Автор: Корначева Марина Александровна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГКОУ Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства Обороны РФ"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация самостоятельного чтения художественного произведения на английском языке.
Раздел: полное образование
Мотивация самостоятельного чтения художественного произведения на
английском языке.
Самостоятельное чтение как разновидность учебной деятельности в целом
характеризуется теми же особенностями, что и любая другая деятельность,
т.е.
имеет
цель,
мотив.
Определённые
способы
выполнения
действий,
направленных на достижение определённого результата, однако они носят
специфический характер.
Чтение формирует самостоятельное эстетическое отношение к окружающему
миру,
критическое,
творческое
мышление,
гуманистические
ценностные
ориентации
в
процессе
знакомства
с
лучшими
литературными
произведениями зарубежной литературы. Таким образом, чтение является
особым видом человеческой деятельности, который, затрагивая личность
обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы,
предполагает
интерпретацию
прочитанного,
соотнесение
содержания
произведения со своим личным опытом и умение аргументировано изложить
своё
понимание
проблем,
затронутых
в
художественном
произведении
в
соответствии с данным уровнем развития человеческого мышления.
Самостоятельное
чтение
способствует
расширению
кругозора,
позволяет
удовлетворять
запросы
и
интересы
личности,
является
дополнительным
источником и средством увеличения лексического запаса и развития устной
речи. Кроме того, сегодня, когда в учебный процесс прочно входят различные
компьютерные технологии, интернет, создаются специальные интерактивные
программы
обучения
чтению,
что
значительно
у в е л и ч и в а е т
привлекательность
данного
вида
деятельности
для
учащихся
и
в
целом
повышает
эффективность
самостоятельной
работы.
Продуктивность
самостоятельного чтения зависит от наличия интереса к чтению, скорости
чтения,
общего
уровня
психологической
и
педагогической
готовности
учащихся
к
самостоятельному
чтению
на
иностранном
языке.
К
самостоятельной
работе
предъявляется
ряд
требований:
увлекательность
форм,
процесса
и
материала
работы,
добровольность,
необходимость
реализации межпредметных связей, знание процедуры выполнения, умение
пользоваться текстом как средством обучения.
Проблема чтения, в частности самостоятельного чтения, остается актуальной.
Чтение во внеурочной форме будет успешным в случае высокой мотивации
учащихся, если преподаватель является главным направляющим в данной
ситуации. У многих учащихся слабо сформированы стратегии и техники
выявления смыслов литературного текста, поэтому преподавателю
иностранного языка рекомендуется уделить особое внимание чтению. Задача
преподавателя –показать и научить как правильно работать с текстом, в
данном случае на материале короткого рассказа. Преподаватель на уроке с
помощью системы заданий регулирует и направляет мыслительную
деятельность учащихся. Для этого он четко определяет для себя этапы работы
с конкретным текстом.
С методической точки зрения последовательность работы с литературным
текстом распределяется на три этапа.
Дотекстовая работа включает в себя:
Введение в ситуацию, общий настрой на чтение;
Обсуждение информации об авторе (учащиеся могут заранее
приготовить информацию об авторе, его творчестве);
Введение в проблематику текста, активизацию знаний, имеющихся у
учащихся по проблеме. Возможно предоставление небольшого
количества времени на просмотровое, ознакомительное чтение;
Снятие языковых трудностей. Преподаватель заранее выделяет
несколько предполагаемых незнакомых слов, которые могут вызвать
затруднение в ходе перевода;
Работа во время чтения: текст предъявляется в виде отдельных частей,
восприятие каждой из которых подготавливается специальными вопросами
преподавателя, рассчитанными в первую очередь на выявление гипотез,
ожиданий читателя от содержания текста.
Совпадения или расхождения в ожиданиях дают возможность выявить и
осознать авторские смыслы произведения, а также межкультурные различия в
отражении действительности.
Возможны задания на уточнение информации (“Верно ли утверждение…”),
поиск конкретной информации в тексте (например, описание героя, места),
вопросы, требующие конкретного ответа; выделение определенных слов-
прилагательных, которые помогут описать героев.
Работа после прочтения текста чаще всего проходит в виде обобщающей
дискуссии, направляемой преподавателем с помощью специальных вопросов,
которые помогают подтвердить или скорректировать первоначальные
гипотезы по проблеме, дать оценку тексту, ответить на оставшиеся
открытыми вопросы, развернуть беседу с использованием новых слов.
Подобные задания дают возможность учащимся научиться работать с
текстами. Исходя из того, что особенностью чтения коротких рассказов
является возможностью осуществления чтения как в рамках занятий по
домашнему чтению, так и в индивидуальной форме, проведение подобных
уроков позволит в дальнейшем давать учащимся короткие рассказы на
самостоятельное чтение.