Напоминание

"Система подготовки выпускников к выполнению заданий типа "С"


Автор: Баркина Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Сольцы Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Система подготовки выпускников к выполнению заданий типа "С"
Раздел: полное образование





Назад




Единый государственный экзамен прочно вошёл в нашу жизнь . Очень

трудным и в то же время очень полезным среди тестовых заданий является

задание типа «С»- сочинение на ЕГЭ. Современный школьник в реальной

жизни сталкивается с различными стилевыми разновидностями текстов,

особенно в средствах массовой информации. Задача учителя – научить

выпускника воспринимать, понимать, интерпретировать, рецензировать,

проводить параллели, делать выводы. И это большая работа ума и сердца.

Когда это удается, дети учитель счастливы, и как результат – успешная сдача

экзамена.

Любят ли ученики писать сочинения? Умеют ли работать над ним в

классе и дома? К сожалению, нельзя утвердительно ответить на эти вопросы.

Научиться писать сочинение – трудно, но можно.

Подготовку к части «С» необходимо вести поэтапно. Начинать

подготовку нужно уже со среднего звена. В 5-9 классах учим детей

определять стили речи, их основную функцию, какую информацию получили

из этого текста, определить основную мысль и тему, и самое сложное –

увидеть поставленные автором проблемы.

В старших классах отрабатываем навыки написания сочинения-

рассуждения. На современно этапе выпущено достаточно большое

количество справочных материалов в помощь ученику, но если нет практики-

то и результат бывает разным.

Из практики своей работы могу сказать, сто самым сложным оказалось

– определение проблемы. А вед верная формулировка проблемы является

залогом получения высокого балла за сочинение. Существуют разные типы

проблем: философские, эстетические, экологические, нравственные,

политические и др.

Обратимся к блоку «Человек и война». Тема войны и мира,

всепрощения и ненависти актуальна во все времена. Война жестока,

противоестественна по своей природе. Обсуждение острой проблемы

происходит как на уроках русского языка, так и литературы. Для анализа

берём тексты разных авторов: Л.Н. толстой «Война и мир», Б.Л. Васильев «В

списках не значился», повесть «А зори здесь тихие», В.В. Быков «Обелиск»,

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин», В. Гроссман «Жизнь и судьба»

После прочтения выделяем проблемы:

1.Мир и армия: люди Земли стремятся жить в мире, в то же время в

большинстве стран существует армия, военная служба.

2. Нравственная оценка войны: человек живёт прошлым и будущим,

хочется верить, что человечество всё-таки одумается и начнёт жить в

мире и согласии.

3. Проблема героизма: герои- русские воины-освободители, простые

труженики тыла, дети, т.е. все те, кто боролся с фашизмом.

Проблема выбора между желанием отомстить врагу и отказом от

мести: есть люди, у которых больше добра, чем злобы, вспомним

Восточного мудреца Ошо. Одним из его достоинств было то, что он не

только говорил, но и делал многое ради того, чтобы мир был лучше.

4. Проблема памяти: прошло много лет после окончания войны, но

память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все

долгие годы войны.

5. Проблема восприятия литературы, музыки, её роли и назначения в

годы войны: свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт,

они не только создавали стиха, песни, которые поднимали боевой дух

солдат, но и с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания

, опасности.

6. Проблема любви к Отечеству: вспомним слова А.С. Пушкина

«Клянусь вам честью, что я ни за что на свете не согласился бы не

переменить родину, не иметь другую историю, чем история наших

предков, какую нам послал Бог».

7. Русский национальный характер: «И убьют- ничего. И поранят-

ничего. Русскому всё ничего» П. Нилин.

Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, ученик

определяет всю дальнейшую работу над сочинением: правильно включить

информацию исходного текста, избегая пересказа, продумать логические

переходы от одной мысли к другой.

Надо помнить, что проблема- это общественно значимый вопрос,

который автор поднимает в тексте и на который ищет ответ. Проблему можно

сформулировать своими словами, цитатой из текста, использовать ключевое

слово и круг ассоциаций к нему, несколько назывных предложений,

создающих картину по тональности исходному тексту, в виде вопроса.

Написание рецензии – творческая работа, выполняя которую ученик

становится создателем собственного текста, что обеспечит успешное

выполнение задания типа «С» по русскому языку. Удачи!!!



В раздел образования