Автор: Гиленко Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 105
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра – как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе
Раздел: среднее образование
Игра – как средство формирования коммуникативной компетенции
на уроках английского языка в начальной школе.
Главной целью обучения английскому языку в начальных классах
является создание положительной естественной мотивации к его изучению. В
младшем школьном возрасте формирование способности общаться на чужом
языке связано не столько с освоением грамматических, лексических и
фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных
действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными
высказываниями на английском языке.
Я считаю, что яркая подача материала с помощью игровых технологий
обучения придает урокам эмоциональную окраску, позволяет организовать
интересную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому,
с конкретными указаниями, на что обратить внимание, и постепенное развитее
произвольного внимания. Применение игровых технологий обучения создает
условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе
увлекательного взаимодействия детей друг с другом.
В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной
школе лежит игра.
Использование игр как способа формирования коммуникативных навыков
в начальной школе,
позволяет мне формулировать такие речевые задачи,
в
которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление
необходимых образцов общения.
Например, во 2 классе для организации тренировки детей в употреблении
образца общения “Моя (кошка)
умеет (прыгать) ” можно предложить такую
речевую
задачу:
“Злой
волшебник
заколдовал
наших
любимых
животных.
Чтобы их расколдовать (это игровой мотив) , нужно сказать,
что они умеют
делать (это цель данного речевого действия).” Вслед за учителем, который дает
образец
решения
коммуникативной
задачи,
каждый
ученик
рассказывает
о
своем животном:
Учитель: My dog can run.
У1: My frog can jump.
У2: My parrot can fly. И т.д.
Чем
больше
игровых
приемов
использует
учитель,
тем
интереснее
проходят уроки,
тем прочнее усваивается материал.
В методическом плане
коммуникативная
игра
представляет
собой
учебное
задание,
включающее
языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.
Ролевые игры – основа развития коммуникативных умений. Разыгрывание
ролей
– имитационный
игровой
метод
активного
обучения,
который
характеризуется наличием задачи (проблемы) и распределением ролей между
участниками
ее
решения.
Так,
например,
игра
“В
магазине” . На
прилавке
магазина разложены различные предметы одежды и еды, которые можно купить.
Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.
Таким образом,
я рассматриваю игру как ситуативно-вариативное упражнение,
где создается возможность для многократного повторения речевого образца в
условиях, максимально приближенных к реальному общению с присущими ему
признаками – эмоциональностью,
целенаправленностью речевого воздействия.
На
первом
этапе
обучения
основным
видом
игр
является
предметная
(лингвистическая)
игра,
которая
подразумевает
под
собой
фонетические,
лексические и грамматические игры. Данные игры преследую цели:
-Развивать речевую реакцию учащихся.
·
-Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
·
-Развивать речевую творческую активность учащихся.
Целесообразно
использовать
драматизации,
игры-соревнования,
интеллектуальные игры типа “Что? Где? Когда?”, игры-путешествия. Этот блок
включает в себя виды игровой деятельности,
направленные на формирование
лингвистической стороны коммуникативной компетенции.
Коммуникативные ситуации использую не только при обучении говорению,
но
и при совершенствовании умений в других видах речевой деятельности.
Аудирование:
·
-“
Немое письмо” – прослушайте текст, затем нарисуйте то, что услышали.
·
-Послушайте рассказ о комнате Винни-Пуха и назовите номер картинки,
на
которой она изображена.
Письмо:
·
-К нам пришло письмо из Британии от нашего знакомого Ника,
но письмо
намокло в дороге, нужно восстановить его и написать ответ.
·
-Кто-то прислал телеграмму, но на почте перепутал слова. Чтобы узнать, что в
телеграмме, нужно поставить слова в правильном порядке.
·
-“
Диктант-картинка” : Учитель,
например,
описывает
комнату,
ученики
по
описанию рисуют картинку.
Чтение:
·
-Учащиеся
делятся
на
группы
по
4 человека.
1-й
ученик
читает
текст
и
рассказывает
содержание
текста
второму
ученику.
2-й
ученик
слушает
и
подбирает иллюстрацию. 3-й ученик слушает,
выписывает ключевые слова и
выражения и отдает все четвертому ученику. 4-й ученик рассказывает текст,
опираясь на все, что имеет.
К активным методам обучения можно отнести такие методы, как “метод пила” и
“метод паук”.
“
Метод пила”. Учащиеся читают 1 текст или обсуждают 1 проблему в группе, а
затем,
благодаря
рокировке
участников
групп,
происходит
смена
речевых
партнеров,
в результате которой объем новой информации увеличивается и
значительно
повышается
уровень
коммуникативности,
развивается
степень
самостоятельности участников ситуативного общения.
“
Метод паук” помогает систематизировать изученную лексику.
Данный метод
способствует
накоплению
опыта
построения
логических
опор,
создает
предпосылку
для
развития
абстрактного
мышления,
а
также
навыков
самостоятельной работы.
Следует
отметить
,что
развитие
коммуникативной
компетенции
происходит
не
естественным
путем,а
с
помощью
специальных
приемов,
заключающихся
в
создании
особых
ситуациях
воздействия.Все
активные
методы преследуют одну цель :оказать социально-психологическое воздействие
на
личность,способствующее
развитию
и
совершенствованию
ее
коммуникативной компетентности.
Как
уже
говорилось,
целью
обучения
иностранного
языка
в
школе
является
формирование
коммуникативной
компетенции
учащихся,
которая
реализуется в способности к речевому общению.
Залогом успешной речевой
активности
учащихся
являются
также
и
нетрадиционные
формы
уроков
английского языка,
в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран
изучаемого языка,
а также расширяют знания о культурном наследии родной
страны
,что
позволяет
учащимся
принимать
активное
участие
в
диалоге
культур.
Приложение (Ролевые игры)
В магазине
P1: Good morning!
P2: Good morning!
P1: Have you got a white blouse?
P2: Yes, I have. Here it is.
P1: Thank you very much.
P2: Not at all.
P1: Have you got a warm scarf?
P2: Sorry, but I haven’t.
P1: Good bye.
P2: Good bye.
В гостях
P1: Would you like some tea?
P2: Yes, please.
P1: Here you are.
P2: Thank you. May I have some jam, please?
P1: Of course! Help yourself!
P2: Thank you.
P1: You are welcome!
У врача
P1: Hello!
P2: Hello!
P1: Are you OK?
P2: I don’t fell well. I have a headache and earache.
P1: You should stay in bed and take this medicine.
P2: I think, I will.
P1: I hope you will get better soon.
P2: Thank you.