Автор: Наталья Лекандровна Воробьева
Должность: МБОУ СОШ №4
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности
Раздел: начальное образование
Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе
певческой деятельности
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и
индивидуальных
особенностей,
которые
необходимо
учитывать
в
процессе
воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности
его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в
развитии. Так, н
ﮦ
апр
ﮦ
имер
ﮦ
, р
ﮦ
азвитие мыслительн
ﮦ
ых способн
ﮦ
остей и памяти н
ﮦ
аиболее ин
ﮦ
тен
ﮦ
сивн
ﮦ
о пр
ﮦ
оисходит в детские и юн
ﮦ
ошеские годы. Если же
возможн
ﮦ
ости этого пер
ﮦ
иода в р
ﮦ
азвитии мышлен
ﮦ
ия и памяти н
ﮦ
е будут в
должн
ﮦ
ой мер
ﮦ
е использован
ﮦ
ы, то в более поздн
ﮦ
ие годы уже тр
ﮦ
удн
ﮦ
о, а ин
ﮦ
огда и н
ﮦ
евозможн
ﮦ
о н
ﮦ
авер
ﮦ
стать упущен
ﮦ
н
ﮦ
ое. В то же вр
ﮦ
емя н
ﮦ
е могут дать
эффекта попытки забегать впер
ﮦ
ед, осуществляя физическое, умствен
ﮦ
н
ﮦ
ое и н
ﮦ
р
ﮦ
авствен
ﮦ
н
ﮦ
ое р
ﮦ
азвитие р
ﮦ
ебен
ﮦ
ка без учета его возр
ﮦ
астн
ﮦ
ых возможн
ﮦ
остей.
Р
ﮦ
азвитие музыкальн
ﮦ
ых способн
ﮦ
остей младших школьн
ﮦ
иков н
ﮦ
а осн
ﮦ
ове
певческой
деятельн
ﮦ
ости
обеспечивается
путем
вн
ﮦ
едр
ﮦ
ен
ﮦ
ия
техн
ﮦ
ологии
р
ﮦ
азвития музыкальн
ﮦ
ых способн
ﮦ
остей н
ﮦ
а осн
ﮦ
ове пр
ﮦ
ин
ﮦ
ципов син
ﮦ
кр
ﮦ
етизма,
кр
ﮦ
еативн
ﮦ
ости, целостн
ﮦ
ости, оптимистической пер
ﮦ
спективы, художествен
ﮦ
н
ﮦ
ости, ин
ﮦ
дивидуализции и диффер
ﮦ
ен
ﮦ
циации, пр
ﮦ
ир
ﮦ
одосообр
ﮦ
азн
ﮦ
ости [1].
Музыкальн
ﮦ
ые
способн
ﮦ
ости
детей
младшего
школьн
ﮦ
ого
возр
ﮦ
аста
р
ﮦ
ассматр
ﮦ
иваются н
ﮦ
ами как ин
ﮦ
тегр
ﮦ
ативн
ﮦ
ое личн
ﮦ
остн
ﮦ
ое качество, котор
ﮦ
ое р
ﮦ
азвивается
н
ﮦ
а
осн
ﮦ
ове
вр
ﮦ
ожден
ﮦ
н
ﮦ
ых
задатков
в
пр
ﮦ
оцессе
воспр
ﮦ
иятия
и
исполн
ﮦ
ен
ﮦ
ия музыки, включает в себя н
ﮦ
аходящиеся н
ﮦ
а опр
ﮦ
еделен
ﮦ
н
ﮦ
ом ур
ﮦ
овн
ﮦ
е мелодический, гар
ﮦ
мон
ﮦ
ический, р
ﮦ
итмический, тон
ﮦ
альн
ﮦ
ый, вн
ﮦ
утр
ﮦ
ен
ﮦ
н
ﮦ
ий
слух
и
элемен
ﮦ
ты
музыкальн
ﮦ
о-эстетического
созн
ﮦ
ан
ﮦ
ия,
влияет
н
ﮦ
а
эмоцион
ﮦ
альн
ﮦ
о-осозн
ﮦ
ан
ﮦ
н
ﮦ
о е
о т н
ﮦ
ошен
ﮦ
и е
к
м у з ы к е .
Ф о р
ﮦ
мир
ﮦ
ован
ﮦ
ие певческих н
ﮦ
авыков
является
пр
ﮦ
едпосылкой
р
ﮦ
азвития
музыкальн
ﮦ
ых
способн
ﮦ
остей личн
ﮦ
ости.
Техн
ﮦ
ология
р
ﮦ
азвития
музыкальн
ﮦ
ых
способн
ﮦ
остей
младших
школьн
ﮦ
иков н
ﮦ
а осн
ﮦ
ове певческой деятельн
ﮦ
ости стр
ﮦ
оится н
ﮦ
а пр
ﮦ
ин
ﮦ
ципах син
ﮦ
кр
ﮦ
етизма,
кр
ﮦ
еативн
ﮦ
ости,
целостн
ﮦ
ости,
оптимистической
пер
ﮦ
спективы,
художествен
ﮦ
н
ﮦ
ости, ин
ﮦ
дивидуализации и диффер
ﮦ
ен
ﮦ
циации, пр
ﮦ
ир
ﮦ
одосообр
ﮦ
азн
ﮦ
ости и включает в себя все компон
ﮦ
ен
ﮦ
ты музыкальн
ﮦ
ости (ладовое чувство,
музыкальн
ﮦ
о-слуховые пр
ﮦ
едставлен
ﮦ
ия, чувство р
ﮦ
итма, н
ﮦ
авыки эмоцион
ﮦ
альн
ﮦ
о-осозн
ﮦ
ан
ﮦ
н
ﮦ
ого вокальн
ﮦ
ого ин
ﮦ
тон
ﮦ
ир
ﮦ
ован
ﮦ
ия), тр
ﮦ
и этапа: мотивацион
ﮦ
н
ﮦ
ый,
эмоцион
ﮦ
альн
ﮦ
о-ин
ﮦ
теллектуальн
ﮦ
ы й ,
п о з н
ﮦ
авательн
ﮦ
о-твор
ﮦ
ческий,
обеспечивающих
дин
ﮦ
амику
эмоцион
ﮦ
альн
ﮦ
о-оцен
ﮦ
очн
ﮦ
ого
отн
ﮦ
ошен
ﮦ
и я
к
музыке и обогащен
ﮦ
ию музыкальн
ﮦ
ых впечатлен
ﮦ
ий школьн
ﮦ
иков.
Эффективн
ﮦ
ость пр
ﮦ
отекан
ﮦ
ия пр
ﮦ
оцесса р
ﮦ
азвития музыкальн
ﮦ
ых способн
ﮦ
остей
младших
школьн
ﮦ
и ко в
н
ﮦ
а
о с н
ﮦ
ове
певческой
деятельн
ﮦ
ости
обеспечивают
следующие
педагогические
условия:
пр
ﮦ
иобщен
ﮦ
ие
детей
к
певческой деятельн
ﮦ
ости с включен
ﮦ
ием в её содер
ﮦ
жан
ﮦ
ие специальн
ﮦ
ых зан
ﮦ
имательн
ﮦ
ых упр
ﮦ
ажн
ﮦ
ен
ﮦ
ий для р
ﮦ
азвития всех компон
ﮦ
ен
ﮦ
тов музыкальн
ﮦ
ости
в
сочетан
ﮦ
ии
с
музыкотер
ﮦ
апией
и
р
ﮦ
азличн
ﮦ
ыми
видами
искусства
(изобр
ﮦ
азительн
ﮦ
ой деятельн
ﮦ
ости, пластического ин
ﮦ
тон
ﮦ
ир
ﮦ
ован
ﮦ
ия и др
ﮦ
.); создан
ﮦ
ие
твор
ﮦ
ческой, воспитательн
ﮦ
ой ср
ﮦ
еды н
ﮦ
а осн
ﮦ
ове личн
ﮦ
остн
ﮦ
о-ор
ﮦ
иен
ﮦ
тир
ﮦ
ован
ﮦ
н
ﮦ
ого,
деятельн
ﮦ
остн
ﮦ
ого,
комплексн
ﮦ
ого,
системн
ﮦ
ого,
ин
ﮦ
дивидуальн
ﮦ
о-твор
ﮦ
ческого
подходов;
пр
ﮦ
имен
ﮦ
ен
ﮦ
ие
активн
ﮦ
ых
фор
ﮦ
м
и
методов
обучен
ﮦ
ия
и
воспитан
ﮦ
ия; пр
ﮦ
оведен
ﮦ
ие совместн
ﮦ
ой р
ﮦ
аботы школы и семьи, н
ﮦ
апр
ﮦ
авлен
ﮦ
н
ﮦ
ой па фор
ﮦ
мир
ﮦ
ован
ﮦ
ие музыкальн
ﮦ
ого вкуса, обогащен
ﮦ
ие эмоцион
ﮦ
альн
ﮦ
ой
сфер
ﮦ
ы детей, стимулир
ﮦ
ован
ﮦ
ие деятельн
ﮦ
ости по р
ﮦ
азвитию их музыкальн
ﮦ
ых
способн
ﮦ
остей н
ﮦ
а осн
ﮦ
ове певческой деятельн
ﮦ
ости [2].
Литература:
1.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Издательский
центр «Академия».-М.,2007.-211 с.
2.
Апраксина
О.А.
Методика
музыкального
воспитания
в
школе:
Учеб.пособие для студентов пед.институтов/ О.А.Апраксина.–М.,2008.-316 с.