Автор: Манастырлы Светлана Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 53
Населённый пункт: г. Бикин Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорная комната в работе с детьми ОВЗ
Раздел: среднее образование
Манастырлы С.В.
Педагог – психолог
МБОУ ООШ № 53 г. Бикина
Сенсорная комната в работе с детьми ОВЗ
Сенсорная
комната
предназначена
для
индивидуальной
и
подгрупповой
коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные
трудности в развитии и поведении.
В
процессе
занятий
дети
должны:
прежде
всего,
расширить
свой
жизненный
опыт,
обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность.
Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная
среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и
от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной
комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную
активность. А именно.
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
снятие психоэмоционального напряжения
саморегуляция и самоконтроль
умение управлять своим телом, дыханием
умение передавать свои ощущения в речи
умение расслабляться, освобождаться от напряжения
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы воспитанников:
эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и
физическую поддержку
формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков
преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов дошкольников:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое),
умственные способности
развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Для осуществления поставленных задач применяться
Методы работы в сенсорной комнате: такие как
игры и игровые упражнения
специальное оборудование для развитие восприятия, внимания, мышления.
дыхательные упражнения
релаксационные упражнения такие
беседы и сказкотерапия
наблюдения
песочная терапия
музыкотерапия со звуками природы и животных.
лего-конструирование
Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их
для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по решению ПМПК и ПМПк, по
наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.
Занятия в комнате со школьниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия,
после чего в разных последовательностях
(в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические
ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со
специальным
оборудованием.
Ролевые
игры
в
сенсорной
комнате
активизируют
познавательную
деятельность
воспитанников,
а
упражнения
для
релаксации
стабилизируют
нервную
систему
и
способствуют
ее
более
гармоничному
развитию.
Задания
и
упражнения
со
специальным
оборудование
и
ЛЕГО-конструированием
позволяет
значительно
расширить
диапазон
работы
психолога
для
достижения
поставленной цели каждого занятия
Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического
напряжения,
стресса
и
восстановление
состояния
душевного
покоя,
то
занятия
рекомендуется
начинать
с
активационного
блока
и
постепенно
переходить
к
более
релаксирующим
упражнениям.
Световые
эффекты
и
подвижные
конструкции
стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные
игры с повышенной активностью.
После
активационного
блока
занятия
продолжаются
в
релаксационном
бассейне
с
шариками,
которые
снимают
мышечное
напряжение.
Все
действия
происходят
под
успокаивающую
музыку,
звуки
природы
или
пение
птиц,
что
создает
особенную
атмосферу, которая обладает целительными свойствами.
Занятия имеют следующую структуру:
ритуал начала занятия (рефлексия)
игровое задание на развитие психических процессов
релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и
психоэмоциональное напряжение
ритуал окончания занятия (рефлексия).
Длительность занятия – 20-25 минут.
В
процессе
занятий,
при
использовании
различных
световых
и
шумовых
эффектов (пузырьковая
колонна,
сухой
душ),
ребенок
расслабляется,
успокаивается,
нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение,
снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате
восстанавливает
и
сохраняет
психоэмоциональное
равновесие
ребёнка,
стимулирует
психическое развитие.
Самым
важным
и
уникальным,
моей
работы
в
сенсорной
комнате,
является
то,
что
независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения
развития
или
поведения,
наши
занятия
позволяют
повысить
функциональные
и
адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого
ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
Все
выше
сказанное
позволяет
сделать
вывод,
о
том
что,
реализация
системы
индивидуально подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие с
педагогически персоналом, и способствует на осуществление системы работы в сенсорной
комнате.
Возможности сенсорной комнаты
Эмоциональное развитие;
Снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная
разгрузка)
Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля
Тренировка стрессоустойчивости
Психогимнастика
Коммуникативные игры
Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру
Развитие двигательной функции.
Развитие психических и познавательных процессов
ЦЕЛЬ: Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей, развитие восприятия
и пространственных представлений.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
снятие психоэмоционального напряжения
саморегуляция и самоконтроль
умение управлять своим телом, дыханием
умение передавать свои ощущения в речи
умение расслабляться, освобождаться от напряжения
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
формирование пространственных представлений.
Оборудование сенсорной комнаты
Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими
нарушения в развитии:
1.
Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной
комнате.
2.
Ограниченное число детей.
3.
Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий.
4.
Системность и структурированность занятий.
Используемая литература:
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под
ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007
Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.
Колос. –М.: АРКТИ, 2006
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое
пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый
тренинг для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2000.;
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение,
1990. – 128 с.: ил.;