Автор: Яруллина Ландыш Афраимовна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ГАПОУ "Арский педагогический колледж им. Г. Тукая".
Населённый пункт: Арск
Наименование материала: Контрольно-измерительные материалы
Тема: "Детская музыкальная литература"
Раздел: среднее профессиональное
Комплект контрольно-измерительных материалов
по учебной дисциплине ОП.01 « Детская музыкальная литература»
для специальности 530201 Музыкальное образование
СОСТАВИТЕЛЬ:
Л..А.Яруллина, преподаватель музыки
ГАПОУ «Арский педагогический колледж
им Г. Тукая»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплект
контрольно
–
измерительных
материалов
(КИМов)
для
выявления
знаний
и
умений,
уровня
подготовки
студентов
по
учебной
дисциплине О П . 0 1 «История
музыкальной
педагогики
и
психологии»
разработан
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего профессионального образования очного отделения
050130
Музыкальное
образование
и
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы.
2. МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ
для выявления знаний и умений, уровня подготовки студентов
по учебной дисциплине ОП.01 «Музыкальная педагогика и психология»
на _______________________________ учебный год
Наименование
разделов, тем
Раздел №1
Раздел №2
Раздел №3
Раздел №4
Раздел №5
Раздел №6
Раздел №7
Раздел №8
Виды контроля
ТК
ТК
ТК
ТК
ТК
ТК
ТК
ТК
РК
РК
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Примечание:
ТК – текущий контроль
РК – рубежный контроль
№
п/п
Содержание ФГОС
№ заданий
уметь:
1
писать рефераты и оформлять выставки;
Практическое задание В- 1 №1
№2
2
анализировать педагогическую деятельность
известных музыкантов педагогов;
Практическое задание В-1. № 2
3
находить и анализировать музыкальный
материал,
Практическое задание В-1. № 2,
4
подготовить тематические выступления и
презентации;
1в-1,1 в- 5 ,.1в-10 ,1 в= 20. 2в-
4, 2в- 8, 2в -16
знать:
1
;как зародилось нотное письмо, реформу нотного
письма
1в-10
2
историю певческих и инструментальных
школ;
1в- 4, 8,
2в- 2,4,5,6,9,17,29.
3
истории создания первых народных и
государственных консерваторий;
1в-4,5,6,8,
2в-2,4,5,9.
4
формы, методы и средства обучения и
воспитания, их педагогические возможности и
условия применения;
1в-2,3,6,8,19,20,21
2в-2.задание №1.
5
о деятельности известных педагогов
музыкантов;
1в-13,14,16,17 задание №1.
2в 8,11,17,26
6
;о прогрессивных и реформаторских
педагогических идеях и взглядах в научно –
методических трудах и разработках, созданных в
различные исторические периоды;
2в-12,16,20.
2в – задание №1
7
о различных исторически сложившихся;
музыкально – педагогических системах и школах
1в-10,22.
2в- 10.15,29.
8
Историю современного музыкального
воспитания;
1в-23,28.
2в- задание №2.
9
Современные программы по музыке и их авторов
1в-24,26,28.
2в-26, задание №2.
I комплект
Вариант 1
Тесты по истории музыкальной педагогики.
1. Кто из русских писателей открыл школу для крестьянских детей и
занимался музыкальным образованием:
а) Тургенев
б) Чехов
в) Толстой
2. Кто проводил строгий отбор музыкальных ладов и инструментов:
а) Платон и Аристотель
б) Гомер и Гесиод
3.Где хоровое пение издавна включалось в число учебных предметов:
а) в Древней Греции
б) на Руси
4. Где особенно заботливо было поставлено музыкальное образование в
дореволюционной России:
а) в привилегированных женских учебных заведениях
б) в училище правоведения
в) в церковно-приходских сельских школах
г) в гимназиях
5. По инициативе кого была организована Московская народная
консерватория:
а) С.И. Танеева
б) Е.Э. Линева и Б.Л. Яворского
в) все ответы верны
6. Какие предметы впервые ввели в Московской народной консерватории:
а) народно-песенное творчество
б) хоровое и сольное пение
7. Кто помог открыть первую бесплатную музыкальную школу для народа:
а) Граф Толстой
б) Граф Орлов
в) Граф Шереметьев
8. Кто создал программу для бесплатной первой музыкальной школы:
4
а) Г.Я. Ламакин и М.Балакирев
б) М. Глинка и С. Танеев
9. Кто решил вопрос поднятия народной культуры через хоровое пение:
а) С.В. Смоленский
б) А.И. Карасев
10. Система Шеве – это:
а) способ записи текста музыкального текста при помощи цифр
б) способ записи нот при помощи букв
11. Автором какой книги является Сергей Иванович Миропольский:
а) «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе»
б) «Методика пения» в 2-х томах
12. С 1906 года в Казане начали проводить литературно-музыкальные вечера
под названием:
а) клуб любителей музыки
б) Восточный клуб
13. Гата Исхаки –
а) Публицист, педагог, писатель
б) Фольклорист, публицист, педагог
14. Кто одним из первых написал 2-х томное руководство для желающих
играть на мандолине:
а) С. Габаши
б) Г. Исхаки
15. Кто был одним их первых преподавателей восточной школы:
а) С. Габаши
б) С. Сайдашев
16. Кому принадлежат учебники «Элементарная теория музыки на татарском
языке» и «Программа по музыке для башкирских школ 1-2 ступени»
а) Г. Сайфуллину
б) С. Габаши
5
17. Кто стоял у истоков создания Казанской консерватории и музыкальной
школы для одаренных детей при Казанской консерватории:
а) С. Сайдашев
б) Ф. Яруллин
в) Н. Жиганов
18. Посещение хоровых классов было обязательным и для других отделений:
а) Первой народной консерватории
б) Казанской Государственной консерватории
19. Какое значение придает пению А.Н. Карасев:
а) Он придает пению не только музыкально-образовательное, но и
общевоспитательное значение.
б) Он считает, что пение может влиять на общее развитие учащихся,
развивает внимание и умственную способность.
в) все ответь верны
20.Кто из этих педагогов предлагает методические указания к разучиванию
песни:
а) Смоленский
б) Зарин
в) Пузыревский
21. Он указывает три главные задачи на уроках пения; образовательную,
воспитательную и развивающую.
а) Смоленский
б) Миропольский
21. В какой стране музыкотерапевты помогают пациентам сформировать
домашнюю музыкальную аптечку:
а) Япония
б) США
в) Германия
22. Кому принадлежит метод «Столбица»:
а) Болгарскому педагогу Борису Тричкову
б) Венгерскому педагогу Золтану Кодаю.
23. По какой программе вели уроки музыки в советский период нашей
стране:
6
а) Асафьева
б) Кабалевского
в) Шацкой
24. Уроки музыки проходили с помощью специальной радиопередачи:
а) на Кубе
б) в Венгрии
в) в Германии
25. Кто из этих композиторов работал учителем пения и написал программу
по предмету «Музыка»:
а) А. Ключарев
б) Н. Жиганов
в) А. Бакиров
26. Кто стал первым дирижером Государственного симфонического оркестра
Татарской АССР:
а) Н. Жиганов
б) Н. Рахлин
27. По чьей инициативе была открыта школа для одаренных детей при
Казанской Государственной консерватории:
а) А. Ключарева
б) Н.Жиганова
в) С.Сайдашева
28. Авторами учебников по музыке для начальных школ «Музыка әлифбасы»
являются:
а) Н.В. Бакиева, М.Ф. Зиганшина
б) А.Бакиров, Н.В. Бакиева
Практические задания
Задание №1
7
Внимательно ознакомится с жизнью и творчеством Венгерского композитора и
педагога З. Кодая. Подготовить презентацию о педагогической деятельности
композитора . Изучить релятивную систему «Сольмизация» Изучить статью
Золтана Кодая «Дать тон» , «Петь чисто» и ответить на следующие вопросы :
1.Какой музыкальный инструмент он считает не пригодным , чтобы дать тон и
настроить хор , ни для того , чтобы сопровождать хоровое пение ?
2.Каким путем должны проходить ознакомление с мелодией ?
3.Овладение чем предполагает путь от музыкальной неграмотности к грамотности ?
4. Когда следует обучать детей музыке по мнению Золтана Кодая ?
5. Какую музыку З. Кодай рассматривает родным музыкальным языком ребенка ?
Продолжить следующие мысли З, Кодая :
«..Надо уметь читать ноты и без……..»
«..Виртуозная игра пальцев не должна отодвигать на задний план ….»
«.Хороший музыкант обладает развитым слухом, развитым интеллектом , развитыми
чувствами и развитыми…..»
Задание № 2
Изучить историю «Восточного клуба» , написать реферат по теме « Роль
Восточного клуба в музыкальном просвещении татарского народа»
,Подготовить выступления про театральную труппу «Саяр» . национальней
оркестр под руководством Валия Апанаева, про музыкантов исполнителей
этого клуба.
В 1864 году в г. Казани было открыто Русское музыкальное общество.
Подготовить по этой теме выступление с презентацией.
II комплект
Вариант 2
Тесты по истории музыкальной педагогики.
8
1. В чьих трактатах мы познакомились с теорией и практикой гармонического
воспитания в Древней Греции:
а) Платона и Аристотеля
б) Гомера
в) Аритстофана
2. Кто проводил строгий отбор музыкальных ладов и инструментов в
Древней Греции:
а) Платон и Аристотель
б) Гомер и Гесиод
3.В 1889 году был принят устав министра народного просвящения
указывающий на желательность введения предмета музыки :
а) во все учебные заведения
б) только в те учебные завидения в которых по состоянию средств их
возможно осуществить
4. Где особенно заботливо было поставлено музыкальное образование в
дореволюционной России:
а) в привилегированных женских учебных заведениях
б) в училище правоведения
в) в церковно-приходских сельских школах
г) в гимназиях
5. В каком году и где была организовано первая бесплатная музыкальная
школа для нарола:
а) В 1862 г. В Питербурге
б) В 1880 г. В Москве
в) все ответы верны
6. Какие предметы впервые ввели в Московской народной консерватории:
а) народно-песенное творчество
б) хоровое и сольное пение
7. У бесплатной музыкальной школы было свое лицо , они распространяли :
а) русское искусство и и русское музыкальное творчество
б) русский фольклор
9
8. Кто создал программу для первой бесплатной музыкальной школы:
а) Г.Я. Ламакин и М.Балакирев
б) М. Глинка и С. Танеев
9. В народной консерватории посещение каких классов было обязательным:
а) Хорового пения
б) Народного творчества
10. Система Шеве – это:
а) способ записи текста музыкального текста при помощи цифр
б) способ записи нот при помощи букв
11. Педагогическая деятельность С . Смоленского развивалась по двум
направлениям:
а) музыкальное воспитание школьника и обучение учителя
б)музыкальное воспитание школьников и обучение народа
12. С 1906 года в Казане начали проводить литературно-музыкальные вечера
под названием:
а) клуб любителей музыки
б) Восточный клуб
13. А.Н.Карасев написал книгу по вопросам музыкального воспитания;
а) «Методика пения» в двух частях
б) « Искусство пения» в двух частях
14. Кто одним из первых написал 2-х томное руководство для желающих
играть на мандолине:
а) С. Габаши
б) Г. Исхаки
15. Кто является автором метода «Столбица»:
а) Б .Тричков
б) В.И.Шацкая.
16. Кому принадлежат учебники «Элементарная теория музыки на татарском
языке» и «Программа по музыке для башкирских школ 1-2 ступени»
10
а) Г. Сайфуллину
б) С. Габаши
17. Кто стоял у истоков создания Казанской консерватории и музыкальной
школы для одаренных детей при Казанской консерватории:
а) С. Сайдашев
б) Ф. Яруллин
в) Н. Жиганов
18. Посещение хоровых классов было обязательным и для других отделений:
а) Первой народной консерватории
б) Казанской Государственной консерватории
19. Какое значение придает пению А.Н. Карасев:
а) Он придает пению не только музыкально-образовательное, но и
общевоспитательное значение.
б) Он считает, что пение может влиять на общее развитие учащихся,
развивает внимание и умственную способность.
в) все ответь верны
20.Кто из татарских композиторов создал первый учебник по элементарной
теории на татарском языке :
а) Н. Жиганов
б) С. Габаши
в) Г. Исхаки
21. Он указывает три главные задачи на уроках пения; образовательную,
воспитательную и развивающую.
А) Смоленский
Б) Миропольский
22. В какой стране музыкотерапевты помогают пациентам сформировать
домашнюю музыкальную аптечку:
а) Япония
б) США
в) Германия
23.В какой стране уроки музыки проходили с помощью радиопередачи:
а) В Венгрии
б) На Кубе
11
24. По какой программе вели уроки музыки в советский период нашей
стране:
а) Асафьева
б) Кабалевского
в) Шацкой
25. Как называют специалистов лечащих людей при помощи музыки:
а) музыкальный психолог
б) музыкальный терапевт
26. Кто из этих композиторов работал учителем пения и написал программу
по предмету «Музыка»:
а) А. Ключарев
б) Н. Жиганов
в) А. Бакиров
26. Кто стал первым дирижером Государственного симфонического оркестра
Татарской АССР:
а) Н. Жиганов
б) Н. Рахлин
27. По чьей инициативе была открыта школа для одаренных детей при
Казанской Государственной консерватории:
а) А. Ключарева
б) Н.Жиганова
в) С.Сайдашева
28. Какая музыка считается вредной для человеческого организма:
а) рок
б) танцевальная
в0 громкая
29 Сенсорным материалом по методу Марии Монтиссори является ;
а ) колокольчики
б) металлафон
в) камертон
12
Практические задания
Задание №1
Подготовить сообщения по теме «Метод музыканта и педагога Марии
Мантиссори» , рассказать о колокольчиках Монтиссори , музыкальный
материал Марии Монтиссори. Изучить труды Монтиссори; «Мой метод:
начальное обучение» и ответить на следующие вопросы:
1.
Что является сенсорным материалом Марии Монтиссори?
2.
Что входит в музыкальный материал Марии Монтиссори ?
3.
Как вы понимаете смысл слов «Учить играючи»?
4.
Почему Монтиссори просит любить свой музыкальный инструмент ?
5.
Чем отличается от обычного металлофон Монтиссори?
Задание №2
Написать рефераты по следующим темам:
«Музыкальная педагогика Советского периода»
«Центральная восточная музыкальная школа города Казани»
« История Казанского музыкального техникума»
« Казанский Государственный оперный театр»
«Музыкально – педагогическая деятельность Назиба Жиганова»
«Современные программы по музыке»
«Музыкально педагогическая деятельность Д Б..Кабалевского»
«Музыкально педагогическая деятельность А. Бакирова.
13
Ключ к 1 варианту
Контрольно-оценочных средств
по дисциплине « Детская музыкальная литература»
по специальности 050130 «Музыкальное образование»
для обучающихся 3-4 курса
1-в
28-б
2-а
29- а
3-б
26-в
4-а
27-а
5-а
28-б
6-а
29-а
7-в
8-а
9-а
10-а
11-а
12-б
13-б
14-б
15-а
16-б
17-в
18-а
19-в
20-б
21-б
22-а
23-а
24-б
25-а
26-в
27-а
14
Ключ к 2 варианту
Контрольно-оценочных средств
по дисциплине «Детская музыкальная литература»
по специальности 050130 «Музыкальное образование»
для обучающихся 3-4 курса
1-а
2-а
3-б
4-а
5-а
6-а
7-а
8-а
9-а
10-а
11-а
12-б
13-а
14-б
15-а
16-б
17-в
18-а
19-в
20-б
21-б
22-а
23-б
24-б
25-б
26-в
27-б
28-в
29-а
15
16