Авторы: Шайдуллина Кира Александровна, Дайнова Гузель Закуановна
Должность: студент 4 курса ,к.п.н доцент
Учебное заведение: ФГБОУ «БГПУ им. Акмуллы»
Населённый пункт: г.Уфа , Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ
Раздел: начальное образование
УДК 372.8
Шайдуллина К.А., студент
РФ, г. Уфа, ФГБОУ «БГПУ им. Акмуллы»
Научный руководитель: Дайнова Г.З., к.п.н доцент
ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ
Аннотация: в данной статье теоретически обосновать и проверить условия
формирования
вокально-хоровых
навыков
у
школьников
в
процессе
распевания.
Ключевые
слова:
хорово е
пение,
вока льно–хоровая
р а б о т а ,
распевание,формирование.
Abstract: this article theoretically substantiates and checks the conditions for the
formation of vocal and choral skills in schoolchildren in the process of singing.
Keywords: choral singing, vocal and choral work, chanting, formation
.
Современные
научные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
формирование
основ
музыкальной
культуры,
развитие
музыкальных
способностей детей необходимо начинать в младшем школьном возрасте,
так как отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с
трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве
рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним
красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Одним из наиболее значительных реформаторов в области хорового
пения
средневековья
был Гвидо д. 'Ареццо (990-1050). Гвидо руководил
детским хором кафедральной школы. Гвидо д. 'Ареццо ввел в употребление
четырех линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука
на каждой линии: из этих букв впоследствии образовались ключи.
Во-первых, хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального
исполнительства.
Эта
доступность
обуславливается
тем,
что
голосовой
аппарат-инструмент, данный человеку от рождения, совершенствующийся
вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть
одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.
Во-вторых, хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу
для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений.
Содержание ее раскрывается и через слово, поэтический текст, и через
музыкальную
интонацию,
мелодию.
А
потому
идейно-эмоциональная
сущность
содержания
хоровой
музыки
как
бы
«удваивается».
Эта
особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым
свойственна конкретность мышления образность представлений.
В-третьих
–
хоровое
пение
обе спечивает
возм ож но сть
первоначальных
музыкальных
впечатлений,
способствует
овладению
«музыкальной речью», что в свою очередь, помогает более точно и глубоко
выявить музыкальные способности детей.
И, наконец, хоровое пение обеспечивает музыкальное воспитание и
обучение большой массы детей. При этом музыкальное воспитание должно
строиться на принципах отбора специальных методов применительно к
возрасту и способностям детей, а не по принципу отсева менее способных.
Особенность методики вокально-хоровой работы со школьниками
состоит в следующем:
1.
В отношении с детьми совершенно не приемлемы те
приемы, которые применяются с взрослыми.
1.
В детском голосе не надо искать того, чего в нем еще нет.
По мере роста организма будет расти и голос, а вместе с тем будут
развиваться и заложенные в нем потенциальные возможности.
2.
У детей надо развивать художественный вкус, при этом
условии постепенно рождается такая
вокальная техника, которая в
той
или
иной
мере
обеспечивает
художественное
исполнение.
Художественный вкус и вокальная техника – это взаимосвязывающие,
взаимопроникающие моменты. Они не должны быть оторваны друг
от друга. По этому правильнее будет говорить, что мы детям не
«ставим» голос, а обучаем пению.
При подборе репертуара для различных возрастных групп всегда
должен учитываться принцип единства воспитания и обучения, должны
соблюдаться
основные
педагогиче ские
принципы
о бу ч е н и я :
систематичность, последовательность от простого к сложному, от близкого
к далекому [3, 51].
Л.М.Абелян
и Е.Гембицкая считают, что методы вокально–хоровой
работы
целиком
опираются
на
методы
профессионального
обучения
пению,
которые,
однако,
в
применении
к
детям
приобретают
особую
специфику,
и
чтобы
научить
детей
естественному,
красивому
пению,
необходимо
привить
им
определенные
певческие
навыки
дыхания,
звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки [4,34].
Хорошо
известно,
что
в
воспитании
вокалиста
огромную
роль
играют
специальные упражнения. Существует обширная музыкальная литература,
предназначенная
для
развития
высоких,
средних
и
низких
голосов.
Эта
литература
с
успехом
используется
во
всех
звеньях
воспитания
голоса.
Естественно,
что
имеются
специальные
упражнения
и
для
хора.
Эти
упражнения используются не только в целях совершенствования голоса, но и
в связи с задачами воспитания многих важных хоровых навыков и умений.
В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий
голос, вырабатываются певческие умения и навыки. Необходимым условием
выработки
певческих
навыков
является
распевание.
Это
комплекс
упражнений, направленных на совершенствование этих навыков. В процессе
повторности
упражнений
происходит
усовершенствование
способов
выполнения задания, его закрепление, уточнение. В процессе распевания
ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их
элементарном виде:
-
сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также
головы и рук при пении;
- глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох;
- свободное открывание рта;
- одновременное начало пения;
- одновременное произнесение текста;
- протяженность звучания;
- единообразное формирование гласных.
В процессе дальнейшей работы закрепляются и совершенствуются эти
навыки:
-
вырабатывается
нижнереберно-диафрагматическое
дыхание,
требующее
сохранения
вдыхательного
положения
грудной
клетки
и
расширения
нижних
ребер,
ведется
работа
над
правильностью
звука,
расширением
диапазона,
красотой
тембра,
глубокостью,
подвижностью
голоса, тонкой разнообразной нюансировкой.
Распевание выполняет двойную функцию:
1.
разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью
подготовки их к работе;
2. развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения
красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе
исполнения хоровых произведений.
Существует множество методик развития музыкальных данных ребенка,
многие из которых можно применять и в общеобразовательной школе.
При планировании урока и выборе методов работы следует учитывать
общее развитие данного класса, возраст детей.
Таким образом, опираясь на выше изложенное мы можем сказать, что
распевание играет большую роль в воспитании вокально-хоровых навыков.
На основании анализа работ известных педагогов музыкантов можно
сделать заключение о том, что распевание формирует:
- выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого
звучания
голосов,
отчетливой,
ясной
артикуляции.
Работа
над
унисоном;
-
выработка плавного и отрывистого звуковедения. Работа над
дикцией в упражнениях подвижного темпа;
- расширение диапазона. Выравнивание, округление звучания гласных
при пении legato, выработка слитного хорового звучания. Работа над
унисоном;
- работа над многоголосным пением;
- выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного
пиано на основе хорошего владения певческим дыханием.
Использованные источники:
1.
Абелян Л.М. Как организовать детский хор // Работа с детским хором:
Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. –
70 с.
2.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада –
к начальной школе. – Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352 с.
3.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар,
методика. – М., 2005.
4.
Дмитриева
Л.Г.,
Черноиваненко
Н.М.
Методика
музыкального
воспитания в школе. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение,
1989. – 207 с.