Напоминание

внеурочная деятельность "Истоки"


Автор: Ильина Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: рабочая программа
Тема: внеурочная деятельность "Истоки"
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого сообщества «Истоки» (духовно - нравственное направление) составлена на

основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом методических рекомендаций

по организации внеурочной деятельности (И.А.Кузьмин, А.В.Камкин. Программа внеурочной деятельности для начальной

школы.//Истоковедение. – 2-е изд., доп. –М.: Издательский дом Истоки, 2010. – Т. 1. – с. 51-67.), в соответствии с образовательной

программой .

Изучение программы внеурочной деятельности творческого сообщества «Истоки», согласно требованиям федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение цели:

- освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;

- развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;

-

развитие

целостного

восприятия

мира

внешнего

(социокультурная

среда

развития)

и

мира

внутреннего

(духовно-нравственного),

способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

– раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на

окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;

– развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства

окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо

отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их;

- дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;

- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках

духовности, нравственности человека;

- продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что

это родство создает возможности самореализации.

В ходе преподавания курса решаются следующие задачи:

- осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;

- развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;

- воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, род ным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного

признания другого мира (веры, культуры, нации);

- социокультурное развитие группы;

- выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: Кто я, Кто мы? (Формирование целостной

идентичной личности);

- развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.

Одними из важнейших задач являются присоединение ребенка к школе, работа с родителями, объединение усилий семьи и школы в

вопросах воспитания. Истоки решают и другие образовательные задачи: развитие речи и языкового сознания, общения, обучение грамоте.

Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и

свойств личности, в целом ресурсов человека. Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия,

мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным. Предлагаемая программа является

результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской

Академии

естественных

наук,

и

профессора

Вологодского

государственного

педагогического

Университета

А.

В.

Камкина,

доктора

исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

Учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской

цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок,

а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные

автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей

степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.

Базовое содержание курса «Истоки - 1» объединено в четыре тематических блока – «Мир. Слово. Образ. Книга».

Базовое содержание курса «Истоки - 2» объединено в четыре тематических блока – «Родной очаг. Родные просторы. Труд земной.

Труд души». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к

истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений

ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения,

рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений

ребенка за окружающим миром.

Базовое содержание курса «Истоки - 3» объединено в четыре тематических блока – базовое содержание курса «Истоки возрождения»

в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать

Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем

внутреннем мире и первом духовном опыте. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира

человека, на его духовные и душевные начала.

Базовое содержание курса «Истоки - 4» распределено по трем основным разделам: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, ТРАДИЦИИ СЛОВА,

ТРАДИЦИИ ДУШИ. Это создает благоприятную среду для обогащения внутреннего мира ребенка, а также для развития, обобщения и

дальнейшей, более глубокой ориентации в эмоционально-эстетических, нравственных и духовных истоках.

Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана в 1 классе на 33 часа в год (1 час в неделю), во 2 - 4 классе – 34 часа в год

(1 час в неделю).

Рабочая программа по внеурочной деятельности ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1 класс

1. Давыдова Е.Ю., К.А. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.:

Издательский дом «Истоки», 2015. – 96 с.

2. Давыдова Е.Ю. Азбука истоков: 1 класс: прописи для учащихся общеобразовательных организаций. Часть 1. – М.: Издательский дом

«Истоки», 2016. –36 с.

3. Давыдова Е.Ю. Азбука истоков: 1 класс: прописи для учащихся общеобразовательных организаций. Часть 2. – М.: Издательский дом

«Истоки», 2016. – 36 с.

4. Давыдова Е.Ю. Азбука истоков: 1 класс: тетрадь по чтению для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Издательский дом

«Истоки», 2015. – 40 с.

5. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. Первое слово: книга 1для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Издательский дом «Истоки»,

2015. –36 с.

6. Дудкина М.Ю., Кузьмин И.А.Добрый плод: книга 2 для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Издательский дом «Истоки»,

2015. –36 с.

7. Дудкина М.Ю., Кузьмин И.А. Слово «жить»: книга 3для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Издательский дом «Истоки»,

2015. –32 с.

8. Бойцова И.Ю., Кузьмин И.А. Солнце земли русской: книга 4для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Издательский дом

«Истоки», 2015. – 28 с.

9. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. Истоки Великой Победы: книга 5 для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Издательский дом

«Истоки», 2015. – 28 с.

2 класс

1. Камкин А.В. Истоки.Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:

Издательский дом «Истоки», 2016. –112 с.

2. Бандяк О.А., Котельникова Н.В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть I. Издание 5-е. Под

общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2016. – 36 с.

3. Бандяк О.А., Котельникова Н.В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть II. Издание 5-е.

Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2016. – 36 с.

4. Бандяк О.А., Кузьмин И.А. Мой род. Книга 1 для развития учащихся 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей

редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

5. Бандяк О.А., Кузьмин И.А. Родной очаг. Книга 2 для развития учащихся 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей

редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

6. Бандяк О.А., Кузьмин И.А. Путь - дорога. Книга 3 для развития учащихся 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей

редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

7. Бандяк О.А., Кузьмин И.А. Труд души. Книга 4 для развития учащихся 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей

редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

8. Бандяк О.А., Кузьмин И.А. Истоки Великой Победы. Книга 5 для развития учащихся 2 класса общеобразовательных учебных заведений.

Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 28 с.

3 класс

1. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 3-е, исправленное. – М.:

Издательский дом «Истоки», 2017. –128 с.

2. Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть I. Издание 5

-е. Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2016. – 28 с.

3. Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть II. Издание

5 -е. Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2016. – 32 с.

4. Бандяк О.А., Кузьмин И.А. Береги честь смолоду. Книга 1 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Под

общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

5. Бандяк О.А., Дудкина М.Ю., Кузьмин И.А. Добрая Надежда. Книга 2 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных

заведений. Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

6. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. Милосердие идет от любви. Книга 3 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных

заведений. Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

7. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. Покаяние учит любви. Книга 4 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных заведений.

Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 44 с.

8. Кузьмин И.А., Кузьмин А.И., Холмогорова В.Е. Истоки Великой Победы. Книга 5 для развития учащихся 5 класса общеобразовательных

учебных заведений. Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 28 с.

4 класс

1.

Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 4класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е, исправленное. – М.:

Издательский дом «Истоки», 2017. – 144 с.

2.

Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть I. Издание 5 -е.

Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2016. – 28 с.

3.

Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть II. Издание 5 -е.

Под общей редакцией И.А Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2016. – 28 с.

Виды контроля; текущий, итоговый..

Форма проведения промежуточной аттестации: творческая работа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты освоения программы по каждому тематическому разделу

1 класс

Мир.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о своей семье

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отве-

чать на вопросы, формулировать вопрос.

2. Слово.

Универсальные учебные действия

Осознавать смысл текста при его прослушивании. Понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух

тексте. Определять основную мысль текста. Различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных

особенностей данных жанров.

3. Образ.

Универсальные учебные действия

«Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

4.Книга

Универсальные учебные действия

Строить устное речевое высказывание. Составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок, на сюжетную

картинку. Составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы.

Участвовать в учебном диалоге. Осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам

вопросы. Включаться в совместную работу. Высказывать собственное мнение и обосновывать его.

2 класс

1. Родной очаг

Универсальные учебные действия

Присоединение учащихся и семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.

Формирование эмоционально-образного восприятия ближней и дальней среды.

Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

Развитие чувства ответственности за преемственность социокультурного опыта.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Активное взаимодействие учащихся, родителей, учителя.

2. Родные просторы

Универсальные учебные действия

Осмысление важности преемственности положительного опыта, преемственности традиций.

Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

Развитие чувства ответственности за преемственность социокультурного опыта.

Активное взаимодействие учащихся, родителей, учителя.

3. Труд земной

Универсальные учебные действия

Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение

творческой самореализации.

Осмысление важности преемственности положительного опыта, преемственности традиций.

Развитие чувства ответственности за преемственность социокультурного опыта.

Активное взаимодействие учащихся, родителей, учителя.

4. Труд души

Универсальные учебные действия

Формирование личностного отношения к окружающему миру и духовное становление ребенка.

Осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.

Формирование и закрепление знаний об основных нравственных понятиях курса.

Включаться в совместную работу. Высказывать собственное мнение и обосновывать его.

Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3 класс

1. Вера

Универсальные учебные действия

Формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка.

Приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Осваивают базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального

компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической,

социально-правовой, экологической, культуры здоровья.

Умение вести продуктивный диалог и сотрудничать. Расширение кругозора и словарного запаса.

Развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).

Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

Активное взаимодействие учащихся, родителей, учителя.

2. Любовь

Универсальные учебные действия

Формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка.

Развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).

Приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Осваивают базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального

компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической,

социально-правовой, экологической, культуры здоровья.

Умение вести продуктивный диалог и сотрудничать. Расширение кругозора и словарного запаса.

Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Любовь

Универсальные учебные действия

Формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка.

Осваивают базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального

компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической,

социально-правовой, экологической, культуры здоровья.

Приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).

Умение вести продуктивный диалог и сотрудничать. Расширение кругозора и словарного запаса.

Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

4. София

Универсальные учебные действия

Формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка.

Приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Осваивают базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального

компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической,

социально-правовой, экологической, культуры здоровья.

Умение вести продуктивный диалог и сотрудничать. Расширение кругозора и словарного запаса.

Развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).

Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

4 класс

1. Традиции образа.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения,

корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнения задания различные

средства: справочную литературу. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения

данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,

электронных дисков. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии,

справочники, электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать различные факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе

сообщений. Составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,

поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения,

соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных

позиций.. Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предвидеть последствия коллективных решен

ий.

2. Традиции слова.

Универсальные учебные действия

Формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка.

Развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).

Приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Осваивают базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального

компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической,

социально-правовой, экологической, культуры здоровья.

Умение вести продуктивный диалог и сотрудничать. Расширение кругозора и словарного запаса.

Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Традиции души.

Универсальные учебные действия

Формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка.

Осваивают базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального

компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической,

социально-правовой, экологической, культуры здоровья.

Приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).

Умение вести продуктивный диалог и сотрудничать. Расширение кругозора и словарного запаса.

Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

1класс

Разделы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Мир.

Устанавливать

соответствие

прочитанных

слов

с

картинками,

на

которых

изображены

соответствующие предметы

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде.

Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде.

Раздел 2. Слово.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Раздел 3. Образ.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со

знаками препинания.

Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Раздел 4.Книга.

Воспринимать на слух литературные произведения.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

Различать стихотворения, рассказы, сказки.

2 класс

Разделы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Родной очаг.

Устанавливать

соответствие

прочитанных

слов

с

картинками,

на

которых

изображены

соответствующие предметы

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Понимать важнейшие ценности человека в ближайшей окружающей среде (забота,

любовь, согласие, ответственность каждого за престиж семьи, рода, деревни, города).

Раздел 2. Родные просторы.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Понимать важнейшие ценности человека в ближайшей окружающей среде (забота, любовь,

согласие, ответственность каждого за престиж семьи, рода, деревни, города)

Раздел 3. Труд земной.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со

знаками препинания.

Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Осмысливать различные виды человеческой деятельности, которые содержат аналоги

вечных, непреходящих ценностей (трудолюбие, добросовестность и т.д.)

Раздел 4. Труд души.

Воспринимать на слух литературные произведения.

Различать стихотворения, рассказы, сказки.

Осмысливать истоки интеллектуальной, нравственной и духовной жизни человека и

общества.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

3 класс

Разделы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Вера.

Устанавливать

соответствие

прочитанных

слов

с

картинками,

на

которых

изображены

соответствующие предметы

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Понимать важнейшие ценности человека в ближайшей окружающей среде (забота,

любовь, согласие, ответственность каждого за престиж семьи, рода, деревни, города).

Раздел 2. Надежда.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Понимать важнейшие ценности человека в ближайшей окружающей среде (забота, любовь,

согласие, ответственность каждого за престиж семьи, рода, деревни, города)

Раздел 3. Любовь.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со

знаками препинания.

Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Осмысливать различные виды человеческой деятельности, которые содержат аналоги

вечных, непреходящих ценностей (трудолюбие, добросовестность и т.д.)

Раздел 4. София.

Воспринимать на слух литературные произведения.

Различать стихотворения, рассказы, сказки.

Осмысливать истоки интеллектуальной, нравственной и духовной жизни человека и

общества.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

4 класс

Разделы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Традиции образа.

Устанавливать

соответствие

прочитанных

слов

с

картинками,

на

которых

изображены

соответствующие предметы

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Понимать важнейшие ценности человека в ближайшей окружающей среде (забота,

любовь, согласие, ответственность каждого за престиж семьи, рода, деревни, города).

Раздел 2. Традиции слова.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Понимать важнейшие ценности человека в ближайшей окружающей среде (забота, любовь,

согласие, ответственность каждого за престиж семьи, рода, деревни, города)

Раздел 3. Традиции души.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со

знаками препинания.

Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Осмысливать различные виды человеческой деятельности, которые содержат аналоги

вечных, непреходящих ценностей (трудолюбие, добросовестность и т.д.)

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Проект: создание книги.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1-й класс

Программа внеурочной деятельности«ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки.

Базовое содержание программы «ИСТОКИобъединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга.

Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.

«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:

1.Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).

2.Вторая

книга

развивает

духовно-нравственные

ценности

ребенка

в

контексте

программы

«Истоки»

для

первого

года

обучения

(содержательная часть).

3.Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.

В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным

мотивирующим фактором в развитии ребенка.В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга

друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец,

Илья

Муромец)

и

добродетелей

человека

(добро,

честь,

любовь,

милосердие,

благодарность).Тема «Мир»

помогает

преподавателю

осуществить

социокультурное

присоединение

от

дошкольного

образования

к

начальной

школе.Развитие

ценностного

смысла Слова

раскрывает пять талантов Золотого сердечка:Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.Золотое

сердечко живет добрым, честным, святым словом.Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».С

первого

класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы

защитников

Отечества

(святого

Георгия

Победоносца,

Русских

богатырей,

святого

князя

Владимира,

святого

Александра

Невского,

Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина,

Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.

Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.

Азбука истоков

«Золотое сердечко»

Характеристика содержания по разделам

1 класс

32 часа

Мир (8 часов)

Солнышко, мама и папа.Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское

благословение. Благодарность.

Мир и лад. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую

книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

Истоки и Школа.Истоки глазами детей. Рождественский дар.

Истоки и радуга.Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –

образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.

Сказки Пушкина.В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие

побеждают гордыню и зависть.

Родной край.Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

Щит и герб.Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

Илья Муромец.Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (9 часов)

Слово.Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю

любовь.Слово проверяется делом.

Весна и слово.Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

Золотое сердечко.Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

Серебряное копытце.Добро. Доброе слово. Доброе дело.

Добрыня Никитич.Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

Слово о родителях.Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Алеша Попович.Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

Чаша жизни.Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Образ (8 часов)

Родник.Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

Образ родины.Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

Защитник Отечества.Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

Образ праздника.День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Книга (8 часов)

Книга.Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.

Книга книг.Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в

семью – библиотеку.

Живое слово книги.Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.

Первая книга. Мир книги.Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Базовый социокультурный лад

Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная

земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди.

Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и

Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое

слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род.

Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли

русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово

книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.

2 класс

34 часа

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй

молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые

занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что

уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь

созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (9 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы.

Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево

жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая,

мертвая и святая.

МОРЕ – ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы.

Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное

возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и

дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ – РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА – ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело

учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ – УМЕЛЬЦЫ. Кузнеца. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля

соединяет страны и людей.

Труд души (8 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово – молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня

задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело.

Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота.

Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Веч ность. Трудолюбие. Добросовестность.

Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

3 класс

34 часа

Введение. 1 (ч)

ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность,

преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух).Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост),

движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.

Тема «Вера» (9 ч)

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему

говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать

(вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность.

Справедливость. Правосудие. Право. Правила.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и

поклон добродетели.

Тема «Надежда» (8 ч)

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная

надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и

согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает

умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Непослушание (нарушение норм и правил).

Тема «Любовь» (8 ч)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд

души и тела.

ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и

нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет

век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

Тема «София» (8 ч)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и

вразумление. Учение - труд.

ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в

образе, путеводный образ. Истина и правда.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы.

Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.

ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир -

мечта людей. Лада, ладушки.

МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как

научиться сотрудничать.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о

внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка,

Ответственность.

ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность,

преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух).

Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.

4 класс

34 часа

Введение (1 час)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

Традиции образа (8 часов)

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.

Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная.

Род, родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры –

живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник

истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного

пути), «Знамение» (как образ молитвы).

Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд,

светлый ум, просвещенное сердце – образы просветителей.

Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (8 часов)

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное

наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные

иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения.

Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные

слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство.

Традиции дела (8 часов)

ТРУД. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия:

знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал,

безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки.

Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и

покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина,

исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства – научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве,

совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды.

Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант – особый дар человека. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь?

Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и

Отечества.

Традиции праздника (8 часов)

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье.

Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи

семейных праздников. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется

– там легче живется.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День

Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник

праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца,

славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и

внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Заключительный урок (1 час)

Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

Воспитывающий и развивающий потенциал

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки» способствует формированию нравственных ценностей. Все темы начальной

школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за

развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.

Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.

В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо. Согласно программе активного воспитания дети создают свою Первую

книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.

Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя

жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.

Межпредметные связи

Межпредметные связи внеурочной деятельности «Истоки»:

- с уроками литературного чтения (уроки слушания): уметь слушать, давать характеристику героям и поступкам;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение

иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

- с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, создание аппликаций и сюжетных картинок;

Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам изучения

Содержание программы внеурочной деятельности «Истоки»: является одним из базисных программ на основе системного подхода.

Программа предназначена для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Преемственность создает необходимые условия для

внутренней целостности и завершенности программы внеурочной деятельности «Истоки»:в рамках начальной школы.

В

1-м

классе

дети

приходят

к

пониманию

значения Истоков. Система

духовно-нравственных

ценностей

формируется

на

основе

системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития)

и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век

базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название

раздела

Кол-

во

часов

Планируемые образовательные результаты

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

1 класс

1

1

Мир.

8

Ученик научится:

- понимать и воспринимать «Мир», который

начинается с внешнего восприятия семьи, школы,

круга друзей, родного края, к внутреннему

восприятию святынь России и добродетелей

человека (добро, честь, любовь, милосердие);

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать и чувствовать себя в социуме;

2

2

Слово.

9

Ученик научится:

- слышать и понимать слово;

- понимать красоту и содержательность главных

слов в жизни человека;

Ученик получит возможность научиться:

- ценить сказанное Слово, или оно станет «медью

звонящей»;

- раскрывать ценностный смысл Слова;

3

3

Образ.

8

Ученик научится:

- различать Образ и безобразное;

Ученик получит возможность научиться:

- видеть в людях, в поступках, хорошее и плохое,

нравственное и безнравственное;

- делать свой выбор в поведении и отношении с

окружающими людьми;

4

Книга.

8

Ученик научится:

- осваивать социокультурные категории Мир,

Слово, Образ, Книга;

- создавать свою первую Книгу.

Ученик получит возможность научиться:

- целостному восприятию мира внешнего

(социокультурная среда развития) и мира внутреннего

(духовно-нравственного), способности слышать Слово,

видеть Образ и создавать Книгу.

2 класс

1

1

Родной

очаг

9

Ученик научится:

- понимать и воспринимать «Мир», который

начинается с внешнего восприятия семьи, школы,

круга друзей, родного края, к внутреннему

восприятию святынь России и добродетелей

человека (добро, честь, любовь, милосердие);

- осознавать и понимать смысл духовно-

нравственных категорий курса;

- выражать свои впечатления от услышанной или

прочитанной информации.

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и

мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения,

управления собственной деятельностью и

деятельностью группы.

2

2

Родные

просторы

9

Ученик научится:

- понимать и воспринимать «Мир», который

начинается с внешнего восприятия семьи, школы,

круга друзей, родного края, к внутреннему

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и мировоззрении.

восприятию святынь России и добродетелей

человека (добро, честь, любовь, милосердие);

- формировать первый опыт мировосприятия и

мироощущения через присоединение к духовно-

нравственным ценностям.

3

3

Труд

земной

8

Ученик научится:

- различать народные приметы земледельцев;

- формировать первый опыт мировосприятия и

мироощущения через присоединение к духовно-

нравственным ценностям;

- анализировать задания, планировать процесс

работы, осуществлять поэтапный контроль за

ходом работы.

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и

мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения,

управления собственной деятельностью и

деятельностью группы.

4

Труд

души

8

Ученик научится:

- употреблять в речи слова умные, добрые, меткие,

задушевные; видеть в сказках житейскую

мудрость; видеть храм внутри человека;

- осознавать и понимать смысл духовно-

нравственных категорий курса;

- формировать первый опыт мировосприятия и

мироощущения через присоединение к духовно-

нравственным ценностям.

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и

мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения,

управления собственной деятельностью и

деятельностью группы.

3 класс

1

Введение

1

Ученик научится:

- понимать базовые социокультурные ценности в

соответствии с содержательными линиями

национально-регионального компонента

Государственного образовательного стандарта:

культурно-исторической, информационно-

методологической, социально-правовой,

экологической, культуры здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и

мировоззрении;

2

Вера

9

Ученик научится:

- понимать базовые социокультурные ценности в

соответствии с культурно-исторической,

информационно-методологической, социально-

правовой, экологической, культуры здоровья:

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и

мировоззрении;

Вера. Верность. Правда. Честь.

- понимать исходя из контекста смысл их

употребления и корректно использовать в своей

речи;

- опираться на них в своей деятельности и

общении.

- приобретать социокультурный опыт общения,

управления собственной деятельностью и

деятельностью группы.

3

Надежда

8

Ученик научится:

- понимать следующие базовые социокультурные

ценности социально-правовой, экологической,

культуры здоровья:

Надежда. Согласие. Терпение. Послушание.

Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да

разум. Истина. Единство Веры, Надежды и Любви;

- исходя из контекста понимать смысл их

употребления и корректно использовать в своей

речи.

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и

мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения,

управления собственной деятельностью и

деятельностью группы.

4

Любовь

8

Ученик научится:

- понимать следующие базовые социокультурные

ценности культурно-исторической,

информационно-методологической, социально-

правовой, экологической, культуры здоровья:

Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да

разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры,

Надежды и Любви;

- понимать исходя из контекста смысл их

употребления и корректно использовать в своей

речи;

- опираться на них в своей деятельности и

общении.

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и

мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения,

управления собственной деятельностью и

деятельностью группы.

5

София

8

Ученик научится:

- понимать следующие базовые социокультурные

ценности в соответствии с социально-правовой,

экологической, культуры здоровья:

Лад. Духовное здоровье. Воля.

Дисциплинированность. Активный отдых.

Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.

Ученик получит возможность научиться:

- ценить духовно-нравственные категории, относиться

к ним с уважением, осознавать их значение в

формировании собственной культуры и

мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения,

управления собственной деятельностью и

- понимать исходя из контекста смысл их

употребления и корректно использовать в своей

речи;

- опираться на них в своей деятельности и

общении.

деятельностью группы.

4 класс

1

Введение.

1

Ученик научится:

- понимать систему базовых социокультурных

ценностей в соответствии с содержательными

линиями национально-регионального компонента

Государственного образовательного стандарта:

культурно-исторической, информационно

методологической, социально-правовой,

экологической, культуры здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

- истолковывать смысл слов и сознательно употреблять

в своей речи, общении, оценках;

-

опираться

на

них

в

организации

и

оценке

своей

деятельности и общения;

-

применять

их в поисковой и простейших формах

исследовательской

работы

по

изучению

традиций

родного края.

2

Традиции

образа.

8

Ученик научится:

- понимать систему базовых социокультурных

ценностей в соответствии с содержательными

линиями национально-регионального компонента

Государственного образовательного стандарта:

культурно-исторической, информационно

методологической, социально-правовой,

экологической, культуры здоровья:

Традиции образа. Традиции дела и служения.

Традиции слова. Подвиг души.

Ученик получит возможность научиться:

- истолковывать смысл слов и сознательно употреблять

в своей речи, общении, оценках;

-

опираться

на

них

в

организации

и

оценке

своей

деятельности и общения;

-

применять

их в поисковой и простейших формах

исследовательской

работы

по

изучению

традиций

родного края.

3

Традиции

Слова.

8

Ученик научится:

- понимать систему базовых социокультурных

ценностей в соответствии с содержательными

линиями национально-регионального компонента

Государственного образовательного стандарта:

культурно-исторической, информационно

методологической, социально-правовой,

экологической, культуры здоровья:

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец

родной, духовный, названный. Мать. Родная мать,

мать - хранительница очага.

Ученик получит возможность научиться:

- истолковывать смысл слов и сознательно употреблять

в своей речи, общении, оценках;

-

опираться

на

них

в

организации

и

оценке

своей

деятельности и общения;

-

применять

их в поисковой и простейших формах

исследовательской

работы

по

изучению

традиций

родного края.

4

Традиции

8

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

дела.

- понимать систему базовых социокультурных

ценностей в соответствии с содержательными

линиями национально-регионального компонента

Государственного образовательного стандарта:

культурно-исторической, информационно

методологической, социально-правовой,

экологической, культуры здоровья:

Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир -

согласие. Отечество. Щит и меч.

- истолковывать смысл слов и сознательно употреблять

в своей речи, общении, оценках;

-

опираться

на

них

в

организации

и

оценке

своей

деятельности и общения;

-

применять

их в поисковой и простейших формах

исследовательской

работы

по

изучению

традиций

родного края.

5

Традиции

праздника

8

Ученик научится:

- понимать систему базовых социокультурных

ценностей в соответствии с содержательными

линиями национально-регионального компонента

Государственного образовательного стандарта:

культурно-исторической, информационно

методологической, социально-правовой,

экологической, культуры здоровья:

Сообщества: община, артель, сотни, гильдии,

цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт.

Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет

укор и укоризна. Праведники и мудрецы.

Ученик получит возможность научиться:

- истолковывать смысл слов и сознательно употреблять

в своей речи, общении, оценках;

-

опираться

на

них

в

организации

и

оценке

своей

деятельности и общения;

-

применять

их в поисковой и простейших формах

исследовательской

работы

по

изучению

традиций

родного края.

6

Заключите

льный

урок.

1

Ученик научится:

- понимать систему базовых социокультурных

ценностей в соответствии с содержательными

линиями национально-регионального компонента

Государственного образовательного стандарта:

культурно-исторической, информационно

методологической, социально-правовой,

экологической, культуры здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

- истолковывать смысл слов и сознательно употреблять

в своей речи, общении, оценках;

-

опираться

на

них

в

организации

и

оценке

своей

деятельности и общения;

-

применять

их в поисковой и простейших формах

исследовательской

работы

по

изучению

традиций

родного края.



В раздел образования