Напоминание

Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности


Автор: Наталья Лекандровна Воробьева
Должность: МБОУ СОШ №4
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе

певческой деятельности

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и

индивидуальных

особенностей,

которые

необходимо

учитывать

в

процессе

воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности

его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.

Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в

развитии. Так, н

апр

имер

, р

азвитие мыслительн

ых способн

остей и памяти н

аиболее ин

тен

сивн

о пр

оисходит в детские и юн

ошеские годы. Если же

возможн

ости этого пер

иода в р

азвитии мышлен

ия и памяти н

е будут в

должн

ой мер

е использован

ы, то в более поздн

ие годы уже тр

удн

о, а ин

огда и н

евозможн

о н

авер

стать упущен

н

ое. В то же вр

емя н

е могут дать

эффекта попытки забегать впер

ед, осуществляя физическое, умствен

н

ое и н

р

авствен

н

ое р

азвитие р

ебен

ка без учета его возр

астн

ых возможн

остей.

Р

азвитие музыкальн

ых способн

остей младших школьн

иков н

а осн

ове

певческой

деятельн

ости

обеспечивается

путем

вн

едр

ен

ия

техн

ологии

р

азвития музыкальн

ых способн

остей н

а осн

ове пр

ин

ципов син

кр

етизма,

кр

еативн

ости, целостн

ости, оптимистической пер

спективы, художествен

н

ости, ин

дивидуализции и диффер

ен

циации, пр

ир

одосообр

азн

ости [1].

Музыкальн

ые

способн

ости

детей

младшего

школьн

ого

возр

аста

р

ассматр

иваются н

ами как ин

тегр

ативн

ое личн

остн

ое качество, котор

ое р

азвивается

н

а

осн

ове

вр

ожден

н

ых

задатков

в

пр

оцессе

воспр

иятия

и

исполн

ен

ия музыки, включает в себя н

аходящиеся н

а опр

еделен

н

ом ур

овн

е мелодический, гар

мон

ический, р

итмический, тон

альн

ый, вн

утр

ен

н

ий

слух

и

элемен

ты

музыкальн

о-эстетического

созн

ан

ия,

влияет

н

а

эмоцион

альн

о-осозн

ан

н

о е

о т н

ошен

и е

к

м у з ы к е .

Ф о р

мир

ован

ие певческих н

авыков

является

пр

едпосылкой

р

азвития

музыкальн

ых

способн

остей личн

ости.

Техн

ология

р

азвития

музыкальн

ых

способн

остей

младших

школьн

иков н

а осн

ове певческой деятельн

ости стр

оится н

а пр

ин

ципах син

кр

етизма,

кр

еативн

ости,

целостн

ости,

оптимистической

пер

спективы,

художествен

н

ости, ин

дивидуализации и диффер

ен

циации, пр

ир

одосообр

азн

ости и включает в себя все компон

ен

ты музыкальн

ости (ладовое чувство,

музыкальн

о-слуховые пр

едставлен

ия, чувство р

итма, н

авыки эмоцион

альн

о-осозн

ан

н

ого вокальн

ого ин

тон

ир

ован

ия), тр

и этапа: мотивацион

н

ый,

эмоцион

альн

о-ин

теллектуальн

ы й ,

п о з н

авательн

о-твор

ческий,

обеспечивающих

дин

амику

эмоцион

альн

о-оцен

очн

ого

отн

ошен

и я

к

музыке и обогащен

ию музыкальн

ых впечатлен

ий школьн

иков.

Эффективн

ость пр

отекан

ия пр

оцесса р

азвития музыкальн

ых способн

остей

младших

школьн

и ко в

н

а

о с н

ове

певческой

деятельн

ости

обеспечивают

следующие

педагогические

условия:

пр

иобщен

ие

детей

к

певческой деятельн

ости с включен

ием в её содер

жан

ие специальн

ых зан

имательн

ых упр

ажн

ен

ий для р

азвития всех компон

ен

тов музыкальн

ости

в

сочетан

ии

с

музыкотер

апией

и

р

азличн

ыми

видами

искусства

(изобр

азительн

ой деятельн

ости, пластического ин

тон

ир

ован

ия и др

.); создан

ие

твор

ческой, воспитательн

ой ср

еды н

а осн

ове личн

остн

о-ор

иен

тир

ован

н

ого,

деятельн

остн

ого,

комплексн

ого,

системн

ого,

ин

дивидуальн

о-твор

ческого

подходов;

пр

имен

ен

ие

активн

ых

фор

м

и

методов

обучен

ия

и

воспитан

ия; пр

оведен

ие совместн

ой р

аботы школы и семьи, н

апр

авлен

н

ой па фор

мир

ован

ие музыкальн

ого вкуса, обогащен

ие эмоцион

альн

ой

сфер

ы детей, стимулир

ован

ие деятельн

ости по р

азвитию их музыкальн

ых

способн

остей н

а осн

ове певческой деятельн

ости [2].

Литература:

1.

Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.

высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Издательский

центр «Академия».-М.,2007.-211 с.

2.

Апраксина

О.А.

Методика

музыкального

воспитания

в

школе:

Учеб.пособие для студентов пед.институтов/ О.А.Апраксина.–М.,2008.-316 с.



В раздел образования