Автор: Синякова Елена Владимировна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ № 3
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: открытый урок
Тема: «Работа над крупной формой в классе фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3 города Курска»
Открытый урок
с ученицей 3 класса
Андреевой Альбиной
Тема
«Работа над крупной формой в классе фортепиано»
Подготовила
преподаватель отделения
специального фортепиано
Синякова Елена Владимировна.
г. Курск
Тема урока : «Работа над крупной формой в классе фортепиано»
Цель: формирование и закрепление знаний и исполнительских навыков на
примере изучаемого произведения Д.Благого «Вариации»
Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятие «вариационная форма»;
- осознанное восприятие крупной формы как одно целое;
- научиться находить в каждой вариации черты интонационно-ритмического,
фактурного, гармонического сходства или различия с темой;
- обеспечить применение знаний, навыков ( ритмических, звукоизвлечения) при
исполнение музыкального произведения.
Развивающие:
- обеспечить развитие музыкального мышления, воображения, внимания,
расширение кругозора;
- содействовать развитию эмоционального сопереживания музыки.
Воспитательные:
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- воспитать осознанное отношение к качеству исполнения музыкального
произведения;
- способствовать привитию любви к музыкальному искусству.
Тип урока: формирование и закрепление знаний исполнительских навыков.
форма урока: индивидуальная
Методы:
- словесный: беседа, устное изложение, анализ музыкального произведения;
- наглядный: показ на инструменте, портрет композитора, видеоиллюстрации;
- практический: исполнение произведения на инструменте, решение
исполнительских задач.
Технологии:
- информационно-коммуникационная технология,
- личностно-ориентированного обучения.
Оснащения урока: - музыкальный инструмент фортепиано, нотный материал,
ноутбук.
Ход урока:
1. Организационный момент
2.Сообщение темы, цели, задач урока.
3. Вступительное слово.
Произведения крупной формы - вариации, сонатины, рондо, классические сонаты
- являются обязательной составляющей репертуара ученика-пианиста ДШИ . С
самыми несложными из них (вариациями, сонатинами) учащихся соприкасается в
конце первого класса. Задача педагога заключается в том, чтобы не только
познакомить ученика с произведениями разных эпох, их музыкальным стилем, но
и научить его понимать внутренний, глубинный смысл музыки, скрытый за
нотными знаками.
Произведение действительно отличаются от изучаемых пьес большим объемом. А
вот что такое "форма" следует объяснить учащемся.
« Музыкальной формой» называют строение содержанием произведения.
Произведение крупной формы более объемнее, в которых много частей, и
рассказывать в них про разных героев, и про то, что с ними происходит.
Сочинениям крупной формы свойственно разнообразие содержания, объемное
развитие материала.
В педагогическом репертуаре среди произведений крупной формы видное место
занимают вариационные циклы. Для многих учащихся, крупная форма
«Вариации» является привлекательной, так как способствует развитию творческой
инициативы, образности ее разделов. Использование композиторами в качестве
темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно
интересными в плане пианистических и художественных задач. Своеобразие их в
том, что они сочетают в себе элементы как крупной формы, так и малой формы,
поэтому учащийся работая над ними, приобретают разнообразные
исполнительские навыки. В которых вариациях варьируется мелодия темы или
тема остается неизменной, меняется гармония и фактура изложения.
По степени отхода от темы- строгие сохраняют тональность, гармонический план
и форму. В свободных вариациях - широкий диапазон измененной, в том числе
гармоний, формы, жанрового облика, темпа и так далее ;
Какие же исполнительские задачи стоят перед учащимся в работе над
вариациями?
Выявив выразительные и структурные особенности темы, необходимо в каждой
из вариации найти черты гармонического, интонационно-ритмического
фактурного сходства, либо жанрового различия с ней. Работа над вариационным
циклом, таким образом развивает музыкальное мышление учащегося в двух
направлениях: с одной стороны, слуховое ощущение единства темы и вариаций, а
с другой стороны - гибкое переключение на иной образный строй, при этом
требуется большой объем памяти и внимания.
Алексеев А.Д. подчеркивал, что при работе с учеником важно подробно
остановиться на теме- ее характере и строении. Цельность вариационного цикла
достигается в значительной мере тематическим единством. При работе над
произведением вариационной формы прежде всего необходимо убедительно,
закончено, вместе с тем рельефно сыграть тему: она должна ясно запечатлиться в
памяти слушателя. Далее, в связи с тем, что каждая вариация имеет только ей
свойственный облик, иногда какой-нибудь оттенок настроения, надо суметь
выявить его, показать тему именно в данном аспекте.
Ученик должен уметь находить в каждой вариациитему или ее элементы, то есть
понимать принцип варьирования. Это поможет осознанно отнестись к разбору
текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки.
Важное значение для выявления формы цикла имеют цезуры. Бывают разные
типы переходов, иногда почти атака. Те вариации, которые объединены,цезуры в
них имеют объединяющие значение. Когда необходимо подчеркнуть контраст
например( перед или после минорной вариации )- цезура глубже, значительно
больше, это дает возможность перестроиться с характера одной вариации на
характер другой без невнятных переходов. Выдерживать цезуры - очень важное
умение, необходимое для объединения всего цикла.
В теме и в каждой вариации необходимо выявить кульминационные моменты,
выстроить единый динамический план, кульминацию всего цикла. Нередко
кульминационной бывает финальная вариация, обычно большая по размерам,
динамическая и как бы обобщающая все произведение. Иногда цикл
заканчивается кодой повторяющей тему в ее первоначальном ( или немного
измененном) виде и воспринимается, как своего рода «послесловие».
Если темповые изменения не указаны, то вариации исполняются в одном темпе.
Исполнение и работа над музыкальным произведением - Д.Благой Вариации.
Демонстрация портрета -Д.Благого.
Информационное сообщение о композиторе (готовит учащийся )
Дмитрий Дмитриевич Благой ( 13.04.1930-13.06.1986г) советский композитор,
исполнитель, заслуженный артист, поэт и музыковед. В 1954 году окончил
Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гондельвейзера, 1958
году - аспирантуру под его руководством. В 1957 году окончил по классу
композиции у Ю. А. Шапорина. С 1959 года Дмитрий Благой преподаетв
Московской консерватории класс фортепиано и камерного ансамбля.
С 1958 года член Союза композиторов СССР. Солист Московской филармонии.
Дмитрий Благой создатель собственного жанра на стыке музыки и литературы
играет и рассказывает Дмитрий Благой. Сделал около 300 аудиозаписей в
собрании Гостелерадиофонде. Выпустил 14 грампластинок. Благой опубликовал
около 300 статей и рецензий. Велпросветительские передачи на радио и
телевидении. Музыкальные произведения, созданные Дмитрием Благим: «
Соната-сказка», «Вариации на русскую тему», «24 прелюдии» , «Альбом пьес для
фортепиано», « 4настроения», « 8 миниатюр для фортепиано», « Блестящие
каприччио дляфортепиано с оркестром», вокальные циклы и так далее.
Отдельная тема в творчестве Дмитрия Благова « Детская музыка»- особый
интерес к ней связан, видимо, с образностью в музыке, к которой всегда тяготел
Дмитрий Благой .
Дмитрий Благой был не только музыкантом, но так же поэтом и журналистом,
увлекался живописью и графикой, пропагандировал старинную музыку18
столетия.
Исполнение вариаций Дмитрия Благого
Тема:
- совместный анализ музыкальной формы, тонального плана, характера, темпа,
ритма.
Тема по характеру грустная, плавная, печальная, немного светлая. Она
напоминает русскую песню и играть ее надо просто и естественно, как бы
рассказывая или напевая. Написана в форме периода, в умеренном темпе, в
тональности ля минор с отклонением в параллельную тональность. В основу
темы положена песня- партия правой руки и довольно сложное двухголосие-
сопровождение в партии левой;
- задачи, решаемые при работе над темой: исполнение темы требует хорошего
владения штрихом legato( плавного, поющего, без толчков, перетекающего из
ноты в ноту). Выстраиваем фразы (в теме четыре четырех тактовые фразы)
находим в них опорные ноты. Работа над обьединяеющими кистевыми
движениями ( отдельно каждой рукой, методом «учитель-ученик»)
- ученица играет тему, аккомпанируя аккордами в левой. Самые яркие, опорные
ноты поддерживаются субдоминантовой гармонией, а окончания – доминантой
или тоникой. Затем ученица играет двумя руками так, как написано в нотах с
ощущением гармонической поддержки и выстраивает мелодическую линию в
фразах;
- добиваться воплощения художественного образа (в деревне, летним вечером
девушки поют песню) путем использования правильнойфразировки,
аппликатуры, штрихов, динамического развития ( кульминация приходится на
третью фразу в до мажоре), ладового;
- для достижения естественного и логичного перехода к последующей вариации
применяются метод « стыковки», то есть проучивания окончания темы с началом
вариации. Надо успеть закруглить окончание темы, одновременно снять руки,
сделать небольшой « вздох» цезуру и перестроиться на новый характер первой
вариации.
I вариация:
- определить, что изменилось: темп, характер, фразировка, форма изложения,
динамика;
- вариация изложена в виде полифонии подголосочной с имитациями отдельных
мотивов( в первой и второй фразах) в форме канона ( в четвертой), в более
подвижном темпе. Эта вариация взволнованного характера исполняется штрихом
legato, как будто разговаривают, спорят два человека ( девушка с парнем). Тема в
этой вариации угадывается лишь ее элементами, исчезает пунктирный ритм,
фразы звучат прерывисто за счет появления пауз, более мелких мотивов;
-изменилось строение фраз – третья и четверная увеличились до шести тактов;
-сложность с исполнительской точки зрения для учащейся – подголоски
должны незаметно «вплетаться» в мелодию. Все подголоски начинаются из за
такта. Важно услышать разговор между руками, показать его динамически «
Спор» - кульминация происходит в третей фразе, и полное « согласие» - в
четвертой. Для успешного исполнения этой вариации необходим хороший
контроль слуховой, быстрая реакция, добиваться артикуляционной точности.
Первую вариацию отделяет от второй пауза почти в целый такт, как бы
подготавливает к чему то совершенно новому.
II вариация;
- вариация разнообразнее по приемам развития музыкальной ткани, сложнее в
пианистическом отношении, насыщена агогическими нюансами;
- совместный анализ – изменяются средства выразительности: лад ( мажор);
тональность ( одноименная), динамически начинается ярко на
форте
, штрих-
staccato, marcato, пунктирный ритм фактура более насыщенная –(аккордовая),
темп первоначальный - это придает жизнерадостный энергичный светлый
характер музыке. Жанр вариации тоже меняется. Композитор пишет эту вариацию
( ее первую часть) в жанре танца, с характерным ритмическим рисунком
(выделение сильной доли – тенуто). Создается образ веселья, все танцуют:
- Тема в данной вариации прослеживаться яснее чем в первой, сохраняется
более точно мелодический рисунок в трех фразах,
- 2 вариация – кульминация всего произведения, начинается на форте ( две
первые фразы самые яркие).
- добиваться динамической, ритмической точности,ровности, выразительности
исполнения, отрабатывая штрих marcato,
- после этого веселое настроение меняется. Звучит первая фраза темы грустная
в основной тональности ля-минор, legato, но с другими окончанием ( каденцией)
Гармонизация предает ей отеннок спокойствия. Появляются короткие мотивы в
высоком регистре. Звук постепенно угасает, темп замедляется. Исполнения
произведения целиком.
Подведение итогов:
Вывод, оценка, домашнее задание.
Заключение
Вариации -благодатный материал для развития фантазии учащегося и
осмысления музыкальных образов. При знакомстве с произведениями крупной
формы важно учить учащегося сравнивать, анализировать, нотный текст,
используя знакомые средства выразительности: лада, штрихов, динамических
оттенков, фактуры, агогических нюансов ит.д. И чем увлекательней и интересней
будет для ребенка мир образов, крупной в форме, тем больше у него возникнет
желание понять смысл других вариации, сонатин.
Список литературы:
Милич. Б.Е. Воспитание ученика-пианиста, - К.: Музычна Украина 1979г.
Тимакин Е.Н. Воспитание пианиста.- М.: Советский композитор 1989г.
Хрестоматия
педагогического
репертуара
для
фортепьяно.
Выпуск
2
ред.
Любомудрова Н. СорокинК., Таминян А. М.: Музыка 1966 г.
Булучевский Ю., Фомин В., Краткий музыкальный словарь учащихся Ленинград.
"Музыка" 1990г.
А.Алексеев Методика обучения игры на фортепиано М.,1969г.