Автор: Спиридонова Екатерина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 47
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Школа Вожатых
Тема: Подготовка будующих вожатых к профессиональной деятельности
Раздел: среднее профессиональное
Проблемные огоньки (конфликтные)
Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к
конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный
«огонек».
Конечно же, такой «огонек» - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть
наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое
отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком «огоньке» - честный,
справедливый арбитр («арбитр» - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом),
способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации.
Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.
Такой «огонек» готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный
результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены.
Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для
достижения этого результата.
Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно
построенные и продуманные педагогические ситуации «разыгранные» в течение дня,
предшествующего проблемному «огоньку». Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда
конфликт очень серьезный. Они могут либо «подогреть», либо «охладить» конфликтную
ситуацию. Создать наиболее «выгодный» эмоциональный настрой у ребят перед «огоньком».
Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога. Важно, чтобы
ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип «не навреди!!!». Поэтому стоит
предварительно проконсультироваться с психологом.
Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов.
Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот
конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово «ПРОФИЛАКТИКА». Тем не менее, проблемный
«огонек» лишним в отрядной жизни не будет никогда.
Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком «огоньке».
1. «Здравствуй, мне очень нравится …»
По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: "Здравствуй, мне очень
нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то
приятное, хорошее.
2. «По одежке встречают …»
Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно
не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы
получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем
раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача - написать десять пунктов,
отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не
должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей
стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на
котором, как ему кажется, написано от его имени.
Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего
«портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из
претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении
ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:
Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?
3. «Кельтское колесо»
По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели
любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит
вокруг.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в
бесчувственности.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их
реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее
поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом
человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и
представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если
человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в
настоящий момент.
Этапы:
7-10 минут на подготовку. Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои
негативные черты.
Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям
соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то
стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается
на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у
группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе
выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается
выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
4. «Солнышко»
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится
на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем
«солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в
центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В
результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к
группе. Это некий вариант социометрии.
5. «Письмо другу»
Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника). В ходе «огонька»
происходит переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их
сочувствии.
6. «Я не понимаю»
Участники огонька хаотично располагаются в помещении. Каждый участник имеет право подойти к
любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на: «Я не понимаю, почему..?». В
ходе огонька происходит налаживание контактов.
7. «Разговор с игрушкой»
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу
"письмо другу", но в этом случае добавляется тактильный контакт.
8. «Электрический стул»
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого
человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его
некорректности по отношению к человеку). «Огонек» дает возможность дать оценку поведения
то-го или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
Рекомендуется проводить при высоком уровне развития отряда.
9. «Круг молчания – 1»
Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным
говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно
поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников.
Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного
эмоционального напряжения, снятие конфликта.
10. «Круг молчания – 2»
Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках
"Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть
отряда. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции
детей на положительный уровень.