Напоминание

Слайд-лекции как активная форма компетентностного обучения в условиях реализации ФГОС


Автор: Кабанова Лариса Николаевна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла по профессии
Учебное заведение: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Населённый пункт: пгт. Свеча, Кировская обл
Наименование материала: Статья
Тема: Слайд-лекции как активная форма компетентностного обучения в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Слайд-лекции как активная форма компетентностного обучения

в условиях реализации ФГОС

При

реализации

ФГОС

СПО,

выпускник,

освоивший

ОПОП

СПО,

должен обладать как общими, так и профессиональными компетенциями. При

этом

под термином «компетенция» понимается

способность применять

знания, умения и личностные качества для успешной трудовой деятельности в

определенной области.

В

основе

компетентностного

подхода

работа

обучающихся

с

информацией,

моделирование,

рефлексия.

Они

должны

уметь

не

просто

воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к

реальным

жизненным

ситуациям.

Современная

торговля

нуждается

в

качественно

новом

уровне

образованности

работников.

Но

рассматривать

качество профессионального образования нужно не как уровень и глубину

освоения знаний в профессиональной области, а как определенный уровень

освоения

культуры

профессиональной

деятельности,

способов

постоянного

профессионально-личностного

саморазвития

и

самосовершенствования,

а

в

итоге уровень сформированности профессиональных и общих компетенций

выпускника.

Система

образования

в

XXI

веке

представляет

собой

стремительно

модернизируемую

структуру.

И

в

том

числе

это

связано

с

внедрением

компьютерных и информационных технологий во все сферы учебного процесса.

В настоящее время в России, как и во всем мире, развиваются и активно

внедряются

в

образование

компьютерные

формы

обучения,

такие

как

дистанционное, виртуальное обучение, основанные на сетевых технологиях,

кейс-технологиях.

Однако

преобладающими

формами

обучения

до

сих

пор

остаются

традиционные

формы,

основанные

на

непосредственном

взаимодействии

преподавателя

и

обучающимихся.

Поэтому

актуальным

является разработка таких образовательных технологий, которые используют

преимущества

компьютерных

форм

обучения

и

вместе

с

тем

способны

модернизировать

традиционные

формы

обучения

с

целью

качественного

повышения уровня учебного процесса.

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой

частью

современного

педагогического

процесса.

В

образовательном

пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения.

Среди них особую роль занимает использование слайд-лекций. Они эффективно

дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой

успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.

Использование видеопроектора, управляемого компьютером, дает многообразие

возможностей и модернизует традиционную форму обучения.

Слайд-лекция – учебный фильм в виде текстовых и графических слайдов,

сопровождаемых

закадровым

комментарием

предметного

специалиста,

предназначенный для индивидуального просмотра обучающимися.

Цели использования слайд-лекции:

формирование

учебно-познавательной

компетенции

у

обучающихся

при

использовании

слайд-лекций

на

уроках

дисциплин профессионального цикла;

обеспечение

лучшего

усвоения

знаний

по с р едс твом

аудиовизуальных средств информации;

расширение

аудитории

обучающихся,

в о з м ож н о с т ь

использования для дистанционного обучения.

Задачи:

подбор

методов

формирования

учебно-познавательной

компетенции обучающихся;

подготовка

содержания

курса,

где

необходимо

использование

слайд-лекций, так как существуют темы, при изучении которых

применение последних не дает большого эффекта;

разработка конспекта урока и методики его проведения;

подбор методов и средств индивидуализации и дифференциации

процесса

обучения,

способствующих

развитию

интереса

обучающихся

к

предмету,

а

также

повышению

активности

обучающихся на уроках дисциплин профессионального цикла и

эффективности учебного процесса в целом;

обоснование

и

апробация

использования

слайд-лекций

в

преподавании специальных дисциплин по профессии «Продавец,

контролер-кассир».

Что же такое слайд-лекция?

Под слайд-лекцией понимается такая форма обучения, которая позволяет

акцентировать

внимание

обучающихся

на

значимых

моментах

излагаемой

преподавателем информации, используя наглядные эффектные образы в виде

таблиц, схем, диаграмм, графиков, ранжированных рядов, фото, видео-слайдов

и

т.п.

Используя

программное

приложение MS

Office

«Power

Point»

у

преподавателя

появляется

возможность

быстрого

доступа

к

необходимой

информации,

осуществления

просмотра

в

необходимом

на

данный

момент

режиме – ускорения его, или, наоборот, замедления; «заглянуть вперед» или

вернуться

назад.

Возможность

вернуться

к

просмотренному

слайду

и

дать

дополнительные пояснения помогают осознать учебный материал.

Изображения – это лишь один из инструментов передачи информации. Во

время

проведения

слайд-лекции

подросток

воспринимает

информацию

одновременно

при

помощи

зрительного

и

слухового

анализаторов.

Такое

сочетание

получаемой

информации

создают

благоприятные

условия

для

понимания и усвоения изучаемого материала.

Структура слайд - лекции:

Слайд-лекция

имеет

практически

одинаковую

структуру

и

должна

представлять

собой

законченный

модуль.

Лекции могут разрабатываться по

материалам всего модуля, чаще по его определенным разделам или в виде

исключения по конкретным изучаемым темам. Основной каркас слайд-лекции –

это текстовой материал, а также иллюстрации и аудио-оформление.

Центральный

слайд

это

навигационное

меню,

которое

при

помощи

гиперссылок соединено со всеми разделами лекции.

Меню может содержать информацию по теме одной лекции, или же оно

является

связующим

звеном

между

несколькими

лекциями.

При

создании

такого меню можно использовать фреймовую технологию.

Слово «фрейм» имеет английское происхождение: «frame» означает «рама»,

«каркас».

М.

Минский,

основоположник теории

фреймов,

считает,

что

«отправным моментом для этой теории служит тот факт, что «человек, пытаясь

познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные

вещи,

выбирает

из

своей

памяти

некоторую

структуру

данных

(образ),

называемую нами фреймом».

В ходе такой работы используются следующие группы методов:

1. теоретические:

анализ

литературы,

моделирование

и

проектирование

происходящих процессов и конечных результатов;

2. эмпирические:

анализ

творческих

работ

и

выполнение

тестовых

заданий,

наблюдения, обобщения, опытная работа;

3. статистические: ранжирование, рейтинговая оценка.

Методика слайд-лекций

Опыт

применения

слайд-лекций

в

учебном

процессе

подчеркнул

несомненные

достоинства

этого

вида

обучения,

особенно

при

изучении

материала, требующего большого количества наглядного материала и пособий.

Благодаря развитию компьютерных технологий, появилась возможность

использования

при

ведении

лекции

метода моделирования

изучаемых

процессов и явлений.

Во время ведения лекции преподаватель не устраняет ученика из учебного

процесса. Интерактивный

диалог,

когда

учитель

отвечает

на

вопросы

обучающихся, является важной составляющей успеха.

Для более эффективного становления информационной компетентности у

обучающихся в сравнении с имеющейся практикой необходимо соблюдении

следующих условий:

привлечение

обучающихся

к

отбору

и

структурированию

учебной

информации;

предоставление

обучающимся

возможности

выступать

в

качестве

лекторов на уроке.

Достоинства применения слайд-лекций в процессе обучения

во время слайд-лекции внимание обучающихся концентрируется на основных

моментах учебного материала;

сочетание устного лекционного материала, с изображением иллюстраций,

схем, таблиц, диаграмм, а также с видео- и звуковой информацией, делает

лекцию

интересной,

наглядной

и

убедительной

за

счет

использования

современных мультимедийных технологий;

использование

слайд-лекций

во

время

внеурочной

деятельности

для

самостоятельной

работы,

для

дополнительных

занятий,

для

выполнения

домашнего задания;

удобное

использование

для

вывода

информации

в

виде

распечаток

на

принтере в качестве раздаточного материала для обучающихся: справочного

материала, памяток и т.п.;

возможность проверки знаний в интерактивном режиме;

возможность

совместного

ходе

лекции)

составления

опорных

схем

и

таблиц, проведения сравнения и т.д.;

одновременное

использование

различных

способов

представления

информации: текстовой, графической, анимационной, видео и звуковой.

Практическая значимость

Практическая

значимость

слайд-лекций

определяется

тем,

что

они

составляют

основу

работы

обучающихся

с

информацией,

а

также

для

формирования

у

них

понятийного

аппарата,

глубокого

осмысления

происходящих процессов и закономерностей, для интенсификации учебного

процесса на уроках специальных дисциплин.

Основной целью использования информационных технологий при изучении

дисциплин

профессионального

цикла

по

профессии

«Продавец,

контролер-

кассир»

является

формирование

знаний,

умений

и

навыков

при

анализе

ассортимента товаров, диагностике их дефектов, соблюдении режимов и сроков

хранения, соблюдении требований стандартов, знании нормативных документов

и

действующего

законодательства.

Диапазон

использования

компьютера

в

учебно-воспитательном

процессе

очень

велик:

интернет-ре сурсы,

компьютерное тестирование, презентации в программе Power Point, работа в

программе Консультант Плюс, текстовый редактор Word, электронные таблицы

Excel.

В

начале

урока

показываются

слайды

или

видеофрагменты

с

целью

мотивации и целеполагания. Часто используются на занятиях по изучению

нового

учебного

материала

печатные

пособия

для

самостоятельной

работы

(схемы производства, классификации, лекции). Для знакомства с ассортиментом

товаров,

упаковкой,

маркировкой

используются

на

уроке

фотографии,

сделанные в магазинах в виде слайд-фильма. Интернет-ресурсы в режиме off-

line

и on-line

применяются

для

поиска

информации

о

товарах-новинках,

истории заводов-изготовителей. Например, при изучении молочных продуктов

обращались к сайту «Кировского молочного комбината». Для повторения и

закрепления учебного материала, обучающиеся сами создают слайд-фильмы,

кроссворды по изученным темам, это дает возможность проявить творчество и

систематизировать знания. При проверке уровня усвоения учебного материала

используется компьютерное тестирование (программа MyTest). При знакомстве

с нормативно-технической документацией применяется программа Консультант

Плюс. При изучении покупательского спроса результаты оформляются в виде

графиков, для построения которых используется программа Excel. Используется

ИКТ

и

в

кружковой

работе.

Обучающимися

проведена

исследовательская

работа

на

тему

«Полноценное

питание»,

результаты

проанализированы

и

представлены

в

презентации.

Все

вышеперечисленное

позволяет

активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Разработанная и экспериментально проверенная модель «слайд-лекции»

может

служить

основой

для

поиска

новых

педагогических

решений

в

современной

образовательной

практике.

Разработанные

методические

рекомендации

к

занятиям

и

проектные

задания,

а

также

апробированная

педагогическая технология, обеспечивают качественно новый образовательный

эффект, имеющий практическую ценность при решении проблем формирования

информационной, учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Список литературы

1.

Авдеев. В. М. Компетентностный подход в конструировании современных

образовательных моделей / В. М. Авдеев // Социально-гуманитарные

знания. - 2006. - N 6. - С. 235 - 240.

2.

Дудко. Д. Компетентностный подход в профессиональном образовании /

Д. В. Дудко // Научное обозрение. - 2007. - N 6. - С. 129-132. - Библиогр.:

с. 132.

3.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко //

Учебное пособие. М. , 1998 г. , 256 стр.

4.

Юлина. Г. Н. Компетентностный подход к профессиональной адаптации

о б у ч а ю щ и х с я

в

у с л о в и я х

м о д е р н и з а ц и и

о б р а з о в а н и я

/ Г. Н. Юлина // Среднее профессиональное образование. - 2006. - N 12. -

С. 8-9.



В раздел образования