Авторы: Касимов Ришад Абдурахманович, Абдуллина Эльвина Асфатовна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ФИЗИКА СО СТУДЕНТАМИ-ЭКОНОМИСТАМИ В КОЛЛЕДЖЕ
Раздел: среднее профессиональное
Касимов Р.А., кандидат педагогических наук,
доцент, преподаватель
Абдуллина Э.А.. студентка колледжа
Стерлитамакский филиал
«Башкирский государственный университет»
г.Стерлитамак
ФИЗИКА СО СТУДЕНТАМИ-ЭКОНОМИСТАМИ В КОЛЛЕДЖЕ
Одним
из
активно
разрабатываемых
учёными
и
практиками
направлений
является
реализация
межпредметных
связей
(МПС).
Они
выполняют в обучении целый ряд функций [2, 3].
Методологическая: возможно формирование у обучаемых диалектико-
материалистических взглядов на природу, современных представлений об ее
целостности и развитии.
Образовательная: формируются такие качества знаний как системность,
глубина, осознанность, гибкость, выступая как средство развития понятий,
способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными
понятиями.
Воспитывающая:
содействие
всем
направлениям
воспитания
обучаемых на занятиях по физике. [1].
Направления
реализации
МПС
в
учебном
процессе
также
разнообразны. Это и включения материала, отражающего межпредметные
связи,
в
объяснение
нового
материала,
подготовка
докладов,
рефератов,
решение задач межпредметного характера и т. д.
Как показывает анализ результатов опросов студентов экономических
специальностей
колледжа,
контрольных
работ
и
ответов
на
итоговой
аттестации
теоретические
знания
у
обучаемых
слабо
связываются
с
практическими
возможностями
применения.
Поэтому
студенты
считают
предметы
естествознание,
физика,
химия,
биология
неинтересными
и
не
нужными
для
их
будущей
специальности.
С
другой
стороны,
анализ
содержания вышеперечисленных учебных предметов показывает достаточно
большой потенциал МПС с экономическими дисциплинами. Таким образом,
возможности
реализации
МПС
при
обучении
студентов
колледжа,
обучающихся по экономическому профилю, недостаточно полно раскрыты.
Рассмотрим потенциал реализации МПС на занятиях по физике со
студентами экономических специальностей колледжа. При изучении данного
предмета
показываем,
что
новейшие
физические
исследования
играют
решающую роль в научно-техническом и социальном прогрессе. Раскрываем,
что
между
процессом
познания
и
НТП
существует
связь:
материальные
потребности
общества
обусловливают
возникновение
и
развитие
новых
направлений
физики,
что,
в
свою
очередь,
порождают
стимулы
совершенствования
техники.
Человечеству
нужны
надежные
машины
и
агрегаты,
генераторы
и
двигатели,
источники
свет а,
т е п л а ,
высокотемпературных
сверхпроводников
и
т.
д.
Решающую
роль
в
их
совершенствовании играют экономические стимулы - борьба за повышение
КПД, за экономию природных богатств страны и т.д..
На уроках физики в кратком историческом обзоре напоминаем что,
например, раздел «Термодинамика» в физике возник в ХІХ в. в связи с
необходимостью
повысить
КПД
и
определить
оптимальные
условия
эксплуатации
созданного
к
этому
времени
парового
двигателя.
Неудовлетворенность в конце ХІХ в. характеристиками и возможностями
паровых
двигателей,
несоответствие
потребностям
интенсивно
развивающейся
промышленности
стимулировала
развитие
учения
об
электричестве и создание первых электрических машин, а на этой основе -
бурное развитие электротехники. Физика плазмы стала особенно быстро
развиваться
в
связи
с
необходимостью
решения
проблемы
управляемого
термоядерного синтеза.
Обсуждения таких вопросов подводят обучаемых к
выводу, что при
решении
какой-либо
технико-экономической
задачи
из
всех
возможных
вариантов
целесообразно
выбрать
тот,
который
дает
наибольший
экономический эффект. При проведении практических занятий на основе
изучаемых достижений физики полезно составлять задачи, иллюстрирующие
актуальность экономических проблем, стоящих перед государством.
Примеры:
1.
Сколько
может
быть
сэкономлено
условного
топлива
за
счет
использования
гидроресурсов,
если
ГЭС
выработают
230
млрд.
кВт·ч
электроэнергии?
2.
Сколько могла бы работать на этом топливе Кармановская ГРЭС
(мощностью 1831 МВт), потребляющая ежесуточно 18 тыс.т. угля?
3.
Какой вид топлива выгоднее использовать для обеспечения теплом и
горячей водой деятельности санатория, туристической базы в горных районах
Башкирии?
4.
Рассчитайте
экономическую
эффективность
отопления
углем,
соляркой или газом кирпичного дома общей площадью 150 м
2
, если для
поддержания
комфортной
температуры
в
нём
требуется
0,034
кВт/ч.
На
выработку 1 кВт/ч требуется сжигать: угля на 1,25 рубля или 0,1 л солярки
или газа (1 м
3
солярки и газа стоит 18 рублей).
В
ходе
обсуждения полезно
выделить,
например,
тенденцию
планомерного
увеличения
единичной
мощности
эн ергобл оков,
устанавливаемых
на
электростанциях.
Обосновывая
неуклонный
рост
выработки электроэнергии её экономической целесообразностью.
Отдельным
блоком
вопросов
при
изучении
физики
студентами-
экономистами колледжа выступает эколого-экономические проблемы.
При
подготовке
докладов,
решении
задач
обсуждаются,
например,
вопросы: экономические аспекты строительства новых теплоэлектростанций;
оценка экономической эффективности работы солнечных энергоустановок,
ветроагрегатов; экономико-экологическиие вопросы создания и эксплуатации
в сельских районах республики биоэнергетических установок и др.
Особым
блоком
при
изучении
физики
становятся
вопросы
перспективности тех или иных направлений научно-технического прогресса с
точки зрения экономической целесообразности.
Сравнивая, к примеру, такой факт, что еще в 30-х годах XIX века после
открытий
М.Фарадеем
в
области
электромагетизма
можно
было
создать
большое
количество
технических
устройств
(электродвигателей,
электрогенераторов, трансформаторов и т.д.). Вместе с тем, с точки зрения
экономики, эти открытия требовали больших вложений, практически для
промышленности того времени они были преждевременны. Аналогично и с
открытием
В.В.Петровым
электросварки.
Лишь
в
связи
с
развитием
экономической базы промышленности к концу XIX века они стали реально
востребованы и экономически оправданы, бав тем самым скаок развитию
всего общества.
Подводя
итоги
обсуждения,
отметим:
Задача
образовательных
учреждений,
преподаваемых
в
них
предметов
состоит
в
том
числе
и
в
раскрытии
многообразия
межпредметных
связей,
глубины
их
взаимопроникновения
и
взаимовлияния
на
все
сферы
будущей
профессиональной
деятельности
студентов
колледжа.
Понимание
и
осознание этого многообразия МПС будет сказываться на формировании
специалиста, его системного видения проблем в будущей работе.
Библиографический список
1.Даммер М.Д., Ремеева А.Н.,Касимов Р.А. Методика обучения физике
в классах социально-экономического профиля.- Стерлитамак, Изд-во СФ
БашГУ, 2014.- 159 с.