Напоминание

ТЕМА УРОКА: Великая Отечественная война в цифрах и фактах


Автор: Дамдинова Сысыгма Цыренжаповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Забайкальский край,Могойтуйский район,пгт.Могойтуй
Наименование материала: разработка урока
Тема: ТЕМА УРОКА: Великая Отечественная война в цифрах и фактах
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Фразеологизмы. Проект «Языковые самородки»

Цель: - познакомиться с новыми фразеологизмами, с их ролью в речи.

- узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли

в обогащении речи.

- уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Задачи: -выяснить, какую роль играют фразеологизмы в речи;

-узнать, как фразеологизмы пришли в нашу речь;

-научить обучающихся находить и использовать фразеологизмы в

устной и письменной речи;

-научить распознавать фразеологические обороты.

-выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

Оборудование: папка с файлами, презентация к уроку,

Ход урока:

1.

Организационный момент

Самоопределение к учебной деятельности.

2. Создание учебной ситуации

Рассмотрим ситуацию на слайде

Опоздали на урок 2 ученика

Учитель: Почему вы опоздали на урок?

Ученик 1: ситуация (рисунок) бегал по школе сломя голову, путался под ногами у

дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся,

куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Вова, все

как об стенку горох.

- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге дети употребили какие- то необычные

выражения?

……

А какие выражения были необычные?

…..

Вы знаете такие выражения?

Да .

Вы дома сделали задание ( проверка д,з. Кто желает?)

Постановка учебной задачи

А как они называются? устойчивые выражения

Для чего они употребляются?

А еще как они называются?

А можно было сказать по другому

Как называются?

А для чего эти выражения?

Так над чем мы будем сегодня работать?

Да.Правильно. мы сегодня будем работать с устойчивыми выражениями и как они

используется в речи

- И сегодня у нас необычный урок, а урок-радиопередача! (звучит песня Радионяня)

-Это была самая интересная, самая умная передача на радиовещании…Только её теперь

нет. По этой передаче ваши родители учились русскому языку, и сегодняшний урок мы

проведем в виде радиопередачи, чтобы помочь лучше понять тему сегодняшнего урока

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С

давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко,

не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном

значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.

- Итак, начинаем наш весёлый урок!

4.Актуализация знаний и деятельности.

1 задание:

Первая рубрика нашей радиопередачи - «Замени одним словом»

Я буду показывать словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать

синоним.(пишут под диктовку)

1. Бить баклуши

Гонять лодыря

Сидеть сложа руки

Толочь воду в ступе

Что это значит? (Бездельничать)

2. Во весь дух

Сломя голову

Со всех ног

Одна нога здесь, другая там

Одним махом (Быстро)

Что вы записали? Устойчивые выражения. Если вы хотите узнать как они называются,то

смотрите следующая

2.Рубрика Угадай слово (Работа в паре)

- Тогда отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде

получится ключевое слово урока.

-Слива, яблоко, груша - фрукты

-Семицветное коромысло – радуга.

-Буквы русского языка в определенном порядке - алфавит

-Самое холодное время года - зима

-Главный герой сказки «По щучьему велению» - Емеля

- Какое сейчас время года? - осень.

-Царь зверей - лев

-Что плывет по небу - облако

-В нем 12 месяцев - год

-Первый летний месяц- июнь

- Полосатая лошадь-зебра

- Его дает корова-молоко

- Вторая буква в слове сыр –ы.

Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

- Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному

ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?

1.

Первичное усвоение новых знаний.- А теперь наша радиопередача отправляет

нас по страницам истории.

-Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. (историю

читает диктор: Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали

и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну

необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

- Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются

по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в

этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как,

провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний

слов, рождается большинство фразеологизмов

2.

-Знакомство с новым понятием и его происхождением. (Знакомит заранее

подготовленный ученик)

- А где можно найти значение фразеологического оборота? (ответы учащихся) Конечно в

словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость –

фразеологический словарь.

В роли «словаря» заранее подготовленный ученик

Вступительное слово «Фразеологического словаря»

- Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти

толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон,

заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень

важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.

Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки,

меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи

являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими

пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, Он предложил

включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в

языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают

жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история,

обычаи.

Слово учителя

- Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение. Присаживайся к ребятам,

если у нас возникнут затруднения, то мы обязательно обратимся к тебе.

3.

Источники происхождения фразеологизмов.

- А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.

Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными

явлениями (Много снега – много хлеба);

другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно

Мамай прошёл);

третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки

зверя нет).

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем

богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

6. Первичная проверка понимания

Задание: Найдите фразеологизмы.( на доске в середине

- А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.

За домом едва пожелтела трава.

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

- Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?

7.

-Знакомство, как появились выражения спустя рукава и засучив рукава.

(Сообщение ученика)

Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские

носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин

были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно,

получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и

стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают

спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава

могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.

Спустя рукава - небрежно, кое- как делать что- либо.

Учитель: Я надеюсь, урок мы не зря проведем,

Будем работать, засучив рукава,

Урок посвятим мы хорошим делам,

Чтоб о нас громкая слава пошла.

4.

Первичное закрепление.

В) Ну а сейчас наша радиопередача отправляет нас в фразеологический зверинец,где вы,

несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь

дальше. И записать название этого зверя в свои тетради через запятую.

Хитёр как… лиса

Труслив как… заяц

Голоден как… волк

Здоров как.. бык

Изворотлив как ..уж

Надут как ..индюк

Нем как ..рыба

Грязный как.. свинья

Упрям как …осёл

Болтлив как.. сорока

Колючий как.. ёж.

.

Релаксация.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Ноги, руки отдыхают

Шея не напряжена

И расслаблена она

Губы чуть приоткрываются

Все спокойно расслабляются

Дышится легко, ровно, глубоко

Наши мышцы не устали

А ещё послушней стали

Нам становится понятно

Расслабление - приятно.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись, улыбнулись,

Всем открыть глаза- проснулись!

1.

Работа в парах.

Задание. Соедини фразеологизмы и значения.

-На руках носить- ценить, любить.

-Золотые руки- мастер.

-Разводить руками- удивляться.

-Руки опускаются- без сил.

-Рукой подать- близко.

-Как без рук- беспомощный.

-Руки чешутся- хочется подраться.

Молодцы! Мы с вами должны дружить, ценить дружбой - ходить рука об руку.

Фразеологизмов со словом рука более 50.

2.Игра «Четвертый лишний» (на доске

-Ребята, а сейчас наша радиопередача предлагает нам выполнить следующее задание.

Задание: найдите четвертый лишний фразеологизм и запиши его в своей тетради.

1.

хоть пруд пруди;

кот наплакал;

тьма-тьмущая;

яблоку негде упасть

2.

во все лопатки;

сломя голову;

черепашьим шагом;

в мгновение ока

2.

Работа

1 группа. Прочитайте предложения. Можно ли Замените подчеркнутые слова

фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.

На уроке русского языка девочки разговаривали не переставая.

Справочный материал: (на доске) повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить

баклуши, пропустить мимо ушей, трещали как две сороки

Что придает нашей речи фразеологизмы?

Вывод Рефлексия

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной.

Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Ну а сейчас самое интересное на экране вы увидите рисунки подсказки и среди них,

конечно, есть работы учеников, находящихся в классе и выполнивших домашнее задание

по русскому языку. С помощью рисунков – подсказок вы должны отгадать фразеологизм.

( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в

колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши, снимать лапшу с ушей, язык длинный,

грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на

здоровую,)

6.Итог урока.

-Понравилась ли вам наша радиопередача?

- В чём заключалась цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

- Чью работу на уроке хотите отметить?

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление

уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях,

в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что

означает тот или иной фразеологизмы.

Если мы ответили на этот вопрос, значит урок удался. Все, что узнали - зарубите на носу.

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив

рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки

и продолжили урок.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Работал в поте лица –

Поломал голову-

Знаю как дважды два –

Домашнее задание: Нарисовать фразеологизм



В раздел образования