Автор: Хунафина Миляуша Мирзасалиховна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Ай, да масленица"
Раздел: среднее образование
Урок № 6 4 класс – 3 четверть
Тема урока: Ай, да Масленица!
Цели урока:
Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в
частности с праздником Масленица.
Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, развивать творческие
способности детей.
Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным
обычаям.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, музыкальный центр,
фортепиано.
ХОД УРОКА
1.
Организационный этап.
Музыкальное приветствие: Колокольчик нам поет, всех на музыку зовет…
2.
Объяснение нового материала.
СЛАЙД № 1
Вот и наступило время, когда зима сходится с весной.
В деревнях и городах России устраивали проводы зимы - праздновали веселую и
широкую Масленицу. ( запись в тетрадь темы урока )
- Скажите, ребята, в этом году когда празднуют масленицу? ( с 20 по 26 февраля)
- А сегодня 22 февраля, значит праздник Масленица в самом разгаре.
- Ребята, а что вы знаете о Масленице? Как празднуют Масленицу? (ответы детей)
- А теперь послушайте, что я вам расскажу о Масленице.
СЛАЙД № 2
- Ребята, почему масленица называется масленицей? ( ответы детей )
СЛАЙД № 3, 4, 5
- Ребята, что же самое главное в Масленице? (ответы детей)
СЛАЙД № 6 ( читаем текст хором – ученики читают названия блинов).
- Давайте споем для наших гостей песню про блины. (исполнение песни)
- Молодцы!
- Ребята, а кто из вас знает другие символы солнца, кроме блинов, которые
использовались на Масленице? ( Ответы детей - горящие колеса, спускаемые с гор)
СЛАЙД № 7 (просмотр мультфильма «Князь Владимир»)
- А сейчас я расскажу вам, как праздновали Масленицу по дням недели.
СЛАЙД с № 8 по № 13
- Ребята, а теперь покажите свою куклу-масленицу, которую вы сделали в качестве
домашнего задания, и не просто покажите, а прокомментируйте работу в виде пословицы
или поговорки , про масленицу, про блины. (Дети показывают свои работы).
- Молодцы! За творческую работу ставлю всем оценку – 5.
- Ребята оформили выставку рисунков, посвященную Масленице.
- А , я продолжаю свой рассказ.
СЛАЙД № 14
- Скажите, а вы знаете, как называется вторник? (ответы детей)
СЛАЙД № 15, 16, 17 (закрыть экран)
ФИЗМИНУТКА: «Стирка» ( т. № 1 )
- Ребята, чем обычно накрывают праздничный стол ваши мамы? (скатертью)
- Давайте поможем нашим мамам и постираем скатерть, чтобы она была чистой и
благоухающей. Готовимся к празднику Масленица.
Под русскую плясовую музыку имитируется стирка белья:
1-8 – стираем - трем кулак о кулак, то слева, то справа от себя.
9-16 – полощем – руки прямые вытянуты вниз, раскачиваем из стороны в сторону.
17-24 – выжимаем – кисти рук выполняют скручивающие движения, что слева, то справа
от себя.
25-32 – стряхиваем – кисти рук свободно по два раза выбрасываются направо вверх,
налево вверх, направо вниз, налево вниз.
- Ну, вот и мы готовы встречать гостей.
- Следующий день масленой недели – среда. Как он называется? (ответы детей)
СЛАЙД № 18
- А кого еще приглашали в гости в этот день? ( ответ: тещи приглашали зятьев)
- На Лакомку пели забавные, шуточные частушки. Слушание
СЛАЙД № 19, 20
- Самый пик праздника – это четверг, называется «разгуляй - масленица»
СЛАЙД № 21, 22, 23 ( слушание песни-заклички «Жаворонки»), 24, 25, 26.
- Как называется пятница? (ответы детей)
СЛАЙД № 27
- Что вы знаете про субботу? (ответы детей)
СЛАЙД № 28
- И последний день – воскресенье называется? (ответы детей)
СЛАЙД № 29, 30, 31, 32.
Итог урока.
СЛАЙД № 33 (ответы детей)
СЛАЙД № 34 ( прочитать стих , включить песню «Прощай, масленица»)
Ребята угощают гостей блинами.
Урок окончен. Всех с праздником! До свидания!