Автор: Элеонора Сулеймановна Варламова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 45 им.Ж.Дюмезиля
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изучение однородных членов предложения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Автор учебника: С.В.Иванов.
Педагогическая цель
Создать условия для совершенствования умения разбирать предложения,
способствовать развитию умения находить в предложениях однородные
члены и определять, какими членами предложения они являются.
Тип урока
Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Планируемые
результаты
(предметные)
Применяют орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в пределах изученного), характеризуют такие языковые
единицы, как часть речи, член предложения, простое предложение,
контролируют свои действия, проверяют написанное.
Личностные результаты
Расширяют познавательные интересы, ориентируются на понимание
причин успеха в учёбе, считаются с мнением другого человека, проявляют
доброжелательность в споре, сопереживают одноклассникам.
Универсальные учебные
действия
(метапредметные)
Познавательные: осознанно воспринимают литературное
произведение, овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют
логические сравнения, делают выводы в результате совместной работы
учителя и класса, строят рассуждения.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной
задачей, сопоставляют свою работу с образцом, вносят коррективы в
действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обосновывают своё суждение, используют в речи
языковые средства, оформляют свою мысль в устной форме.
Основное содержание
темы, понятия и
термины.
Понятие «однородные члены предложения». Нахождение однородных
членов предложения, составление предложений к схемам.
Сценарий урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Мотивирование к учебной
деятельности (орг.момент).
II.Постановка учебной
задачи. Обобщение,
систематизация и коррекция
знаний.
-Каждый урок мы начинаем
замечательными словами:
-Прочтите аффирмации к
нашему уроку
-Тема нашего урока закрыта
полосками бумаги.
Учитель открывает последнее
слово предложения.
-Что такое предложение?
-
Я желаю тебе добра!
Ты желаешь мне добра!
Если тебе будет трудно - я тебе -
помогу!
- Я грамотно и красиво пишу.
- Я люблю читать.
-Предложение- это одно или
несколько слов, связанных по
смыслу. Предложение выражает
законченную мысль.
-Какими бывают предложения
по цели высказывания?
-Какими бывают предложения
по интонации?
Учитель открывает второе
слово: члены предложения
-На какие две группы делятся
члены предложения?
По цели всегда различай
предложения: в повествовательном-
сообщение, вопрос - в
вопросительном, дашь ответ? А в
побудительном - просьба, совет.
-По интонации предложения
бывают восклицательные и
невосклицательные.
- Члены предложения делятся на
две группы- главные и
второстепенные.
Главные члены предложения - это
подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены -
определение, обстоятельство,
Учитель полностью открывает
тему урока: Однородные члены
предложения.
-Что такое однородные члены
предложения?
-Чему мы должны научиться на
уроке?
дополнение.
-Несколько подлежащих при одном
сказуемом, несколько сказуемых
при одном подлежащем, несколько
второстепенных членов
предложения, которые отвечают на
один и тот же вопрос и зависят от
одного и того же слова, называются
однородными членами
предложения.
-Находить в тексте однородные
члены предложения, расставлять
знаки препинания.
III. Применение знаний и
умений в новой ситуации.
-Портрет какого великого
русского поэта висит у нас на
доске?
- Прочтите числа, которые есть
на доске. Что они обозначают?
-На фотографиях изображены
места в нашем городе, которые
связаны с именем великого
поэта.
-А.С.Пушкин писал: «Я памятник
-Портрет А.С. Пушкина.
-8, 9, 2208.
- В 8 лет А.С. Пушкин писал стихи на
французском языке.
- 9 языков знал А.С.Пушкин.
-Именем А.С.Пушкина названа
малая планета 2208, вернее
астероид.
-Кратер на планете Меркурий
-Пушкинский сквер на улице
Димитрова.
-Знаменитый памятник на улице
Кирова.
-Пушкинская школа.
себе воздвиг нерукотворный».
-Объясните эти слова.
-Подберите синонимы к словам
нерукотворный, воздвиг.
Разберём по составу слово
нерукотворный.
- Я не могу сегодня не вспомнить
имя нашего великого земляка,
-Поэт написал так много
замечательных произведений,
которые читали его современники.
Читают и будут читать всегда. Его
произведения и стали его
нерукотворным памятником.
- Воздвиг - создал, построил, возвёл.
-Нерукотворный - созданный не
руками.
- Окончание - ый ( окончание
прилагательного мужского рода)
- Это сложное слов - в нём два корня
-рук, -твор.
- Соединительная гласная -о-.
-Суффикс -н
солнце осетинской поэзии,
К.Л.Хетагурова.
-В каком стихотворении - К.Л.
Хетагуров говорит об А.С.
Пушкине?
-Мы готовились к этому уроку,
работали в группах, оформили
выставку поделок и рисунков…
-Из какого произведения дуб из
осенних листьев? Кот?
-Расскажите физминутку
«Лежебока рыжий кот».
Назовите однородные члены
предложения.
- Стихотворение «Салам».
-Создатель славы наших гор
Свою башню ты воздвиг.
- Башня-это святыня для горцев.
Башни бывают
родовые( фамильные) и защитные…
Башни строили на века. Сейчас это
памятники культуры и архитектуры.
-Отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила».
- Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот,
Встал и выгнул спину в мост,
Распушил красивый хвост,
Мягко лапками пошёл,
Тихо сказочку завёл…
--Отлежал, встал, выгнул, распушил,
пошёл, завёл. Это однородные
сказуемые.
-Во время подготовки к уроку мы
перечитали сказки А.С. Пушкина.
Сколько сказок написал поэт?
Назовите сказки.
-Спишите предложение и
разберите его по членам
предложения, составьте схему
предложения.
-Слуги, сватья и сестра ловят
комара.
- Измените предложение так,
чтобы союз и был
повторяющимся.
- Из какой сказки это
предложение?
-А.С.Пушкин написал 7 сказок.
Дети перечисляют сказки.
- В этом предложении однородные
подлежащие.
-И слуги, и сватья, и сестра ловят
комара.
- « Сказка о царе Салтане, о сыне его
- Какие еще предложения с
однородными подлежащими вы
нашли
-П.в.риха п.бл.днела обм.рла и
.кр.вела.
-Вставьте пропущенные буквы,
объясните, укажите графически
часть слова, в которой
пропущена буква.
-Разберите по членам
предложения. Составьте схему
предложения.
- Расставьте знаки препинания.
Докажите.
славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
-Дети по группам называют
предложения из других сказок.
- В этом предложении однородные
сказуемые.
-Какие предложения в сказках
вы нашли с однородными
сказуемыми?
-Разберите следующее
предложение:
И днём, и ночью кот учёный всё
ходит по цепи кругом.
-Измените предложение так,
чтобы запятая была не нужна.
Аналогичная работа:
-Через л.са, через м.ря колдун
несёт богатыря.
Аналогичная работа над
предложением из « Сказки о
медведихе».
Прибегал зайка бедненькой,
серенькой.
Ученики по группам называют
предложения с однородными
сказуемыми.
-В этом предложении однородные
обстоятельства.
Стихотворение об обстоятельстве.
-На вопросы где? Куда? Как? Откуда?
И когда? Обстоятельство ответ даст
тебе всегда.
-В этом предложении однородные
определения.
Стихотворение:
Признак предмета или явления
IV.Контроль усвоения
знаний, обсуждение
допущенных ошибок и их
коррекция.
Работа над предложением из
« Сказки о золотом петушке»
-Сыновья л.жат без шл.мов, без
лат.
-Какие ещё однородные
дополнения можно было бы
добавить?
Групповая работа.
- Расставьте знаки препинания в
предложениях с однородными
членами.
Дом царевна обошла_
Всё порядком убрала_
Засветила богу свечку_
Истопила жарко печку.
И к царевне наливное_
молодое_ золотое яблочко
летит.
Под окно за пряжу села_ а
обозначает определение. Чей?
Какой? Вопросы просты. Лишь не
хватает волнистой черты.
Предложение с однородными
дополнениями.
Учащиеся в группах расставляют
знаки препинания.
V. Рефлексия (подведение
итогов)
глядела все на яблоко.
-Какое задание было самым
сложным на уроке?
-Что мы уже знали?
-Что нового узнали?
-Какое задание было самым
интересным?