Автор: Колотыгин Евгений Сергеевич
Должность: учитель математики и информатики и ИКТ
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Проект
Тема: Памятные места ХМАО
Раздел: полное образование
Проект
Памятные места ХМАО
Для России 9 Мая – самый великий и святой праздник. Мы гордимся
поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань
огромного уважения героическому прошлому – она служит нашему
будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство.
(В.В. Путин, послание Федеральному Собранию, 15 января 2020г.)
В современных условиях без социально-педагогического партнёрства
субъекты
образования
не
способны
обеспечить
полноценное
духовно-
нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся.
Для
решения
этой
общенациональной
задачи
необходимо
выстраивать
педагогически
целесообразные
партнёрские
отношения
с
другими
субъектами
социализации:
семьёй,
общественными
организациями
и
традиционными
российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного
образования, культуры и спорта, СМИ.
Области
взаимодействия
различны,
но
все
они
направлены
на
повышение
уровня
воспитанности,
образованности
подрастающего
поколения.
Этот год – Год Памяти и Славы. Программа мероприятий разнообразна,
но мне тоже хочется внести свой вклад в расширении знаний детей.
Анализ ситуации, свидетельствует о том, что изучение истории своей
страны – одна из проблемных областей.
Педагогическое
сообщество
и
данные
соцопросов
отмечают,
что
снижается
знаниевый
уровень
подрастающего
поколения
по
истории,
в
частности подростки плохо ориентируются в датах и исторических именах.
Немногие могут точно назвать основные события Великой Отечественной
войны, назвать города-герои.
Диаграмма 1
Анкетирование родителей и обучающихся и жителей города (февраль
2019 г.)
56,00%
19,00%
Назовите даты начала и окончания ВОВ
Точно знают
Допустили ошибки
Затруднились ответить
Диаграмма 2
30,00%
Перечилите города-герои
Знают не больше 3х городов
Затруднились ответить
Диаграмма 3
34,00%
26,00%
Полезна ли информация о ВОВ
Полезна только старшему поколению
Полезна всем
Полезна школьникам
Диаграмма 4
32,00%
18,00%
20,00%
Кто должен реализовывать проект?
Школьники с учителями
ПАТП
Родители
Дети с родителями и учителями
В
нашей
школе
активно
реализуется
проект
«Музей
мира».
Деятельность по реализации проекта ведется по нескольким направлениям (в
соответствии
со
значением
слова
«мир».
1.
Мир
–
это
многообразие
культурных и национальных проявлений; 2. Мир – это отсутствие войны):
- экспозиции, посвященные культурным и традиционным особенностям
национальностей
обучающихся
в
школе
ребят
(в
школе
обучаются
представители более 20 национальностей);
-
экспозиции
музея,
посвященные
деятельности
образовательной
организации (достижения педагогов, публикации и др.);
-
экспозиции
музея,
посвященные
Великой
Отечественной
войне
(предметы военного времени, информация о ветеране-учители нашей школы,
стенд «Города-герои»).
«Музей
Мира»
расширил
свои
рамки
и
стал
не
просто
музеем,
а
фундаментом всей воспитательной системы.
Работая над проектом, отражающим национальное многообразие нашей
страны, учащиеся не только расширяли свои знания в этой области, но и во
взаимодействии с педагогами, родителями, представителями национальных
диаспор города составляли экспозиции музея. В начале реализации проекта я
являлся учащимся школы и активно принимал участие.
Работа, связанная с направлением, касающимся Великой отечественной
войны также ведется в нескольких направлениях. Это и ежегодные линейки,
посвященные
дню
Победы,
забота
о
ветеранах
нашего
микрорайона
(деятельность волонтеров), реализация творческих проектов.
Одним из них является проект Маханьковой О.И. «Города-герои». Из
классного проекта он превратился в стенд коридора школы. Продолжением
явился проект «Памятные места Нефтеюганска».
Мне захотелось включиться в этот подпроект, но надо же в «в гости
приходить» и со своим «блюдом». И я вспомнил, что до учебы в Сургуте
(закончил Сургутский университет), я плохо знал, что в этом городе есть
целый
Мемориальный
комплекс,
посвященный
жителям
города,
которые
ушли на войну (немногим посчастливилось вернуться на родину живым).
Расширением границ проектной работы Ольги Ивановны (моей тети)
стал проект «Памятные места ХМАО». Памятники, монументы, аллеи героев
есть
во
многих
населенных
пунктах
нашего
округа.
Проект
призван
представить макеты этих мест и информацией о них.
Работа над проектом способствует развитию адекватной самооценки,
формированию позитивной «Я – концепции» (опыт интересной работы и
публичной демонстрации ее результатов), так же развитию коммуникативной
и информационной компетентности, других социальных навыков.
Новизна
проекта заключается во взаимосвязи дискуссионных форм
работы и реализации инициируемых в ходе дискуссий социально-значимых
проектов.
Результатом
годовой
воспитательной
работы
классного
коллектива
становится не изделие как таковое, не информация (доклад, сообщение), а
комплексная
работа,
которая
выходит
за
рамки
класса,
школы.
Таким
образом,
появляются
образцы
социальной
работы
образовательной
организации в городе в целом.
Реализация
проекта
способствует
развитию
социальной
активности
подрастающего поколения.
Цель
проекта
– повышение
социальной
активности
подрастающего
поколения,
развития
социального
«разумного»
поведения
(посредством
коллективного обсуждения и реализации проекта).
Задачи проекта:
1.
Объединить
усилия
педагогов,
учеников,
общественности,
направленных на решение общих задач нравственного воспитания;
2. Расширить географические рамки, изучить памятные места округа,
посвященные ВОВ;
3. Представить результат работы в макетах памятных мест округа;
4.
Сформировать
социально-личностные
компетенции:
навыки
«разумного
социального»
поведения
в
сообществе,
совершенствование
полезных социальных навыков и умений.
Целевая группа.
В
реализацию
проекта
включены
учащиеся
школы,
их
родители
(законные
представители),
Управляющий
Совет
школы,
педагогические
работники.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (сентябрь 2019г. – декабрь 2019 г.) - подготовительный.
Первоначальное направление деятельности - организационное. На этом
этапе
формируется
интерес
педагогических
работников
к
проекту,
их
мотивирование и проведение просветительской работы. Затем - определение
цели и задач проекта, формирование инициативной группы участников.
Второй этап (январь 2020г. – май 2020г.) - практический. Сбор и анализ
информации
о
памятных
местах
округа
(Приложение
1).
Определение
наиболее значимых памятников.
Оформление макетов памятных мест округа. Подготовка и размещение
экспозиции
с
макетами.
Презентация
проекта,
открытие
экспозиции.
Подготовка экскурсии для учащихся их родителей, жителей специального
дома для одиноких престарелых.
Третий этап (май 2021 г. - сентябрь 2021 г.) – обобщающий.
Подготовка
итоговых
материалов,
брошюр
по
развитию
социальной
активности обучающихся.
Реализация проекта
Сентябрь – декабрь 2019г.
Применение
дискуссионных
форм
обучения
в
практиче ской
деятельности,
инициирование
и
реализация
социально-значимых
задач,
вовлечение в поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся и
их родителей (законных представителей).
Проведение
заседания
инициативной
группы
педагогов
и
учащихся.
Назначение ответственных за различные направления реализации проекта
(анкетирование, сбор и анализ информации, оформление макетов).
Сбор
и
анализ
информации.
Определение
памятников
для
создания
макетов. Определения материалов. Творческая работа по созданию макетов
совместно с учителями технологии.
Формы и методы, используемые при реализации проекта:
исследовательские методы в обучении;
наглядные и практические методы;
информационно-коммуникативные технологии;
работа с литературными источниками,
опросы,
обработка статистических и опытных данных.
Реализация данного проекта включает в себя работу:
С ученическим коллективом.
С педагогическим коллективом.
С родительской общественности
Работа
с
учениче ским
коллективом
о суще ствляется
в о
взаимодействии
с
классными
и
общешкольными
активами
и
работе
с
учащимися.
Задачи работы с учащимися:
увлечение учащихся музейной работой;
активное вовлечение учащихся в деятельность актива музея;
поддержание инициативы и самостоятельности учащихся;
формирование ответственности за порученное дело
Позиция ученика в реализации проекта:
позиция созидания;
не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
личная
ответственность
в
отношении
к
прошлому,
настоящему
и
будущему;
бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
от
ученика
требуется
не
запоминание
всего,
а
понимание
и
эмоционально-нравственная оценка;
В
рамках
реализации
из
направлений
проекта
учащиеся,
в
зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, возрастных и
физиологических
возможностей,
организаторских
и
творческих
способностей, могут выбрать дело по душе.
Выполняя
проекты,
школьники
осваивают
методы
творческой
деятельности,
учатся
самостоятельно
находить
и
анализировать
информацию,
получать
и
применять
знания
по
различным
отраслям,
приобретать
умения
и
навыки
практической
работы,
публичных
выступлений, опыт решения реальных задач.
Все проекты имеют три важных компонента:
- Любой проект направлен на достижение конкретной цели;
-
Начало
проекта
всегда
связано
с
наличием
проблемы,
требующей
определенных действий, либо благоприятная ситуация, требующая усилий.;
-Успешным
будет
проект,
который
достиг
своих
целей
при
запланированных затратах.
- Результат проекта – уникальный продукт или услуга.
Ресурсы
При разработке проекта использовались следующие ресурсы:
временные – проект является может быть и долгосрочным;
информационные - сбор, обработка, анализ информации, нужной для
реализации проекта;
интеллектуальные – владение программой методикой, групповыми и
индивидуальными формами работы;
человеческие
(кадровые)
–
подбор
людей,
которые
озвучивают
подобранный материал;
организационные («административный» ресурс) – создание творческой
группы по реализации проекта.
Партнеры.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном
взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими
субъектами
социализации
–
социальными
партнерами
школы:
«Центр
национальных
культур»,
«Библиотека
семейного
чтения»,
«Центр
дополнительного
образования»,
«Центр
молодёжных
инициатив»,
«Дом
детского творчества», школы города.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта мы получим следующие результаты:
- организация сетевого взаимодействия детей и подростков между собой
и с различными социальными институтами города;
В результате реализации проекта у учащихся развиваются практические
умения и навыки:
-сотрудничества (умения сотрудничать в процессе совместного решения
задач и поиска выхода из проблемных ситуаций);
-активизации гражданской позиции (способность и желание принимать
решения);
- расширение универсальных знаний по теме проекта;
-коммуникабельности (владение культурой общения, совершенствование
речи, умение слушать и слышать-повышение знаний учащихся по предметам
истории, литературы, ИЗО, музыки; пополнение знаний учащихся об истории
и культуры своего края и всего народа;
-положительные изменения, происходящие с личностью учащихся, в их
духовном росте;
-вклад в реализацию молодежной политики на территории населенного
пункта, направленной на развитие и реализацию потенциала молодежи в
интересах города.
Приложение 1
Мемориальные памятники Великой Отечественной войны
на территории Югры
Уже 75 раз пришла на нашу землю весна после войны. Войны, которая
навсегда стала для нас эталоном величия подвига и страданий, мерилом цены
жизни.
Война! Великое орудие разрушения и трагедии… Война, сметающая с лица
земли народы и континенты. Она отрицает всё: и материнство, и сострадание
к слабому, и гуманизм вообще.
В
годы
Великой
Отечественной
войны
на
фронт
с
территории
Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры ушли 17890 человек, в трудовую
армию – 5174, не вернулись с войны более 9600 солдат.
12 наших земляков удостоены высшей награды Родины – звания Героя
Советского Союза.
Память человеческая жива до сих пор. От слова «память» происходит
слово
—
памятник.
Сколько
памятников
воинам
Великой
Отечественной
войны поставлено на земле? Тысячи, миллионы... Возможно, тем, кто не
дожил до Победы, все это и не нужно. Лучшим памятником для них является
память обо всех, кто воевал, и всех, кто ждал. Их подвиг увековечен не только
в людской памяти, но и в граните памятников и монументов.
Первый памятник в нашем округе появился уже в 1945 г. в Сургуте.
Большое количество памятников в городах и селах округа были установлены
к 30-й годовщине Победы (1975 г.). Надо отметить, что памятники в то время
создавались на средства самого населения и зачастую именно односельчане,
земляки были инициаторами создания памятников погибшим землякам.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разное
время поставлено более 130 памятников воинам. Во многих местах созданы
парки Победы и мемориальные комплексы. Познакомимся с несколькими их
них.
История Парка Победы в г.Ханты-Мансийске, который имеет статус
окружного мемориала памяти Великой Отечественной войны, началась в
1930-е гг., когда молодые ханты-мансийцы, в основном студенты учебных
заведений, заложили сквер, посадили в нем березы и назвали его садом
имени А.С.Пушкина. В апреле 1970 г. было принято решение заложить в саду
имени А.С.Пушкина памятник землякам, не вернувшимся с войны. С этого
момента началась история мемориала Славы.
Аллея Славы в парке появилась 9 мая 1980 г., первоначально на ней
было установлено 10 бюстов Героев Советского Союза – наших земляков. К
55-й годовщине Победы (2000 г.) на месте старых памятников появились
бронзовые бюсты на мраморных постаментах.
В 2005 г. на Аллее установлен бюст Н. В. Архангельского. В 2012 г.
были установлены еще два бюста: полного кавалера ордена Славы трех
степеней А. Г. Чарушникова и Героя Советского Союза В. Ф. Чухарева. На
Аллее Славы установлен также бюст А. С. Бузина, Героя России (1976–1996).
Мемориал,
посвященный
воинам
Ханты-Мансийского
автономного
округа, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открыт в г.Ханты-
Мансийске 4 мая 2000 г., накануне 55-летнего юбилея Победы в Великой
Отечественной войне. Он расположен в центре Парка Победы. На высоком
постаменте
установлена
фигура
солдата
с
оружием
в
руках.
В
центре
мемориала
установлена
бронзовая
скульптура «Оплакивание».
Плачущая
мать, держащая на коленях погибшего сына, символизирует не только память
о погибших, но и горечь утраты, скорбь и страдания. За спиной композиции
возвышаются две гранитные стелы с фамилиями тех, кто не вернулся с
войны, около 3500 фамилий жителей Остяко-Вогульска (Ханты-Мансийска) и
Самаровского
(Ханты-Мансийского)
района,
вверху
слова:
«Подвиг
ваш
бессмертен».
Памятный обелиск сургутянам, ушедшим на фронт в 1941–1945 гг. был
установлен в 1945 г. на речном вокзале г. Сургута в деревянном исполнении.
К
50-летию
Победы
в
Великой
Отечественной
войне
памятник
был
восстановлен.
Торжественное
открытие
состоялось
8
мая
1995
г.
Современный памятник представляет собой стелу из белого мрамора весом 8
тонн. На гранитной плите высечены слова: «С сургутской пристани в годы
Великой Отечественной войны ушли на фронт 2600 наших земляков, 1240 из
них не вернулись. Вечная им слава!»
8 сентября 1968 г. в г.Сургуте
открыт Мемориал солдатской славы и
памяти. Мемориальный комплекс состоит из гранитного обелиска жертвам
1921 г., по правую и левую сторону от него расположены 16 стальных плит с
именами
более
тысячи
фронтовиков-сургутян,
не
вернувшихся
с
полей
сражений.
Первоначально памятник был изготовлен из бетона и стали. В 1975
году к мемориалу подвели газовую магистраль, был зажжен Вечный огонь.
Большие работы по реконструкции памятника проведены в 1985 г. Мемориал
облицевали
мраморными
плитами,
расширили
площадь,
благоустроили
подходы. 9 мая 2000 г. у подножия мемориала была торжественно заложена
капсула с землей с мест боев Великой Отечественной войны из Новгородской
и Ленинградской областей, которую привезли ребята из отряда «Поиск». В
2005 г., в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, мемориал
Солдатской
славы
и
памяти
был
реконструирован.
В
обновленный
мемориальный комплекс добавили два бюста Героев Советского Союза –
сургутян И. Королькова и Т. Ажимова, установили две стелы, посвященные
ветеранам трудового фронта и блокадникам Ленинграда. 6 мая 2010 г., в честь
65-летия Победы, неподалеку от мемориала установлен танк Т-55.
5 сентября 2004 г. состоялось открытие сквера Памяти в г.Лангепасе.
Проект был разработан и согласован с ветеранами войны.
Идея мемориала – сохранение памяти о бойцах, которые отдали жизнь на
полях сражений в годы Великой Отечественной войны, а также о тех, кто
погиб, выполняя интернациональный и воинский долг в «горячих точках».
В сквере расположена площадь с мемориалом, который условно разбит
на
две
части.
Одна
их
них
посвящена
бессмертному
подвигу
ветеранов
Великой
Отечественной
войны
с
памятником
Воину-освободителю
в
центре. Скульптура солдата – это воин в форме красноармейца, который
стоит с автоматом в руке. На постаменте надпись: «Вечная память павшим за
Родину». Гранитная стена символизирует разрушения, которым наша страна
подверглась во время войны. На стене надпись:
«А когда отгрохочет,
Когда отболит и отплачется,
Не забыть бы тогда,
Не простить бы и не потерять…»
Вторая
часть
мемориала
расположена
на
этой
же
площади.
Здесь
установлен постамент с боевой машиной пехоты – бронетранспортером – в
память
о
бойцах,
погибших
в
Афганистане
и
на
Северном
Кавказе.
На
мемориальной стене надпись:
Пусть память поколений Вас хранит,
И остаетесь вы посмертно живы…»
На памятниках, посвященных погибшим воинам, особая печать. Как бы
они не выглядели: будь это скульптурное сооружение, арка, храм, обелиск
или памятная доска; где бы они не находились: в Ханты-Мансийске, Сургуте,
Нижневартовске, Нефтеюганске, Лангепасе, Мегионе, Пыть-Яхе, Радужном,
Покачах - за каждым из них историческое событие, которому они посвящены.
Они хранители нашей истории, священной памяти.