Напоминание

"Мы песней вспомним о войне"


Автор: Таболова Ольга Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: РСО-Алания г.Алагир
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы песней вспомним о войне"
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект урока музыки

«Мы песней вспомним о

войне».

Учитель МБОУ СОШ №3

Таболова О.М.

Класс: 6

Предмет: Музыка.

Тема урока: «Мы песней вспомним о войне».

Тип урока: Урок повторения, систематизации обобщения знаний.

Цель урока: На примере песен ВОВ, показать роль музыки в истории нашей

Родины, их значение в воспитании патриотизма современного человека.

Задачи урока:

Воспитательная:

-через

эмоциональное

воздействие

военной

песни

во спитывать

патриотические

чувства у подрастающего поколения, любовь к

своей

Родине, уважение к старшему поколению.

Образовательная:

- через творчество композиторов познакомить

учащихся с историческим

прошлым нашей Родины.

Развивающая:

-развивать

творческое,

нестандартное

мышление

и

воображение

уч-ся

посредством

слушания

и

анализа

музыкальных

произведений,

ассоциативных связей музыки с литературой, историей, изобразительным

искусством.

УУД:

Личностные:

-внутренняя позиция школьника

на уровне положительного отношения к

занятиям музыкой, к школе.

-ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Метапредметные:

-умение определять цель, находить разные способы решения учебной задачи;

-умение сравнивать, делать выводы;

-умение работать в парах, вести диалог.

Предметные:

-организация деятельности по выявлению знаний по теме: «Песни Великой

Отечественной войны».

-развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки.

Оборудование:

Компьютер,

мультимедийный

проектор,

аккордеон,

аудиозаписи песен, презентация.

Оформление:

На доске высказывания о военной песне: «Песня - боевая

подруга». «Песня - винтовка в руках солдата».

Музыкальный материал:

«Победная весна 45-го» Т. Ананьиной

«Священная война» А. Александрова.

«Катюша» М. Блантера.

«Военные частушки».

«На безымянной высоте» М. Баснера.

«Журавли» Я. Френкеля.

«Песня о братьях Газдановых».

«О той весне» Т. Плотниковой.

«Нам не забыть».Г.Шарин.

ХОД УРОКА:

Вход учащихся в класс под песню Т.Ананьиной «Победная весна 45-го».

-Музыкальное приветствие.

-Беседа о прозвучавшей песне.

-Подготовка к определению темы урока.

На экране названия песен:

«Синий платочек».

«Баллада о солдате».

«Темная ночь».

«В землянке».

«Смуглянка».

«Хотят ли русские войны?».

«Эх, дороги».

«Бухенвальдский набат».

«День Победы».(Слайд №2).

- Что объединяет эти песни? ( Эти песни о войне).

-А, что такое «война»? (смерть, разруха, страх, горе, слезы, боль…)

-А, можно ли с помощью песен узнать о войне больше? (ответы детей).

(Определение темы урока).

ТЕМА УРОКА: « Мы песней вспомним о войне ».(Слайд №3)

Эпиграфом к уроку нам послужат слова В. Лебедева - Кумача:

«Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя спросит

Музыки вдвойне».

-Военная песня начала свое существование с первого дня войны. Уже

24

июня

1941

года

в

газетах

«Красная

звезда»

и

«Известия»

было

опубликовано стихотворение Василия Лебедева - Кумача «Священная война».

Прочитав

в

газете

проникновенные

строки,

композитор

Александр

Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на 5-тый день войны

перед

отправляющимися

на

фронт

солдатами,

на

площади

Беларусского

вокзала, состоялась премьера песни. Отсюда за считанные дни, зовущая к

подвигам песня распространилась по всему Союзу.

-«Священная война» А. Александрова – слушание песни (1куплет) с

показом видеофильма.

-К чему призывает песня? ( Встать на борьбу с врагом не только одного

человека, но и всю страну).

-С собой солдаты на фронт первое время взяли песни мирного времени,

некоторые из этих песен стали во время войны любимыми. Назовите мне

хотя бы одну из таких песен (« Катюша» М.Блантера).

-Расскажите мне об истории создания этой песни (ответы детей).

Песня была написана в мирное время, в 1938 году. Во время войны она

стала одной из любимейших песен солдат. Ее знали и пели на всех языках,

часто изменяя текст. Пели о Катюше медсестре, о Катюше почтальоне, О

Катюше бойце…

В Италии песня была партизанским паролем, в Токио

(Япония) клуб любителей песни назван «Катюша». «Катюшей» в годы войны

называли ракетные установки на боевых машинах.

А, сама девушка Катя

Иванова была родом из Кубани, ушла на фронт молоденькой девчонкой,

прошла всю войну, была ранена, имела несколько боевых наград. После

войны наша рукопись песни «Катюша» и сделала в ней надпись « Эта песня

посвящается мне, Кати Ивановой из Кубани».

-Исполняется песня «Катюша» М.Блантера, по группам, стоя.

-Нужна ли была песня на войне, для чего? (ответы детей).

С первого дня войны, до победного праздничного салюта, песня всегда

была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения

фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный

друг, она не покидала фронтовиков и в минуту грусти, скрашивала разлуку с

близкими и родными. Она шла с солдатами в бой, вливала в него новые силы,

отвагу, смелость… С судьбами людей тесно переплетались и судьбы песен.

Каждая песня военных лет – это частица чьей-то жизни, событие чьей-то

судьбы. В них слышим гордость за свой народ, боль от потери близких,

желание защитить Родину.

Песни военных лет разнообразны: (Слайд №4)

-Песни - раздумья.

-Песни - память.

- Песни - боевые.

-Песни - героические.

---------- ???- (частушки)

(дети должны догадаться о каких песнях идет речь).

-Играю на аккордеоне мелодию частушек.

-Что это за песни? (частушки).

-А могла ли быть на войне частушка? (ответы детей).

-Мелодия частушки взята из мирной жизни, а вот текст солдаты

сочиняли сами, читаю куплеты частушек:

1. «Гитлер вздумал угоститься

Чаю тульского напиться

Зря, дурак позарился

Кипятком ошпарился».

2. «Ехал Гитлер на Москву

На машинах - таночках

А оттуда, из Москвы

На разбитых саночках».

3. «У Московских у ворот

Удивляется народ

Немцы ходят в наступленье

Только задом наперед».

4. «Скоро Гитлеру могила

Скоро Гитлеру капут

А Советские машины

По Берлину побегут».

-Слушание солдатских частушек.

- Какие чувства вызвали в вас частушки? (ответы детей).

- А, какие чувства частушки могли вызывать у солдат?( ответы детей).

- События, о которых поется в песнях военных лет, реальны. Все это

было в действительности:

«Калужская

область, поселок Рубежанка, недалеко

от него высота,

обозначенная на карте того времени 224,1 м.

Несколько раз поднимались наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с

этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было, во что бы то ни

стало.

Эту

боевую

задачу

взялись

выполнить

группа

воинов

718-го

стрелкового полка в составе 18 бойцов, сибиряков-добровольцев, которую

возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они

подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя

овладели высотой. А потом геройски удерживали ее, истекая кровью, но, не

сдаваясь. 18 против 300 немцев.

Бойцы,

отбивавшие

одну

атаку

за

другой,

нуждались

хотя

бы

в

передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные

диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И

тогда

один

из

них,

Николай

Годенкин,

решил

взять

огонь

на

себя.

В

окровавленной и изодранной гимнастерке он поднялся во весь рост и пошел

прямо на гитлеровцев.

Рука его была перебита, и поэтому он держал автомат в правой руке,

стреляя из него на ходу. Так он прошел метров 15-20. Казалось, шел долго.

На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать

несколько шагов вперед.

(Слайд №5).

Выяснилось, что после боя за высоту, в живых осталось лишь двое…

Один из них – Герасим Ильич Лапин - был оглушен и контужен в бою.

Засыпанный

землей

от

разрыва

снаряда,

он

пролежал

под

кустом

до

наступления темноты, а потом добрался к своим… Другой защитник высоты

-

Константин

Николаевич

Власов

был

ранен,

попал

в

плен.

Бежал,

скрываясь в лесу, а затем воевал в партизанском отряде…

Оба дожили до того дня когда на месте их боя и гибели товарищей был

сооружен памятник».

-Какое впечатление произвела на вас эта история?

- Какой песне она близка? (« На безымянной высоте» В. Баснера).

-Можно ли назвать этих солдат героями? Почему?(ответы детей).

-О героях поют стоя (исполняют песню по рядам и вместе).

- Исполнение песни «На безымянной высоте».

- А, можно назвать героями песни военных лет?

- Можно ли песне военных лет поставить памятник и как он должен

выглядеть? (ответы детей).

- Такие песни есть, памятный знак поставлен песне «В землянке»

(слайд №6), он был установлен в деревне Кашино, под Москвой,1998 году на

месте землянки, в которой в ноябре 1941 года, фронтовой корреспондент и

поэт

Алексей

Сурков,

попавший

во

вражеское

окружение

и

чудом

выживший,

написал

стихи,

впоследствии

ставшие

песней.

Выкопали

эту

землянку, во дворе своего дома, братья Михаил и Владимир Кузнецовы. Чуть

позднее был написан ответ на песню «В землянке».

- Исполнение песни «В землянке» с ответным вариантом.

Ответ на песню "В землянке"

Музыка: К.Листов Слова: ?

1. Я услышала голос с тоской,

Что ты пел из землянки сырой,

Я услышала голос родной

В белоснежных полях под Москвой...

Ты не просто тоскуй обо мне-

-Заплутавшее счастье зови,-

-Бей сильнее врага под Москвой,

Своё счастье в бою сбереги.

2. Это верно, что я далеко...

Хоть дойти до меня нелегко,

Но бываю всегда я с тобой.

Будь героем, любимый, родной!

Никогда не страшись ты врага,

Хоть до смерти четыре шага,

Если надо - умри за народ,

Но - ни шагу назад, всё вперёд!

3. Я хочу, чтоб услышал и ты,

Чтоб шептали мне те же кусты.

Через трупы фашистов и кровь,

Ты, мой милый, вернёшься домой.

И вернёшься с войны ты домой,

Будем счастливы, милый, с тобой,

О любви ты тогда мне споёшь,

Что ты пел из землянки сырой...

- Письмо А.Суркова стало песней, у меня для вас тоже есть письма, но

мои письма с заданиями. В этих письмах слова, которые должны стать

песнями.

Раздаю конверты, в которых слова из песен расположены хаотично, уч-

ся должны собрать куплет или припев песни. Задание выполняют под музыку

П. Мориа из к/ф «Весна45-го».

1.

Скромный, платочек, синенький.

С плеч, опушенных, падал.

Что не забудешь, говорила, ты.

Встреч, радостных, ласковых. ( «Синий платочек» Е.Петерсбурский).

2. Далек, был, от нас, день Победы, как он.

В костре потухшем, как, уголек, таял.

Версты, были, в пыли, обгорелые.

Приближали, этот день, мы, как могли. («День Победы» Д. Тухманова).

3. Клен, лист, зеленый, резной, раскудрявый.

Пред тобой, я влюбленный, и смущенный.

Да клен, кудрявый, зеленый, клен.

Резной, да раскудрявый.(«Смуглянка» А.Новикова).

4. Хмуро, тучи, на границе, ходят.

Тишиной, край, объят, суровый.

Берегов, у суровых, Амура.

Родины, часовые, стоят.(«Три танкиста» Д.Покрасс).

«ЖУРАВЛИ» Я. Френкеля.

В августе 1965 года, советская делегация деятелей культуры побывала в

японском городе Херосиме. Это было спустя 20лет после окончания войны. В

составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов (слайд). Один из

памятников, установленных в центре Херосимы-девочка с журавлем в руках.

Девочка, которой было всего 12 лет, девочкой , которая верила старинной

японской легенде, что если она сделает 1000 журавликов из бумаги, то

страшная болезнь ,последствия той страшной бомбардировки , отступит.

Девочка умерла, так и не успев сделать 1000журавликов. Звали ее

Садако Сасаки. Эта японская легенда о белых журавлях вдохновила поэта на

написание стихотворения «Журавли», оно было написано на родном аварском

языке, сразу после возвращения из Японии.

История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о

своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Через 3 года,

друг поэта, поэт Наум Гребнев перевел стихотворение на русский язык и

опубликовал

его

в

журнале

«Новый

мир».

Именно

в

этом

журнале

стихотворение увидел Марк Бернес (слайд), который услышал в нем что-то

свое. Бернес был в то время безнадежно болен и он почувствовал , что эта

песня может стать его прощанием , его личным реквиемом.

-А, что такое реквием? (ответы детей).

Убедив

Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском

тексте

(слово «джигиты» было заменено на слово «солдаты»), Марк Бернес

обратился к своему другу композитору Яну Френкелю с просьбой написать

музыку (слайд).

8 июля 1965года Марк Бернес приехал в студию звукозаписи. Он знал,

что дни его сочтены в буквальном смысле слова, поэтому очень торопился

записать песню, ставшую последней песней в его жизни. Во время записи

песни у Бернеса в глазах стояли слезы.

Через месяц , 16 августа 1969 года, Марк Бернес ушел из жизни. По его

завещанию, на похоронах звучали его любимые песни, среди которых была

песня «Журавли». Друзья прощались с ним, слушая его голос.

Через много лет песня прозвучала в Японии. Лучшим исполнителем

песни остался Марк Бернес.

-Слушание песни «Журавли» (видеоролик).

-Как воздействует песня на слушателя?

-Какие чувства вызывает?

-Какая песня по характеру?

Для ответов использую на экране слова - подсказки: (Слайд).

НАПЕВНО

ТРОГАТЕЛЬНО

ТОСКЛИВО

МОЛИТВЕННО

СДЕРЖАННО

СЕРДЕЧНО

МЯГКО

каким

историческим

местом

в

Осетии

созвучна

эта

песня?

(Памятник братьям Газдановым).( Слайд «Семь журавлей»).

-Что общего между песней и памятником? (ответы детей).

-Памятник «Семь журавлей», был открыт 9 мая 1975года, к 30-летию

Победы. Автор – скульптор Сергей Санакоев.

-Позднее была написана песня

о

Газдановых и прозвучит она в

исполнении Валерия Танклаева. (Слайд)

-Слушание

осетинской

героической

песни

«Песня

о

братьях

Газдановых».

-К какому виду относится эта песня? (вид героической песни, в ней

поется о героях).

-Композиторская она или народная? (народная, исполняется а kapella).

-Можно ли считать полными знания о войне без знания этих песен?

-Нужны ли сегодняшнему поколению песни о войне?

-В чем сила этих песен?

-Нужно ли знать эти песни? Исполнять их?

«За мирное чистое небо

За птиц голосов перезвон

За то, что живем мы на свете

От чистой души Вам поклон!

Спасибо, родные наши

Что землю для нас сберегли

Спасибо живым и павшим

Спасибо, что нет войны!».

Исполняется песня Т.Плотниковой «О той весне».

Домашнее задание: Выучить наизусть текст песни «Журавли».

Самостоятельно оценить свою работу на уроке, записать тему урока в

дневник и поставить свою оценку работы на уроке.

Рефлексия – «Букет ветеранам».

Из

гвоздик,

сделанных

из

цветной

бумаги,

выбрать

цвет

близкий

настроению (желтый - мне не понравился урок, красный- мне было хорошо

на уроке и я узнал(а) что-то новое, оранжевый - затрудняюсь сказать…)

Под песню Г. Шарина «Нам не забыть», собрать букет в вазу, выход из

класса.



В раздел образования