Напоминание

"Способы мотивации учебной деятельности обучающихся."


Автор: Беззубова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель музыкально-инструментального класса
Учебное заведение: ГБПОУ Самарской области "Самарский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Способы мотивации учебной деятельности обучающихся."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Способы мотивации учебной деятельности обучающихся.

Беззубова Наталья Викторовна. преподаватель музыкально-

инструментального класса, ГБПОУ Самарской области «Самарский

социально-педагогический колледж» Россия, г.Самара,

Сегодня в образовании особое внимание уделяется проблеме

мотивации познавательной и учебной деятельности обучающегося. Так как,

современное общество предъявляет все более высокие требования к

будущему специалисту: умения мыслить, решать нестандартные задачи,

искать альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия

своей деятельности. Всему этому способствует высокий уровень мотивации

учебной деятельности.

Мотивация является главной движущей силой в процессе

формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным

становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности

обучающихся. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно

влиять. Даже если выбор будущей профессии обучающимся был сделан не

вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно

формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь

будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном

становлении.

На успешность обучения большое влияние оказывают различные

социально- психологические факторы: мотивы, ценностные установки и

потребности, интересы, социальное окружение, межличностные отношения.

Выбор профессии - важный вопрос в жизни человека, и от того,

насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и

удовлетворенности человека своим трудом, стремление повышать свою

квалификацию и многое другое. Мотивы выбора профессии многочисленны и

разнообразны. Они включают осознание важности данной профессии. Ряд

побуждений связан с определенными особенностями профессии, с

содержанием и характером труда, его условиями и особенностями.

Итак, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих

сил, которые побуждают человека к деятельности, направленную на

достижение определенных целей. Эти силы находятся как внутри, так и вне

человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые

поступки.

Развитие положительной учебной мотивации у обучающихся является

одним из условий благоприятного личностного роста и эффективной

профессиональной подготовки.

Так, педагогическими условиями развития положительной учебной

мотивации могут быть:

1) формирование учебно-познавательной активности обучающихся

посредством применения активного и интерактивного обучения. Чем

активнее методы обучения, тем больше будет заинтересованным

обучающийся;

2) введение коммуникативно-развивающего процесса познания через

инициативность и умственную самостоятельность. Большую роль в

формировании интереса к обучению играет нестандартное нетрадиционное

обучение, столкновение обучающихся с проблемными ситуациями

(трудностями), которые они не могут разрешить при помощи имеющегося у

них запаса знаний;

3) использование интерактивного обучения с применением

электронных образовательных ресурсов и информационных технологий;

Также существенным условием является эмоциональная сторона

учебного материала, слово преподавателя.

Преподаватели знают, что обучающегося нельзя учить успешно, если

он относится к учению без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у

обучающегося положительной мотивации к учебной деятельности. Считаю,

для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно,

чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не

только были понятны, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они

приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную

точку в его переживании.

В психологии известно достаточно много конкретных способов,

вызывающих интерес обучающихся к учебной деятельности. Рассмотрим

некоторые из них:

1. Целеполагание. Огромную роль в формировании мотивации играют

цели занятия. Цель должна указывать на ее достижения, у педагога должны

быть способы и приемы проверить достигнута ли цель. Необходимо

обеспечить понимание и принятие цели студентами как собственной,

значимой для духовного и личностного становления.

2. Убеждение обучающихся в практической значимости изучаемого.

Практические задания способствуют активизации мысли, убеждают

обучающихся в необходимости получаемых знаний. Преподаватель должен

акцентировать внимание на тех аспектах содержания учебного материала,

которые будут необходимы обучающимся в дальнейшей практической

деятельности.

3. Эмоциональное воздействие- воздействие на чувства: сомнения,

интерес, и т.д.

Конечно, для поддержания мотивации обучающихся

необходимы в первую очередь положительные эмоции:

- связанные с учебным заведением в целом;

-обусловленные отношениями с преподавателями, другими

обучающимися;

-связанные с осознанием обучающимся своих больших возможностей и

способностей;

4. Стимулирование новых достижений. Стремление быстро и

качественно закончить работу, чтобы получить более высокий уровень

профессиональной квалификации. Способами такой стимуляции может

служить порицание и похвала. Для того, чтобы стремиться к чему –то новому

обучающийся должен быть доволен своим положением (положением в

группе, оценкой, похвалой преподавателя.)

5. Объективность в оценке деятельности обучающихся. Оценка

мотивирует, когда:

– может помогать понять обучающимся, что важно;

– может помогать обучающимся обнаруживать, что они не знают;

– может помогать студентам обнаруживать, что они не умеют делать;

– может помогать понять отслеживать им собственный процесс

движения в содержании.

– показывает сильные стороны работы, фиксируя слабые моменты,

предлагает или показывает способы их преодоления (развития)

Итак, высокая мотивация обучающихся в процессе учебной

деятельности будет основой для их успешного обучения. Преподаватель

должен предусматривать применение разных способов мотивации обучения.

Разнообразие форм, неравнодушное отношение преподавателя, создание им в

процессе обучения особой мотивационной среды способны изменить общую

ситуацию и сформировать в обучающемся устойчивую мотивацию к

целенаправленной и регулярной учебной работе.

Список используемой литературы

1. Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988.

2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном

возрасте / А.К. Маркова [Электронный ресурс] // Психология [Сайт]. - Режим

доступа: URL: psymania/raznoe/307.php. - 27.02.2013. 6. Подласый

И. П. Педагогика: Новый курс. М, 2003

3. Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев

1989.

4. Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся. М., 1988.

5. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2000.



В раздел образования