Автор: Светлана Сергеевна Клейнова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №8
Населённый пункт: г.Клинцы
Наименование материала: доклад
Тема: « Воспитательная работа классного руководителя»
Раздел: начальное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт детства
Реферат на тему
« Воспитательная работа классного
руководителя»
Составила: студентка группы
14(09) ППО-ППНО
Новосибирск, 2017
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
1. Классный руководитель в воспитательной системе школы……………….4
2. Цель и задачи деятельности классного руководителя…………………….7
3. Функции воспитательной работы классного руководителя………………10
4. Организация воспитательной работы в классе…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………......22
2
Введение
Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации
педагог, занимающийся организацией, координацией проведением вне урочной
воспитательной работы.
Низкий
статус
воспитательной
работы
в
конце
двадцатого
и
начале
двадцать первого века в массовой школьной практике содействовал падению
эффективности
деятельности
классных
руководителей.
Фактически
складывалась
ситуация,
когда
ограниченность
возможностей
для
стимулирования
работы
классных
руководителей
в
значительном
числе
общеобразовательных
школ
сформировала
у
администрации
минимальные
требования, состоящие в решении, прежде всего, формальных задач (ведение
документации, проведение классных часов, родительских собраний). В тоже
время,
для
меньшего
числа
школ
стали
характерны
практики
высокой
сложности
воспитательной
работы
с
первичным
коллективом
(классные
воспитатели, тьюторы, классные кураторы).
Однако общий официальный фон и тон упоминаний о воспитательной
работе в начале нового тысячелетия в нашей стране изменился. В условиях
внедрения
стандартов
второго
поколения
особое
место
отводится
роли
и
функциям
классного
руководителя.
Деятельность
классного
руководителя
непосредственно
влияет
на
заключение
лежащего
в
основе
реализации
стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений
между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим
интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на
принципе
взаимного
согласия
обозначенных
сторон
–
субъектов
образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие
сторонами
взаимных
обязательств.
Классный
руководитель
становится
активным участником заключения взаимной договоренности между школой и
3
родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой
из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
Все
это
делает
изучение
вопросов,
связанных
с
деятельностью
классных
руководителей на сегодняшний день актуальным.
Цель
состоит в изучении основных направлений деятельности классного
руководителя.
Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:
1.
Определить
место
классного
руководителя
в
воспитательной
системе
школы.
2. Рассмотреть функции воспитательной работы классного руководителя.
3. Изучить основные формы работы классного руководителя.
1.
Классный руководитель в воспитательной системе школы
Основным
структурным
элементом
воспитательной
системы
школы
является
класс.
Именно
здесь
организуется
познавательная
деятельность,
формируются
социальные
отношения
между
учащимися.
В
классах
осуществляется
забота
о
социальном
благополучии
учащихся,
решаются
проблемы
досуга
детей
и
сплочения
коллективов,
формируется
соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором
деятельности
учащихся
в
классе,
координатором
воспитательных
воздействий
на
ученика
является
классный
руководитель.
Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их
родителями.
Классный
руководитель
-
учитель,
организующий
учебно-
воспитательную работу в порученном ему классе.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически
вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги
назывались
классными
наставниками,
классными
дамами.
Их
права
и
обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим
4
документом
в
деятельности
любой
школы.
Именно
он
очерчивал
круг
полномочий всех педагогов детского учреждения.
Классный
наставник,
воспитатель
обязан
был
вникать
во
все
жизненные
события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем,
формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен
был
быть
примером
во
всем,
даже
его
внешний
вид
был
образцом
для
подражания.
Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным
руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая
ответственность
за
воспитательную
работу
в
данном
классе.
Обязанности
классного
руководителя
рассматривались
как
дополнительные
к
основной
преподавательской работе.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как
гимназии,
лицеи
и
др.
Изменилась
деятельность
массовой
средней
общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного
руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
-
учитель-предметник,
одновременно
выполняющий
функции
классного
руководителя;
-
классный
руководитель,
выполняющий
только
воспитательные
функции
(освобожденный
классный
руководитель,
его
еще
называют
классный
воспитатель);
- в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника
(вариант
должности
освобожденного
классного
руководителя),
а
также
классного куратора, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских
функций педагога.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи,
содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится
возможным
проведение
целенаправленной
работы
с
каждым
учеником,
составление
индивидуальных
программ
развития
детей.
В
этом
случае
доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.
5
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя
не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами,
потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума,
возможностями самого педагога.
Разнообразна
позиция
классного
руководителя
в
детском
коллективе.
Она
определяется,
прежде
всего,
видом
совместной
деятельности:
в
учебной
работе
классный
руководитель
как
учитель
является
организатором
и
руководителем деятельности детей. Во внеучебной работе педагогу важно
занять позицию старшего товарища, рядового участника.
Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной,
самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора
работы до консультанта и советчика.
Существенно
отличается
деятельность
классного
руководителя
в
сельской
школе.
Значение
личностных
особенностей,
бытовых
условий
жизни,
отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к
каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей
в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня
детей,
подготовку
их
к
жизни
в
условиях
рыночных
отношений,
на
преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина
своей земли.
В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы
по
классам,
в
которых
обучаются
несколько
человек,
становится
неэффективной.
В
таких
школах
целесообразно
создание
разновозрастных
объединений
(8-15
человек)
и
замена
в
них
классных
руководителей
воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель
организует
индивидуальную
работу
с
учащимися,
родителями,
проводит
классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а
творческая
работа,
интересная
как
для
младших,
так
и
для
старших,
проведение
общешкольных
дел
осуществляются
в
разновозрастных
объединениях
под
руководством
старших
учеников.
В
зависимости
от
6
характера
и
сложности
проводимых
дел
классные
руководители
могут
участвовать
в
работе
как
консультанты
разновозрастных
коллективов,
как
временные
руководители
подготовительной
работы,
как
равные
члены
коллектива.
Организация
разновозрастных
объединений
предоставляет
большие возможности для развития самоуправления.
Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность
классного руководителя тоже основывается на этом документе.
2.
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель
деятельности
классного
руководителя
–
создание
условий
для
саморазвития
и
самореализации
личности
обучающегося,
его
успешной
социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
– формирование и развитие коллектива класса;
– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности,
самоутверждения
каждого
обучающегося,
сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
– формирование здорового образа жизни;
–
организация
системы
отношений
через
разнообразные
формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
– защита прав и интересов обучающихся;
– организация системной работы с обучающимися в классе;
– гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
–
формирование
у
обучающихся
нравственных
смыслов
и
духовных
ориентиров;
– организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.
Функции воспитательной работы классного руководителя
7
Классный руководитель выполняет несколько функций:
– аналитико-прогнастическую;
– организационно-координирующую;
– коммуникативную;
– контрольную.
Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:
– изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью
психолога
(как
правило,
определяется
тип
личности,
темперамент,
акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на
выявление
готовности
к
учебе
и
особенностей
интеллектуальной
деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально
приглашенный;
– изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого
служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а
руководителей X-XI классов – с классными руководителями средней школы. В
результате
педагоги
получают
первоначальные
сведения
о
коллективе
и
учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше
поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива.
Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение,
беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ
учащихся (например, сочинение «Наш класс»);
– анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у
психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения
о ней есть и у администрации школы;
– анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне
воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех
учителей
данного
класса,
чтобы
они
(выводы)
были
максимально
объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить
воспитательный
результат,
оценить
его
с
учетом
оценки
результата,
8
корректировать
профессиональную
деятельность.
Выявить
и
оценивать
результат
надо
через
определенные
промежутки
времени:
в
начальной
и
средней
школе
–
в
конце
каждой
четверти,
в
старшей
–
через
полгода.
Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителей класса –
надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.
Организационно-координирующая функция предполагает:
– установление контактов с родителями (иными законными представителями)
обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через
психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
– проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
–
организацию
внеурочной
деятельности
детей
(проведение
различных
мероприятий);
– работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом,
руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы
и V-VI (VII) классов – с воспитателями группы продленного дня;
–
организацию
в
классе
образовательного
процесса,
оптимального
для
развития
положительного
потенциала
личности
обучающихся
в
рамках
деятельности общешкольного коллектива;
– организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение
«малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других
мероприятий;
– стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том
числе в системе дополнительного образования детей;
– индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в
целом
с
учетом
данных
психолога,
социального
работника
и
личных
наблюдений;
– ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план
работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается:
9
– в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении
взаимоотношениями в классе;
–
в
формировании
оптимальных
отношений
в
системе
«учитель-ученик».
Здесь
классный
руководитель
выступает
как
посредник
в
случае
возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают
затяжными,
когда
обе
стороны
длительное
время
не
могут
прийти
к
соглашению.
Тогда
классному
руководителю
нужно
предложить
третье
решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
– в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с
людьми;
–
в
содействии
общему
благоприятному
психологическому
климату
в
коллективе класса;
–
в
оказании
помощи
обучающимся
в
формировании
коммуникативных
качеств.
Контрольные функции предполагают:
– контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;
– контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
3.
Функции воспитательной работы классного руководителя
Педагог,
выступающий
в
качестве
руководителя
детского
коллектива,
реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных
учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей,
сложившихся
между
ними
взаимоотношений,
строя
отношения
с
каждым
ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности
классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее
творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка,
создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей
по решению собственных проблем.
10
Классный
руководитель
–
центральное
лицо
воспитательного
процесса.
Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее
опытных и авторитетных учителей.
В соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х. Шакуровым,
целесообразно выделить три уровня функций.
К первому
уровню относятся
педагогические
и
социально-гуманитарные
функции, отнесенные им к группе целевых.
Эти функции направлены на создание условий для социального развития
учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных
личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них
необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности
классного руководителя:
воспитание учащихся;
социальная
защита
ребенка
от
неблагоприятных
воздействий
окружающей среды;
интеграция
усилий
всех
педагогов
для
достижения
поставленных
воспитательных задач.
Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.
Под
социальной
защитой
понимается
целенаправленная,
сознательно
регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных,
политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-
экологических
мер,
обеспечивающих
нормальные
условия
и
ресурсы
для
физического,
умственного
и
духовно-нравственного
развития
детей,
предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного
развития
ребенка
в
существующих
социально-экономических
условиях.
Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это
деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора,
помогающего
получить
детям
и
их
родителям
социальную
поддержку
и
социальные услуги.
11
Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую
очередь,
комплекс
психолого-педагогических
мер,
обеспечивающих
оптимальное
социальное
развитие
ребенка
и
формирование
его
индивидуальности,
адаптацию
к
существующим
социально-экономическим
условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные
проблемы,
быть
готовым
к
опережению
событий
и,
опираясь
на
точный
прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним
могут возникнуть.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного
руководителя
в
широком
и
узком
смысле
слова.
В
последнем
-
это
деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном
положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды,
сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной
социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты,
социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения,
благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом
остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным
категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным
категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.
Для
достижения
целей
воспитания
и
социальной
защиты
учащихся
классный
руководитель
должен
решать
ряд
частных
задач,
связанных
с
формированием
отношений
учащихся
со
своими
сверстниками
в
классе
(организация
коллектива,
его
сплочение,
активизация,
развитие
самоуправления).
Эти
задачи
определяют второй
уровень его
функций
-
социально-
психологических, к которым относится, прежде всего, организаторская.
Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной
детской
инициативы,
связанной
с
совершенствованием
жизни
региона,
микросреды, школы и самих школьников.
12
Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся,
сколько
оказывает
им
помощь
в
самоорганизации
разнообразной
деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного
общения, являющегося частью досуга.
Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива,
выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед
классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является
развитие ученического самоуправления.
Третий
уровень функций
классного
руководителя
выражает
требования,
вытекающие
из
логики
деятельности
самого
субъекта
управления
воспитательной деятельностью. Это - управленческие функции, к которым
относятся:
диагностическая,
целеполагания,
планирования,
контроля
и
коррекции.
Реализация
диагностической
функции
предполагает
выявление
классным
руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в
воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности
и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и
на характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя
диагностическую
функцию,
классный
руководитель
может
преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей
деятельности,
во-вторых,
диагностика
из
инструмента
изучения
личности
может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися
выработку
целей
воспитательной
деятельности.
Доля
участия
классного
руководителя
в
этом
процессе
зависит
от
возраста
школьников
и
уровня
сформированности классного коллектива.
Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом
развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные.
Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных
13
отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией
деятельности учащихся.
Логика
целеполагания
отражается
в
процессе
планирования
деятельности
классного руководителя.
Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу
класса
в
рациональной
организации
деятельности.
Назначение
плана
-
упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких
требований
к
педагогическому
процессу,
как
планомерность
и
систематичность, управляемость и преемственность результатов.
В
планировании
важно
тесное
сотрудничество
классного
руководителя
с
коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста.
Планировать следует то, что ведет к цели.
Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы
могут
быть
стратегическими,
или
перспективными,
тактическими,
или
рабочими.
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного
руководителя
-
это
обеспечение
постоянного
развития
воспитательной
системы.
Реализация
функции
контроля
предполагает
выявление,
с
одной
стороны,
положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в
процессе
воспитания
проблем.
На
основе
анализа
результатов
контроля
осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в
целом,
так
и
с
конкретной
группой
учащихся
или
отдельным
учеником.
Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны
администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция -
это
всегда
совместная
деятельность
классного
руководителя
и
коллектива
класса в целом, группы или отдельных учеников.
Рассмотренные
уровни
функций
определяют
содержание
деятельности
классного руководителя.
14
Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:
- организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для
развития
положительного
потенциала
личности
учащихся
в
рамках
деятельности общешкольного коллектива;
- оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно
лично, можно привлечь психолога);
- установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании
детей (лично, через психолога, социального педагога).
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот
человек,
который
непосредственно
организует
воспитательный
процесс
и
обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в
отдельности.
Критерии эффективности работы классного руководителя. Исходя из функций
классного руководителя, можно выделить две группы критериев (показателей)
эффективности его работы.
Первая группа - результативные критерии, показывающие, насколько
эффективно
реализуются
целевые
и
социально-психологические
функции.
Результативные
критерии
отражают
тот
уровень,
которого
достигают воспитанники в своем социальном развитии.
Вторая
группа
-
процессуальные
критерии,
позволяющие
оценить
управленческие функции классного руководителя: как осуществляются
педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в
процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье,
а
также
какие
процессы
деятельности
и
общения
учащихся
он
организует.
Эффективен
такой
труд
классного
руководителя,
в
котором
высоки
и
процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе
служат
позитивные
изменения
в
уровне
воспитанности
учащихся
и
их
взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей -
тех
средств
воздействия
и
той
атмосферы,
которые
способствовали
15
достижению тех или иных результатов. В школьной практике продолжает
оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним
и
формальным
показателям
-
успеваемость,
документация,
оформление
кабинета и т.д.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих
обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-
педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших
тенденциях,
способах
и
формах
воспитательной
деятельности,
владеть
современными технологиями воспитания.
Классный
руководитель
-
член
педагогического
коллектива.
Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под
управлением директора школы и его заместителей, в тесном контакте с иными
учителями. Однако по сопоставлению с другими учителями он чаще и больше
общается с учениками. Воспитательная работа классного руководителя не
ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьей. В
процессе обучения классный руководитель доходит до каждого воспитанника.
В любом классе, в том числе в самом организованном и дисциплинированном
необходима
ежедневная
воспитательная
работа,
нацеленная
на
создание
позитивных качеств и на преодоление негативных.
Как
уже
было
сказано,
классный
руководитель
по
сопоставлению
с
иными педагогами больше общается с семьей. Он информирует родителей об
учебной работе и поведении школьников, намечает совместно с ними пути
общей работы по их воспитанию.
Посреди главных качеств личности классного руководителя в первую
очередь следует именовать такие качества, как коммуникативная идейность,
общественная
активность,
нравственная
зрелость.
Данные
качества,
естественно, нужны любому педагогу. Однако в особенности важно обладать
ими классному руководителю. Так как он воспитывает собственных учеников
не
только
одним
словом,
однако,
и
личными
примерами,
собственным
16
поведением.
Не
маловажное
значение
для
классного
руководителя
имеют
такие
качества
его
личности,
как
увлечённость
профессией,
гуманное
отношение к ребятам, высокая требовательность к себе и своим учащимся.
Классному руководителю нужны и такие качества, как коммуникативность,
дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного
руководителя находится в зависимости и от наличия у него информационных
познаний
и
умений.
В
особенности
важно
обладать
умением
ясно,
выразительно,
логично
выложить
собственную
мысль,
уметь
убедить,
привлечь к себе.
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет
отбор
форм
работы
с
учащимися.
Все
их
многообразие
можно
классифицировать по разным основаниям:
по
видам
деятельности
-
учебные,
трудовые,
спортивные,
художественные и др.;
по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;
Классный
руководитель
по
сравнению
с
другими
учителями
выполняет
дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к
нему
предъявляются
высокие педагогические
требования,
выполнение
которых
создаёт
благоприятные
условия
для
повышения
качества
его
воспитательной деятельности.
Рассмотрим лишь некоторые из них.
1. Высокий моральный авторитет
Сила воспитательного воздействия классного руководителя на учащихся во
2. Наличие организаторских способностей
Воспитание детей – это прежде всего организация их жизнедеятельности.
Классный
руководитель,
обладающий
организаторскими
способностями,
обычно
не
берётся
за
все
дела
сам.
Он
умело
привлекает
актив
и
всех
остальных
учащихся,
помощников
из
числа
учителей,
родителей,
членов
производственных коллективов. В результате он успевает при меньшей затрате
17
сил
сделать
гораздо
больше
тех
классных
руководителей,
которые
за
всё
берутся сами и часто не доводят дело до конца.
3. Творческий подход к воспитательной работе
К организации воспитательной работе следует подходить творчески. Надо
постоянно
думать,
проявлять
инициативу
и
умело
решать
педагогические
проблемы.
Когда
классный
руководитель
работает
без
огонька,
его
деятельность
становится скучной, однообразной. Если же он проявляет инициативу и не
допускает шаблонов в своей работе, тогда он добивается серьёзных успехов в
воспитании.
4. Повышение квалификации классного руководителя
Сложная и многосторонняя воспитательная деятельность требует регулярной и
систематической работы по повышению квалификации. Не только молодые,
начинающие
классные
руководители,
но
и
опытные
воспитатели,
проработавшие в школе много лет, нуждаются в повышении квалификации.
Нельзя добиться серьёзных успехов в воспитании детей, если воспитатель
будет
надеяться
только
на
ранее
заученные
педагогические
правила
и
методические приёмы.
Вот пожалую основные требования, которые должен знать и выполнять
любой классный руководитель.
4.Организация воспитательной работы в классе.
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из
поколения
в
поколение
знания,
умения,
идеи,
социальный
опыт,
способы
поведения.
В узком смысле под воспитанием понимается целенаправленная деятельность
педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-
либо конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В
18
этом плане воспитание можно рассматривать как педагогический компонент
процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по
созданию
условий
для
социального
развития
человека.
Создание
таких
условий
осуществляется
через
включение
ребёнка
в
различные
виды
социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.
Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации
своих
профессиональных
функций,
то
эту
педагогическую
деятельность
называем воспитательной работой.
Воспитательная
работа,
проводимая
классным
руководителем,
включает
в
себя
реализацию
комплекса
организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения
оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания
в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их
реализации.
В
воспитательной
работе
классного
руководителя
следует
выделить три главных направления.
Первое связано с непосредственным воздействием на ученика:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его
интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
- сплочение коллектива
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третье
направление предполагает коррекцию
влияния
различных
субъектов
социальных отношений ребёнка:
- соц. помощь семье;
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
19
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Возникает вопрос о том, какова же цель и задачи воспитания. Вообще все
педагогические цели можно условно разделить на 2-е взаимообусловленные
группы: идеальные и актуальные. Опираясь на реальные цели воспитания,
можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Исходя из того,
что
результатом
воспитания
является
социальное
развитие
человека,
предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных
действиях, выделим 3 группы воспитательных задач, ориентированных на
результат воспитания ребёнка.
Первая
группа
задач связана
с
формированием
гуманистического
мировоззрения.
В
процессе
их
решения
происходит
процесс
присвоения
ребёнком
общечеловеческих
ценностей,
формирование
у
человека
гуманистических взглядов и убеждений.
Вторая
группа
задач неразрывно
связана
с
первой
и
направлена
на
формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.
Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и
стимулирования нравственного поведения детей.
Процесс
воспитания
должен
быть
ориентирован
на
результат
воспитания,
способствующий формированию социальности человека, т. е. его готовности к
участию
в
сложной
системе
социальных
отношений
в
экономической,
политической и духовной сферах.
Заключение
Воспитание
учащихся
является
неоспоримой
и
важнейшей
целью
всякого
общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой
невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера
(например,
телесного
или
этического)
большего
вреда
обществу
нанести
невозможно.
20
Итак,
педагогическая
деятельность
предполагает
организацию
преподавания
и
воспитательной
работы.
Организатором
воспитательной
работы в классе является классный руководитель.
На
сегодняшний
день
известны
разные
варианты
классного
руководства:
традиционный, когда учитель-предметник попутно осуществляет и функции
классного руководителя; должность освобожденного классного руководителя;
куратор параллели классов и др.
Можно выделить три основные группы функций классного руководителя:
- функции воздействия на ребенка: изучение индивидуальных особенностей
развития,
окружения,
интересов;
программирование
воспитательных
воздействий; реализация комплекса методов и средств; анализ эффективности
воспитательных воздействий;
-
функции
создания
воспитывающей
среды:
сплочение
коллектива;
формирование
благоприятной
психологической
атмосферы;
включение
в
разнообразные
виды
социальной
деятельности;
развитие
детского
самоуправления;
- функции коррекции влияния различных субъектов социальных отношений
ребенка:
педагогическая
помощь
семье;
взаимодействие
с
педагогическим
коллективом;
коррекция
воздействия
средств
массовой
коммуникации;
нейтрализация негативного воздействия социума; взаимодействие с другими
образовательными учреждениями.
В своей работе классный руководитель использует богатый арсенал различных
форм деятельности как в работе с учащимися, так и в работе с коллегами-
учителями и с родителями учеников.
В
наше
время
перед
любым
педагогом,
классным
руководителем,
воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина
этому
лежит
в
постоянной
смене
ценностей
общества.
Поэтому
изучение
ценностных
ориентаций
участников
педагогического
процесса
является
первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.
21
Используемая литература
1.
Шилова
М.И.
Проблема
ценностей
и
цели
воспитания.
//
Классный
руководитель. 2001. № 3.
2 .Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.:
Педагогическое общество России, 2000.
3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.:
Гардарики, 2000.
4. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. –
М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. //
Классный руководитель. 2001. № 6.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в
школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2000.
22