Напоминание

Исторические хроники детям


Автор: Родькина Татьяна Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ КО Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий
Населённый пункт: г .Кемерово
Наименование материала: открытый занятие посвященное Акции "Блокадный хлеб"
Тема: Исторические хроники детям
Раздел: начальное образование





Назад




ГБУЗ КО «Кемеровский детский

клинический психоневрологический

санаторий «Искорка»

Подготовила старший воспитатель

Родькина Татьяна Леонидовна

Старшая группа детей с ОВЗ и ДЦП, от 7 - 10лет

Информационный урок посвященный 75летию

Победы в

Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

АКЦИЯ « БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

( Исторические хроники детям)

В форме музыкально- литературной композиции обобщить знания детей о

тяжелых испытаниях, выпавших на долю детей - ленинградцев в годы

Великой Отечественной войны.

Цель: Расширить представление детей младшего школьного возраста, о

ВОВ, о трагической странице в истории страны, обогатить знания детей о

героическом прошлом города Ленинграда – блокаде, о тяжелой жизни и

мужестве детей в блокаде.

Задачи:

Расширять знания о блокаде Ленинграда, показать подвиг

защитников города в документальном кино, аудио и видеоматериале.

Показать силу духа, мужество детей - ленинградцев во время Великой

Отечественной войны.

Воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей Родине, уважение к

истории своей страны.

Материалы и оборудование:

Книги о Ленинграде из библиотечного фонда, аудио записи музыкальных

произведений (песни о Ленинграде), аудио запись метронома, видео

материал; документальные фильмы, свечи, выставка фотографий военных

лет, сухарики хлеба, хлеб 125гр – для демонстрации.

Для нашего государства, вторая мировая война, которая получила

название Великая отечественная, началась 22июня 1941года.

Блистательная имперская столица, город театров и музеев, научный

и образовательный центр был приговорен к мучительной смерти.

Великолепная архитектура и почти 3миллиона человек должны

были стерты с лица земли. Так решило руководство гитлеровской

германии.

Германия, при поддержки своих союзников, без предупреждения

напала на нашу страну. Особое значение командование фашисткой

германии, предавало захвату города Ленинграда. В те годы

назывался нынешний Санкт Петербург.

Крупного индустриального, научного и культурного центра страны,

его падение должно было предшествовать взятию столицы –

города Москвы.

8сентября, противник захватил город Шлиссельбург, который

находился в 24 км. от города Ленинграда, и блокировал его с суши.

Были разорваны все железнодорожное и автомобильное

сообщение. Связь с городом могла быть только по воздуху и по

Ладожскому озеру. Кольцо окончательно сомкнулось. Началась

блокада, которая продлилась 872 дня. На этот момент в

Ленинграде проживало около 3х миллионов человек.

Прекратилось поступление

продовольствия и

медикаментов. Город

постоянно обстреливали и

бомбили. От снарядов,

голода и холода, погибли

сотни тысяч мирных жителей. И покинуть город людям было не

возможно. Эвакуироваться можно было только с предприятием.

Если кормилец работал на заводе, то эвакуировали и его семью.

Скоро стало окончательно понятно, город в мертвом кольце!

Ленинградцы пытались спасти не только собственные жизни, но и

культурное наследие города. Музейные ценности, наиболее

значимые скульптуры, а их в городе было не мало.

В начале ноября 1941г в городе перестала работать телефонная

связь. Затем отключили центральное отопление и водопровод. И

вскоре в квартирах стало также холодно как и на улице. Пришлось

отапливать квартиры дровами в буржуйках ( железная печь)

«Блокадная» книга- документальное повествование о

беспримерном подвиге его жителей, сумевших

выстоять в нечеловеческих условиях блокады,

переживших страшный голод, страдания, смерть

близких, но сохранивших, несмотря ни на что,

человеческое достоинство в отстоявших родной город.

Книга основана на дневниках и рассказах

ленинградцев – блокадников. Издание представляет

собой полный вариант книги (без цензурных купюр).

Алесь Адамович, Даниил Гранин Москва Издательство

РАГС 2005г.

Показ документальной хроники.

Из магазинов пропали все продукты. Запасы еды у людей стали

заканчиваться, начался голод. В городе был небольшой запас

продуктов до блокады, но его хватило ненадолго.

Испытывая сильный голод, люди стали варить суп из столярного

клея, который можно было купить или выменять на рынке. Эта

темная жидкость на некоторое время спасает от сильной боли

пустого желудка. А от голода кружиться голова и всегда хочется

есть. Столярный клей имел жуткий запах и коричневый цвет. От

такого блокадного супа становилось еще хуже.

Люди ели все, что было животного происхождения: кожаные сумки,

портфели, чемоданы, ремни и перчатки. Но сначала надо было их

сварить. Такие запасы тоже очень быстро закончились.

Клей для производства мебели делали из кожи и костей животных.

Этот продукт был на вес золота. Он оказался съедобным и очень

сытным. Кусочек столярного клея варили несколько часов. Чтобы

избавиться от жуткого запаха, добавляли лавровый лист, перец и

приправы, но и они быстро закончились.

Карточки на продовольствие в городе

ввели еще летом, до начала блокады.

Чтобы навести порядок со снабжением

свободная продажа продуктов в начале

октября была запрещена. В начале ноября

норма хлеба по карточкам была снижена,

теперь рабочие получали по 300гр, а все

остальные по 150гр. А 20 ноября и этот

скудный паек пришлось снизить до самой низкой нормы: 250гр для

рабочих и 125гр всем остальным, в том числе и детям.

Этот кусочек берегли! Состоял он из целлюлозы, с

добавлением жмыха и отрубей. Точного рецепта хлеба

не было. Его делали из того что было на складе. А

целлюлоза – это бумага, по сути хлеб был из бумаги, и

это не съедобно. А муки там не было вовсе. 125гр

хлеба в сутки, и каждый решал как поступить, съесть

его сразу или разделить на маленькие кусочки.

Очень часто хлебные карточки воровали. Отчаявшиеся люди от

голода отбирали карточки у других. И за кусок хлеба или карточку,

могли даже убить. Оставшись вовсе без хлеба и карточки, людям

было сложнее сохранить достоинство и человеческий облик. Если

карточку потерял или ее украли ее не восстанавливали.

Приходилось ждать следующего месяца.

У власти страны стоял тяжелый выбор,

кормить и спасать мужчин, которые

производили оружие и воевали и защищали

город. Или спасать будущее, то есть детей.

О блокаде Ленинграда написано сотни книг, тысячи воспоминаний

взрослых и конечно детей которые пережили блокаду и остались

жить. (представлены произведения)

Нацисты поставили над городом чудовищный эксперимент, словно

пытались выяснить, выдержут и выживут ли жители в условиях

тотального голода.

Первая книга цикла «Ленинградские сказки» - «Дети ворона», была названа главным

событием 2016г. в подростковой литературе, вошла в шорт-лист литературной премии

«Ясная поляна», попала в международный список «Белые вороны»- среди лучших 200

книг из 60 стран. Вторая книга цикла «Краденый город» - попала в лонг –лист премии им.

В.Крапивина в 2017г.

На улице – 30 и ниже, город замерзает, отопления нет, жители

одевают на себя насколько слоев одежды, в ней люди спят не

раздеваясь. Постоянный страшный холод пронизывает голодных

людей до костей. Согреться не чем. Особенно тяжелым было

состояние подростков. Детям которым уже исполнилось 12 лет, не

считались детьми. Они уже начинали работать на уровне взрослых.

В городе работало только радио. По

радио передавались музыкальные

произведения и стихи. Также по радио

передавался звук метронома и вой

сирены при налетах немецкой авиации.

Звук метронома был постоянно и это

говорило о том что город еще жив.

Использование аудиозаписи

метронома.

С каждым месяцем ситуация с продовольствием становилась все

хуже. И детям было труднее добираться до школы, не было сил.

Школьные занятия во время блокады не прекращались ни на один

день. Классы также не отапливались и дети занимались в одежде.

Писали карандашом, чернила при холоде замерзали.

Обессиленные дети помимо школы,

помогали в госпиталях которые часто

бывали в помещениях школ. И дети

порой, были единственными

помощниками в госпиталях. Дети

ухаживали за ранеными: поили водой и

чаем, а чай это и была вода только

горячая с сахаром, также читали книги и

писали за них письма родным. А также

показывали концерты: пели песни,

читали стихи и танцевали.

Часто занятия проводили в бомбоубежище, там было безопасно.

Вскоре и дети и учителя настолько ослабели, что учеба практически

прекратилась. Сократилось количество предметов и занятия были

по 15мин. А также стало не хватать учителей, многие умерли с

голоду или под взрывами бомб. Все меньше становилось и детей.

Взрослое население было измучено

голодом и холодом. Люди работали

целый день по две смены. Часто

оставались спать у станка, так как не

было сил возвращаться домой, да и

транспорт не ходил в городе. Без

электричества стояли на дорогах города,

троллейбусы и трамваи. В отсутствии

транспорта, людям приходилось по

многу километров пешком по

заснеженным улицам, шатаясь от голода

и

холода добираться на работу и с работы, чтобы накормить своих

еще живых детей. Но порой сами не доходили на работу или с

работы домой, замерзали от холода и погибали от голода. Также

взрослые сдавали кровь для раненых солдат, а сами порой не

выживали от изнурительной работы, холода и голода.

В книге рассказывается о жизни осажденного

Ленинграда, об организации продовольственного

снабжения войск ленинградского фронта и населения

города, о мужестве, стойкости и неколебимом духе

ленинградцев, об их непреклонной вере в победу.

Д.В.Павлов Москва «Советская Россия» 1983г

Показ документальной хроники.

Сотни детей были эвакуированы (перевезены) из города по дороге

жизни ладожского озера, она связывала осажденный город с

большой землей. Зимой 1942года, ледовая дорога работала 152

дня. За это время в город было привезено несколько сотен тонн

продовольствия. Эвакуировать смогли более 800 тысяч человек.

Даже в оттепель когда ладожский лед становился все тоньше и

тоньше, дорога жизни не прекращала свою работу. Ненадежный

лед озера, а по нему продолжался опасный путь, который для

многих становился последним.

Уже а первую блокадную зиму под

лед ушло более тысячи машин,

вместе с продовольствием и

людьми. Проезжая по льду у

каждой машины всегда была

открыта дверь, чтобы водитель

мог быстро выпрыгнуть из кабины,

а вот люди которые находились в

кузове выпрыгнуть не успевали.

Ситуация с продовольствием была все равно тяжелой. И люди

измученные голодом очень часто скрывали гибель собственных

родственников ради еды, так приходилось делать сотням

отчаявшихся ленинградцам.

Вот уже 75 лет горит на Пискаревском мемориале в память о

жертвах блокадного Ленинграда - ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ.

Зима 1942 года, была самой страшной во всей истории города. В

братских могилах более полумиллиона ленинградцев которым не

удалось пережить блокаду. Все имена умерших хранит блокадная

книга. Этот список погибших составляли по воспоминанием

выживших ленинградцев.

В художественно-документальной повести

ленинградского журналиста В.В. Михайлова,

рассказывается о героическом подвиге

Ленинграда. Наряду с документальными

материалами автором широко использованы

воспоминания участников обороны,

воссоздающие незабываемые картины тех лет.

Наступление весны 1942года облегчило страдания ленинградцев,

но морозы еще продолжались. Многие так и не увидели как

Ленинград празднует день полного снятию блокады. 27 января

1944года на улицу вышли все кто остался в живых, увидеть

праздничный салют.

Это скорбный и светлый день памяти тех кто не пережил страшные

дни. Красные гвоздике – как капли крови на белом снегу – это

символ великой ПОБЕДЫ, в великой отечественной войне.

8 мая 1965 года Указом

Президиума Верховного Совета

СССР Город-герой Ленинград

был награждён орденом

Ленина и медалью «Золотая

Звезда».

21 января 2020год.



В раздел образования