Автор: Галина Юрьевна Асадова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 4
Населённый пункт: город Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: Занятие кружка "Школа развития речи" в 1 классе
Тема: "Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"
Раздел: начальное образование
Занятие кружка в 1 классе «Школа развития речи»
(внеурочная деятельность)
Учитель: Асадова Галина Юрьевна
Тема: «Дифференциация звуков и букв Ж – Ш»
Цели: - закреплять знания детей о звуках и буквах Ж – Ш;
- учить дифференцировать звуки и буквы Ж – Ш в слогах, словах,
предложениях;
- уточнять и обогащать словарь;
- учить определять позицию звуков в словах;
- развивать навыки словообразования;
- закреплять знания норм орфографии;
- развивать навык работы с деформированными предложениями;
- развивать память, мышление, речь, фонематический слух, мелкую
моторику.
Оборудование: герои занятия – Шипелочка и Жужжалочка, кошка Жужа, улитка Луша;
волшебный
сундук;
кассы
букв;
схемы
слов;
наборы
цифр;
карточки-снежинки;
предметные картинки; «фотографии» детенышей животных; карточки со словами.
Ход занятия
I.
Организационный этап.
-
Ребята, послушайте чистоговорку и скажите, каких звуков больше:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
- Правильно, больше звуков Ш и Ж.
II.
Сообщение цели занятия.
Знакомство с героями занятия.
- Ребята, познакомьтесь с Жужжалочкой и Шипелочкой. Они пришли к нам сегодня в
гости.
- Жужжалочка и Шипелочка спорят, кто шипит, а кто жужжит. Помогите им разобраться.
Посмотрите на картинки – пожужжите или пошипите.
Предметные картинки: кот, змея, жук, чайник с паром, пчела.
- Молодцы! Ребята, кто догадался, чем мы будем заниматься? Какие звуки и буквы
сравнивать?
- Правильно, мы будем сравнивать звуки и буквы Ж и Ш, различать их и в слогах, и в
словах, и в предложениях.
III.
Основной этап.
1.
Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции и по характеристикам.
1
- Произнесем звук Ш, а теперь звук Ж. Где находится язык? (Вверху)
- А теперь положим руку на горлышко и еще раз произнесем звуки Ш и Ж.
- Что заметили?
- Правильно, при произнесении звука Ж горлышко дрожит – работают голосовые складки,
а при произнесении Ш – нет.
- Охарактеризуем каждый звук:
Ж – согласный, звонкий, твердый;
Ш – согласный, глухой, твердый.
2.
Соотношение звука и буквы.
- Скажите, как обозначаются звуки на письме? (Буквами)
- Какой буквой обозначается звук Ш? звук Ж?
- Наши подружки просят вас вспомнить, какие элементы букв нужны для написания
строчных букв Ш и Ж.
Один ученик пишет буквы на доске, называя их элементы, остальные – в тетрадях.
Ш – три короткие наклонные палочки с закруглением вправо
Ж – полуовал влево, «зигзаг», полуовал вправо
3.
Дифференциация Ш – Ж в слогах и словах.
Игра «Наоборот»
- А сейчас Шипелочка и Жужжалочка хотят поговорить с вами на своем языке. Я буду
произносить слог со звуком Ш, а вы меняете на Ж, и наоборот.
ША – … ЖИ – …
ШУ – … ЖА – …
ШО – ШО – … ЖУ – ЖУ – …
АША – … ОЖО – …
- Теперь то же самое со словами.
ШИТЬ – … ЖАЛИТЬ – …
УШИ – … МАЖЕТ – …
ЛУША – … НАЖИВКА – …
ШАР – … ЖИТЬ – …
4.
Дифференциация Ш – Ж в словах.
Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Составление схем.
- Ребята, к нам еще гость хочет прийти. Отгадайте, кто это:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
-
Правильно,
это
кошка.
Кошка
Жужа.
Она
пришла
за
помощью
к
Шипелочке
и
Жужжалочке. Давайте все вместе поможем ей.
РАБОТА С КАССОЙ БУКВ
- Возьмите карточки с буквами Ш и Ж. Я буду называть слово, а вы поднимаете ту букву,
которая есть в слове.
2
ЖАВОРОНОК, ПОРОШОК, ДЕЖУРНЫЙ, РЫЖИК, ШАЖОК, РУБАШКА, МАТРЕШКА,
ЖДЁШЬ, ЛУЖАЙКА, МАКУШКА, ПРОШУМЕЛ, ДРУЖИШЬ, СЛОЖЕНИЕ.
- Положите ряд цифр (1 – 9 ).
На фланелеграфе:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все
звуки.
- Сколько звуков в слове матрёшка?
Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают вверх.
- Какой по счету звук Ш?
- Назовите соседей звука Ш. Составьте схему слова.
- Сколько слогов в слове? Почему?
- Сколько звуков в слове шажок?
- Какой по счету звук Ш? Ж? Составьте схему слова.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С РУЧКОЙ
1.
Самомассаж ладоней и пальцев.
2.
Пружинка.
3.
Ходьба с коромыслом.
4.
Качели.
5.
Игра «НАЙДИ СВОЙ ДОМ».
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ И У ДОСКИ
- Наши гостьи-подружки хотят с вами поиграть. Нужно расселить слова в свои домики: со
звуком Ш, со звуком Ж, со звуками Ш и Ж. Вы записываете слова в три столбика.
ЖАБА, ШУБА, ГРУШИ, ШАЖОК, РЫЖИК, ЖИВЁШЬ.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЖУК»
Я – жук, я – жук, я здесь живу.
Я всё жужжу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж-ж-ж….
Кружу над лесом и кружу…
Или на листике сижу…
И не тужу я, не тужу.
Я – жук, и потому жужжу: ж-ж-ж-ж-ж….
6.
Повторение правила ЖИ – ШИ.
Самостоятельная работа на карточках.
Снежинки
3
- Ребята, какое правило в словах груши и живешь?
- К нам прилетели снежинки. На них написаны слова. Вам нужно вписать слоги ЖИ или
ШИ в данные слова.
СКА – ПРУ – НА - ВОТ
НАПИ – ВЕР – НА - РИНА
СУ – ТЬ ДОКА – - ЛЕТ
МА – НА - РАФ - ПЕТЬ
- Взаимопроверка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам,
В ямку – бух!
7.
Работа над словообразованием и составлением словосочетаний.
РАБОТА НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ
- Ребята, пока вы отдыхали Шипелочка и Жужжалочка приготовили для вас Волшебный
сундук. Они хотят посмотреть, сможете ли вы справиться с заданием потрудней.
В сундуке конверт:
А) Изменить слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаешь?
ЛЕЖАТЬ,
РЕЗАТЬ,
ВЯЗАТЬ,
ЖАРИТЬ,
ВЕШАТЬ,
СОБИРАТЬ,
ЖИТЬ,
БЕЖАТЬ,
САЖАТЬ, ЖЕВАТЬ
Б) Четко прочитай слова:
ШАРФ, АБАЖУР, ДРУЖНО, НА КУШЕТКЕ, РОМАШКИ, НОЖОМ, КАРТОШКУ, ПО
ЛУЖАЙКЕ, ЖВАЧКУ, ЕЖЕВИКУ
- Сколько ты прочитал слов со звуком Ж? Со звуком Ш?
- Составь словосочетания с образованными словами из п. А) и со словами из п. Б) так,
чтобы они подходили по смыслу.
- Чётко прочитай составленные словосочетания. (Все слова напечатаны на карточках).
8.
Развитие
навыка
образования
существительных
при
помощи
суффиксов
-онок-, -ёнок-.
- Наши подружки принесли фотографии своих друзей. Припомните детенышей животных
и птиц, назовите их и догадайтесь, кто чей друг.
Картинки: жеребенок, мышонок, кукушонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок.
Составьте предложение с одним из слов.
4
9.
Работа с деформированным текстом.
- Ребята, вы знаете, к нам пришла еще одна гостья. Она очень торопилась, но успела
только к концу занятия. Отгадайте, кто это.
На узкой дорожке –
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
- Правильно, к нам пришла улитка Луша и принесла рассказ, который она не может
прочитать
–
рассыпались
слова
в
предложениях.
Помогите
правильно
составить
предложения в рассказе.
НАТАША, НА, ПОШЛА, ЛУЖОК.
ТАМ, ЖУКА, ОНА, УВИДЕЛА.
ЖУК, ЖИВОТОМ, ЛЕЖАЛ, ВВЕРХ.
- Назовите слова со звуком ш, со звуком ж.
- Придумайте продолжение нашему рассказу.
- Как можно озаглавить рассказ?
Примерный текст:
Жук.
Наташа пошла на лужок. Там она увидела жука. Жук лежал животом вверх. Он не мог
улететь. Наташа перевернула жука. Жук замахал крыльями и улетел.
- Молодцы! Вы помогли Луше, она вас благодарит.
IV.
Рефлексия.
Словесное поощрение детей.
- Какие звуки мы учились различать?
- Ребята, вы молодцы, справились хорошо со всеми заданиями.
Шипелочка и Жужжалочка вами очень довольны.
5
ПРИЛОЖЕНИЕ
СКА ---- ПРУ ---- НА СКА ---- ПРУ ---- НА
НАПИ ---- ВЕР ---- НА НАПИ ---- ВЕР ----НА
---- ВОТ ---- ПЕТЬ ---- ВОТ ---- ПЕТЬ
СКА ---- ПРУ ---- НА СКА ---- ПРУ ---- НА
НАПИ ---- ВЕР ---- НА НАПИ ---- ВЕР ---НА
---- ВОТ ---- ПЕТЬ ---- ВОТ ---- ПЕТЬ
СКА ---- ПРУ ---- НА СКА ---- ПРУ ---- НА
НАПИ ---- ВЕР ---- НА НАПИ ---- ВЕР ---НА
---- ВОТ ---- ПЕТЬ ---- ВОТ ---- ПЕТЬ
СКА ---- ПРУ ---- НА СКА ---- ПРУ ---- НА
НАПИ ---- ВЕР ---- НА НАПИ ---- ВЕР ---НА
---- ВОТ ---- ПЕТЬ ---- ВОТ ---- ПЕТЬ
6