Автор: Вакилова Вера Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОАУ "Вятский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: город Вятские Поляны, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Решаем текстовые задачи с удовольствием!"
Раздел: полное образование
Решаем текстовые задачи с удовольствием!
Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно
сказывается на темпе роста научно-технического прогресса. Чтобы поступить в
технические ВУЗы, учащиеся должны успешно сдать экзамены. Математика является
одним из обязательных предметов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Текстовые задачи включены в
варианты экзаменов, но рассматриваются они в основной школе недостаточно глубоко.
Со временем приобретѐнные знания и навыки при решении сюжетных задач теряются.
Исходя из этого, при подготовке к экзаменам необходимо рассмотреть классификацию
этих задач, систематизировать их и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.
Текстовые задачи можно условно классифицировать по типам:
I) Задачи на движение
1. Движение по прямолинейной трассе.
Основная формула s=vt, где s-путь, v-скорость, t-время. При решении задач на движение
при необходимости можно нарисовать схему, обязательно заполнить таблицу. При
заполнении таблицы пользуются правилом: одну из колонок таблицы заполняют
числовыми данными, в другой колонке появляются переменные, а третью колонку
заполняют, используя формулу. Особое внимание следует обратить на единицы
измерения. После того, как получен ответ, необходимо проверить его соответствие
условию задачи.
Пример: Из пункта А в пункт В одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал
с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью
54 км/ч, а вторую половину пути- со скоростью на 7,5 км/ч большей скорости первого, в
результате чего прибыл в пункт В одновременно с первым автомобилем. Найдите
скорость первого автомобиля. Ответ дайте в км/ч.
s
v(км/ч)
t(ч)
I автомобиль
1
х
II автомобиль
1/2
54
1/2
х+7,5
Весь путь можно принять за 1. Учитывая, что автомобили выехали и прибыли
одновременно составляем уравнение:
=
+
Решая уравнение, получаем, что
=60,
= - 9. За х км/ч принимали скорость первого
автомобиля, поэтому -9 не удовлетворяет условию задачи. В ответ нужно записать
скорость первого автомобиля.
Ответ: 60 км/ч.
2. Движение по круговой трассе.
Пример: Два гонщика участвуют в гонках. Им предстоит проехать 55 кругов по кольцевой
трассе протяженностью 3 км. Оба гонщика стартовали одновременно, а на финиш первый
пришел раньше второго на 10 минут. Чему равнялась средняя скорость второго гонщика
(в км/ч), если известно, первый гонщик в первый раз обогнал второго на круг через 20
минут?
10 минут =
ч=
ч; 20 минут =
ч=
ч; длина всей трассы 55·3=165 км
s(км)
v(км/ч)
t(ч)
s(км)
v(км/ч)
t(ч)
I
165
х
х
х
II
165
у
у
у
Составим систему двух уравнений с двумя переменными. Учитывая, что по условию
задачи стартовали гонщики одновременно, а на финиш первый пришел раньше второго на
10 минут, то
на
часа, а, из того, что первый гонщик в первый раз обогнал
второго на круг через 20 минут, можно сделать вывод, что
на 3 км.
–
=
х -
= 3
Решая систему уравнений с двумя неизвестными, получаем пары чисел (-90; -99); (99;90).
За х км/ч и у км/ч принимали скорости первого и второго гонщика соответственно,
поэтому пара (-90;-99) не удовлетворяет условию задачи. В ответ нужно выписать
скорость второго гонщика.
Ответ: 90 км/ч.
3. Движение по реке (с учетом течения реки)
=
+
=
-
Пример: Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 221 км и после
стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения реки, если скорость
теплохода в неподвижной воде равна 15 км/ч, стоянка длится 7 часов, а в пункт
отправления теплоход возвращается через 37 часов после отплытия из него. Ответ дайте в
км/ч.
Пусть х км/ч- скорость течения реки.
s(км)
v(км/ч)
t(ч)
по течению реки
221
15+х
против течения реки
221
15-х
По условию задачи стоянка теплохода длится 7 часов, обратно теплоход возвращается
через 37 часов, следовательно:
+7=37
=30
Решая уравнение, получаем, что
= -2,
=2. За х км/ч принимали скорость течения реки,
поэтому -2 не удовлетворяет условию задачи. В ответ нужно выписать скорость течения
реки.
Ответ: 2 км/ч.
4. Относительность движения
В задачах такого типа рассматривается движение одного объекта относительно другого.
Движение поездов относительно друг друга, поезда относительно платформы или
тоннеля. Можно выделить движение навстречу и движение вдогонку.
Движение навстречу:
+
=
+
)t
Движение вдогонку:
+
=
-
)t, где
Пример: По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют
пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 80 км/ч и 50
км/ч. Длина товарного поезда 1100 метров. Найдите длину пассажирского поезда, если
время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 3 минуты 6 секунд. Ответ
дайте в метрах.
Пусть длина пассажирского поезда - х метров.
Целесообразно вычислить отдельно
-
=80-50=30 (км/ч)=
(м/c)=
(м/c)
t= 3 минуты 6 скунд=186 секунд
Подставим в формулу: 1100+х=
186
Решая уравнение, получаем х = 450 метров, что соответствует условию задачи.
Ответ: 450 метров.
5. Средняя скорость движения
=
, где s-весь путь, t- все время движения
s =
+ …; t =
+ …
Пример: Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, вторую треть - со
скоростью 90 км/ч, а последнюю – со скоростью 72 км/ч. Найдите среднюю скорость
автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Весь путь можно принять за 1.
: 90=
;
: 60=
;
: 72=
(ч)
t =
=
=
=
:
= 72 (км/ч)
Ответ: 72 км/ч.
II) Задачи на работу
1. Работа
Основная формула А=vt, где А-работа, v-производительность (скорость работы), t- время.
Пример: Партию из 168 деталей первый рабочий изготавливает на 2 часа быстрее, чем
второй. Сколько деталей в час изготавливает первый рабочий, если известно, что он за час
делает на 2 детали больше.
A (дет.)
v(дет/ч)
t(ч)
I
168
х+2
II
168
х
По условию задачи первый рабочий изготавливает детали на 2 часа быстрее, чем второй,
следовательно,
на 2 часа.
-
= 2, обе части уравнения можно разделить на 2
-
=1
Решая уравнение, получаем, что
=12,
= - 14. За х дет/ч принимали
производительность второго рабочего, поэтому -14 не удовлетворяет условию задачи. В
ответ нужно выписать производительность первого рабочего, поэтому 12+2=14 (дет/ч).
Ответ: 14 дет/ч
2. Совместная работа
=
+
+…
Пример: Обе трубы наполняют бассейн за 6 часов, а первая труба – за 10 часов. За сколько
часов наполнит бассейн вторая труба?
A
v(л/ч)
t(ч)
I
1
10
II
1
х
вместе
1
6
Объем бассейна можно принять за 1. Используя формулу скорости для совместной
работы, составляем уравнение.
Решая уравнение, получаем х=15 часов, что соответствует условию задачи. В ответ нужно
выписать время работы второй трубы.
Ответ: 15 часов
III) Задачи на проценты
1. Проценты
Пример: Три брата решили купить новый телевизор и положили в копилку некоторые
суммы денег. Если бы первый положил в копилку сумму в 1,5 раза больше, то сумма в
копилке увеличилась бы на 19%. Если бы третий брат уменьшил свой вклад в 5 раз, то
сумма в копилке сократилась бы на 20%. Сколько процентов от общего вклада составляет
сумма, вложенная вторым братом?
Пусть х %, у %, z % - суммы денег, внесенные соответственно первым, вторым и третьим
братьями. Составим три уравнения с тремя неизвестными.
х + у + z = 100
1,5х + у + z = 100+19
х + у +
= 100-20
Решая систему уравнений, получаем х=38%, у=37%, z=25%, что соответствует условию
задачи.
В
ответ
нужно
выписать
количество
процентов
от
общего
вклада,
которое
составляет сумма, вложенная вторым братом.
Ответ: 37%.
2. Сложные проценты
S=
, где
- первоначальная величина, S- значение величины после
-ого
увеличения или снижения на р%.
Пример: Цена телевизора в магазине ежегодно уменьшается на одно и то же число
процентов
от
предыдущей
цены.
Определите,
на
сколько
процентов
каждый
год
уменьшается цена телевизора, если он был выставлен на продажу за 103 680 рублей, а
через 2 года был продан за 58 320 рублей?
Подставляем в формулу данные условия задачи:
58 320=103 680
, где р - неизвестная величина (в %)
Решая уравнение, получаем
=25,
= 175. За р% принимали уменьшение процентов от
предыдущей
цены,
поэтому
175
не
удовлетворяет
условию
задачи.
В
ответ
нужно
выписать - на сколько % каждый год уменьшается цена телевизора.
Ответ: 25%.
3. Смеси. Сплавы. Растворы.
+
=
+
1% =
Чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на данную дробь.
Если добавляется чистое вещество, то по нему задачу решать нельзя, нужно перейти к
другому элементу.
Пример: Имеются два сплава. Первый содержит 15% меди, второй -20% меди. Из двух
сплавов получили третий сплав массой 300 кг,
содержащий 18% меди. На сколько
килограммов масса второго сплава была больше массы первого?
+
=
х кг (300-х) кг 300 кг
х+
=
· 300
Решая уравнение, получаем х=120 кг, что соответствует условию задачи. Чтобы ответить
на вопрос задачи нужно 300-120=180 (кг), 180-120=60 (кг).
Ответ: 60 кг
Пример: Вишня содержит 89% влаги, а высушенная вишня 12%. Сколько килограммов
вишни требуется для получения 15 килограммов высушенной?
-
=
х кг вода 15 кг
Так как при сушке уходит чистая вода, то по воде задачу решать нельзя. Нужно перейти к
другому элементу (волокну, наполняющему вишню).
100-89=11 (%), 100-12=88 (%)
11%
-
=
88%
х кг вода 15 кг
х =
·15
Решая уравнение, получаем х=120 кг, что соответствует условию задачи.
Ответ: 120 кг
IV) Задачи на арифметическую прогрессию
=
+ d (n-1)
=
n
Пример:
Бригада
каменщиков
выкладывает
забор
длиной
280
метров,
ежедневно
увеличивая норму кладки на одно и то же число метров. Известно, что за первый и
последний день в сумме бригада выложила 70 метров забора. Определите, за сколько дней
бригада каменщиков выложила весь забор.
То, что задача на арифметическую прогрессию, указывают слова о том, ежедневно норма
кладки увеличивается на одно и то же число метров.
=280,
+
=70.
Подставляем в формулу суммы арифметической прогрессии:
n=280, отсюда
n=8, что соответствует
условию задачи. В ответ нужно выписать
количество дней работы бригады каменщиков.
Ответ: 8 дней
Таким образом, систематизируя данный учебный материал, можно помочь учащимся
успешно подготовиться к экзаменам. Выстроенная вместе с выпускниками логическая
цепочка рассуждений, позволяющая составить математическую модель задачи, подводит
учащихся к решению текстовой и получению правильного ответа.
Список литературы:
1)
Математика.
Подготовка
к
ЕГЭ-2017.
Профильный
уровень.
40
тренировочных
вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие/ под редакцией Ф.Ф.
Лысенко. С.Ю. Кулабухова. – Ростов -на- Дону: Легион, 2016, - 384 с.
2)
Математика.
Подготовка
к
ЕГЭ-2019.
Профильный
уровень.
40
тренировочных
вариантов по демоверсии 2019 года: учебно-методическое пособие/ под редакцией Ф.Ф.
Лысенко. С.Ю. Кулабухова. – Ростов -на- Дону: Легион, 2018, - 432 с.