Автор: Ковалева Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №27
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: «Критериальное оценивание как способ определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения»
Раздел: начальное образование
Новые формы оценивания на уроке в соответствии с
требованиями ФГОС. Критериальное оценивание
как способ
определения степени реализации учебных целей и достижения
планируемых результатов обучения.
Ковалева Н.Н,
учитель начальных классов МАОУ СОШ№27 г.Таганрога
Цель:
Дать общее представление о новой системе критериального оценивания.
Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как
способа
определения
степени
реализации
учебных
целей
и
достижения
планируемых результатов обучения.
Ход выступления
(слайд №1 )
- Добрый день, уважаемые коллеги! Начать свое выступление
хочу с
вопроса:
-Где в нашей жизни мы встречаемся с «оцениванием»?
- С оцениванием мы встречаемся повсеместно. Будь то отметка, оценка,
слово или взгляд, но все они одинаково влияют на наше сознание, оставляют
свой отпечаток, позитивный или негативный. Внимание на экран. Школа, дети.
После контрольной.
(слайд №2 ) Клип "Оценка по контрольной"
-Этот шуточный ролик наглядно продемонстрировал нам, какую важную
роль играет оценивание в жизни школьников, и мы с вами еще лишний раз
убедились, что школа без оценивания существовать не может.
-В рамках работы нашей секции, которая посвящена проблематике
современного урока, мы хотим поделиться опытом педагогов нашей школы по
вопросу,
какими
формами,
методами,
инструментарием
мы
пользуемся
для
оценивания достижений учащихся в данный, по сути, переходный момент, когда
действует «старая» пятибалльная система оценок,но в тоже время основные
документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений
учащихся.
-Наш
разговор
будет
посвящен
такому
способу
определения
степени
реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения
как критериальное оценивание (слайд №3 )
-Уважаемые коллеги, в последнее время мы все чаще говорим о том, что
современный
выпускник
должен
быть
функционально
грамотным.Что
же
включает
в
себя
это
понятие?
Это
и
общая
грамотность,
и
компьютерная
грамотность, владение иностранными языками и многое другое.
(слайд №4 )
-И мы с вами в настоящее время находимся в постоянном поиске ответов
на
вопросы,
а
как
же
оценивать
грамотность
такого
ученика,
по
каким
позициям, критериям?
-Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:
(слайд №5)
что оценивать?
как оценивать?
с какой целью оценивать работу ученика на уроке?
-Под системой оцениванияпонимается не только та пятибальнаяшкала,
которая
используется
при
выставлении
отметок,
а
в
целом механизм
осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и
родителями по поводу успешности образовательного процесса.
- В соответствии с требованиями ФГОС система оценивания достижения
планируемых
результатов
д о л ж н а «предусматривать
использование
разнообразных методов и форм оценивания, взаимно дополняющих друг
друга»
- Наш педагогический коллектив
пробует
переосмыслить,
изменить
традиционную
отметочную
шкалу.
В
настоящее
время
она
построена
по
принципу «вычитания» – решение учеником учебной задачи сравнивается с
неким
образцом
«идеального
решения»,
ищутся
ошибки
–
несовпадение
с
образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный
подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации
ученика, его личностной самооценке. Вместо этого мы пробуем переосмыслить
шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником
даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех,
вначале на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к
которому ученик может стремиться.
-
Помимо
привычных
предметных
контрольных
работ,
мы
стали
проводить метапредметные
диагностические
работы,
составленные
из
компетентностных
заданий-задач,
требующих
от
ученика
универсальных
учебных
действий,
н
только
познавательных,
но
и
регулятивных
и
коммуникативных.
Новой
для
школы
стала
вводимая
ФГОС
диагностика
результатов
личностного
развития.
Она
проводится
в
разных
формах
(диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая
диагностика
предполагает
проявление
учеником
качеств
своей
личности:
оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора,
мотивов, личностных целей.
-Напомним, что результаты освоения обучающихся ООП включают в себя:
(слайд № 6)
предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности
и т.д.);
метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе
одного
или
нескольких
учебных
предметов,
применимые
как
в
рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях);
личностные результаты , поэтому целью оценочной деятельности стало
определение комплексной оценки образовательных результатов учащихся.
-Предлагаем
вашему
вниманию
основные принципы
оценивания
достижения планируемых результатов, которые мы выделяем в нашей школе:
(слайд № 7)
- оценивание – это постоянный процесс, проводимый на каждом уроке;
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности
ученика, но не его личные качества;
-
система
оценивания
выстраивается
таким
образом,
чтобы
учащиеся
включались
в
контрольно-оценочную
деятельность, приобретали
навыки
и
привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- оценивание должно быть только критериальным;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть
заранее
известны
и
педагогам,
и
учащимся
(они
могут
вырабатываться
совместно);
-критериями оценивания выступают те самые планируемые результаты,
соответствующие учебным целям.
-Существует
огромное
количество
оценочных
техник,
мы
с
вами
остановимся
на технике
оценивания,
сфокусированной
именно
на
критериальном оценивании.
Итак, система критериального оценивания достижений учащихся.
- Обратимся к словарю:
(слайд № 8)
Крите́
рий— признак, основание, правило принятия решения по оценке
чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.
Критериальное оценивание – одна из форм оценки, в основе которой лежат
ситуативно
(под
конкретную
учебную
ситуацию)
установленные
критерии
достижения учебных целей.
-Критерии, применяемые в предметах различных образовательных
областей,
различаются
между
собой,
но
сформированы
они
по
одному
алгоритму: (слайд № 9)
1.
Выделить основные планируемые для достижения учебные умения и
навыки.
2.
Каждому умению и навыку присвоить 1 балл или более.
-Набор критериев является одновременно и набором учебных
задач,
которые
должны
быть
реализованы
в
рамках
отдельного
урока
или
тематического модуля рабочей программы. Использование четко разработанных
критериев обеспечивает объективное оценивание действия каждого ученика
индивидуально.
Критериальное
оценивание
–
средство
формирования
и
развития рефлексивных универсальных учебных действий учащихся. Каждый
ученик
демонстрирует
уровень
усвоения
учебного
материала
относительно
критерия оценивания и относительно ожидаемого результата. Как правило,
критериальное оценивание сопровождается заполнением учащимися оценочных
(рефлексивных) листов
-Критерии могут быть подготовлены учителем вместе с учащимися.
Совместная
разработка
критериев
позволяет
сформировать
у
учащихся
позитивное
отношение
к
оцениванию
и
повысить
их
ответственность
за
достижение результата.
-После того, как критерии вместе с баллами определены, для создания
критериальной шкалы необходимо суммировать все баллы. Полученная сумма
трансформируется,
например,
в
7-балльную
систему,
которая
выглядит
(например, в начальной школе) следующим образом:
(слайд № 10)
7 баллов – превосходно;
6 баллов – очень хорошо;
5 баллов – хорошо;
4 балла – удовлетворительно;
3 балла – посредственно;
2 балла – плохо;
1 балл – очень плохо.
Эти баллы легко изменяются в 5-балльную отметку:
7–6 баллов = 5;
5 баллов = 4;
4–3 балла = 3;
1–2 балла = 2.
-Для учащихся более старшего возраста (например, на уроках
математики)
для
развития
более
творческого
подхода
к
решению
математических
задач
может
быть
использована
шкала
не
только
критериального
,
но
и
качественного
оценивания,
которая
принята
на
олимпиадах в г. Москве:
(слайд №11)
«+» – задача решена;
«+,–»
–
решение
задачи
в
целом
верное,
но
имеются
недочеты,
в
т.
ч.
арифметические ошибки;
«–,+» – имеется идея решения, но решения нет;
«–» – решение неверное, нет идеи решения, нет решения.
-Также в работе с учащимися 5–11-х классов учитель может применять
систему критериального оценивания, разработанную для анализа олимпиадных
работ в рамках Всероссийской олимпиады школьников.Например, на разных
этапах олимпиады по математике используется 7-балльная шкала оценивания.
Каждая задача оценивается целым числом баллов от 0 до 7. Итог подводится по
сумме баллов, набранных участником.
(слайд № 12)
7-балльная шкала оценивания результатов в рамках школьного и муниципального этапов
ВОШ
Балл
ы
Правильность (ошибочность) решения
7
Полное верное решение
6–7
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение
5–6
Решение в целом верное. Однако оно содержит ряд ошибок, либо не рассмотрены
отдельные случаи, но решение может стать правильным после небольших исправлений
или дополнений
4
Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев
2–3
Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи
1
Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном
решении)
0
Решение неверное, продвижение отсутствует. Решение отсутствует
- Сейчас у нас в школах ребята участвуют в написании Всесоюзных
проверочных
работ,
со
2-го
по
11
класс,
при
проверке
которых
также
используется техника критериального оценивания (слайд № 13).
Перед вами фрагмент такого оценочного листа с критериями и баллами.
№
Блоки ПООП НОО
Макс
балл
выпускник научится / получит возможность научиться
или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС
1K1
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
3
1K2
Применять правила правописания. Безошибочно списывать текст. Проверять собственный текст,
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
3
1K3
2
2
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Пользоваться
русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов
2
3
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие.
2
4
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
2
Характеризовать звуки русского языка: согласные твердые/мягкие
5
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Проводить
перенос слов по слогам без стечения согласных
3
6
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Проводить
перенос слов по слогам без стечения согласных
3
-Ит ак, критериальное
оценивание
– это
процесс,
основанный
на
сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, заранее
известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям
и содержанию образования.
-И, конечно же, основная сложность работы по такой системе оценивания
заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать
критерии оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
-Предлагаем вам познакомиться с примерными процедурами совместной
(учитель – учащиеся) разработки критериев:(слайд № 14)
1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы,
главы, раздела.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым
будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное
выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку
на уровни выполнения задания).
-В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в
соответствии с разработанными критериями.
- На разных этапах урока учащиеся выставляют отметки в ходе само- и
взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На
этапе
введения
в
учебный
процесс
данного
метода критерии
задаются
учителем,
в
дальнейшем
к
этой
работе
привлекаются
учащие ся.
Например: на этапе проверки готовности к уроку выявляется наличие у детей
учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5)
н е о б х о д и м ы е
д л я
у р о к а
с п е ц и а л ь н ы е
м а т е р и а л ы .
На
этапе
проверки
домашнего
задания
критерии
могут
быть
разными,
в
зависимости от выполненного задания
- правильность, объем, оформление,
аккуратность, самостоятельность.(слайд 15)
Оценивается
каждое
задание,
в
оценивании
участвуют
все
учащиеся,
и с п о л ь з у е т с я
м е т о д ы с а м о -
и
в з а и м о п р о в е р к и .
-При проверке практической работы на уроке критериями оценивания в
ряде
случаев
являются
требования
к
качеству
работы,
чистописание,
аккуратность чертежей и подчеркиваний.
-При составлении диалогов по заданной теме совместно с учащимися
могут быть предложены следующие критерии:
произношение,
интонация,
соблюдение
грамматических
норм,
умение
спонтанно реагировать на реплики друг друга («живой» диалог).
Слайд 16 (видео, фрагмент урока)
- Предлагаю вам попробовать самим выполнить задание и оценить его
по технике критериального оценивания.
Возьмите
листы
бумаги
на
столе
и нарисуйте
собаку.
Время
на
выполнение 2 минуты.
-Оцените свою работу отметкой. Проведите взаимооценку рисунков между
собой.
-Довольны ли вы полученной вами отметкой?
-Затем оцените рисунок по таким критериям как:(слайд №17)
(раздать листы с критериями)
Наполненность
листа
Полный
лист
–
3
балла
З а п о л н е н
н а
половину -2 балла
Заполнен
на
треть
листа – 1 балл
Цветовая гамма
Более 3 цветов – 3
балла
2 цвета- 2 балла
1 цвет – 1 балл
Количество
частей
тела
Более
5
частей
–
3
балла
3-4 части – 2 балла
1-2 части- 1 балл
Итого_______
Рефлексия по заданию:
- Какие виды оценивания были применены?(бальное, критериальное)
- Какой вид оценивания было легче использовать?
-Какой из оценок вы остались более довольны и почему?
Резюме: как вы успели заметить, при критериальном оценивании
нормативная
функция
оценивания
меняется:
на
первое
место
выходит
информационно-диагностическая,
а
карательно-поощрительная
функция
вообще исключается.
Проблема оценивания остро стоит и перед учителями в практике
преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения.
Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а
наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе.
Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять,
открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно
это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной
парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного
процесса к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
(Слайд №18)
(Ковалева Наталья Николаевна, заместитель директора МАОУ СОШ №27,
тел.89044413177)