Автор: Баркина Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Сольцы Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Система подготовки выпускников к выполнению заданий типа "С"
Раздел: полное образование
Единый государственный экзамен прочно вошёл в нашу жизнь . Очень
трудным и в то же время очень полезным среди тестовых заданий является
задание типа «С»- сочинение на ЕГЭ. Современный школьник в реальной
жизни сталкивается с различными стилевыми разновидностями текстов,
особенно в средствах массовой информации. Задача учителя – научить
выпускника воспринимать, понимать, интерпретировать, рецензировать,
проводить параллели, делать выводы. И это большая работа ума и сердца.
Когда это удается, дети учитель счастливы, и как результат – успешная сдача
экзамена.
Любят ли ученики писать сочинения? Умеют ли работать над ним в
классе и дома? К сожалению, нельзя утвердительно ответить на эти вопросы.
Научиться писать сочинение – трудно, но можно.
Подготовку к части «С» необходимо вести поэтапно. Начинать
подготовку нужно уже со среднего звена. В 5-9 классах учим детей
определять стили речи, их основную функцию, какую информацию получили
из этого текста, определить основную мысль и тему, и самое сложное –
увидеть поставленные автором проблемы.
В старших классах отрабатываем навыки написания сочинения-
рассуждения. На современно этапе выпущено достаточно большое
количество справочных материалов в помощь ученику, но если нет практики-
то и результат бывает разным.
Из практики своей работы могу сказать, сто самым сложным оказалось
– определение проблемы. А вед верная формулировка проблемы является
залогом получения высокого балла за сочинение. Существуют разные типы
проблем: философские, эстетические, экологические, нравственные,
политические и др.
Обратимся к блоку «Человек и война». Тема войны и мира,
всепрощения и ненависти актуальна во все времена. Война жестока,
противоестественна по своей природе. Обсуждение острой проблемы
происходит как на уроках русского языка, так и литературы. Для анализа
берём тексты разных авторов: Л.Н. толстой «Война и мир», Б.Л. Васильев «В
списках не значился», повесть «А зори здесь тихие», В.В. Быков «Обелиск»,
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин», В. Гроссман «Жизнь и судьба»
После прочтения выделяем проблемы:
1.Мир и армия: люди Земли стремятся жить в мире, в то же время в
большинстве стран существует армия, военная служба.
2. Нравственная оценка войны: человек живёт прошлым и будущим,
хочется верить, что человечество всё-таки одумается и начнёт жить в
мире и согласии.
3. Проблема героизма: герои- русские воины-освободители, простые
труженики тыла, дети, т.е. все те, кто боролся с фашизмом.
Проблема выбора между желанием отомстить врагу и отказом от
мести: есть люди, у которых больше добра, чем злобы, вспомним
Восточного мудреца Ошо. Одним из его достоинств было то, что он не
только говорил, но и делал многое ради того, чтобы мир был лучше.
4. Проблема памяти: прошло много лет после окончания войны, но
память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все
долгие годы войны.
5. Проблема восприятия литературы, музыки, её роли и назначения в
годы войны: свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт,
они не только создавали стиха, песни, которые поднимали боевой дух
солдат, но и с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания
, опасности.
6. Проблема любви к Отечеству: вспомним слова А.С. Пушкина
«Клянусь вам честью, что я ни за что на свете не согласился бы не
переменить родину, не иметь другую историю, чем история наших
предков, какую нам послал Бог».
7. Русский национальный характер: «И убьют- ничего. И поранят-
ничего. Русскому всё ничего» П. Нилин.
Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, ученик
определяет всю дальнейшую работу над сочинением: правильно включить
информацию исходного текста, избегая пересказа, продумать логические
переходы от одной мысли к другой.
Надо помнить, что проблема- это общественно значимый вопрос,
который автор поднимает в тексте и на который ищет ответ. Проблему можно
сформулировать своими словами, цитатой из текста, использовать ключевое
слово и круг ассоциаций к нему, несколько назывных предложений,
создающих картину по тональности исходному тексту, в виде вопроса.
Написание рецензии – творческая работа, выполняя которую ученик
становится создателем собственного текста, что обеспечит успешное
выполнение задания типа «С» по русскому языку. Удачи!!!