Автор: Наталья Николаевна Гончарова
Должность: учитель общественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: методическая разработка урока истории
Тема: "Курсом реформ:социально-экономические аспекты".
Раздел: полное образование
Урок истории в 11 классе.
КУРСОМ РЕФОРМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Основные понятия и термины: «шоковая терапия» в экономике, либерализация цен,
приватизация, приватизированные чеки, ваучеры, дефолт, эмиссия, «утечка капиталов»,
конвертируемость валюты, макроэкономическая стабилизация.
Основные даты и события:
1991 г. - провозглашение радикальной рыночной реформы.
Январь 1992 г. - либерализация цен.
Октябрь 1992 г. - начало чековой приватизации.
Август 1998 г. - острый банковско-финансовый кризис.
Ход урока:
Повторение изученной темы по вопросам (актуализация знаний):
- Какие явления в экономике СССР конца 1970-х - начала 1980-х гг. можно назвать кризисными?
- Объясните, почему экономические реформы периода перестройки не принесли ожидаемого
результата?
- Охарактеризуйте состояние экономики России после распада СССР.
Анализируя ответы, делают вывод: необходимо было решить три задачи:
- разрушить бюрократическую систему;
- разгосударствления собственности;
- создания свободного структурированного рынка.
Пути решения данных задач:
1) Разгосударствление основной части предприятий с последующим созданием условий для
рыночной конкуренции.
2) Немедленное введение свободных рыночных отношений с целью создания условий для
разгосударствления. Разработка (то есть проведение реформ) поручена Е. Т. Гайдару
Изучение новой темы.
1. Задание: познакомиться с текстом § 43 (с. 408- 413), документальным материалом.
Заполнить таблицу «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства».
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Принятые меры
методы
итоги
методы
итоги
Вопросы для обсуждения:
- результаты и реальность нового социально-экономического курса?
- Объясните, почему ожидания общества не оправдались в ходе экономической реформы Е. Т.
Гайдара?
- как проявлялось в ходе приватизации мировоззрение советского человека?
- В чем проявлялась неготовность общества к «шоковой терапии», несмотря на осознание
необходимости реформ?
- С какой целью предпринималась либерализация цен?
2. Попытки коррекции курса реформ.
Работа с текстом § 43 (с. 413418), составление таблицы ( индивидуально)
Попытки коррекции курса реформ.
Главы правительств
Период деятельности
Успехи
Провалы
Внутренней политики
В. С. Черномырдин
Декабрь 1992 г. - март 1998 г.
С. В. Кириенко
Апрель-август 1998 г.
Е. М. Примаков
Сентябрь 1998 г. - май 1999 г.
Вопросы ( обсуждение в группах):
Назовите первые итоги экономических реформ 1992-1997 гг.:
Назовите основные причины трудностей и неудач реформ 1990-х гг. в России.
Назовите социальные потери в ходе проведения реформ
Ответы - Первые итоги экономических реформ 1992-1997 гг.:
демонтаж плановой экономики;
переход к преимущественно экономическим методам регулирования
завершение нового этапа приватизации;
формирование потребительского рынка;
перемещение деловой активности в негосударственный сектор;
обеспечение внутренней конвертируемости рубля;
пополнение золотого и валютного запасов;
постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство.
Основные причины трудностей и неудач реформ 1990-х гг. в России:
- неблагоприятная социально-экономическая ситуация;
- половинчатость и непоследовательность реформ;
- ошибки теоретиков и исполнителей реформ.
Социальные потери в ходе проведения реформ:
1. Обесценивание денежных накоплений населения.
2. Резкий рост цен на товары первой необходимости.
3. Увеличение уровня безработицы.
4. Высокий уровень инфляции в 1992-1995 гг.
5. Сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства.
6. Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение.
7. «Четвертая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из СССР.
8. Рост смертности населения.
9. Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением.
10. Ухудшение криминогенной обстановки.
11. Увеличение налогов на мелкий бизнес и «среднего» россиянина.
3. Дефолт и его последствия.
понятие «дефолт» (работа с текстом и словарем)
Вопросы:
- Прокомментируйте, раскройте смысл понятия «дефолт 17 августа».
- Назовите причины «банкротства» России.
- Определите, выделите последствия дефолта для населения России.
- Установите, в чем, на ваш взгляд, оказались правильными меры правительства в сложившейся
ситуации.
Заполнение таблицы «Социально-экономическая ситуация в 1990-х гг. в России». ( Работа в парах)
Экономическая ситуация до 1998г.
Причины
финансового
кризиса
Предпосылки дефолта
Отрицательные последствия дефолта
Положительные последствия дефолта
4. Закрепление изученного материала. (Индивидуально)
I.Тест.
1 Отметьте характерные черты социально-экономического развития в 1994-1998 гг.:
а) выход России на одно из первых мест по уровню потребления;
б) рост преступности и криминализации экономики;
в) массовый уход от уплаты налогов, перевод капиталов за границу;
г) возврат к командно-административной системе руководства экономикой;
д) рост внутреннего и внешнего долга;
е) уменьшение внутренних и внешних долгов страны.
2. Ваучер - это:
а) документ, удостоверяющий индивидуальный налоговый номер;
б)лицензия на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью;
в) приватизационный чек; г) страховой медицинский полис.
3. Главные экспортные товары России в 90-е гг.:
а)компьютеры; б) станки и приборы; в)продукты сельского хозяйства; г) газ, нефть.
4. По какому принципу образован ряд?
В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, С. В. Степашин.
5. Понятие «шоковая терапия» характеризует политику правительства:
а) Н. И. Рыжкова; б) Е. Т. Гайдара; в) Е. М. Примакова; г) С. В. Кириенко.
6. К чему привела бесплатная выдача гражданам России ваучеров, начатая в 1990-хг.г.
1. к формированию многочисленного среднего класса
2. к развитию промышленного производства
3. к усилению государственного регулирования
4. к появлению финансово – промышленных групп олигархов
7. Что относится к понятию «шоковая терапия», вошедшему в обиход в 1992 г.?
1) либерализация цен 2) национализация собственности
3) коллективизация сельского хозяйства 4) поддержка государственных предприятий
8. Что является главной причиной падения промышленного и сельскохозяйственного производства
в 1990-х гг.?
1) неконкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке
2) развитие рыночных форм собственности 3) стабилизация финансовой системы
4) переход к централизованному управлению и планированию
9. В 1990-е гг. в экономике страны увеличился удельный вес:
1) военно-промышленного комплекса 2) социальной сферы
3) сферы услуг 4) предприятий по производству роботов и ЭВМ
Ответы: 1 – б, в, д, 2 – в, 3 – б, г, 4 – премьер - министры Р.Ф. в 1990ег.г.
5 – б, 6 – 4 7 – 1,
II. Записать основные понятия и термины:
«шоковая терапия» в экономике, либерализация цен, приватизация, приватизированные чеки,
ваучеры, дефолт, эмиссия, «утечка капиталов», конвертируемость валюты, макроэкономическая
стабилизация.
Домашнее задание: § 43. Знать новые понятия, термины, даты и события.
Подготовить развернутый план ответа на вопрос № 4 (§ 43): «В чем сущность и последствия
дефолта 1998 г.?».
Охарактеризовать экономическую политику, проводимую в 1992-1998 гг.
15