Напоминание

"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"


Автор: Галина Юрьевна Асадова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 4
Населённый пункт: город Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: Занятие кружка "Школа развития речи" в 1 классе
Тема: "Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"
Раздел: начальное образование





Назад




Занятие кружка в 1 классе «Школа развития речи»

(внеурочная деятельность)

Учитель: Асадова Галина Юрьевна

Тема: «Дифференциация звуков и букв Ж – Ш»

Цели: - закреплять знания детей о звуках и буквах Ж – Ш;

- учить дифференцировать звуки и буквы Ж – Ш в слогах, словах,

предложениях;

- уточнять и обогащать словарь;

- учить определять позицию звуков в словах;

- развивать навыки словообразования;

- закреплять знания норм орфографии;

- развивать навык работы с деформированными предложениями;

- развивать память, мышление, речь, фонематический слух, мелкую

моторику.

Оборудование: герои занятия – Шипелочка и Жужжалочка, кошка Жужа, улитка Луша;

волшебный

сундук;

кассы

букв;

схемы

слов;

наборы

цифр;

карточки-снежинки;

предметные картинки; «фотографии» детенышей животных; карточки со словами.

Ход занятия

I.

Организационный этап.

-

Ребята, послушайте чистоговорку и скажите, каких звуков больше:

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

- Правильно, больше звуков Ш и Ж.

II.

Сообщение цели занятия.

Знакомство с героями занятия.

- Ребята, познакомьтесь с Жужжалочкой и Шипелочкой. Они пришли к нам сегодня в

гости.

- Жужжалочка и Шипелочка спорят, кто шипит, а кто жужжит. Помогите им разобраться.

Посмотрите на картинки – пожужжите или пошипите.

Предметные картинки: кот, змея, жук, чайник с паром, пчела.

- Молодцы! Ребята, кто догадался, чем мы будем заниматься? Какие звуки и буквы

сравнивать?

- Правильно, мы будем сравнивать звуки и буквы Ж и Ш, различать их и в слогах, и в

словах, и в предложениях.

III.

Основной этап.

1.

Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции и по характеристикам.

1

- Произнесем звук Ш, а теперь звук Ж. Где находится язык? (Вверху)

- А теперь положим руку на горлышко и еще раз произнесем звуки Ш и Ж.

- Что заметили?

- Правильно, при произнесении звука Ж горлышко дрожит – работают голосовые складки,

а при произнесении Ш – нет.

- Охарактеризуем каждый звук:

Ж – согласный, звонкий, твердый;

Ш – согласный, глухой, твердый.

2.

Соотношение звука и буквы.

- Скажите, как обозначаются звуки на письме? (Буквами)

- Какой буквой обозначается звук Ш? звук Ж?

- Наши подружки просят вас вспомнить, какие элементы букв нужны для написания

строчных букв Ш и Ж.

Один ученик пишет буквы на доске, называя их элементы, остальные – в тетрадях.

Ш – три короткие наклонные палочки с закруглением вправо

Ж – полуовал влево, «зигзаг», полуовал вправо

3.

Дифференциация Ш – Ж в слогах и словах.

Игра «Наоборот»

- А сейчас Шипелочка и Жужжалочка хотят поговорить с вами на своем языке. Я буду

произносить слог со звуком Ш, а вы меняете на Ж, и наоборот.

ША – … ЖИ – …

ШУ – … ЖА – …

ШО – ШО – … ЖУ – ЖУ – …

АША – … ОЖО – …

- Теперь то же самое со словами.

ШИТЬ – … ЖАЛИТЬ – …

УШИ – … МАЖЕТ – …

ЛУША – … НАЖИВКА – …

ШАР – … ЖИТЬ – …

4.

Дифференциация Ш – Ж в словах.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Составление схем.

- Ребята, к нам еще гость хочет прийти. Отгадайте, кто это:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

-

Правильно,

это

кошка.

Кошка

Жужа.

Она

пришла

за

помощью

к

Шипелочке

и

Жужжалочке. Давайте все вместе поможем ей.

РАБОТА С КАССОЙ БУКВ

- Возьмите карточки с буквами Ш и Ж. Я буду называть слово, а вы поднимаете ту букву,

которая есть в слове.

2

ЖАВОРОНОК, ПОРОШОК, ДЕЖУРНЫЙ, РЫЖИК, ШАЖОК, РУБАШКА, МАТРЕШКА,

ЖДЁШЬ, ЛУЖАЙКА, МАКУШКА, ПРОШУМЕЛ, ДРУЖИШЬ, СЛОЖЕНИЕ.

- Положите ряд цифр (1 – 9 ).

На фланелеграфе:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все

звуки.

- Сколько звуков в слове матрёшка?

Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают вверх.

- Какой по счету звук Ш?

- Назовите соседей звука Ш. Составьте схему слова.

- Сколько слогов в слове? Почему?

- Сколько звуков в слове шажок?

- Какой по счету звук Ш? Ж? Составьте схему слова.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С РУЧКОЙ

1.

Самомассаж ладоней и пальцев.

2.

Пружинка.

3.

Ходьба с коромыслом.

4.

Качели.

5.

Игра «НАЙДИ СВОЙ ДОМ».

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ И У ДОСКИ

- Наши гостьи-подружки хотят с вами поиграть. Нужно расселить слова в свои домики: со

звуком Ш, со звуком Ж, со звуками Ш и Ж. Вы записываете слова в три столбика.

ЖАБА, ШУБА, ГРУШИ, ШАЖОК, РЫЖИК, ЖИВЁШЬ.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЖУК»

Я – жук, я – жук, я здесь живу.

Я всё жужжу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж-ж-ж….

Кружу над лесом и кружу…

Или на листике сижу…

И не тужу я, не тужу.

Я – жук, и потому жужжу: ж-ж-ж-ж-ж….

6.

Повторение правила ЖИ – ШИ.

Самостоятельная работа на карточках.

Снежинки

3

- Ребята, какое правило в словах груши и живешь?

- К нам прилетели снежинки. На них написаны слова. Вам нужно вписать слоги ЖИ или

ШИ в данные слова.

СКА – ПРУ – НА - ВОТ

НАПИ – ВЕР – НА - РИНА

СУ – ТЬ ДОКА – - ЛЕТ

МА – НА - РАФ - ПЕТЬ

- Взаимопроверка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам,

В ямку – бух!

7.

Работа над словообразованием и составлением словосочетаний.

РАБОТА НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ

- Ребята, пока вы отдыхали Шипелочка и Жужжалочка приготовили для вас Волшебный

сундук. Они хотят посмотреть, сможете ли вы справиться с заданием потрудней.

В сундуке конверт:

А) Изменить слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаешь?

ЛЕЖАТЬ,

РЕЗАТЬ,

ВЯЗАТЬ,

ЖАРИТЬ,

ВЕШАТЬ,

СОБИРАТЬ,

ЖИТЬ,

БЕЖАТЬ,

САЖАТЬ, ЖЕВАТЬ

Б) Четко прочитай слова:

ШАРФ, АБАЖУР, ДРУЖНО, НА КУШЕТКЕ, РОМАШКИ, НОЖОМ, КАРТОШКУ, ПО

ЛУЖАЙКЕ, ЖВАЧКУ, ЕЖЕВИКУ

- Сколько ты прочитал слов со звуком Ж? Со звуком Ш?

- Составь словосочетания с образованными словами из п. А) и со словами из п. Б) так,

чтобы они подходили по смыслу.

- Чётко прочитай составленные словосочетания. (Все слова напечатаны на карточках).

8.

Развитие

навыка

образования

существительных

при

помощи

суффиксов

-онок-, -ёнок-.

- Наши подружки принесли фотографии своих друзей. Припомните детенышей животных

и птиц, назовите их и догадайтесь, кто чей друг.

Картинки: жеребенок, мышонок, кукушонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок.

Составьте предложение с одним из слов.

4

9.

Работа с деформированным текстом.

- Ребята, вы знаете, к нам пришла еще одна гостья. Она очень торопилась, но успела

только к концу занятия. Отгадайте, кто это.

На узкой дорожке –

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?

- Правильно, к нам пришла улитка Луша и принесла рассказ, который она не может

прочитать

рассыпались

слова

в

предложениях.

Помогите

правильно

составить

предложения в рассказе.

НАТАША, НА, ПОШЛА, ЛУЖОК.

ТАМ, ЖУКА, ОНА, УВИДЕЛА.

ЖУК, ЖИВОТОМ, ЛЕЖАЛ, ВВЕРХ.

- Назовите слова со звуком ш, со звуком ж.

- Придумайте продолжение нашему рассказу.

- Как можно озаглавить рассказ?

Примерный текст:

Жук.

Наташа пошла на лужок. Там она увидела жука. Жук лежал животом вверх. Он не мог

улететь. Наташа перевернула жука. Жук замахал крыльями и улетел.

- Молодцы! Вы помогли Луше, она вас благодарит.

IV.

Рефлексия.

Словесное поощрение детей.

- Какие звуки мы учились различать?

- Ребята, вы молодцы, справились хорошо со всеми заданиями.

Шипелочка и Жужжалочка вами очень довольны.

5

ПРИЛОЖЕНИЕ

СКА ---- ПРУ ---- НА СКА ---- ПРУ ---- НА

НАПИ ---- ВЕР ---- НА НАПИ ---- ВЕР ----НА

---- ВОТ ---- ПЕТЬ ---- ВОТ ---- ПЕТЬ

СКА ---- ПРУ ---- НА СКА ---- ПРУ ---- НА

НАПИ ---- ВЕР ---- НА НАПИ ---- ВЕР ---НА

---- ВОТ ---- ПЕТЬ ---- ВОТ ---- ПЕТЬ

СКА ---- ПРУ ---- НА СКА ---- ПРУ ---- НА

НАПИ ---- ВЕР ---- НА НАПИ ---- ВЕР ---НА

---- ВОТ ---- ПЕТЬ ---- ВОТ ---- ПЕТЬ

СКА ---- ПРУ ---- НА СКА ---- ПРУ ---- НА

НАПИ ---- ВЕР ---- НА НАПИ ---- ВЕР ---НА

---- ВОТ ---- ПЕТЬ ---- ВОТ ---- ПЕТЬ

6



В раздел образования