Автор: Беззубова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель музыкально-инструментального класса
Учебное заведение: ГБПОУ Самарской области "Самарский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Способы мотивации учебной деятельности обучающихся."
Раздел: среднее профессиональное
Способы мотивации учебной деятельности обучающихся.
Беззубова Наталья Викторовна. преподаватель музыкально-
инструментального класса, ГБПОУ Самарской области «Самарский
социально-педагогический колледж» Россия, г.Самара,
Сегодня в образовании особое внимание уделяется проблеме
мотивации познавательной и учебной деятельности обучающегося. Так как,
современное общество предъявляет все более высокие требования к
будущему специалисту: умения мыслить, решать нестандартные задачи,
искать альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия
своей деятельности. Всему этому способствует высокий уровень мотивации
учебной деятельности.
Мотивация является главной движущей силой в процессе
формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным
становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности
обучающихся. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно
влиять. Даже если выбор будущей профессии обучающимся был сделан не
вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно
формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь
будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном
становлении.
На успешность обучения большое влияние оказывают различные
социально- психологические факторы: мотивы, ценностные установки и
потребности, интересы, социальное окружение, межличностные отношения.
Выбор профессии - важный вопрос в жизни человека, и от того,
насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и
удовлетворенности человека своим трудом, стремление повышать свою
квалификацию и многое другое. Мотивы выбора профессии многочисленны и
разнообразны. Они включают осознание важности данной профессии. Ряд
побуждений связан с определенными особенностями профессии, с
содержанием и характером труда, его условиями и особенностями.
Итак, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих
сил, которые побуждают человека к деятельности, направленную на
достижение определенных целей. Эти силы находятся как внутри, так и вне
человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые
поступки.
Развитие положительной учебной мотивации у обучающихся является
одним из условий благоприятного личностного роста и эффективной
профессиональной подготовки.
Так, педагогическими условиями развития положительной учебной
мотивации могут быть:
1) формирование учебно-познавательной активности обучающихся
посредством применения активного и интерактивного обучения. Чем
активнее методы обучения, тем больше будет заинтересованным
обучающийся;
2) введение коммуникативно-развивающего процесса познания через
инициативность и умственную самостоятельность. Большую роль в
формировании интереса к обучению играет нестандартное нетрадиционное
обучение, столкновение обучающихся с проблемными ситуациями
(трудностями), которые они не могут разрешить при помощи имеющегося у
них запаса знаний;
3) использование интерактивного обучения с применением
электронных образовательных ресурсов и информационных технологий;
Также существенным условием является эмоциональная сторона
учебного материала, слово преподавателя.
Преподаватели знают, что обучающегося нельзя учить успешно, если
он относится к учению без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у
обучающегося положительной мотивации к учебной деятельности. Считаю,
для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно,
чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не
только были понятны, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они
приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную
точку в его переживании.
В психологии известно достаточно много конкретных способов,
вызывающих интерес обучающихся к учебной деятельности. Рассмотрим
некоторые из них:
1. Целеполагание. Огромную роль в формировании мотивации играют
цели занятия. Цель должна указывать на ее достижения, у педагога должны
быть способы и приемы проверить достигнута ли цель. Необходимо
обеспечить понимание и принятие цели студентами как собственной,
значимой для духовного и личностного становления.
2. Убеждение обучающихся в практической значимости изучаемого.
Практические задания способствуют активизации мысли, убеждают
обучающихся в необходимости получаемых знаний. Преподаватель должен
акцентировать внимание на тех аспектах содержания учебного материала,
которые будут необходимы обучающимся в дальнейшей практической
деятельности.
3. Эмоциональное воздействие- воздействие на чувства: сомнения,
интерес, и т.д.
Конечно, для поддержания мотивации обучающихся
необходимы в первую очередь положительные эмоции:
- связанные с учебным заведением в целом;
-обусловленные отношениями с преподавателями, другими
обучающимися;
-связанные с осознанием обучающимся своих больших возможностей и
способностей;
4. Стимулирование новых достижений. Стремление быстро и
качественно закончить работу, чтобы получить более высокий уровень
профессиональной квалификации. Способами такой стимуляции может
служить порицание и похвала. Для того, чтобы стремиться к чему –то новому
обучающийся должен быть доволен своим положением (положением в
группе, оценкой, похвалой преподавателя.)
5. Объективность в оценке деятельности обучающихся. Оценка
мотивирует, когда:
– может помогать понять обучающимся, что важно;
– может помогать обучающимся обнаруживать, что они не знают;
– может помогать студентам обнаруживать, что они не умеют делать;
– может помогать понять отслеживать им собственный процесс
движения в содержании.
– показывает сильные стороны работы, фиксируя слабые моменты,
предлагает или показывает способы их преодоления (развития)
Итак, высокая мотивация обучающихся в процессе учебной
деятельности будет основой для их успешного обучения. Преподаватель
должен предусматривать применение разных способов мотивации обучения.
Разнообразие форм, неравнодушное отношение преподавателя, создание им в
процессе обучения особой мотивационной среды способны изменить общую
ситуацию и сформировать в обучающемся устойчивую мотивацию к
целенаправленной и регулярной учебной работе.
Список используемой литературы
1. Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988.
2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте / А.К. Маркова [Электронный ресурс] // Психология [Сайт]. - Режим
доступа: URL: psymania/raznoe/307.php. - 27.02.2013. 6. Подласый
И. П. Педагогика: Новый курс. М, 2003
3. Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев
1989.
4. Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся. М., 1988.
5. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2000.