Напоминание

урок химии по теме "Кислоты, их классификация и свойства" (8 класс)


Автор: Евсюкова Виктория Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Герцена
Населённый пункт: город Клинцы, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок химии по теме "Кислоты, их классификация и свойства" (8 класс)
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Герцена г. Клинцы

Конспект урока химии

по теме

«

Кислоты, их классификация

и свойства

»

(8 класс)

Разработала учитель химии

высшей квалификационной категории

Евсюкова В.В.

Клинцы – 2017 г.

Тема урока: «Кислоты, их классификация и свойства»

Цель урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов

химических соединений; изучить состав, строение, физические и химические

свойства.

Задачи урока:

Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе

имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных

источников и закрепление практических умений и навыков;

формирование навыка безопасной работы с химическим

оборудованием

Метапредметные: развитие познавательного интереса,

самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся

через использование коммуникативно-деятельностной методики,

поискового подхода и элементов проблемного обучения

Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры

общения, сотрудничества.

Оборудование и ТСО: учебник «Химия 8класс» автор: Габриелян О.С.,

компьютер, проектор, презентация «Кислоты, их классификация и свойства»,

набор реактивов: HCl, H

2

SO

4

, Zn, Cu, Fe, NaOH, AgNO

3

, индикаторная

бумага ( лакмусовая), лакмус, метилоранж, фенолфталеин, пробирки, таблица

растворимости, ряд напряжения металлов, инструктивные карточки.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: экспериментально-поисковый, проблемный

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, работа с

дополнительной литературой.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический

настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II.

Актуализация знаний учащихся. Повторение материала.

С какими классами неорганических веществ мы знакомы?

Дайте определение классов веществ.

Задание. Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию

веществами. Заказ им прислали по почте в виде посылки, но названия

веществ подписать забыли. Давайте им поможем.

Ba(OH)

2

, SO

2

, HNO

3

, MgO, Na

3

PO

4

, H

2

CO

3

, KOH, К

2

SO

4

Сегодня нам предстоит изучить один из классов неорганических соединений,

а какой именно, вы сейчас узнаете.

Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь

есть представители растений, животных и даже лекарственных средств.

А что же между ними общего? Как вы думаете?

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания

обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты.

Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку– яблочная кислота,

скисшему молоку–молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус, благодаря

наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты

Вполне возможно, что, взглянув на тему сегодняшнего урока вы невольно

подумаете: «Для чего мне нужны кислоты? Я же не технолог химического

завода.» Однако не стоит судить так категорично, кислотно-основные

взаимодействия веществ происходят не только на заводах, но и в каждой

клеточке и каждом органе нашего тела. И не только нашего. Когда, например,

после тяжелой физической работы наш организм сильно закислен молочной

кислотой, мы испытывает страшную усталость и неприятные эмоции. А если

нас несправедливо наказывают, в желудке резко возрастает концентрация

соляной кислоты, что может привести к гастриту желудка и даже язве

желудка. Как видим, кислотно-основные взаимодействия касаются каждого

из нас, и потому иметь о них хотя бы общие представления не только

полезно, но и жизненно необходимо.

Практически с кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно,

например, дождевая вода является слабым растровом угольной кислоты, за

счет растворения в ней углекислого газа, который содержится в атмосферном

воздухе, после летней грозы в дождевой воде содержится еще и азотная

кислота, получается она при растворении оксидов азота, которые образуются

при грозовых разрядах. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно

100 млн т азотной кислоты. Это немало..

Немало кислот и в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты, соусы,

приправы, лекарства ежедневно поставляют нам целый букет кислот.

Но не только дома мы сталкиваемся с кислотами. Если летом в лесу присесть

вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей.

Муравей не просто кусает он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное

количество муравьиной кислоты. Муравьиной кислотой жжется крапива,

некоторые гусеницы, некоторые тропические пауки стреляют струйкой

жидкости, содержащей уксусную кислоту.

Химическое оружие используют в природе весьма широко, особенно в

растительном царстве.

Очень важна и разнообразна роль кислот в человеческом организме.

Фосфорная кислота в виде своих солей – основной конструкционный

материал костей, зубов, ногтей. Аминокислоты, соединяясь друг с другом в

самых причудливых сочетаниях, образуют великое множество белков. А из

них, в свою очередь, строятся почти все ткани нашего организма.

Немало дел и у соляной кислоты. В желудке она активирует фермент

пепсиноген, разлагающий чужие белки. Соляная кислота, кроме того,

сильный бактерицид, большинство бактерий, попавших в желудок погибают

под действием соляной кислоты. Так что врачи не случайно тревожатся, если

у пациента понижена кислотность желудочного сока, такому больному

приходится пить слабый раствор соляной кислоты. Интересно, что у птиц

питающихся падалью, кислотность желудочного сока поразительно высокая.

И это помогает им расправляться с теми миллиардами микробов, которые

буквально кишат в падали.

Надо заметить, что общее количество кислот, вырабатываемое ежедневно в

нашем организме в нормальном состоянии, удивительно велико и

соответствует по кислотности 2-3 л концентрированной соляной кислоте.

Причем от количества кислот в организме зависит состояние здоровья,

работоспособность и даже настроение.

Тема нашего урока: “Кислоты, их классификация и свойства” (Запись даты и

темы урока в тетради).

Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, в

которой будем проводить исследования. В нашей лаборатории мы будем

изучать кислоты. Мы рассмотрим их химические свойства кислот в свете

теории электролитической диссоциации.

Что же нам необходимо знать о кислотах? – Состав, строение, свойства,

названия, их представителей.

Предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о кислотах.

А чтобы вы хотели узнать о кислотах?

Знаю

Хочу знать

Цели урока ……………..

Но прежде, чем изучить новый материал, необходимо повторить некоторые

понятия:

На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому

току? (Электролиты и неэлектролиты.)

Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный

раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)

Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и

щелочей, растворы кислот.)

Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный

раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)

Приведите

примеры

неэлектролитов?

(Нерастворимые

соли

и

основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)

Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это

распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в

воде.)

Как называют положительные ионы? (Катионы)

А отрицательно заряженные? (Анионы)

Дайте определение кислот, изученное ранее? (Это сложное вещество,

состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.)

З а д а н и е : записать

уравнение

диссоциации

кислот,

вывести

определение кислот с точки зрения ТЭД.

II. Изучение нового материала.

1)

Кислоты

в

природе

их

значение

для

человека: домашнее

задание одному учащемуся.

2)

Как классифицируют кислоты?

Задание.

Из предложенного списка найдите «третий-лишний». Выпишите из

каждой строчки формулу этого вещества и укажите признак, на

основании которого он оказался лишним среди остальных веществ.

H

2

S, KOH, H

2

SO

4

H

2

SO

4

, H

2

SiO

3

, HNO

3

HCl, H

3

PO

4

, H

2

SO

4

3)

Задание

«Портрет

кислоты»:

дайте

характеристику

серной

кислоты

и

соляной

кислоты,

используя

различные

признаки

классификации (работа с учебником стр.210) (индивидуальное

задание)

4) Физические свойства кислот. Какие физические свойства кислот вам

известны? (кислый вкус, агрегатное состояние, цвет). На демонстрационном

столе представлены кислоты, определите их агрегатное состояние, (все они

жидкости). Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по

агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот? – Все кислоты

бесцветные вещества.

Запах – большинство кислот не обладают запахом, у некоторых

представителей, запах резкий неприятный.

Физические свойства кислот:

а) жидкости и твердые вещества (кроме кремниевой кислоты),

б) без цвета,

в) без запаха

Запомните!

Неустойчивые кислоты (угольная и сернистая) – разлагаются на газ и

воду:

H

2

CO

3

↔ H

2

O + CO

2

H

2

SO

3

↔ H

2

O + SO

2

5) Химические свойства кислот

Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия.

Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая

технику безопасности. (Повторить правила ТБ) В случае попадания

кислоты на кожу следует промыть её водой и обработать раствором

соды.

Учитель. Как нужно обращаться с кислотами?

Ответ:

Наливать кислоту осторожно, держа пробирку над ящиком;

В случае попадания кислоты на кожу или слизистые оболочки,

тщательно промыть под краном пораженное место;

Обработать 5% раствором питьевой соды и снова промыть водой.

Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете, что

уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал

эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне.

Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

-Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их?

( учащиеся высказывают предположения)

Опыт №1 «Изменение окраски индикаторов» (по вариантам)

Учитель. Напишите электролитическую диссоциацию следующих веществ

соляной и серной кислот.

Учитель. Дайте определение кислот с точки зрения ЭД.

Учитель. Почему разные кислоты одинаково изменяют окраску

индикаторов?

Ответ: При диссоциации кислоты образуют одинаковые ионы (катионы

водорода), этим и объясняются их свойство одинаково изменять окраску

индикаторов в растворах

Учитель. Все ли кислоты изменяют окраску индикаторов? Почему?

Ответ: Нерастворимые кислоты окраску индикаторов не изменяют, так

как они не диссоциируют на катионы водорода.

Опыт №2 “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Опыт

№3

“Взаимодействие

кислот

с

основными

оксидами”

(видеофрагмент)

Написать уравнение реакции в молекулярном виде.

Опыт №4 “ Взаимодействие кислот с солями”

Опыт №5.

“Взаимодействие кислот с металлами”

Давайте повторим, с чем же могут реагировать кислоты?

Вывод: кислоты способны реагировать с активными металлами, оксидами

металлов, основаниями и солями.

III.

Закрепление. Тест (взаимопроверка)

Вариант №1

1.Укажите формулы кислот:

а) HF б) Ca(OH)

2

в) HNO

2

г)BaCl

2

2. Укажите одноосновную кислородсодержащую кислоту:

а) H

3

PO

4

; б) H

2

S; в) HCl; г) HNO

3

3. Лакмус в растворах кислот:

а) бесцветный; б) синий; в) фиолетовый; г) красный

4. Хлороводородная кислота не взаимодействует с:

а) цинком; б) магнием; в) серебром; г) железом

5. К реакции нейтрализации относится:

а) CuO + HCl→; б) Mg+ HCl→;

в) Ca(OH)

2

+HCl→; г) MgCO

3

+ HCl→

* Запишите уравнение реакции нейтрализации

Вариант №2

1. Укажите формулы кислот:

а) Na

2

CO

3

б) HClО

4

в) KOH г) H

2

S

2. Укажите одноосновную бескислородную кислоту:

а) H

2

SiO

3

; б) H

3

PO

4

; в) H

2

SO

4

; г) HCl

3. Фенолфталеин в растворах кислот:

а) бесцветный; б) синий; в) фиолетовый; г) красный

4. Раствор серной кислоты не взаимодействует с:

а) алюминием; б) медью; в) цинком; г) магнием

5. К реакции нейтрализации относится:

а) KOH + H

2

SO

4

→; б) Zn + H

2

SO

4

→;

в) Na

2

O+ H

2

SO

4

→; г) BaCl

2

+ H

2

SO

4

* Запишите уравнение реакции нейтрализации

IV. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока. Что нового нам удалось узнать о кислотах?

V. Домашнее задание: §38, упр.2,4 стр.214

Доп.задание: найти интересные факты о кислотах и составить

рубрику «Знаете

ли вы, что….»

1.

Рефлексивный ринг

У ч а щ и е с я

п о

к р у г у

в ы с к а з ы в а ю т с я

о д н и м

предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана

на доске:

Сегодня я узнал…

Я научился…

Меня удивило…

У

м е н я

получилось…

Было трудно…

Я смог ….

Я понял, что…

Я попробую…

Я теперь могу….

Меня удивило…

Мне захотелось…. Было интересно…

VI. Рефлексия

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было непонятно…

Очень трудное в работе…

Очень интересное в работе…

Задания мне были по силам…

В процессе работы я научился…

Приложение № 1

Инструкция

Меры безопасности при работе с кислотами Запрещено: пробовать

вещества на вкус!!!

1.

Самовольно сливать и смешивать реактивы.

2.

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как

можно получить ожог или отравление.

3.

Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне

этикетка оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю,

оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда

наливается жидкость.

4.

При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание

попадания брызг или частиц на лицо или одежду.

5.

При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

6.

После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и

поставить на место.

7.

При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в

сторону товарищей.

9. При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты

необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот.

10. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды и

обработать 2% раствором питьевой соды, а затем снова промыть водой.

Приложение № 2

Инструктивная карточка

Взаимодействие кислот с металлами.

Цель работы:

1) экспериментально определить, с какими из предложенных металлов будет

реагировать раствор серной кислоты;

2) сделать вывод о химических свойствах кислот;

3) закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Взаимодействие кислот с металлами

В трёх пронумерованных пробирках находятся металлы: № 1- цинк,

№ 2- железо, № 3 - медь. Добавьте в эти пробирки не более 1 мл. раствора

серной кислоты. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.

Вопрос: Какие металлы, стоящие в ряду активности взаимодействуют с

растворами кислот?

Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и

ионном видах. Определите тип химических реакций. Назовите полученные

вещества. Сделайте вывод.

а) цинк + серная кислота →

б) железо + серная кислота →

в) медь + серная кислота →

Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности

металлов до …..

Инструктивная карточка

Изменение окраски индикаторов в растворах кислот.

Цель работы:

1) экспериментально определить в какой из пробирок находится раствор

кислоты;

2) сделать вывод о химических свойствах кислот;

3) закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

В штативе имеется две пробирки с растворами (пробирка №1 и №2).

Добавьте в эти пробирки 2-3 капли индикатора. Что вы наблюдаете?

В какой пробирке находится кислота?

Инструктивная карточка

Взаимодействие кислот с солями.

Цель работы:

1) экспериментально определить в каких случаях кислоты взаимодействуют с

солями;

2) сделать вывод о химических свойствах кислот;

3) закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты, добавьте раствор

нитрата серебра.

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

Определите тип химической реакции. Назовите полученные вещества.

В каком случае протекают реакции солей с кислотами ?

Инструктивная карточка

Взаимодействие кислот с основаниями.

Цель работы:

1) экспериментально определить взаимодействуют ли кислоты с

основаниями;

2) сделать вывод о химических свойствах кислот;

3) закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, затем добавьте в

пробирку фенолфталеин. Что вы наблюдаете? Как изменилась окраска?

Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты, периодически

взбалтывая содержимое пробирки.

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

Определите тип химической реакции. Назовите полученные вещества.



В раздел образования