Автор: Бажан Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: ГО г. Кумертау Республика Башкортостан
Наименование материала: разработка урока
Тема: Глагол. 3 класс.
Раздел: начальное образование
Урок русского языка
Тема урока: Глагол. Изменение глаголов по временам.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – глаголе.
Задачи:
закрепить знания учащихся о глаголе, повторить грамматические признаки
данной части речи;
развитие умения распознавать времена глаголов;
совершенствовать умение различать временные формы глагола и правильно их
употреблять;
развивать орфографическую зоркость, память, мышление;
обогащать словарный запас учащихся, формировать образность речи,
расширять кругозор, накопление внеязыковой информации;
формировать навыки связной речи;
воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе,
умение работать в группе;
умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности
одноклассников.
Тип урока: урок обобщения и закрепления
Ход урока:
-
Приветствие гостей.
Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.
-
Вы меня поняли? (Нет)
Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.
-
А теперь вы меня поняли? (Да)
-
Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами)
-
Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной,
богатой.)
-
Предположите тему урока.
Минутка чистописания. Работа со словарным словом.
Обучающиеся записывают в тетрадях число, классная работа, прописывают элемент.
- О ком так говорят: «человек, совершающий подвиги…?» ГЕРОЙ
- Кого ещё так называют? (действующее лицо в литературном произведении)
Обучающиеся записывают словарное слово в свою тетрадь, ставят ударение,
подчёркивают орфограмму
-
Подбор однокоренных слов к словарному слову:
ГЕРОИЧЕСКИЙ, ГЕРОЙСКИЙ,
ГЕРОЙСТВОВАТЬ, ГЕРОИЗМ.
Запись двух любых, выделение корня
.
Определение темы, постановка целей урока.
Главным героем нашего урока является ГЛАГОЛ (табличка на доску)
Постановка целей урока обучающимися
- Сегодня мы с вами составим кластер о глаголе, наглядно разместив на доске.
Кластер – это графическая схема основных понятий.
- Что мы должны сделать с имеющимися у нас
з н а н и я м и
о
г л а г о л е ?
( м ы
о б о б щ и м ,
систематизируем свои знания о данной части речи).
Уверена, что откроете на уроке что-то новое для
себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что
вы
всё знаете, а может, надо будет поработать над этой темой.
Актуализация знаний
- А сейчас проведём аукцион знаний о глаголе.
Что такое глагол?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Чем в предложении является глагол?
Что такое неопределённая форма глагола
ПРИМЕРЫ СЛОВ + выделить и назвать одинаковую часть –ть- -ти- чь-
Работа по теме урока
- Предлагаю выполнить упр. 209 на стр. 118
Прочитать выразительно
Назовите незнакомые слова + работа со словарём
Назвать глаголы. Объяснить переносное значение
Выписать глаголы в 2 группы по числам.
Сформулировать правило- помощник
Обучающиеся отмечают свои достижения на карточке «ЧТО Я УМЕЮ?»
КЛАСТЕР число ед./мн.
Гимнастика для глаз
Работа в парах. Обучающиеся работают по упражнению 212 стр. 119
вставить глаголы – антонимы
Определить время и число глаголов
ВЫПОЛНЕНИЕ, ПРОВЕРКА на диске
Какие знания помогли в выполнении этого задания (Обучающиеся называют
правило о временах глагола, заполняют КЛАСТЕР)
Обучающиеся отмечают свои достижения на карточке «ЧТО Я
УМЕЮ?»
В какой пословице есть глаголы в прошедшем времени? По какому признаку вы
определили? (по суффиксу –л- КЛАСТЕР)
Работа в мини-группах. Обучающиеся заполняют таблицу «Изменение глаголов по
временам». Проверка.
ВЫВОД на КЛАСТЕР
Обучающиеся отмечают свои достижения на карточке «ЧТО Я УМЕЮ?»
Рефлексия.
Проверочная работа. Индивидуально, с взаимной проверкой на эл. доске
- Оцените свою работу на уроке.
Итог урока.
- Как изменяется глагол?
Д/з
-упр. 211 с. 119
Карточки для тренировки
Неопределённая
форма
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
Читать
Нарисовать
Неопределённая
форма
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
Скрипеть
Заплакать
«Что я умею?»
1
Выделять глаголы среди других частей речи?
2
Определять в каком числе стоит глагол?
3
Определять время глагола?
4
Изменять глаголы по временам?
Проверочная работа
____________________________________
1.
ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ В КАЖДОЙ ГРУППЕ СЛОВ
прочитает, краснеет, обедает, мечтает
смотрит, прыгает, позвонил, пестреет
увидит, бросит, принесёт, ходит
2.
ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА
Что с воза упало (____________вр.), то пропало (____________вр.).
Соловья баснями не кормят(____________вр.).
Поспешишь (____________вр.) – людей насмешишь (____________вр.).
3.
ВЫБЕРИ ГЛАГОЛ, ОТ КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ ОБРАЗОВАТЬ ФОРМУ НАСТОЯЩЕГО
ВРЕМЕНИ
бежать
варить
постучать
встречать
4.
ВЫБЕРИ ГЛАГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ТОЛЬКО ДВЕ ФОРМЫ
ВРЕМЕНИ: БУДУЩЕЕ И ПРОШЕДШЕЕ
прочитать
слушать
шить
пришить
любить
посмотреть
Пример кластера