомнили ответ на первый вопрос?
– Как избежать ошибок при решении уравнении?
- С какими заданиями вы справлялись легко и быстро?
– Что вызывало у вас затруднение? Над чем надо работать дома и на
следующих уроках?
Метапр Р УУД: оценивание
результатов своей
деятельности на уроке
VI. Выдача
домашнего
задания.
Задание 5(а,б(1 ур)), Задание 6 (в)), Задание 8(1 столбик) (БУ)
Задание 7, Задание 9 (ПУ)- по желанию
Метапр. П УУД
(общеуч.)
: задание 6(в)
требует составления
схемы
Метапр. П УУД (логич.)
:
задание 9 развивает
мыслительные операции
синтеза и анализа
Литература:
1.
Демидова, Т. Е. Математика. 4 кл. : учеб. для общеобразоват . учреждений : в 3 ч. Ч. 2 / Т. Е. Демидова, С.
А.Козлова, А. П. Тонких. – М. : Баласс ; Издательство Школьный дом.
2.
Козлова С. А. Математика. 4 кл. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика и
информатика» / С.А. Козлова, А. Г. Рубин, А. В. Горячев. – М.: Баласс, .
13
3.
Лекции и презентации с курсов повышения квалификации «Теория и методика преподавания в начальной школе
в условиях реализации ФГОС. 2016 г.» преподавателей :
доцента кафедры начального образования НИРО Деменевой Н. Н.,
доцента кафедры начального образования НИРО Бондаревой Н. Н.
к. п. н. доцента кафедры начального образования НИРО Яшиной Н. Ю.
Технические требования: мультимедийный проектор
14