Напоминание

Мотивация самостоятельного чтения художественного произведения на английском языке.


Автор: Корначева Марина Александровна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГКОУ Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства Обороны РФ"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация самостоятельного чтения художественного произведения на английском языке.
Раздел: полное образование





Назад




Мотивация самостоятельного чтения художественного произведения на

английском языке.

Самостоятельное чтение как разновидность учебной деятельности в целом

характеризуется теми же особенностями, что и любая другая деятельность,

т.е.

имеет

цель,

мотив.

Определённые

способы

выполнения

действий,

направленных на достижение определённого результата, однако они носят

специфический характер.

Чтение формирует самостоятельное эстетическое отношение к окружающему

миру,

критическое,

творческое

мышление,

гуманистические

ценностные

ориентации

в

процессе

знакомства

с

лучшими

литературными

произведениями зарубежной литературы. Таким образом, чтение является

особым видом человеческой деятельности, который, затрагивая личность

обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы,

предполагает

интерпретацию

прочитанного,

соотнесение

содержания

произведения со своим личным опытом и умение аргументировано изложить

своё

понимание

проблем,

затронутых

в

художественном

произведении

в

соответствии с данным уровнем развития человеческого мышления.

Самостоятельное

чтение

способствует

расширению

кругозора,

позволяет

удовлетворять

запросы

и

интересы

личности,

является

дополнительным

источником и средством увеличения лексического запаса и развития устной

речи. Кроме того, сегодня, когда в учебный процесс прочно входят различные

компьютерные технологии, интернет, создаются специальные интерактивные

программы

обучения

чтению,

что

значительно

у в е л и ч и в а е т

привлекательность

данного

вида

деятельности

для

учащихся

и

в

целом

повышает

эффективность

самостоятельной

работы.

Продуктивность

самостоятельного чтения зависит от наличия интереса к чтению, скорости

чтения,

общего

уровня

психологической

и

педагогической

готовности

учащихся

к

самостоятельному

чтению

на

иностранном

языке.

К

самостоятельной

работе

предъявляется

ряд

требований:

увлекательность

форм,

процесса

и

материала

работы,

добровольность,

необходимость

реализации межпредметных связей, знание процедуры выполнения, умение

пользоваться текстом как средством обучения.

Проблема чтения, в частности самостоятельного чтения, остается актуальной.

Чтение во внеурочной форме будет успешным в случае высокой мотивации

учащихся, если преподаватель является главным направляющим в данной

ситуации. У многих учащихся слабо сформированы стратегии и техники

выявления смыслов литературного текста, поэтому преподавателю

иностранного языка рекомендуется уделить особое внимание чтению. Задача

преподавателя –показать и научить как правильно работать с текстом, в

данном случае на материале короткого рассказа. Преподаватель на уроке с

помощью системы заданий регулирует и направляет мыслительную

деятельность учащихся. Для этого он четко определяет для себя этапы работы

с конкретным текстом.

С методической точки зрения последовательность работы с литературным

текстом распределяется на три этапа.

Дотекстовая работа включает в себя:

Введение в ситуацию, общий настрой на чтение;

Обсуждение информации об авторе (учащиеся могут заранее

приготовить информацию об авторе, его творчестве);

Введение в проблематику текста, активизацию знаний, имеющихся у

учащихся по проблеме. Возможно предоставление небольшого

количества времени на просмотровое, ознакомительное чтение;

Снятие языковых трудностей. Преподаватель заранее выделяет

несколько предполагаемых незнакомых слов, которые могут вызвать

затруднение в ходе перевода;

Работа во время чтения: текст предъявляется в виде отдельных частей,

восприятие каждой из которых подготавливается специальными вопросами

преподавателя, рассчитанными в первую очередь на выявление гипотез,

ожиданий читателя от содержания текста.

Совпадения или расхождения в ожиданиях дают возможность выявить и

осознать авторские смыслы произведения, а также межкультурные различия в

отражении действительности.

Возможны задания на уточнение информации (“Верно ли утверждение…”),

поиск конкретной информации в тексте (например, описание героя, места),

вопросы, требующие конкретного ответа; выделение определенных слов-

прилагательных, которые помогут описать героев.

Работа после прочтения текста чаще всего проходит в виде обобщающей

дискуссии, направляемой преподавателем с помощью специальных вопросов,

которые помогают подтвердить или скорректировать первоначальные

гипотезы по проблеме, дать оценку тексту, ответить на оставшиеся

открытыми вопросы, развернуть беседу с использованием новых слов.

Подобные задания дают возможность учащимся научиться работать с

текстами. Исходя из того, что особенностью чтения коротких рассказов

является возможностью осуществления чтения как в рамках занятий по

домашнему чтению, так и в индивидуальной форме, проведение подобных

уроков позволит в дальнейшем давать учащимся короткие рассказы на

самостоятельное чтение.



В раздел образования