Напоминание

Игра – как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе


Автор: Гиленко Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 105
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра – как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Игра – как средство формирования коммуникативной компетенции

на уроках английского языка в начальной школе.

Главной целью обучения английскому языку в начальных классах

является создание положительной естественной мотивации к его изучению. В

младшем школьном возрасте формирование способности общаться на чужом

языке связано не столько с освоением грамматических, лексических и

фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных

действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными

высказываниями на английском языке.

Я считаю, что яркая подача материала с помощью игровых технологий

обучения придает урокам эмоциональную окраску, позволяет организовать

интересную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому,

с конкретными указаниями, на что обратить внимание, и постепенное развитее

произвольного внимания. Применение игровых технологий обучения создает

условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе

увлекательного взаимодействия детей друг с другом.

В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной

школе лежит игра.

Использование игр как способа формирования коммуникативных навыков

в начальной школе,

позволяет мне формулировать такие речевые задачи,

в

которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление

необходимых образцов общения.

Например, во 2 классе для организации тренировки детей в употреблении

образца общения “Моя (кошка)

умеет (прыгать) ” можно предложить такую

речевую

задачу:

“Злой

волшебник

заколдовал

наших

любимых

животных.

Чтобы их расколдовать (это игровой мотив) , нужно сказать,

что они умеют

делать (это цель данного речевого действия).” Вслед за учителем, который дает

образец

решения

коммуникативной

задачи,

каждый

ученик

рассказывает

о

своем животном:

Учитель: My dog can run.

У1: My frog can jump.

У2: My parrot can fly. И т.д.

Чем

больше

игровых

приемов

использует

учитель,

тем

интереснее

проходят уроки,

тем прочнее усваивается материал.

В методическом плане

коммуникативная

игра

представляет

собой

учебное

задание,

включающее

языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Ролевые игры – основа развития коммуникативных умений. Разыгрывание

ролей

– имитационный

игровой

метод

активного

обучения,

который

характеризуется наличием задачи (проблемы) и распределением ролей между

участниками

ее

решения.

Так,

например,

игра

“В

магазине” . На

прилавке

магазина разложены различные предметы одежды и еды, которые можно купить.

Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.

Таким образом,

я рассматриваю игру как ситуативно-вариативное упражнение,

где создается возможность для многократного повторения речевого образца в

условиях, максимально приближенных к реальному общению с присущими ему

признаками – эмоциональностью,

целенаправленностью речевого воздействия.

На

первом

этапе

обучения

основным

видом

игр

является

предметная

(лингвистическая)

игра,

которая

подразумевает

под

собой

фонетические,

лексические и грамматические игры. Данные игры преследую цели:

-Развивать речевую реакцию учащихся.

·

-Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

·

-Развивать речевую творческую активность учащихся.

Целесообразно

использовать

драматизации,

игры-соревнования,

интеллектуальные игры типа “Что? Где? Когда?”, игры-путешествия. Этот блок

включает в себя виды игровой деятельности,

направленные на формирование

лингвистической стороны коммуникативной компетенции.

Коммуникативные ситуации использую не только при обучении говорению,

но

и при совершенствовании умений в других видах речевой деятельности.

Аудирование:

·

-“

Немое письмо” – прослушайте текст, затем нарисуйте то, что услышали.

·

-Послушайте рассказ о комнате Винни-Пуха и назовите номер картинки,

на

которой она изображена.

Письмо:

·

-К нам пришло письмо из Британии от нашего знакомого Ника,

но письмо

намокло в дороге, нужно восстановить его и написать ответ.

·

-Кто-то прислал телеграмму, но на почте перепутал слова. Чтобы узнать, что в

телеграмме, нужно поставить слова в правильном порядке.

·

-“

Диктант-картинка” : Учитель,

например,

описывает

комнату,

ученики

по

описанию рисуют картинку.

Чтение:

·

-Учащиеся

делятся

на

группы

по

4 человека.

1-й

ученик

читает

текст

и

рассказывает

содержание

текста

второму

ученику.

2-й

ученик

слушает

и

подбирает иллюстрацию. 3-й ученик слушает,

выписывает ключевые слова и

выражения и отдает все четвертому ученику. 4-й ученик рассказывает текст,

опираясь на все, что имеет.

К активным методам обучения можно отнести такие методы, как “метод пила” и

“метод паук”.

Метод пила”. Учащиеся читают 1 текст или обсуждают 1 проблему в группе, а

затем,

благодаря

рокировке

участников

групп,

происходит

смена

речевых

партнеров,

в результате которой объем новой информации увеличивается и

значительно

повышается

уровень

коммуникативности,

развивается

степень

самостоятельности участников ситуативного общения.

Метод паук” помогает систематизировать изученную лексику.

Данный метод

способствует

накоплению

опыта

построения

логических

опор,

создает

предпосылку

для

развития

абстрактного

мышления,

а

также

навыков

самостоятельной работы.

Следует

отметить

,что

развитие

коммуникативной

компетенции

происходит

не

естественным

путем,а

с

помощью

специальных

приемов,

заключающихся

в

создании

особых

ситуациях

воздействия.Все

активные

методы преследуют одну цель :оказать социально-психологическое воздействие

на

личность,способствующее

развитию

и

совершенствованию

ее

коммуникативной компетентности.

Как

уже

говорилось,

целью

обучения

иностранного

языка

в

школе

является

формирование

коммуникативной

компетенции

учащихся,

которая

реализуется в способности к речевому общению.

Залогом успешной речевой

активности

учащихся

являются

также

и

нетрадиционные

формы

уроков

английского языка,

в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран

изучаемого языка,

а также расширяют знания о культурном наследии родной

страны

,что

позволяет

учащимся

принимать

активное

участие

в

диалоге

культур.

Приложение (Ролевые игры)

В магазине

P1: Good morning!

P2: Good morning!

P1: Have you got a white blouse?

P2: Yes, I have. Here it is.

P1: Thank you very much.

P2: Not at all.

P1: Have you got a warm scarf?

P2: Sorry, but I haven’t.

P1: Good bye.

P2: Good bye.

В гостях

P1: Would you like some tea?

P2: Yes, please.

P1: Here you are.

P2: Thank you. May I have some jam, please?

P1: Of course! Help yourself!

P2: Thank you.

P1: You are welcome!

У врача

P1: Hello!

P2: Hello!

P1: Are you OK?

P2: I don’t fell well. I have a headache and earache.

P1: You should stay in bed and take this medicine.

P2: I think, I will.

P1: I hope you will get better soon.

P2: Thank you.



В раздел образования