Напоминание

"Курсом реформ:социально-экономические аспекты".


Автор: Наталья Николаевна Гончарова
Должность: учитель общественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: методическая разработка урока истории
Тема: "Курсом реформ:социально-экономические аспекты".
Раздел: полное образование





Назад




Урок истории в 11 классе.

КУРСОМ РЕФОРМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Основные понятия и термины: «шоковая терапия» в экономике, либерализация цен,

приватизация, приватизированные чеки, ваучеры, дефолт, эмиссия, «утечка капиталов»,

конвертируемость валюты, макроэкономическая стабилизация.

Основные даты и события:

1991 г. - провозглашение радикальной рыночной реформы.

Январь 1992 г. - либерализация цен.

Октябрь 1992 г. - начало чековой приватизации.

Август 1998 г. - острый банковско-финансовый кризис.

Ход урока:

Повторение изученной темы по вопросам (актуализация знаний):

- Какие явления в экономике СССР конца 1970-х - начала 1980-х гг. можно назвать кризисными?

- Объясните, почему экономические реформы периода перестройки не принесли ожидаемого

результата?

- Охарактеризуйте состояние экономики России после распада СССР.

Анализируя ответы, делают вывод: необходимо было решить три задачи:

- разрушить бюрократическую систему;

- разгосударствления собственности;

- создания свободного структурированного рынка.

Пути решения данных задач:

1) Разгосударствление основной части предприятий с последующим созданием условий для

рыночной конкуренции.

2) Немедленное введение свободных рыночных отношений с целью создания условий для

разгосударствления. Разработка (то есть проведение реформ) поручена Е. Т. Гайдару

Изучение новой темы.

1. Задание: познакомиться с текстом § 43 (с. 408- 413), документальным материалом.

Заполнить таблицу «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства».

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Принятые меры

методы

итоги

методы

итоги

Вопросы для обсуждения:

- результаты и реальность нового социально-экономического курса?

- Объясните, почему ожидания общества не оправдались в ходе экономической реформы Е. Т.

Гайдара?

- как проявлялось в ходе приватизации мировоззрение советского человека?

- В чем проявлялась неготовность общества к «шоковой терапии», несмотря на осознание

необходимости реформ?

- С какой целью предпринималась либерализация цен?

2. Попытки коррекции курса реформ.

Работа с текстом § 43 (с. 413418), составление таблицы ( индивидуально)

Попытки коррекции курса реформ.

Главы правительств

Период деятельности

Успехи

Провалы

Внутренней политики

В. С. Черномырдин

Декабрь 1992 г. - март 1998 г.

С. В. Кириенко

Апрель-август 1998 г.

Е. М. Примаков

Сентябрь 1998 г. - май 1999 г.

Вопросы ( обсуждение в группах):

Назовите первые итоги экономических реформ 1992-1997 гг.:

Назовите основные причины трудностей и неудач реформ 1990-х гг. в России.

Назовите социальные потери в ходе проведения реформ

Ответы - Первые итоги экономических реформ 1992-1997 гг.:

демонтаж плановой экономики;

переход к преимущественно экономическим методам регулирования

завершение нового этапа приватизации;

формирование потребительского рынка;

перемещение деловой активности в негосударственный сектор;

обеспечение внутренней конвертируемости рубля;

пополнение золотого и валютного запасов;

постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство.

Основные причины трудностей и неудач реформ 1990-х гг. в России:

- неблагоприятная социально-экономическая ситуация;

- половинчатость и непоследовательность реформ;

- ошибки теоретиков и исполнителей реформ.

Социальные потери в ходе проведения реформ:

1. Обесценивание денежных накоплений населения.

2. Резкий рост цен на товары первой необходимости.

3. Увеличение уровня безработицы.

4. Высокий уровень инфляции в 1992-1995 гг.

5. Сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства.

6. Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение.

7. «Четвертая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из СССР.

8. Рост смертности населения.

9. Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением.

10. Ухудшение криминогенной обстановки.

11. Увеличение налогов на мелкий бизнес и «среднего» россиянина.

3. Дефолт и его последствия.

понятие «дефолт» (работа с текстом и словарем)

Вопросы:

- Прокомментируйте, раскройте смысл понятия «дефолт 17 августа».

- Назовите причины «банкротства» России.

- Определите, выделите последствия дефолта для населения России.

- Установите, в чем, на ваш взгляд, оказались правильными меры правительства в сложившейся

ситуации.

Заполнение таблицы «Социально-экономическая ситуация в 1990-х гг. в России». ( Работа в парах)

Экономическая ситуация до 1998г.

Причины

финансового

кризиса

Предпосылки дефолта

Отрицательные последствия дефолта

Положительные последствия дефолта

4. Закрепление изученного материала. (Индивидуально)

I.Тест.

1 Отметьте характерные черты социально-экономического развития в 1994-1998 гг.:

а) выход России на одно из первых мест по уровню потребления;

б) рост преступности и криминализации экономики;

в) массовый уход от уплаты налогов, перевод капиталов за границу;

г) возврат к командно-административной системе руководства экономикой;

д) рост внутреннего и внешнего долга;

е) уменьшение внутренних и внешних долгов страны.

2. Ваучер - это:

а) документ, удостоверяющий индивидуальный налоговый номер;

б)лицензия на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью;

в) приватизационный чек; г) страховой медицинский полис.

3. Главные экспортные товары России в 90-е гг.:

а)компьютеры; б) станки и приборы; в)продукты сельского хозяйства; г) газ, нефть.

4. По какому принципу образован ряд?

В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, С. В. Степашин.

5. Понятие «шоковая терапия» характеризует политику правительства:

а) Н. И. Рыжкова; б) Е. Т. Гайдара; в) Е. М. Примакова; г) С. В. Кириенко.

6. К чему привела бесплатная выдача гражданам России ваучеров, начатая в 1990-хг.г.

1. к формированию многочисленного среднего класса

2. к развитию промышленного производства

3. к усилению государственного регулирования

4. к появлению финансово – промышленных групп олигархов

7. Что относится к понятию «шоковая терапия», вошедшему в обиход в 1992 г.?

1) либерализация цен 2) национализация собственности

3) коллективизация сельского хозяйства 4) поддержка государственных предприятий

8. Что является главной причиной падения промышленного и сельскохозяйственного производства

в 1990-х гг.?

1) неконкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке

2) развитие рыночных форм собственности 3) стабилизация финансовой системы

4) переход к централизованному управлению и планированию

9. В 1990-е гг. в экономике страны увеличился удельный вес:

1) военно-промышленного комплекса 2) социальной сферы

3) сферы услуг 4) предприятий по производству роботов и ЭВМ

Ответы: 1 – б, в, д, 2 – в, 3 – б, г, 4 – премьер - министры Р.Ф. в 1990ег.г.

5 – б, 6 – 4 7 – 1,

II. Записать основные понятия и термины:

«шоковая терапия» в экономике, либерализация цен, приватизация, приватизированные чеки,

ваучеры, дефолт, эмиссия, «утечка капиталов», конвертируемость валюты, макроэкономическая

стабилизация.

Домашнее задание: § 43. Знать новые понятия, термины, даты и события.

Подготовить развернутый план ответа на вопрос № 4 (§ 43): «В чем сущность и последствия

дефолта 1998 г.?».

Охарактеризовать экономическую политику, проводимую в 1992-1998 гг.

15



В раздел образования