Напоминание

Сенсорная комната в работе с детьми ОВЗ


Автор: Манастырлы Светлана Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 53
Населённый пункт: г. Бикин Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорная комната в работе с детьми ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Манастырлы С.В.

Педагог – психолог

МБОУ ООШ № 53 г. Бикина

Сенсорная комната в работе с детьми ОВЗ

Сенсорная

комната

предназначена

для

индивидуальной

и

подгрупповой

коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные

трудности в развитии и поведении.

В

процессе

занятий

дети

должны:

прежде

всего,

расширить

свой

жизненный

опыт,

обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность.

Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная

среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и

от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной

комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную

активность. А именно.

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

снятие психоэмоционального напряжения

саморегуляция и самоконтроль

умение управлять своим телом, дыханием

умение передавать свои ощущения в речи

умение расслабляться, освобождаться от напряжения

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях

уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и

физическую поддержку

формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков

преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических процессов дошкольников:

произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость

память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое),

умственные способности

развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Для осуществления поставленных задач применяться

Методы работы в сенсорной комнате: такие как

игры и игровые упражнения

специальное оборудование для развитие восприятия, внимания, мышления.

дыхательные упражнения

релаксационные упражнения такие

беседы и сказкотерапия

наблюдения

песочная терапия

музыкотерапия со звуками природы и животных.

лего-конструирование

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их

для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по решению ПМПК и ПМПк, по

наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия в комнате со школьниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия,

после чего в разных последовательностях

(в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические

ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со

специальным

оборудованием.

Ролевые

игры

в

сенсорной

комнате

активизируют

познавательную

деятельность

воспитанников,

а

упражнения

для

релаксации

стабилизируют

нервную

систему

и

способствуют

ее

более

гармоничному

развитию.

Задания

и

упражнения

со

специальным

оборудование

и

ЛЕГО-конструированием

позволяет

значительно

расширить

диапазон

работы

психолога

для

достижения

поставленной цели каждого занятия

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического

напряжения,

стресса

и

восстановление

состояния

душевного

покоя,

то

занятия

рекомендуется

начинать

с

активационного

блока

и

постепенно

переходить

к

более

релаксирующим

упражнениям.

Световые

эффекты

и

подвижные

конструкции

стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные

игры с повышенной активностью.

После

активационного

блока

занятия

продолжаются

в

релаксационном

бассейне

с

шариками,

которые

снимают

мышечное

напряжение.

Все

действия

происходят

под

успокаивающую

музыку,

звуки

природы

или

пение

птиц,

что

создает

особенную

атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занятия имеют следующую структуру:

ритуал начала занятия (рефлексия)

игровое задание на развитие психических процессов

релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и

психоэмоциональное напряжение

ритуал окончания занятия (рефлексия).

Длительность занятия – 20-25 минут.

В

процессе

занятий,

при

использовании

различных

световых

и

шумовых

эффектов (пузырьковая

колонна,

сухой

душ),

ребенок

расслабляется,

успокаивается,

нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение,

снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате

восстанавливает

и

сохраняет

психоэмоциональное

равновесие

ребёнка,

стимулирует

психическое развитие.

Самым

важным

и

уникальным,

моей

работы

в

сенсорной

комнате,

является

то,

что

независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения

развития

или

поведения,

наши

занятия

позволяют

повысить

функциональные

и

адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого

ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Все

выше

сказанное

позволяет

сделать

вывод,

о

том

что,

реализация

системы

индивидуально подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие с

педагогически персоналом, и способствует на осуществление системы работы в сенсорной

комнате.

Возможности сенсорной комнаты

Эмоциональное развитие;

Снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная

разгрузка)

Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля

Тренировка стрессоустойчивости

Психогимнастика

Коммуникативные игры

Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру

Развитие двигательной функции.

Развитие психических и познавательных процессов

ЦЕЛЬ: Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей, развитие восприятия

и пространственных представлений.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

снятие психоэмоционального напряжения

саморегуляция и самоконтроль

умение управлять своим телом, дыханием

умение передавать свои ощущения в речи

умение расслабляться, освобождаться от напряжения

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях

сенсорное развитие (цвет, форма, величина)

формирование пространственных представлений.

Оборудование сенсорной комнаты

Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими

нарушения в развитии:

1.

Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной

комнате.

2.

Ограниченное число детей.

3.

Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий.

4.

Системность и структурированность занятий.

Используемая литература:

Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под

ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007

Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.

Колос. –М.: АРКТИ, 2006

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое

пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый

тренинг для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2000.;

Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение,

1990. – 128 с.: ил.;



В раздел образования