Напоминание

" Шахматы как средство развития логического мышления у младших школьников"


Автор: Максименкова Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Рудня Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: " Шахматы как средство развития логического мышления у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Межмуниципальный фестиваль педагогических идей «Открой себя»

«Шахматы как средство развития логического мышления у младших

школьников»

Подготовила Максименкова Лариса Александровна,

учитель начальных классов МБОУ «РСШ № 1»

06. 11. 2019 г.

Есть тихий спорта вид —

Спортсмен всегда сидит,

Соперник перед ним

Безмолвный, словно мим.

Слова им не нужны,

Раздумья здесь важны.

Умы воюют тут.

Часы идут, идут.

Нет хуже для ребят

Двух слов, чем «шах» и «мат».

С 1 сентября 2019 года увеличилось количество российских школ, в которых

учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать игре в

шахматы. Экспериментальные шахматные проекты в нескольких регионах

показали хорошие результаты, и чиновники приняли решение ввести этот

предмет

во

всех

образовательных

учреждениях

страны.

Как

сообщает

Минпросвещения, программы преподавания и учебники уже разработаны,

повсеместно в регионах готовятся шахматные педагоги.

Министр

просвещения

Ольга

Васильева

еще

в

должности

главы

Минобрнауки России в 2017 году впервые заявила о необходимости сделать

занятия по шахматам обязательными для учеников начальной школы.

Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей,

которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–

40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.

Эксперты считают, что занятия шахматами развивают ребенка всесторонне,

способствуют улучшению его логических способностей, благодаря чему дети

начинают лучше учиться, больше запоминать, легче воспроизводить в памяти

пройденное ранее.

Самое главное, чему учится ребенок за шахматной доской, - анализировать

обстановку и принимать правильные решения быстро. Это умение поможет

не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с правилами игры, научить

его понимать шахматную логику. Если появится особый интерес, родители

смогут

записать

ребенка

в

шахматный

клуб

или

секцию,

где

шахматы

изучают

более

углубленно.

Но

даже

если

интереса

не

появится,

свою

развивающую задачу шахматная доска со стоящими на ней фигурами все

равно выполнит.

- «Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы

играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки»

или

«внеурочки»

шахмат

школы

регулируют

сами.

Тем

не

менее

мы

рассматриваем

возможность

появления

в

обновленных

образовательных

стандартах

такой

нормы,

сказала

Ольга

Васильева

недавно

в

ходе

выступления на заседании Совета Федерации.

Предполагается, что первоклашек будут обучать шахматам 33 часа, а со

второго по четвертый классы ребята будут заниматься на час больше — 34

часа. То есть одно занятие в неделю.

Кирсан

Илюмжинов,

в

то

время

президент

ФИДЕ

(международной

шахматной федерации), еще в 2016 году написал письмо Ольге Васильевой,

в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах

начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и делают в

московских,

ханты-мансийских

и

других

образовательных

учреждениях,

которые участвуют в проекте «Шахматы в школе».

Именитый шахматист рассказывает о личном опыте: в бытность его главой

Республики

Калмыкии

в

школах

и

детских

садах

с

1996

года

ввели

обязательные

занятия

шахматами.

После

этого

успеваемость

учащихся

повысилась на 40 % – и не только по математике или другим точным наукам.

Целью

«шахматного

всеобуча»

Илюмжинов

называет

не

массовое

воспитание гроссмейстеров, а повышение успеваемости по всем предметам.

В

Минпросвещения

считают,

что

школьная

программа

по

шахматам

несложная, освоить ее с помощью методического пособия сможет любой

учитель начальных классов. А вот в Новосибирске подошли к вопросу по-

другому: там проходят обучение шахматисты Новосибирской области, уже

имеющие высшее или среднее специальное образование. Они обучаются по

программе профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного

образования (шахматы»). Диплом дает право преподавать шахматы в школах

и учреждениях дополнительного образования.

Главное,

на

что

направлено

введение

новой

дисциплины,

выявить

у

ребенка интерес к игре. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж

важно. Ведь шахматы всем на пользу, и чем раньше начать их осваивать, тем

лучше.

Так нужны шахматы в школе или нет? Мнение родителей и учителей в стране

разделились.

Одни

считают,

что

нововведение

хорошее.

Не

у

каждого

ребёнка

есть

возможность посещать кружки и секции, а на уроке его научат играть в

шахматы.

Другие

считают,

что

объем

домашних

заданий

и

уровень

сложности

программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и

шахматы, то детям в школе станет совсем тяжко.

Опять же, если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение

означает промежуточную и итоговую аттестацию. А за что дети будут в

шахматах получать оценки? За знание фигур и того, как те ходят? Это можно

выучить за пару-тройку уроков. Между прочим, успешность в шахматах – как

и

в

любой

игре

определяется

выигрышем.

А

проигрыши

влияют

на

эмоциональное состояние ребенка.

Да и способности все-таки у всех различные: у кого-то все будет получаться,

а кто-то с шахматами совсем не сможет поладить.

И опять же вопрос насчет оценок: по какому принципу их выставлять? В

общем, вопросов ещё много…

В МБОУ «РСШ № 1» для обучающихся 1-4 классов в 2017- 2018 уч. году в

программу по физической культуре был введен модуль «Шахматы».

Преподавание

ведётся

по

учебнику

Владимира

Барского

«Шахматная

школа». (1 и 2-ой год обучения)

Программы,

методические

рекомендации

можно

найти

на

просторах

интернета.

Учебные пособия для детей и методические разработки для педагогов тоже

есть. Причем на выбор: программы Игоря Сухина и Всеволода Кострова, по

которым

дети

успешно

изучают

шахматы

без

малого

30

лет;

новые

разработки

Екатерины

Прудниковой,

Екатерины

Волковой

и

Эльвиры

Уманской

(учебно-методический

комплекс).

Много

учебных

фильмов,

презентаций по игре в шахматы.

Нашими

учителями

даются

открытые

уроки

для

коллег

из

других

школ

района.

Ученики

моего

4-а

класса

очень

любят

уроки

физической

культуры,

а

особенно уроки игры в шахматы. 5 мальчиков и 2 девочки уже получили

золотые и серебряные значки ГТО.

Пятница в нашем классе – день шахмат. На уроке дети просматривают

видеоролики,

работают

с

учебником,

учатся

разбирать

определённые

комбинации, записывать партии.

У каждой пары игроков есть комплект фигур. При разыгрывании партий

хорошо играющие дети помогают тем, кто ещё

слабо разбирается в

шахматах.

С большим интересом ребята играют не только на уроке, но и на переменах.

Пятеро учеников класса так же посещают занятия в районном шахматном

клубе «Белая ладья» и добиваются хороших результатов. В прошлом году

трое обучающихся стали победителями районных соревнований, где заняли

все призовые места. Мальчики также

принимали участие в шахматных

турнирах

в

г.

Смоленске

и

других

городах

нашей

области.

Об

этом

неоднократно писала районная газета.

А

самое

главное

то,

что

интерес

и

любовь

к

игре

в

шахматы

у

ребят

зародились именно на уроках физкультуры.

Каждый

месяц

в

школе

проводятся

шахматные

турниры.

Пишутся

приглашения,

украшается

зал,

загадываются

загадки.

читаются

стихи

о

шахматах и т.д. Победителям вручаются грамоты, переходящий кубок.

Плюсы:

- шахматы развивают логику и стратегическое мышление;

- эта игра учит детей целеустремленности, вниманию, усидчивости и умению

сконцентрироваться;

- с помощью шахмат можно научиться управлять не только фигурами на

доске,

но

и

собственными

эмоциями:

сдерживать

их,

а

не

идти

у

сиюминутных чувств на поводу.

Минусы:

- увы, но современные дети в большинстве своем ведут малоподвижный

образ жизни: уроки в школе, домашнее задание, бесконечное зависание в

гаджетах. Шахматы, конечно, спорт, но только вот сидячий. В начальной

школе нужнее подвижные игры;

- подавленное состояние (вплоть до депрессии) или, напротив, агрессивное

поведение в случае проигрыша, особенно если неудачные для ребенка партии

случаются регулярно.

Чтобы компенсировать всё это, в нашей школе для младших школьников

введены внеурочные занятия «В здоровом теле здоровый дух», «Мой весёлый

звонкий

мяч»

(1час

в

неделю).

Раз

в

месяц

проводятся

спортивные

мероприятия. На всех без исключения уроках обязательны физкультминутки.

Обучающиеся имеют возможность посещать сенсорную комнату для снятия

психологической нагрузки, где в игровой форме с ними проводит занятия

психолог школы.

На классном собрании в конце 3-го класса родители моих учеников говорили

о том, что в некоторых семьях теперь часто по вечерам играют с детьми в

шахматы,

что

дети

стали

заметно

усидчивее.

Вопрос

приобретения

комплектов

шахмат

разрешился

сам

собой

это

были

подарки

ко

Дню

рождения, Новому году и т.п. Родители в целом положительно относятся к

урокам шахмат.

Всё это на примере работы нашей школы наглядно доказывает, что обучению

игре в шахматы в образовательных учреждениях быть!!!



В раздел образования