Автор: Пономарева Анастасия Викторовна
Должность: преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: «Основы сценического движения»
Раздел: среднее образование
«Муниципальное автономное учреждения дополнительного
образования
«Детская школа искусств
имени П.И. Чайковского» г. Ноябрьск.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
Возраст детей: 9-15 лет.
Срок реализации программы: 1 года.
Преподаватель 1 категории:
Пономарева Анастасия Викторовна.
г. Ноябрьск
2019
Пояснительная записка
Действие – это основа основ актёрского искусства. Именно поэтому, помимо
способности к глубоко личностному переживанию судьбы своего героя, для
актёра
неоценимо
важны
способы
пластического,
внешнего
выражения
богатого внутреннего содержания. Искусство владения своим телом на сцене
предполагает чистоту движений, их смысловую определённость, строгую
количественную и качественную отобранность.
Всё должно быть в них
точно
и
конкретно:
смысловые
оттенки
движений,
их
скорость,
сила,
величина.
Искусство движения на сцене основывается на многих умениях и навыках,
как общего, так и частного порядка. Одни из них способствуют развитию
определённых психофизических качеств, другие оснащают практическими
навыками. Отделить их друг от друга невозможно: как трудно овладеть
практическими навыками, не развив в себе предварительно необходимых
качеств, так и общие качества трудно развивать в отрыве от конкретных
навыков.
Программа является частью образовательной комплексной программы _ в
области искусств «Искусство театра».
Она направлена на решение ряда
педагогических
задач,
связанных
с
общими
процессами
обучения,
воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.
Программа «Основы сценического движения» построена, прежде всего, на
обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных
процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного
внимания,
рабочей
мобилизации,
умения
распределять
ответственность,
умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип
поведения для решения жизненных задач.
Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в
группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного
года.
Цели программы:
Воспитание пластической культуры тела студийцев.
Развитие изначальной природной одарённости воспитанников.
Обучение основам сценического движения и акробатики.
Задачи программы:
В воспитании:
Воспитать социально адекватную личность, способную к активному
творческому сотрудничеству;
Воспитывать
в
студийцах
творческую
потребность
постоянного
самосовершенствования культуры тела путём индивидуального тренинга и
самосовершенствования;
Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе.
В развитии:
Развить физические возможности тела, свободу в обращении со своим
физическим аппаратом.
Развить
лёгкость
движения,
ловкость
и
подвижность,
повышение
общего тонуса;
Способствовать развитию творческой инициативы в сфере пластики;
Развивать воображение, фантазию, память и наблюдательность.
В обучении:
Совершенствование физических и психофизических качеств;
Научить всему комплексу упражнений и приёмов, необходимых для
работы над пластическим воплощением образа;
Выработать
у
студийцев
способность
легко
осваивать
новые
движения, приобретать любые новые навыки и умения.
Следует отметить, что при поступлении дети не отбираются по каким-
либо данным или же конкурсу. Для приёма ребёнка в группу необходим,
прежде всего, его интерес к театральному искусству и желание развиваться
в
этом
направлении,
познавать
многогранный,
необъятный
мир
театра.
Приём производится на
основе заявления родителей ребёнка. Программа
«Основы сценического движения» рассчитана на 3 года обучения. Возраст
детей от 9 до 15 лет. Занятия в группах проходят 1 раза в неделю по 1часа
(40 мин), в год это составляет 33 часов.
Первый год обучения.
На
первом
году
обучения
основным
направлением
работы
является,
несомненно, развитие физических данных тела, что подразумевает под
собой,
прежде
всего,
приобретение
вполне
конкретных
механических
навыков.
В
первую
ведётся
работа
по
раскрепощению
мышц,
освобождению
их
от
зажимов,
приведение
их
в
тонус.
Происходит
знакомство с возможностями собственного тела, анализ индивидуальных
особенностей
физического
аппарата
каждого
конкретного
ребенка.
Прикладываются целенаправленные усилия в области развития гибкости,
выносливости, силы, ловкости мышечного аппарата. Учащиеся знакомятся
с простейшими акробатическими элементами и пробуют свои силы в их
выполнении.
Уже
освоенные
элементы
каждый
воспитанник
пробует
объединять в тематические пластически-акробатические зарисовки.
Итогом творческой работы группы на первом году обучения является показ
зарисовок, которые могут быть использованы в концертных мероприятиях.
Цели
Формирование
начальных
навыков
реакции,
решительности,
динамичности.
Развитие координации, подвижности различных частей тела.
Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом
коллективе.
Задачи
В обучении:
Научить координации движений всех частей тела по отдельности и
вместе.
Научить элементарным акробатическим упражнениям.
Научить правильной группировке тела и технике сценических падений.
Научить верно оценивать возможности своего тела и учитывать свои
индивидуальные особенности при распределении нагрузок.
В развитии:
Развивать физические возможности тела через пластический тренинг и
ознакомление с простейшими акробатическими элементами.
Развивать
творческое
воображение
учащихся
через
создание
пластических
и
акробатических
зарисовок
в
условиях
сценической
площадки.
Развивать внимание, память, наблюдательность путём воссоздания на
сценической площадке пластических образов, взятых из окружающего мира.
В воспитании:
Воспитать чувство сценического пространства.
Воспитать навык постоянного контроля над собственным телом.
Воспитать чувство ответственности за партнёра.
К концу первого года обучения воспитанник должен:
Знать:
Правила
техники
безопасности
поведения
на
занятиях
по
сценическому движению.
Элементарные теоретические понятия: «потягивание», «фиксация»,
«отказ», «поддержка» и т.д.
Комплекс упражнений на раскрепощение мышц.
Безопасные способы растяжки мышц.
Индивидуальные
особенности
своего
тела
и
учитывать
их
при
выполнении сценических упражнений.
Уметь:
Простейшие акробатические элементы: кувырки, колёса, стойки,
перекаты.
Самостоятельно
подготовить
тело
к
выполнению
физических
упражнений.
Правильно распределить нагрузку на мышцы.
Воспроизводить
посредством
своего
тела
на
сценической
площадке повадки и особенности движений разных животных.
Группироваться при выполнении различных видов падений.
Верно
выполнять
подстраховку
партнёра
при
выполнении
акробатических элементов.
Учебно-тематический план обучения
№
Тема занятий
Всего
часов
Теори
я
(час)
Практи
ка (час)
1.
Вводное занятие.
3
1
2
2.
Основы сценического движения
5
1
4
3.
Основы пластической культуры
тела
9
1
6
4.
Основы акробатики
6
1
5
5
Пластические, акробатические
этюды
10
2
8
Итого:
33
7
26
Программное содержание первого года обучения.
1. Вводное занятие.
игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», и т.д.;
ознакомительная беседа о театральном искусстве, с использованием
иллюстраций и личного опыта воспитанников в театральной сфере;
знакомство
студийцев
с
содержанием
предмета
«Основы
сценического движения»;
знакомство с планом работы на предстоящий учебный год, с ходом
проведения занятий и своими обязанностями;
инструктаж по технике безопасности на занятиях по сценическому
движению.
2. Основы сценического движения.
Первый
этап
–
знакомство
воспитанников
с
собственным
телом:
с
его
анатомией,
с
его
физическими
и
психофизическими
качествами,
с
его
двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.
Обязательным
элементом
каждого
занятия
по
данной
теме
является
разминка и растяжка.
В разминочный комплекс входят:
упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
упражнения
на
развитие
гибкости
и
силы
(различные
виды
отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов;
парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра,
локомоторные
упражнения;
упражнения
на
развитие
прыгучести;
статистические упражнения; волевая гимнастика).
упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать
излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в
театральной практике называется свободой мышц.
упражнения,
совершенствующие
координацию
движений,
развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между
собой,
сознательно
управлять
ими
и
приспособлять
к
препятствиям
(противовращения
различных
частей
тела,
упражнения
циклического
характера, поочерёдные упражнения).
повышение
выносливости
студийцев
(упражнения
анаэробного,
аэробного и смешанного характера);
скоростную
подготовку
(упражнения
на
простую
и
сложную
двигательную реакцию, имитационная реакция, упражнения на развитие
быстроты движений, упражнения для развития медлительности, упражнения
на
изменение
скорости
движения,
подвижные
игры
соревновательного
характера, упражнения на темпо-ритмическую организацию движений);
равновесие
(упражнения
с
преимущественным
воздействием
на
полукружные
каналы:
обороты
тела
вокруг
вертикальной
оси
на
360
градусов, прыжки с оборотами, перекаты ходьба и бег с ускорениями и
внезапными остановками, прыжки на месте с продвижениями в различных
направлениях,
упражнения
на
повышение
устойчивости
тела,
парные
упражнения на равновесие системы тел);
3. Основы пластической культуры тела.
разминка, растяжка
упражнение «потягивание», учатся мгновенно переключать режимы
движения тела в разных скоростях с плавных движений на ломанные.
подражательная
пластика:
студийцы
должны
н ау ч и т ь с я
воспроизводить на сценической площадке повадки и особенности движений
разных животных, насекомых и птиц.
4. Основы акробатики.
Любое
занятие
традиционно
начинается
с
разминочного
комплекса
и
растяжки всех мышц. На занятиях по основам акробатики студийцы учатся
выполнять простейшие акробатические упражнения:
Различные виды кувырков (через голову, через
плечо, пассивный, каскадный и т.д.).
Прыжки.
Стойки (на руках, локтях).
Колёса (в сторону, по канату).
Сценические падения.
Способы группировки.
Различные перебросы, перекаты.
5. Пластические, акробатические этюды.
Все ранее полученные умения и навыки в области пластики и акробатики
студийцы
учатся
объединять
в
сюжетные
пластически-акробатические
зарисовки,
ограниченные
темой,
заданной
педагогом
или
предложенной
самими воспитанниками. Большое внимание уделяется этюдной работе по
темам, непосредственно связанным с животным миром.
Одиночные этюды
Этюды с предметом
6.
Постановочная
работа
над
пластическими
и
акробатическими
концертными номерами.
Работа
современного
учреждения
дополнительного
образования
сильно
загружена
разного
рода
мероприятиями,
посвященными
самым
разнообразным событиям и датам. Для создания интересной, массовой и
зрелищной
концертной
программы
необходимо
наличие
разножанровых,
оригинальных номеров. В этом смысле пластически-акробатические номера
просто
незаменимый
жанр
эстрадного
искусства.
Всё
самое
лучшее
и
зрелищное,
из
того,
что
студийцы
усвоили
в
учебном
процессе,
объединяется с яркое представление для дальнейшего показа на концертных
площадках округа, города и края.
7. Концертные выступления, показы.
Являются неотъемлемой частью работы любого творческого коллектива, а
также
эффективным
способом
стимулирования
стремления
к
профессиональному росту воспитанников.
Второй год обучения.
Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не
только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту,
эмоциональной сфере человека. Занятия пластикой направлены, прежде
всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого
отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий с миром.
Цели
Достижение
абсолютной
мышечной
свободы,
лёгкости
и
уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических
навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха.
Формирование
навыков
координации
движений,
ре акции,
динамичности, прыгучести, физической силы.
Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом
коллективе.
Задачи
В обучении:
Расширить диапазон двигательных возможностей.
Обучить технике выполнения сложных акробатических
элементов, балансов и поддержек.
Обучить равномерному непрерывному движению.
В развитии:
Развивать гибкость и пластичность .
Развивать творческое воображение студийцев через
создание пластических и акробатических этюдов.
Развивать способность мыслить пластически через создание этюдов
и номеров.
В воспитании:
Научить студийцев решать проблемные ситуации,
возникающие при творческом сотрудничестве в коллективе
Пробудить потребность к творческой деятельности.
Воспитание пластичности и музыкальности.
К концу второго года обучения воспитанник должен:
Знать:
комплекс подготовительных упражнений к выполнению
сложных элементов;
10-12 видов растяжки ног, рук, спины;
понятия «баланс», «сед», «поддержка»;
технику выполнения освоенных акробатических элементов
технику безопасности поведения на занятиях по пластике
Уметь:
выполнять простые и сложные поддержки;
выполнять 8-12 видов балансов (одиночные, парные, групповые);
воссоздать в этюде узнаваемый пластический образ, взятый
из окружающего мира;
через пластические образы выражать свой взгляд
на действительность;
провести полный комплекс разминки и растяжки;
объяснить технику выполнения балансов,
поддержек, акробатических элементов.
Методические рекомендации
По
своей
специфике
учебно-воспитательный
процесс
дополнительного
образования
имеет
развивающий
характер,
т.е.
направлен
на
развитие
природных задатков детей, их интересов и способностей.
Методической особенностью обучения в программе является личностно
ориентированная технология обучения, т.е.
используются педагогические
приемы,
принципы,
методы
и
формы
для
реализации
творческого
потенциала каждого ребенка.
В программе используются следующие методы и формы:
1.
По источнику передачи и восприятию информации:
-
словесный (беседа, рассказ, диалог);
-
наглядный
(репродукции,
фильмы,
эскизы
декораций
и
костюмов,
фотоматериалы
показ
педагога,
индивидуальные
занятия,
сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
-
приобретение
знаний
через
знакомство
с
театральной
литературой
и
терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку этюдов;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ этюдов;
-
проверка
результатов
обучения
через
открытые
уроки,
конкурсы,
фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
-
объяснительно-иллюстративный
-
разводка
этюдов
по
мизансценам
с
объяснением и показом;
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
-
частично-поисковый
-
во
время
работы
детям
даются
задания
в
зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в
процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание пластического образа на основе
простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
-
наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы
в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей,
активное и сознательное участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и студийцы выступают в
качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего
используется принцип работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной
образности;
- систематичности,
последовательности - обучение
ведется
от
простейших
упражнений
к
постановке
этюдов
через
развитие
наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
-
индивидуализации
-
учитывая
психологические
особенности
обучающихся
детей
и
подростков
максимально
раскрыть
творческие
способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной
ими в будущем.
Организационные формы:
Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее
эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах
сил и времени удается выполнить работу.
Парная — рассчитать работу на двоих.
Индивидуальная
—
выполнение
задания
в
группе
обычно
проходит
не-
равномерно,
поэтому
необходимо
проводить
индивидуальную
работу,
зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
При работе с детским коллективом
педагогу необходимо найти здравый
баланс
между
профессиональными
требованиями
к
работе
детей
и
воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о
том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного
характера, а не художественного.
Несомненно, работа с актёрами-детьми требует гораздо большего вложения
сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема
заключается
в
том,
что
воспитанники
совершенно
не
умеют
работать
самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Но
надо помнить, что юные актёры не умеют работать самостоятельно не по
злой воле: не учили, не требовали. Не следует раздражаться этим. Нужно
постепенно,
планомерно
приучать
воспитанников
к
ответственности
по
отношению к собственной роли, к общему коллективному делу.
Педагогу, работающему с актёрами-детьми, безусловно, необходима очень
высокая
степень
самоорганизации,
потому
что
бесполезно
пытаться
добиться её от воспитанников, не обладая ею самому. Начинать следует с
малого – будьте строго последовательны
в своих действиях и в своих
требованиях. Всегда, давая задание воспитанникам, добивайтесь результата,
не
упускайте
мелочей,
ведь
они,
накапливаясь
понемногу,
выливаются
впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и
воплощения
задуманного.
Конечно,
педагог
не
может
применять
к
воспитаннику театральной студии такие же требования, как к взрослому
актёру. Студийцы, не привыкшие к серьёзной творческой работе, быстро
устают от множества повторений в процессе репетиций, их внимание, ещё
очень
неустойчивое,
постоянно
переключается
с
объекта
на
объект.
В
подобных
ситуациях
педагогу
необходимо
проявить
гибкость:
с
одной
стороны, воспитанникам нужно сменить вид деятельности, с другой – не
отклониться
от
поставленных
задач
на
конкретный
момент
процесса
обучения. В данном случае необходим симбиоз педагогических решений.
Никогда
не
следует
пренебрегать
процессом
объяснения,
какого-либо
понятия, момента, действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем
рассчитывал педагог, пусть это объясняется даже не впервые, но, поверьте,
освоение
осмысленного,
понятого
материала
в
любом
случае
будет
проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до
конца понято воспитанниками. Педагог должен стремиться наладить диалог
с детьми, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов,
проблем,
стимулируя
студийцев
к
выработке
собственного
мнения
по
множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё
мнение.
Педагогу детской театральной студии необходимо всегда оставаться актёром,
всегда
неожиданным,
интересным,
способным
захватить
внимание
воспитанников, увлечь их своей идеей. Это подразумевает высокую степень
подготовленности
к
каждому
занятию.
Педагог
просто
не
имеет
права
приходить пустым, безынициативным на репетицию. Всегда и во всём он
должен
оставаться
немного
волшебником,
ощущая
себя
гостеприимным
хозяином
этого
огромного
мира
под
названием
ТЕАТР,
ведущим
воспитанников к самому сердцу этого удивительного мира.
Функции педагога при групповой работе:
1. контролирует;
2. отвечает на вопросы;
3. регулирует споры;
4. даёт направление творческой деятельности.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- светлое, просторное репетиционное помещение, застеленное ковролином
(либо мягким линолеумом)
- театральный зал с полностью оборудованной сценой;
- наличие музыкальной аппаратуры;
- наличие методических пособий;
- наличие костюмов, декораций, реквизита;
- наличие фонотеки с различной музыкой;
- стулья для воспитанников;
- наличие матов и гимнастических снарядов;
- возможности для документальной видео и фото съемки.
Литература, используемая для написания программы:
1.Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» - М.: ГИТИС, 1983
2.Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» - М., 1987.
3.Дрознин А. Б.«Физический тренинг по методике А. Дрознина» - М.: ВЦХТ,
2004.
4.Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.
5.Морозова Г.В. «Сценический бой» - М.: ВЦХТ, 2004.
6.Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982.