Автор: Каменец Людмила Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Лакомобудская ООШ
Населённый пункт: с. Лакомая Буда Климовского района Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Пропорции. Решение задач"
Раздел: среднее образование
«
Пропорции
.
Решение
задач
с
экологическим
сюжетом
»
Методическая разработка урока
математики в
6 классе
Выполнила:
Каменец Людмила Александровна,
учитель математики
Лакомобудской ООШ,
Климовского района
Брянской области.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цель урока:
- повторить изученный материал темы « Отношения. Пропорции»,
используя задачи с экологическим содержанием;
- развить интерес к изучению экологических проблем планеты, бережное
отношение к природе, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях,
сообразительность;
- прививать любовь к малой Родине, используя факты на местном материале;
- формировать вычислительную культуру учащихся.
Планируемые результаты:
предметные: совершенствование практических навыков решения задач с
помощью пропорций и умение применять их при решении реальных
жизненных задач, повторение и закрепление изученного материала на задачах
с экологическим содержанием;
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника выступать
самому, аргументировать свою точку зрения;
метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать
коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач
в зависимости от конкретных условий; контролировать процесс и результаты
своей деятельности; развитие сообразительности.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), работа в
парах, индивидуальная (самостоятельная работа).
Необходимое оборудование:
доска, экран, компьютер, презентация.
Раздаточный материал: кроссворд
и вопросы к нему, информационная
карточка «А вы знаете, что…», схема.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
2
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами необычный урок,
который даст нам возможность
не только проверить свои математические
знания
и
умения,
но
и
получить
новую
и
интересную
информацию,
задуматься и найти пути решения некоторых проблем. Вы готовы?
ΙΙ. Мотивационно – целевой этап.
1)
Решение кроссворда.
Работу на уроке мы начнем с повторения математических понятий
пройденной темы. Я прошу вас внимательно читать вопросы и решить
кроссворд. (Ученики получают сетку и задания к кроссворду, работают в
парах)
.
2
1
3
4
5
6
7
Задания к кроссворду.
1.
Частное двух не равных нулю чисел называется …
2.
Как можно упростить отношение?
3.
С помощью какого действия записывают отношения.
4.
Равенство двух отношений называют …
5.
На уроках какого предмета часто используют отношения?
6.
Отношение однородных величин есть …
7.
Вид пропорциональности, если при увеличении одной величины в
несколько раз другая тоже увеличивается во столько же раз.
2)
Решение ребуса (слайд 1).
Дополнительное задание для учеников быстро справившихся с решением
кроссворда.
3
3)
Проверка работы учащихся, определение ключевого слова
Коллективно проверяется решения ребуса и кроссворда. (слайд 2)
- Просмотрите, не получилось ли у вас ключевое слово?
- Возможно вам поможет затерявшаяся буква.(по щелчку появляется «Э»)
4). Проблемная ситуация.
- Подумайте, какая связь существует между полученным словом и числом?
(ответы детей)
Учитель: 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал
указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом
экологии.
(слайд 3)
Основные установленные цели года экологии:
- защита существующих и находящихся под угрозой экосистем.
- привлечение внимания всех граждан государства к актуальным проблемам
экологии.
Уже прошло два года, но проблемы остаются актуальными и на
сегодняшний день.
5) Формулировка темы.
- Ребята, вы догадались, какая же тема нашего урока? Надеюсь, вы
уже сможете ее определить? (дети формулируют тему)
-
Молодцы!
Мы
будем
говорить
о
проблемах
экологии
и,
на
основе
полученной
информации,
продолжим
решать
задачи
на
пропорции.
(записывают в тетради тему урока: Пропорции. Решение задач.)
III. Работа по теме урока.
- Какие экологические проблемы вам известны? (ответы детей)
- О какой проблеме будем вести речь на уроке, выясним в ходе устного
счета.
1) . Устный счет (слайд 4).
Среди предложенных ответов выберите правильные, и вы получите слова –
подсказки.
1.
Сократите отношение: 35/56. ( 5/8 – много),
42см/ 63 см (2/3 - но)
2.
Прочитайте выражение: 15/х = 5/8. Как оно называется? Докажите
определением. (Пропорция - приносит)
3.
Каким членом пропорции является переменная Х? ( средний - малà)
4
4.
Решите пропорцию. (х= 24 - вреда)
5.
Можно ли составить пропорцию из отношений 6/3 и 24/12. Докажите.
( да - сигарета).
- Составьте из полученных слов смысловую фразу. (Сигарета мала, но
приносит много вреда).
2). Информационный блок о производстве сигарет.
(Слайд 5.) В народе говорят: «Сигарета мала, но приносит много вреда». А
что такое сигарета? Предмет для курения. Мы постараемся выяснить, какую
же угрозу
приносят и сигарета, и процесс курения окружающей среде,
природе, а значит, и нам с вами.
Давайте разбираться по порядку.
Начнем с очень важного фактора - производства сигарет.
Сигареты видели все, потому что, как мы выяснили, в семьях нашего класса
имеется 9 курильщиков.
- Из чего состоит сигарета? (табак, бумага, красители)
- Ребята, а вы знаете, что для получения бумаги необходима древесина?
Оказывается, и табак сушить требуется
только в дыму горящих поленьев и
опилок деревьев: дуба, мирта, кипариса и сосны.
Другие виды топлива для
этой цели не подходят.
- А что это значит? (для изготовления сигарет вырубаются деревья )
- Скажите, а какой вред наносит экологии вырубка деревья? (нарушается
лесное сообщество, страдают звери, птицы, насекомые; меньшее
количество кислорода поступает в воздух).
3
. Решение задач .
Рассмотрим на конкретных примерах, какой вред наносится окружающей
среде только изготовлением сигарет.
Задача № 1.
В день курильщик в среднем потребляет порядка 20 сигарет. Сколько сигарет
нужно 9 курильщикам на день, на месяц?
20 * 9 = 180 (с.) – на день
180 * 30 = 5400 (с.) – на месяц.
- Как быстро вы сосчитали! А я решила задачу вот так. ( запись на
закрытой доске)
Посмотрите и проверьте решение задачи по моей записи.
30
1
180
х
,
1
30
180
х
5400
х
(
сигарет)
Каким способом я ее решила? По какому правилу?
Кол-во
сигарет
Кол-во
дней
180 с.
1д.
? с.
30д
5
Задача № 2.
Используя данные предыдущей задачи, рассчитайте, сколько нужно
вырубить деревьев для обеспечения сигаретами 9 курильщиков в течение
месяца, если известно, что на изготовление 300 сигарет расходуется одно
дерево. Решите задачу с помощью пропорции.
(Ученик записывает решение на доске. Ответ: 18 деревьев)
- А сколько в течение года? Вычислите устно. (216 деревьев).
- Много это или мало? (Ученики высказывают свое мнение)
Учитель. Чтобы вам легче было это представить, я приведу такой факт: в
прошлом году мы с учениками подсчитали, что в нашем липовом парке
сейчас растет 202 дерева. Значит, чтобы обеспечить сигаретами на год
курящих членов ваших семей (9 человек), нужно вырубить весь парк.
Ребята, вдумайтесь в эти цифры: 216 деревьев на один год. Но ведь,
люди курят уже не один год и будут продолжать курить. (Слайд 6.) А по
современным статистическим данным во всем мире курит больше одного
млрд. человек. Приблизительно 5 миллионов гектаров леса каждый год
уничтожается для сушки табака и производства сигарет.
Задача № 3
Выберите данные из карточки « А вы знаете, что…» и рассчитайте, какую
пользу принес бы этот лес окружающей среде. (самостоятельная работа с
последующей проверкой)
(Было бы: очищено 80 млн. м
3
воздуха; задержано 320 т.пыли;
выделено в атмосферу 12500т. влаги.)
А вы знаете, что...
из 1 дерева
можно получить в среднем 60 кг бумаги.
1 га леса
очищает 16 млн. куб. метров воздуха
задерживает 64 тонны пыли
выделяет в атмосферу 2500 тонн влаги
имеет в запасе 256 куб. км древесины
на нем растут в среднем 500 деревьев.
100 кг
макулатуры
сохраняют одно дерево.
VI. Физкультминутка.
6
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем теперь наклоны
– Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать
- Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
4.
Информационный блок 2
Ребята, обратите внимание на этот рисунок. (слайд 7)
Ученые доказали, что в сигарете содержится более 4000 различных
химических
веществ
разной
степени
токсичности,
никотин,
бензол,
формальдегид,
цианистый
водород,
угарный
газ
и
даже
найден
радиоактивный полоний 210.
- Прочитайте
выражение:
25 : 50 : 20 : 5. Что оно показывает?
(отношение каких-то величин).
Установлено,
что
именно
в
таком
отношении
распределяются
эти
химические элементы во время курения, т.е.
(слайд 8.)При курении:
- 25 частей этих веществ сгорают,
- 50 частей уходят в окружающую среду,
- 20 частей попадают в организм человека,
- 5 частей остаются в папиросе или в фильтре.
Обратите внимание, половина всех вредных веществ уходит с дымом и
пеплом в окружающую среду, в атмосферу,
загрязняя воздух, которым мы
постоянно дышим.
(слайд 9). Курильщики ежегодно "выбрасывают" в атмосферу 1314 т
синильной кислоты, 438 т аммиака, 73 т угарного газа, 274 т диоксида
углерода, около 10 т никотина, 947 т смолы (табачного дегтя), 397 т металлов.
Задача № 4.
Сосчитайте, какова общая масса «выбросов» в течение года. (3453 т)
5.
Творческое задание. (Слайд 10).
7
- Составьте задачи, используя данную информацию и рисунок.(работа в
парах) (Ученики составляют задачи и решают их. Например: Сколько
автомобилей необходимо задействовать для перевозки данного груза?
Какой длины получится «обоз» машин с этим грузом?)
- «Выбросы» идут в воздух. Но если можно было бы их загрузить на
автомашины КамАЗ, то получился бы обоз из 288 машин, протяженностью
примерно в 2 км.
- Ребята, в течение урока вы узнали уже немало новых фактов. Теперь,
пожалуйста, послушайте свою одноклассницу, обратите внимание на цифры
в ее рассказе и внесите данные в карточку « А вы знаете, что…»
6). Сообщение ученицы
Очень вредные окурки. (слайд 11)
Отходы курения сегодня стали самым распространенным мусором.
Каждый год повсеместно скапливается около 800 тонн окурков. Почти пять
из шести триллионов продаваемых в мире сигарет оказываются не на свалке,
а на дорогах и тротуарах.
Они представляют большую угрозу для наших лесов, домов и парков.
Выброшенные окурки были связаны с большими пожарами: (щелчок) горят
травы вдоль дорог, леса, повреждается наше имущество.
Окурки содержат только 5 частей различных химических веществ,
Но
весь набор ядов и токсинов, которые попадают в окружающую природу,
наносят ей непоправимый вред.
(слайд 12) Во время дождя химические
вещества проходят в слой земли и влекут за собой гибель мелких обитателей
почвы. (щелчок) В желудках молодых птиц часто находят части окурков, что
приводит их к смерти.
Но самый большой урон природе от окурков – засорение водной среды.
Часто окурки, лежащие на наших улицах, под порывами ветра и дождя
попадают в водоемы. Разложение окурка может занять до 12 месяцев в
пресной воде и до пяти лет в морской воде. Установлено, что один
сигаретный окурок загрязняет 3 - 8 литров воды. А ведь мы можем слить эту
воду себе на руки или даже проглотить во время купания.
Никотин, содержащийся в окурках, отравляет рыб и ракообразных,
которые принимают окурки за пищу.
Ученые многих стран обеспокоены тем, что и фильтры сигарет
разлагаются очень медленно (в воде до 10 лет) и могут выделять в
окружающую среду ядовитые вещества еще в течение многих лет.
Учитель.
- Оказывается, окурки представляют собой, чуть ли не главную угрозу
окружающей среде.
8
- Какие цифры вы записали из прослушанного материала?
Ребята, эти цифры вы можете использовать для составления и решения
задач.
- Каким способом можно решать задачи? (Арифметическим способом и с
помощью пропорции)
- Назовите алгоритм решения задачи с помощью пропорции.
- По какому правилу решаем пропорцию?
VII. Домашнее задание. (слайд 13)
По материалам информационной карты « А вы знаете, что…» составьте
и решите с помощью пропорции 2 задачи.
Можно взять информационные данные из интернета.
VIII. Подведение итогов урока.
- Вспомните высказывание, которое вы составили из опорных слов.
- Ребята, согласны вы с этим утверждением? (заслушать мнения детей )
- Заполните схему, какой же вред приносит сигарета экологии.
(сверить ответы. Слайд 14 )
- Молодцы, ребята! Вы были активны и внимательны на уроке.
Скажите, а можем ли мы как- то бороться с этой проблемой?
Чем сможем помочь окружающей среде?
(Рассказать своим родственникам о вреде курения и убеждать их бросить
курить, просить их об аккуратном обращении с окурками; самим убирать
окурки около дома, на дороге; сажать деревья; собирать и сдавать
макулатуру…)
9
Учитель: Ребята, а я очень хочу, чтобы информация с урока стала для вас
препятствием на пути развития вредной привычки – курения. И это уже буде
маленький шажок к сохранению вашего здоровья и к улучшению экологии.
А улучшать экологию – это значит спасать жизнь нашей планеты!
(Слайд 15). Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду,
Давайте вместе землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
(Е. Смирнова.)
Спасибо за урок!
10