Напоминание

"Пропорции. Решение задач"


Автор: Каменец Людмила Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Лакомобудская ООШ
Населённый пункт: с. Лакомая Буда Климовского района Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Пропорции. Решение задач"
Раздел: среднее образование





Назад




«

Пропорции

.

Решение

задач

с

экологическим

сюжетом

»

Методическая разработка урока

математики в

6 классе

Выполнила:

Каменец Людмила Александровна,

учитель математики

Лакомобудской ООШ,

Климовского района

Брянской области.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Цель урока:

- повторить изученный материал темы « Отношения. Пропорции»,

используя задачи с экологическим содержанием;

- развить интерес к изучению экологических проблем планеты, бережное

отношение к природе, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях,

сообразительность;

- прививать любовь к малой Родине, используя факты на местном материале;

- формировать вычислительную культуру учащихся.

Планируемые результаты:

предметные: совершенствование практических навыков решения задач с

помощью пропорций и умение применять их при решении реальных

жизненных задач, повторение и закрепление изученного материала на задачах

с экологическим содержанием;

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника выступать

самому, аргументировать свою точку зрения;

метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать

коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач

в зависимости от конкретных условий; контролировать процесс и результаты

своей деятельности; развитие сообразительности.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), работа в

парах, индивидуальная (самостоятельная работа).

Необходимое оборудование:

доска, экран, компьютер, презентация.

Раздаточный материал: кроссворд

и вопросы к нему, информационная

карточка «А вы знаете, что…», схема.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

2

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами необычный урок,

который даст нам возможность

не только проверить свои математические

знания

и

умения,

но

и

получить

новую

и

интересную

информацию,

задуматься и найти пути решения некоторых проблем. Вы готовы?

ΙΙ. Мотивационно – целевой этап.

1)

Решение кроссворда.

Работу на уроке мы начнем с повторения математических понятий

пройденной темы. Я прошу вас внимательно читать вопросы и решить

кроссворд. (Ученики получают сетку и задания к кроссворду, работают в

парах)

.

2

1

3

4

5

6

7

Задания к кроссворду.

1.

Частное двух не равных нулю чисел называется …

2.

Как можно упростить отношение?

3.

С помощью какого действия записывают отношения.

4.

Равенство двух отношений называют …

5.

На уроках какого предмета часто используют отношения?

6.

Отношение однородных величин есть …

7.

Вид пропорциональности, если при увеличении одной величины в

несколько раз другая тоже увеличивается во столько же раз.

2)

Решение ребуса (слайд 1).

Дополнительное задание для учеников быстро справившихся с решением

кроссворда.

3

3)

Проверка работы учащихся, определение ключевого слова

Коллективно проверяется решения ребуса и кроссворда. (слайд 2)

- Просмотрите, не получилось ли у вас ключевое слово?

- Возможно вам поможет затерявшаяся буква.(по щелчку появляется «Э»)

4). Проблемная ситуация.

- Подумайте, какая связь существует между полученным словом и числом?

(ответы детей)

Учитель: 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал

указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом

экологии.

(слайд 3)

Основные установленные цели года экологии:

- защита существующих и находящихся под угрозой экосистем.

- привлечение внимания всех граждан государства к актуальным проблемам

экологии.

Уже прошло два года, но проблемы остаются актуальными и на

сегодняшний день.

5) Формулировка темы.

- Ребята, вы догадались, какая же тема нашего урока? Надеюсь, вы

уже сможете ее определить? (дети формулируют тему)

-

Молодцы!

Мы

будем

говорить

о

проблемах

экологии

и,

на

основе

полученной

информации,

продолжим

решать

задачи

на

пропорции.

(записывают в тетради тему урока: Пропорции. Решение задач.)

III. Работа по теме урока.

- Какие экологические проблемы вам известны? (ответы детей)

- О какой проблеме будем вести речь на уроке, выясним в ходе устного

счета.

1) . Устный счет (слайд 4).

Среди предложенных ответов выберите правильные, и вы получите слова –

подсказки.

1.

Сократите отношение: 35/56. ( 5/8 – много),

42см/ 63 см (2/3 - но)

2.

Прочитайте выражение: 15/х = 5/8. Как оно называется? Докажите

определением. (Пропорция - приносит)

3.

Каким членом пропорции является переменная Х? ( средний - малà)

4

4.

Решите пропорцию. (х= 24 - вреда)

5.

Можно ли составить пропорцию из отношений 6/3 и 24/12. Докажите.

( да - сигарета).

- Составьте из полученных слов смысловую фразу. (Сигарета мала, но

приносит много вреда).

2). Информационный блок о производстве сигарет.

(Слайд 5.) В народе говорят: «Сигарета мала, но приносит много вреда». А

что такое сигарета? Предмет для курения. Мы постараемся выяснить, какую

же угрозу

приносят и сигарета, и процесс курения окружающей среде,

природе, а значит, и нам с вами.

Давайте разбираться по порядку.

Начнем с очень важного фактора - производства сигарет.

Сигареты видели все, потому что, как мы выяснили, в семьях нашего класса

имеется 9 курильщиков.

- Из чего состоит сигарета? (табак, бумага, красители)

- Ребята, а вы знаете, что для получения бумаги необходима древесина?

Оказывается, и табак сушить требуется

только в дыму горящих поленьев и

опилок деревьев: дуба, мирта, кипариса и сосны.

Другие виды топлива для

этой цели не подходят.

- А что это значит? (для изготовления сигарет вырубаются деревья )

- Скажите, а какой вред наносит экологии вырубка деревья? (нарушается

лесное сообщество, страдают звери, птицы, насекомые; меньшее

количество кислорода поступает в воздух).

3

. Решение задач .

Рассмотрим на конкретных примерах, какой вред наносится окружающей

среде только изготовлением сигарет.

Задача № 1.

В день курильщик в среднем потребляет порядка 20 сигарет. Сколько сигарет

нужно 9 курильщикам на день, на месяц?

20 * 9 = 180 (с.) – на день

180 * 30 = 5400 (с.) – на месяц.

- Как быстро вы сосчитали! А я решила задачу вот так. ( запись на

закрытой доске)

Посмотрите и проверьте решение задачи по моей записи.

30

1

180

х

,

1

30

180

х

5400

х

(

сигарет)

Каким способом я ее решила? По какому правилу?

Кол-во

сигарет

Кол-во

дней

180 с.

1д.

? с.

30д

5

Задача № 2.

Используя данные предыдущей задачи, рассчитайте, сколько нужно

вырубить деревьев для обеспечения сигаретами 9 курильщиков в течение

месяца, если известно, что на изготовление 300 сигарет расходуется одно

дерево. Решите задачу с помощью пропорции.

(Ученик записывает решение на доске. Ответ: 18 деревьев)

- А сколько в течение года? Вычислите устно. (216 деревьев).

- Много это или мало? (Ученики высказывают свое мнение)

Учитель. Чтобы вам легче было это представить, я приведу такой факт: в

прошлом году мы с учениками подсчитали, что в нашем липовом парке

сейчас растет 202 дерева. Значит, чтобы обеспечить сигаретами на год

курящих членов ваших семей (9 человек), нужно вырубить весь парк.

Ребята, вдумайтесь в эти цифры: 216 деревьев на один год. Но ведь,

люди курят уже не один год и будут продолжать курить. (Слайд 6.) А по

современным статистическим данным во всем мире курит больше одного

млрд. человек. Приблизительно 5 миллионов гектаров леса каждый год

уничтожается для сушки табака и производства сигарет.

Задача № 3

Выберите данные из карточки « А вы знаете, что…» и рассчитайте, какую

пользу принес бы этот лес окружающей среде. (самостоятельная работа с

последующей проверкой)

(Было бы: очищено 80 млн. м

3

воздуха; задержано 320 т.пыли;

выделено в атмосферу 12500т. влаги.)

А вы знаете, что...

из 1 дерева

можно получить в среднем 60 кг бумаги.

1 га леса

очищает 16 млн. куб. метров воздуха

задерживает 64 тонны пыли

выделяет в атмосферу 2500 тонн влаги

имеет в запасе 256 куб. км древесины

на нем растут в среднем 500 деревьев.

100 кг

макулатуры

сохраняют одно дерево.

VI. Физкультминутка.

6

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем теперь наклоны

– Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать

- Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

4.

Информационный блок 2

Ребята, обратите внимание на этот рисунок. (слайд 7)

Ученые доказали, что в сигарете содержится более 4000 различных

химических

веществ

разной

степени

токсичности,

никотин,

бензол,

формальдегид,

цианистый

водород,

угарный

газ

и

даже

найден

радиоактивный полоний 210.

- Прочитайте

выражение:

25 : 50 : 20 : 5. Что оно показывает?

(отношение каких-то величин).

Установлено,

что

именно

в

таком

отношении

распределяются

эти

химические элементы во время курения, т.е.

(слайд 8.)При курении:

- 25 частей этих веществ сгорают,

- 50 частей уходят в окружающую среду,

- 20 частей попадают в организм человека,

- 5 частей остаются в папиросе или в фильтре.

Обратите внимание, половина всех вредных веществ уходит с дымом и

пеплом в окружающую среду, в атмосферу,

загрязняя воздух, которым мы

постоянно дышим.

(слайд 9). Курильщики ежегодно "выбрасывают" в атмосферу 1314 т

синильной кислоты, 438 т аммиака, 73 т угарного газа, 274 т диоксида

углерода, около 10 т никотина, 947 т смолы (табачного дегтя), 397 т металлов.

Задача № 4.

Сосчитайте, какова общая масса «выбросов» в течение года. (3453 т)

5.

Творческое задание. (Слайд 10).

7

- Составьте задачи, используя данную информацию и рисунок.(работа в

парах) (Ученики составляют задачи и решают их. Например: Сколько

автомобилей необходимо задействовать для перевозки данного груза?

Какой длины получится «обоз» машин с этим грузом?)

- «Выбросы» идут в воздух. Но если можно было бы их загрузить на

автомашины КамАЗ, то получился бы обоз из 288 машин, протяженностью

примерно в 2 км.

- Ребята, в течение урока вы узнали уже немало новых фактов. Теперь,

пожалуйста, послушайте свою одноклассницу, обратите внимание на цифры

в ее рассказе и внесите данные в карточку « А вы знаете, что…»

6). Сообщение ученицы

Очень вредные окурки. (слайд 11)

Отходы курения сегодня стали самым распространенным мусором.

Каждый год повсеместно скапливается около 800 тонн окурков. Почти пять

из шести триллионов продаваемых в мире сигарет оказываются не на свалке,

а на дорогах и тротуарах.

Они представляют большую угрозу для наших лесов, домов и парков.

Выброшенные окурки были связаны с большими пожарами: (щелчок) горят

травы вдоль дорог, леса, повреждается наше имущество.

Окурки содержат только 5 частей различных химических веществ,

Но

весь набор ядов и токсинов, которые попадают в окружающую природу,

наносят ей непоправимый вред.

(слайд 12) Во время дождя химические

вещества проходят в слой земли и влекут за собой гибель мелких обитателей

почвы. (щелчок) В желудках молодых птиц часто находят части окурков, что

приводит их к смерти.

Но самый большой урон природе от окурков – засорение водной среды.

Часто окурки, лежащие на наших улицах, под порывами ветра и дождя

попадают в водоемы. Разложение окурка может занять до 12 месяцев в

пресной воде и до пяти лет в морской воде. Установлено, что один

сигаретный окурок загрязняет 3 - 8 литров воды. А ведь мы можем слить эту

воду себе на руки или даже проглотить во время купания.

Никотин, содержащийся в окурках, отравляет рыб и ракообразных,

которые принимают окурки за пищу.

Ученые многих стран обеспокоены тем, что и фильтры сигарет

разлагаются очень медленно (в воде до 10 лет) и могут выделять в

окружающую среду ядовитые вещества еще в течение многих лет.

Учитель.

- Оказывается, окурки представляют собой, чуть ли не главную угрозу

окружающей среде.

8

- Какие цифры вы записали из прослушанного материала?

Ребята, эти цифры вы можете использовать для составления и решения

задач.

- Каким способом можно решать задачи? (Арифметическим способом и с

помощью пропорции)

- Назовите алгоритм решения задачи с помощью пропорции.

- По какому правилу решаем пропорцию?

VII. Домашнее задание. (слайд 13)

По материалам информационной карты « А вы знаете, что…» составьте

и решите с помощью пропорции 2 задачи.

Можно взять информационные данные из интернета.

VIII. Подведение итогов урока.

- Вспомните высказывание, которое вы составили из опорных слов.

- Ребята, согласны вы с этим утверждением? (заслушать мнения детей )

- Заполните схему, какой же вред приносит сигарета экологии.

(сверить ответы. Слайд 14 )

- Молодцы, ребята! Вы были активны и внимательны на уроке.

Скажите, а можем ли мы как- то бороться с этой проблемой?

Чем сможем помочь окружающей среде?

(Рассказать своим родственникам о вреде курения и убеждать их бросить

курить, просить их об аккуратном обращении с окурками; самим убирать

окурки около дома, на дороге; сажать деревья; собирать и сдавать

макулатуру…)

9

Учитель: Ребята, а я очень хочу, чтобы информация с урока стала для вас

препятствием на пути развития вредной привычки – курения. И это уже буде

маленький шажок к сохранению вашего здоровья и к улучшению экологии.

А улучшать экологию – это значит спасать жизнь нашей планеты!

(Слайд 15). Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду,

Давайте вместе землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

(Е. Смирнова.)

Спасибо за урок!

10



В раздел образования