Автор: Максименкова Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Рудня Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: " Шахматы как средство развития логического мышления у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Межмуниципальный фестиваль педагогических идей «Открой себя»
«Шахматы как средство развития логического мышления у младших
школьников»
Подготовила Максименкова Лариса Александровна,
учитель начальных классов МБОУ «РСШ № 1»
06. 11. 2019 г.
Есть тихий спорта вид —
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».
С 1 сентября 2019 года увеличилось количество российских школ, в которых
учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать игре в
шахматы. Экспериментальные шахматные проекты в нескольких регионах
показали хорошие результаты, и чиновники приняли решение ввести этот
предмет
во
всех
образовательных
учреждениях
страны.
Как
сообщает
Минпросвещения, программы преподавания и учебники уже разработаны,
повсеместно в регионах готовятся шахматные педагоги.
Министр
просвещения
Ольга
Васильева
еще
в
должности
главы
Минобрнауки России в 2017 году впервые заявила о необходимости сделать
занятия по шахматам обязательными для учеников начальной школы.
Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей,
которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–
40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.
Эксперты считают, что занятия шахматами развивают ребенка всесторонне,
способствуют улучшению его логических способностей, благодаря чему дети
начинают лучше учиться, больше запоминать, легче воспроизводить в памяти
пройденное ранее.
Самое главное, чему учится ребенок за шахматной доской, - анализировать
обстановку и принимать правильные решения быстро. Это умение поможет
не только в учебе, но и в повседневной жизни.
Задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с правилами игры, научить
его понимать шахматную логику. Если появится особый интерес, родители
смогут
записать
ребенка
в
шахматный
клуб
или
секцию,
где
шахматы
изучают
более
углубленно.
Но
даже
если
интереса
не
появится,
свою
развивающую задачу шахматная доска со стоящими на ней фигурами все
равно выполнит.
- «Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы
играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки»
или
«внеурочки»
шахмат
школы
регулируют
сами.
Тем
не
менее
мы
рассматриваем
возможность
появления
в
обновленных
образовательных
стандартах
такой
нормы,
—
сказала
Ольга
Васильева
недавно
в
ходе
выступления на заседании Совета Федерации.
Предполагается, что первоклашек будут обучать шахматам 33 часа, а со
второго по четвертый классы ребята будут заниматься на час больше — 34
часа. То есть одно занятие в неделю.
Кирсан
Илюмжинов,
в
то
время
президент
ФИДЕ
(международной
шахматной федерации), еще в 2016 году написал письмо Ольге Васильевой,
в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах
начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и делают в
московских,
ханты-мансийских
и
других
образовательных
учреждениях,
которые участвуют в проекте «Шахматы в школе».
Именитый шахматист рассказывает о личном опыте: в бытность его главой
Республики
Калмыкии
в
школах
и
детских
садах
с
1996
года
ввели
обязательные
занятия
шахматами.
После
этого
успеваемость
учащихся
повысилась на 40 % – и не только по математике или другим точным наукам.
Целью
«шахматного
всеобуча»
Илюмжинов
называет
не
массовое
воспитание гроссмейстеров, а повышение успеваемости по всем предметам.
В
Минпросвещения
считают,
что
школьная
программа
по
шахматам
несложная, освоить ее с помощью методического пособия сможет любой
учитель начальных классов. А вот в Новосибирске подошли к вопросу по-
другому: там проходят обучение шахматисты Новосибирской области, уже
имеющие высшее или среднее специальное образование. Они обучаются по
программе профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного
образования (шахматы»). Диплом дает право преподавать шахматы в школах
и учреждениях дополнительного образования.
Главное,
на
что
направлено
введение
новой
дисциплины,
—
выявить
у
ребенка интерес к игре. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж
важно. Ведь шахматы всем на пользу, и чем раньше начать их осваивать, тем
лучше.
Так нужны шахматы в школе или нет? Мнение родителей и учителей в стране
разделились.
Одни
считают,
что
нововведение
хорошее.
Не
у
каждого
ребёнка
есть
возможность посещать кружки и секции, а на уроке его научат играть в
шахматы.
Другие
считают,
что
объем
домашних
заданий
и
уровень
сложности
программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и
шахматы, то детям в школе станет совсем тяжко.
Опять же, если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение
означает промежуточную и итоговую аттестацию. А за что дети будут в
шахматах получать оценки? За знание фигур и того, как те ходят? Это можно
выучить за пару-тройку уроков. Между прочим, успешность в шахматах – как
и
в
любой
игре
–
определяется
выигрышем.
А
проигрыши
влияют
на
эмоциональное состояние ребенка.
Да и способности все-таки у всех различные: у кого-то все будет получаться,
а кто-то с шахматами совсем не сможет поладить.
И опять же вопрос насчет оценок: по какому принципу их выставлять? В
общем, вопросов ещё много…
В МБОУ «РСШ № 1» для обучающихся 1-4 классов в 2017- 2018 уч. году в
программу по физической культуре был введен модуль «Шахматы».
Преподавание
ведётся
по
учебнику
Владимира
Барского
«Шахматная
школа». (1 и 2-ой год обучения)
Программы,
методические
рекомендации
можно
найти
на
просторах
интернета.
Учебные пособия для детей и методические разработки для педагогов тоже
есть. Причем на выбор: программы Игоря Сухина и Всеволода Кострова, по
которым
дети
успешно
изучают
шахматы
без
малого
30
лет;
новые
разработки
Екатерины
Прудниковой,
Екатерины
Волковой
и
Эльвиры
Уманской
(учебно-методический
комплекс).
Много
учебных
фильмов,
презентаций по игре в шахматы.
Нашими
учителями
даются
открытые
уроки
для
коллег
из
других
школ
района.
Ученики
моего
4-а
класса
очень
любят
уроки
физической
культуры,
а
особенно уроки игры в шахматы. 5 мальчиков и 2 девочки уже получили
золотые и серебряные значки ГТО.
Пятница в нашем классе – день шахмат. На уроке дети просматривают
видеоролики,
работают
с
учебником,
учатся
разбирать
определённые
комбинации, записывать партии.
У каждой пары игроков есть комплект фигур. При разыгрывании партий
хорошо играющие дети помогают тем, кто ещё
слабо разбирается в
шахматах.
С большим интересом ребята играют не только на уроке, но и на переменах.
Пятеро учеников класса так же посещают занятия в районном шахматном
клубе «Белая ладья» и добиваются хороших результатов. В прошлом году
трое обучающихся стали победителями районных соревнований, где заняли
все призовые места. Мальчики также
принимали участие в шахматных
турнирах
в
г.
Смоленске
и
других
городах
нашей
области.
Об
этом
неоднократно писала районная газета.
А
самое
главное
то,
что
интерес
и
любовь
к
игре
в
шахматы
у
ребят
зародились именно на уроках физкультуры.
Каждый
месяц
в
школе
проводятся
шахматные
турниры.
Пишутся
приглашения,
украшается
зал,
загадываются
загадки.
читаются
стихи
о
шахматах и т.д. Победителям вручаются грамоты, переходящий кубок.
Плюсы:
- шахматы развивают логику и стратегическое мышление;
- эта игра учит детей целеустремленности, вниманию, усидчивости и умению
сконцентрироваться;
- с помощью шахмат можно научиться управлять не только фигурами на
доске,
но
и
собственными
эмоциями:
сдерживать
их,
а
не
идти
у
сиюминутных чувств на поводу.
Минусы:
- увы, но современные дети в большинстве своем ведут малоподвижный
образ жизни: уроки в школе, домашнее задание, бесконечное зависание в
гаджетах. Шахматы, конечно, спорт, но только вот сидячий. В начальной
школе нужнее подвижные игры;
- подавленное состояние (вплоть до депрессии) или, напротив, агрессивное
поведение в случае проигрыша, особенно если неудачные для ребенка партии
случаются регулярно.
Чтобы компенсировать всё это, в нашей школе для младших школьников
введены внеурочные занятия «В здоровом теле здоровый дух», «Мой весёлый
звонкий
мяч»
(1час
в
неделю).
Раз
в
месяц
проводятся
спортивные
мероприятия. На всех без исключения уроках обязательны физкультминутки.
Обучающиеся имеют возможность посещать сенсорную комнату для снятия
психологической нагрузки, где в игровой форме с ними проводит занятия
психолог школы.
На классном собрании в конце 3-го класса родители моих учеников говорили
о том, что в некоторых семьях теперь часто по вечерам играют с детьми в
шахматы,
что
дети
стали
заметно
усидчивее.
Вопрос
приобретения
комплектов
шахмат
разрешился
сам
собой
–
это
были
подарки
ко
Дню
рождения, Новому году и т.п. Родители в целом положительно относятся к
урокам шахмат.
Всё это на примере работы нашей школы наглядно доказывает, что обучению
игре в шахматы в образовательных учреждениях быть!!!