Напоминание

Подготовка будующих вожатых к профессиональной деятельности


Автор: Спиридонова Екатерина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 47
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Школа Вожатых
Тема: Подготовка будующих вожатых к профессиональной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемные огоньки (конфликтные)

Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к

конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный

«огонек».

Конечно же, такой «огонек» - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть

наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое

отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком «огоньке» - честный,

справедливый арбитр («арбитр» - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом),

способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации.

Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.

Такой «огонек» готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный

результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены.

Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для

достижения этого результата.

Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно

построенные и продуманные педагогические ситуации «разыгранные» в течение дня,

предшествующего проблемному «огоньку». Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда

конфликт очень серьезный. Они могут либо «подогреть», либо «охладить» конфликтную

ситуацию. Создать наиболее «выгодный» эмоциональный настрой у ребят перед «огоньком».

Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога. Важно, чтобы

ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип «не навреди!!!». Поэтому стоит

предварительно проконсультироваться с психологом.

Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов.

Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот

конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово «ПРОФИЛАКТИКА». Тем не менее, проблемный

«огонек» лишним в отрядной жизни не будет никогда.

Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком «огоньке».

1. «Здравствуй, мне очень нравится …»

По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: "Здравствуй, мне очень

нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то

приятное, хорошее.

2. «По одежке встречают …»

Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно

не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы

получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем

раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача - написать десять пунктов,

отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не

должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей

стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на

котором, как ему кажется, написано от его имени.

Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего

«портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из

претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении

ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

3. «Кельтское колесо»

По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели

любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит

вокруг.

Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в

бесчувственности.

Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их

реализацией.

Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее

поставленной цели, движения вперед.

По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом

человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и

представляет собой замкнутое кельтское колесо.

Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если

человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в

настоящий момент.

Этапы:

7-10 минут на подготовку. Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.

Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои

негативные черты.

Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.

Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям

соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то

стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается

на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у

группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе

выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается

выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

4. «Солнышко»

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится

на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем

«солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в

центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В

результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к

группе. Это некий вариант социометрии.

5. «Письмо другу»

Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника). В ходе «огонька»

происходит переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их

сочувствии.

6. «Я не понимаю»

Участники огонька хаотично располагаются в помещении. Каждый участник имеет право подойти к

любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на: «Я не понимаю, почему..?». В

ходе огонька происходит налаживание контактов.

7. «Разговор с игрушкой»

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу

"письмо другу", но в этом случае добавляется тактильный контакт.

8. «Электрический стул»

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого

человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его

некорректности по отношению к человеку). «Огонек» дает возможность дать оценку поведения

то-го или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

Рекомендуется проводить при высоком уровне развития отряда.

9. «Круг молчания – 1»

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным

говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно

поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников.

Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного

эмоционального напряжения, снятие конфликта.

10. «Круг молчания – 2»

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках

"Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть

отряда. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции

детей на положительный уровень.



В раздел образования