Авторы: Иванова Катерина Алексеевна, Дайнова Гузель Закуановна
Должность: студент, доцент, к.п.н.
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Раздел: начальное образование
УДК 78.05
Иванова К.А., студент
РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
Научный руководитель: Дайнова Г.З., к.п.н, доцент
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Аннотация: в статье рассматриваются педагогические условия развития
творческих
способностей
младших
школьников
на
уроках
музыки.
Проводятся различные задания, такие как: на определение звуковысотности
(музыкальная игра «Лесенка»); на определение чувства ритма («Гори, гори
ясно!»); на определение чистоты интонирования (распевки -«Паровоз», «Две
лягушки»,
«Маляр»,
«А
я
по
–
лугу»,
«Кукушка»); на
определение
артистичности (изобразить
предмет,
животное,
природные
явления); на
определение
образного
мышления
(игра
«Ассоциации»).
Они
приводят
к
эффективному развитию музыкального слуха (мелодии, тембра, динамики,
гармонии), музыкальной памяти, музыкального воображения, музыкального
мышления.
К л ю ч е в ы е
с л о в а : творческие
музыкальные
способности;
звуковысотность; интонирование; ритм; импровизация.
У каждого ребенка есть способность и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы
они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны
взрослых.
Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения
применять
методы,
которые
развивали
бы
в
учениках
творческие
способности. «Не идти вперёд – значит идти назад» говорили античные
мыслители. Эта мысль лежит в основе обучения, развивающего способности
детей,
влияющего
на
умственное
развитие,
развитие
творческих
способностей, у истоков которых стояли психологи Л.С. Выготский, В.В.
Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и другие.
Проблема
развития
творчества,
творческой
активности,
творческих
способностей не нова. В различные исторические периоды этой проблемой
занимались Платон, Аристотель и другие. Внесли большой вклад в изучение
данной темы современные ученые: П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн.
Формирование
и
развитие
творческих
способностей
у
младших
школьников является важной составной частью педагогического процесса.
Помочь
учащимся
в
полной
мере
проявить
свои
способности,
развить
инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одной из основных
задач современной школы.
Педагоги и психологи ищут пути повышения эффективности обычного
обучения,
при
котором
дети
усваивают
знания
умения
и
навыки,
а
формирование способностей выступает как косвенный результат. Всё более
важное место в исследованиях занимает вопрос: как увеличить развивающий
эффект обучения, т.е. как целенаправленно формировать способности.
Выше
сказанное
обозначило
проблему
исследования,
каковы
педагогические
условия
развития
творческих
способностей
младших
школьников на уроках музыки?
В ходе этого, можно поставить цель исследования, а именно выявить
педагогические
условия
развития
творческих
способностей
младших
школьников
на
уроках
музыки.
В
соответствии
с
поставленной
целью
определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать творческие музыкальные способности;
2.
Определить
специфику
развития
творческих
способностей
у
младших школьников;
3.
Рассмотреть
на
уроках
музыки
фактор
развития
творческих
способностей у младших школьников;
4.
Обосновать
педагогические
условия
эффективности
развития
творческих способностей у младших школьников.
Творчество
–
это
личностное
качество,
базирующееся
на
развитии
высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во
многие виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
Для
развития
творческих
способностей
необходимо
знать
не
только
структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка.
Способности
–
это
индивидуальные
особенности
личности,
являющиеся
субъективными
условиями
успешного
осуществления
определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам,
обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и
приемами деятельности [4,с.136].
Способности можно классифицировать следующим образом:
музыкальные;
лингвистические;
интеллектуальные;
творческие [1,с.237].
Музыкальные
способности
-
это
часть
общих
способностей.
Это
аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом,
если мы хотим успешно развивать, например слух, мы должны развивать,
прежде всего, общие способности. А для этого необходимо заниматься всем:
и
литературой,
и
живописью,
и
танцами,
и
актерским
мастерством,
и
музыкой.
Римский-Корсаков Н. А. в своей статье «О музыкальном образовании»,
делил музыкальные способности на 2 группы:
1) технические (игра на данном инструменте или пение);
2) слуховые (музыкальный слух).
В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и
высшие. К элементарным относятся гармонический и ритмический слух.
Ветлугина Н.А. в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит
музыкальные способности на:
музыкально-эстетические;
специальные.
Соглашаясь
в
целом
с
этой
классификацией,
Остроменский
В.
Д.
предлагает
расчленить
музыкально-эстетические
способности
на
эмоционально
и
рационально-познавательские,
т.е.,
фактически,
выделяет
эмоциональную сторону музыкальности.
Музыкальные способности в существующей общей психологической
классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы
для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
Так сформулировал Б.М. Теплов.
Б. М. Теплов говорит о том, что предела развитию способностей не
существует [5,с. 32], но при этом оговаривается, что развитие способностей
не протекает прямолинейно.
Иными словами, исходя из вышесказанного творческие способности –
это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к
успешному
выполнению
какой-либо
деятельности,
результатом
которой
является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для
общества.
Развитие
творческих
способностей
–
это
выработка
у
ребенка
стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта:
стремление
создать
что-то
новое,
свое,
лучшее,
стремление
расширить
кругозор, наполнить новым содержанием свои познания [3,с.114].
Музыкальные способности - это часть общих способностей, которые
развиваются
в
музыкальной
деятельности.
Развиваясь
в
процессе
деятельности,
музыкальные
способности,
такие,
как
эмоциональная
отзывчивость
на
музыку,
оперирование
музыкально-слуховыми
представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей
в
целом.
Следовательно,
такие
музыкальные
способности
являются
музыкально-творческими.
В ходе проведения уроков были использованы педагогические методы:
наблюдение, беседа, диагностика уровня сформированности творческих и
музыкальных
способностей
учащихся
младших
классов
[2,с.14].Мы
учитывали, что музыкально-творческие способности детей формируются в
разных видах музыкальной деятельности.
С целью диагностирования учащихся было проведено два занятия. На
первом занятий мы провели тест. С помощью теста нам удалось выявить
уровень сформированности знаний о музыке у учащихся 4 класса.
Данные, полученные в ходе проведенного теста, позволяют сделать
вывод, что знания по музыке усвоены на среднем уровне, что составляет 71
% - 20 человек, справились с тестом без затруднений; 19,1 % - 5 человек, тест
вызвал затруднения и только 1 человек не справился с тестом, что составило
3,8 %.
Различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки,
пение,
игра
на
музыкальных
инструментах,
музыкально-ритмические
движения)
стимулируют
проявление
творческих
способностей
младших
школьников и, прежде всего, развитие музыкально-образного видения мира.
Так, музыкальное творчество детей младшего школьного возраста на уроке
реализуется в пении простых мотивов, сочинения мелодий на предложенный
текст,
показа
ритмического
сопровождения,
вступления,
в
оценочных
суждениях об услышанной музыке и т.д. подготовка младших школьников к
музыкальному
творчеству
предполагает
овладение
способом
творческих
действий. На уроках музыки учитель предлагает творческие задания в форме
игры. Причем впоследствии дети сами ведут игру.
Музыка
пробуждает
и
стимулирует
творческий
потенциал
детей,
эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими
способностями. Музыкально – творческая деятельность – это деятельность
школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных
ценностей, материализованных в художественных произведениях. Развитие
творческих способностей у младших учащихся на уроках музыки станет
возможным, если:
повысить творческую активность и творческий потенциал младших
учащихся;
использовать творческие виды работ в определенной системе.
Создавая урок музыки, нужно учитывать еще одно обстоятельство – это
мотивация обучения. Это первый этап. Второй этап в подготовке к уроку –
формирование ясного представления о том, для кого он готовится, какой
именно класс будет приобщаться к музыке.
Активным средством развития музыкально-творческих способностей
младших
школьников
являются
творческие
задания.
Учитель
должен
пробуждать
у
учащихся
творческие
действия,
создавая
определенные
ситуации.
На уроках музыки дети выполняли задания, с помощью которых нам
удалось
выявить
уровень
сформированности
творческих
музыкальных
способностей у учащихся 4 класса.
Например было предложено задание на проверку музыкального слуха:
1. Прослушать музыкальный фрагмент П. И. Чайковский – «Вальс
цветов» из балета «Щелкунчик». Определить общее настроение, характер
произведения,
выделить
отдельные
средства
выразительности:
темп,
динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
2.
Задание
на
определение
звуковысотности:
Музыкальная
игра
«Лесенка»
Ребенку предлагается прослушать и определить в каком направлении
(восходящим, нисходящим, на одном уровне) движется мелодия.
3. Задание на определение чувства ритма:
Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков.
Р.н. попевка «Гори, гори ясно!».
4. Задание на определение чистоты интонирования:
Детям
предлагается
пропеть
распевки,
основанные
на
простых
интервалах и трезвучиях: «Паравоз», «Две лягушки», «Маляр», «А я по –
лугу», «Кукушка».
5. Задание на определение артистичности:
Детям предлагается изобразить предмет, животное, природные явления.
Изобразить:
слона,
подсолнух,
забор,
весы,
взрыв,
кошку,
цаплю,
музыканта, восход солнца, дождь, художника, хмурое небо.
6. Задания на определение образного мышления: Игра «Ассоциации»
Педагог предлагает детям придумать ассоциацию к слову. Например:
солнце – ассоциация пляж. Дерево – ассоциация лес.
Затем
предлагается
усложненный
вариант
составить
ассоциативную
цепочку из слов.
Например: солнце – лето – дача – речка – собака – забор и т.п.
Придумать ассоциации к словам: море, математика, снег, земляника,
бумага, дом.
В ходе проведения уроков музыки и обобщения опыта мы выяснили,
что
ребята
имеют,
в
целом,
средний
уровень
музыкального
развития.
Творческие
музыкальные
способности
проявились
во
всех
видах
музыкальной деятельности: в пении, импровизации, и т.д. Также выяснили,
что успешность творческих проявлений детей полностью зависит от навыков,
умения
выражать
определенные
чувства,
настроения.
Полноценное
творчество ребенка возможно только в том случае, если его жизненный опыт,
в
частности
музыкально-эстетические
представления
по стоянно
обогащаются.
Заключение:
Данные, полученные в ходе проведения уроков музыки в начальных
классах, позволяют сделать следующие выводы:
1.
В
результате
целенаправленного
педагогического
воздействия,
связанного с развитием музыкально – творческих способностей в процессе
импровизации эффективно развиваются: музыкальный слух (мелодический,
тембровый,
динамический,
гармонический),
музыкальная
память,
музыкальное
воображение,
музыкальное
мышление.
Результаты
эксперимента показали эффективность проделанной работы.
2. Музыкальная импровизация используется как метод для развития
творческих
музыкальных
способностей
детей,
а
также
для
углубления,
закрепления и освоения знаний о музыке.
3.
Импровизационное
творчество
детей
опирается
на
восприятие
музыки, музыкальный слух, музыкальное воображение ребёнка, способность
комбинировать,
развивать,
изменять,
создавать
нечто
новое
на
основе
имеющегося музыкально-слухового опыта.
Также
можно
предложить
некоторые
рекомендации
педагогам-
музыкантам
для
развития
творческих
способностей
на
уроках
музыки
в
начальной школе.
Музыкально–творческие способности не существуют вне восприятия
музыки
или
её
воспроизведение
в
живом
звучании
или
представлении.
Являясь
сложным
сочетанием
природного
(врождённого),
социального
и
индивидуального,
они
развиваются
лишь
в
практической
музыкальной
деятельности. Именно такой деятельностью и является импровизация, тем
самым
учебная
музыкальная
деятельность
выступает
как
процесс,
а
музыкальные способности – как потенциал личности, теснейшим образом
взаимодействующие друг с другом.
Процесс формирования музыкально–творческих способностей можно
представить, как повышенную реактивность на музыкальные впечатления,
которые
порождают
потребность
к
слушанию
музыки
и
её
исполнению
(импровизации).
При решении проблем развития музыкально–творческих способностей
детей необходимо учитывать:
общие тенденции развития музыкальных способностей;
каждая способность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память,
музыкальное
мышление,
музыкальное
воображение)
–
это
сложное
образование, состоящее из множества взаимодействующих компонентов, в
том числе моментов общей одарённости и личных качеств. Трансформируясь
в специальные музыкальные способности, они содействуют их развитию от
элементарных
к
все
более
сложным
составляющим
и
обеспечивают
их
объединение в целостную систему;
все музыкально–творческие способности развиваются в условиях тесного
взаимодействия: не может быть одной способности, при полном отсутствии
другой, но качественное развитие и индивидуально- различно;
особое
значение
в
педагогическом
процессе
имеет
достижение
единства
эмоционального
и
сознательного
в
развитии
личности,
что
значительно
повышает
психические
возможности
учащихся
и
позволяет
педагогу–
музыканту
расширять
спектр
средств
педагогического
воздействия.
Это
становится возможным благодаря постоянному и активному привлечению
связей
музыки
с
жизнью,
заострению
внимания
ученика
на
жизненном
содержании
музыки
и
её
выразительных
средствах,
подключению
музыкальных
знаний
и
вне
музыкальных
ассоциаций,
выявлению
и
обогащению
музыкально-художественного
и
общего
жизненного
опыта
учащихся.
Исследование
подтвердило,
что
в
результате
целенаправленного
педагогического
воздействия
эффективно
развиваются
творческие
музыкальные способности учащихся младшего возраст.
Использованные источники:
1. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником
литературного произведения: «Труды Всероссийской научной конференции
по дошкольному воспитанию» [Текст]/ А.В. Запорожцев//- М. – 1949. – 460 с.
2. Зиневич, А. Н. Методическая разработка «Диагностика и развитие
музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста»
[Текст] / А.Н. Зиневич // – СПб.: Питер, 2015. – 340 с.
3. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н.Лук // - М.: Наука,
1988. – 270 с.
4.
Теплов,
Б.
М.
Способность
и
одаренность.
//Психология
индивидуальных различий [Текст] /Б.М. Теплов// - М. –1982, – 540 с.
5. Салпыкова, И.М., Миркашева, Л.Р. Творчество младших школьников
на уроках музыки: учебно-методическое пособие для учителей начальной
школы [Текст] /И.М. Салпыкова, Л.Р. Миркашева// - Казань: ИФИ КФУ, 2011.
–180 с.