Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ


Авторы: Шайдуллина Кира Александровна, Дайнова Гузель Закуановна
Должность: студент 4 курса ,к.п.н доцент
Учебное заведение: ФГБОУ «БГПУ им. Акмуллы»
Населённый пункт: г.Уфа , Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 372.8

Шайдуллина К.А., студент

РФ, г. Уфа, ФГБОУ «БГПУ им. Акмуллы»

Научный руководитель: Дайнова Г.З., к.п.н доцент

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У

ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ

Аннотация: в данной статье теоретически обосновать и проверить условия

формирования

вокально-хоровых

навыков

у

школьников

в

процессе

распевания.

Ключевые

слова:

хорово е

пение,

вока льно–хоровая

р а б о т а ,

распевание,формирование.

Abstract: this article theoretically substantiates and checks the conditions for the

formation of vocal and choral skills in schoolchildren in the process of singing.

Keywords: choral singing, vocal and choral work, chanting, formation

.

Современные

научные

исследования

свидетельствуют

о

том,

что

формирование

основ

музыкальной

культуры,

развитие

музыкальных

способностей детей необходимо начинать в младшем школьном возрасте,

так как отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с

трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве

рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним

красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Одним из наиболее значительных реформаторов в области хорового

пения

средневековья

был Гвидо д. 'Ареццо (990-1050). Гвидо руководил

детским хором кафедральной школы. Гвидо д. 'Ареццо ввел в употребление

четырех линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука

на каждой линии: из этих букв впоследствии образовались ключи.

Во-первых, хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального

исполнительства.

Эта

доступность

обуславливается

тем,

что

голосовой

аппарат-инструмент, данный человеку от рождения, совершенствующийся

вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть

одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.

Во-вторых, хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу

для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений.

Содержание ее раскрывается и через слово, поэтический текст, и через

музыкальную

интонацию,

мелодию.

А

потому

идейно-эмоциональная

сущность

содержания

хоровой

музыки

как

бы

«удваивается».

Эта

особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым

свойственна конкретность мышления образность представлений.

В-третьих

хоровое

пение

обе спечивает

возм ож но сть

первоначальных

музыкальных

впечатлений,

способствует

овладению

«музыкальной речью», что в свою очередь, помогает более точно и глубоко

выявить музыкальные способности детей.

И, наконец, хоровое пение обеспечивает музыкальное воспитание и

обучение большой массы детей. При этом музыкальное воспитание должно

строиться на принципах отбора специальных методов применительно к

возрасту и способностям детей, а не по принципу отсева менее способных.

Особенность методики вокально-хоровой работы со школьниками

состоит в следующем:

1.

В отношении с детьми совершенно не приемлемы те

приемы, которые применяются с взрослыми.

1.

В детском голосе не надо искать того, чего в нем еще нет.

По мере роста организма будет расти и голос, а вместе с тем будут

развиваться и заложенные в нем потенциальные возможности.

2.

У детей надо развивать художественный вкус, при этом

условии постепенно рождается такая

вокальная техника, которая в

той

или

иной

мере

обеспечивает

художественное

исполнение.

Художественный вкус и вокальная техника – это взаимосвязывающие,

взаимопроникающие моменты. Они не должны быть оторваны друг

от друга. По этому правильнее будет говорить, что мы детям не

«ставим» голос, а обучаем пению.

При подборе репертуара для различных возрастных групп всегда

должен учитываться принцип единства воспитания и обучения, должны

соблюдаться

основные

педагогиче ские

принципы

о бу ч е н и я :

систематичность, последовательность от простого к сложному, от близкого

к далекому [3, 51].

Л.М.Абелян

и Е.Гембицкая считают, что методы вокально–хоровой

работы

целиком

опираются

на

методы

профессионального

обучения

пению,

которые,

однако,

в

применении

к

детям

приобретают

особую

специфику,

и

чтобы

научить

детей

естественному,

красивому

пению,

необходимо

привить

им

определенные

певческие

навыки

дыхания,

звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки [4,34].

Хорошо

известно,

что

в

воспитании

вокалиста

огромную

роль

играют

специальные упражнения. Существует обширная музыкальная литература,

предназначенная

для

развития

высоких,

средних

и

низких

голосов.

Эта

литература

с

успехом

используется

во

всех

звеньях

воспитания

голоса.

Естественно,

что

имеются

специальные

упражнения

и

для

хора.

Эти

упражнения используются не только в целях совершенствования голоса, но и

в связи с задачами воспитания многих важных хоровых навыков и умений.

В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий

голос, вырабатываются певческие умения и навыки. Необходимым условием

выработки

певческих

навыков

является

распевание.

Это

комплекс

упражнений, направленных на совершенствование этих навыков. В процессе

повторности

упражнений

происходит

усовершенствование

способов

выполнения задания, его закрепление, уточнение. В процессе распевания

ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их

элементарном виде:

-

сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также

головы и рук при пении;

- глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох;

- свободное открывание рта;

- одновременное начало пения;

- одновременное произнесение текста;

- протяженность звучания;

- единообразное формирование гласных.

В процессе дальнейшей работы закрепляются и совершенствуются эти

навыки:

-

вырабатывается

нижнереберно-диафрагматическое

дыхание,

требующее

сохранения

вдыхательного

положения

грудной

клетки

и

расширения

нижних

ребер,

ведется

работа

над

правильностью

звука,

расширением

диапазона,

красотой

тембра,

глубокостью,

подвижностью

голоса, тонкой разнообразной нюансировкой.

Распевание выполняет двойную функцию:

1.

разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью

подготовки их к работе;

2. развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения

красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе

исполнения хоровых произведений.

Существует множество методик развития музыкальных данных ребенка,

многие из которых можно применять и в общеобразовательной школе.

При планировании урока и выборе методов работы следует учитывать

общее развитие данного класса, возраст детей.

Таким образом, опираясь на выше изложенное мы можем сказать, что

распевание играет большую роль в воспитании вокально-хоровых навыков.

На основании анализа работ известных педагогов музыкантов можно

сделать заключение о том, что распевание формирует:

- выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого

звучания

голосов,

отчетливой,

ясной

артикуляции.

Работа

над

унисоном;

-

выработка плавного и отрывистого звуковедения. Работа над

дикцией в упражнениях подвижного темпа;

- расширение диапазона. Выравнивание, округление звучания гласных

при пении legato, выработка слитного хорового звучания. Работа над

унисоном;

- работа над многоголосным пением;

- выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного

пиано на основе хорошего владения певческим дыханием.

Использованные источники:

1.

Абелян Л.М. Как организовать детский хор // Работа с детским хором:

Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. –

70 с.

2.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада –

к начальной школе. – Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352 с.

3.

Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар,

методика. – М., 2005.

4.

Дмитриева

Л.Г.,

Черноиваненко

Н.М.

Методика

музыкального

воспитания в школе. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение,

1989. – 207 с.



В раздел образования