Автор: Московская Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района"
Населённый пункт: город Железногорск-Илимский Иркутская область
Наименование материала: Программа гармонизации эмоциональной сферы
Тема: «Всё в моих руках»
Раздел: среднее образование
Программа гармонизации эмоциональной сферы
«Всё в моих руках»
Цель: гармонизация эмоциональной сферы подростков
Задачи:
1.
Оптимизировать эмоциональное состояние (снятие напряжения,
тревожности, агрессивности) средствами арт-терапии.
2.
Развить самопознание, саморазвитие и самовыражение.
3.
Способствовать поиску внутренних ресурсов
4.
Повышение самооценки и уверенности в себе
Возраст: с 14 лет
Срок реализации программы: январь-май / сентябрь – декабрь
Формы и методы организации работы
Формы работы:
- диагностика;
- дискуссионные методы;
- методы арт-терапии.
Организация занятий
Форма работы: групповая, 12-15 человек
Продолжительность занятий: 25-40 минут, 2 занятия в месяц
Использованные методы:
Проективные техники
Методы арт-терапии
Круглый стол, обсуждение
Аутогенная тренировка
Визуализация и дыхательные техники.
Инструментарий:
Краски, карандаши, восковые мелки, пастель; газеты, журналы,
текстиль, фольга, открытки, кружева, пленка, для создания коллажей;
природные материалы – листья, цветы, семена, крупы; бумага, кисти,
ножницы, аудио записи с различной музыкой.
В начале реализации программы учащимся раздаётся тетради
саморефлексии 12 листов. После занятия тетради сдаются. Каждый учащийся
помечает свою тетрадь любым опознавательным знаком. Без Фамилий и
имён.
Тематический план занятий
Раздел
Тема занятий
Дата
проведения
Диагностический
блок
1.Знакомство и диагностика по
методике «Кактус»
2.Диагностика по проективной
технике «Слон»
3.
Диагностика по проективной
технике САН
февраль –
2 занятия
Развитие навыков
самопознания и
самовыражения.
Снятие
психологического
напряжения.
Путешествие к себе
Техника «Карта эмоций»
Техника Мандала
Техника «Это обо мне»
Техника «Сказочный герой»
март – 4 занятия
Гармонизация
эмоциональной
сферы.
Поиск внутренних
ресурсов.
Круглый стол, обсуждение.
Техника «Драгоценность»
Техника «Моё состояние»
Техника «В моих руках»
Апрель – май
– 4 занятия
Итоговая
диагностика
Завершающее занятие и
диагностика с помощью
методики САН
Май – 1 занятие
Количество занятий
10 занятий
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
1 занятие Диагностический блок
Психолог знакомится с учащимися, в качестве знакомства можно
выбрать одну из следующих игр:
«Имя – увлечение»
«Давайте встанем в круг. Сейчас каждый по очереди сделает шаг
вперед и произнесет свое имя в той форме, которая ему нравится и
дополняется своим увлечением. После того как все так презентуют себя,
процедура начинается в обратном порядке – от последнего к первому игроку
с повторением имени и увлечения соседа, от которого начиналось знакомство.
«Имя – город - еда»
«Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву
своего имени называет блюдо и город (любимые или любые другие).
Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а
потом свои».
«Бейдж»
Участникам раздаются бейджи, внутри пишут имя и ассоциацию со
своим именем, крепят на рубашку.
ДИАГНОСТИКА
Методика «САН»
Цели:
оценка психического состояния испытуемого;
выявление психоэмоциональной реакции на умственную
нагрузку;
определение биологических ритмов, свойственных
физиологическим и психическим функциям.
Психолог выдаёт бланки, где расположен список из 30 пар состояний-
настроений, а задача тестируемого — оценить степень проявления того или
иного качества у себя, выставив один из баллов (от 1 до 3). При этом цифра 1
означает, что настроение проявляется лишь изредка, 2 — довольно часто, а 3
— постоянно. Если в паре ни одно из качеств не проявляется или они
одинаково выражены, то нужно поставить 0.
Бланки прикрепляются в тетрадь каждого участника и там же пишется
результат после интерпретаций психологом.
2 занятие – Диагностический блок
Разминка и знакомство
«Встаньте те, кто..»
Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ряд инструкций.
Учащиеся встают, когда слышат, что попадают в озвученную группу
те, кто родился в январе / сентябре
те, у кого карие глаза
те, кто любит мандарины и т.д.
ДИАГНОСТИКА
Рисуночный тест "Слон" (либо «Кактус») - проективная методика
Цель: исследование эмоционального, морального и физического
состояния человека.
Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши.
Инструкция: Нарисуй на этом листе бумаги слона (кактус). Такого, как
ты его себе представляешь.
Примечание: нарисованный объект - это сам человек, нарисовавший
его, со своими проблемами, видением жизни.
В заключении первого блока психолог подводит обработку
результатов и интерпретации по двум методикам: опроснику САН и
проективной технике «Слон» («Кактус»).
3 занятие
1.
Техника «Карта эмоций»
Цель: формирование навыков самопознания.
Каждому участнику предлагается силуэт человека на бумаге и цветные
карандаши. Участники могут сидеть свободно, откинувшись на спинку стула
или кресла. Включается расслабляющая музыка. Предлагаю ребятам
вспомнить основные эмоции или знакомые им эмоции (если назовут больше
– хорошо). Затем предлагаю детям закрыть глаза и вспомнить какое-нибудь
событие, которое вызывало у ребенка то или иное чувство (эмоцию),
например радость. Попросить ребят вспомнить это чувство, насколько оно
интенсивное, яркое. Постараться почувствовать ту часть своего тела, где
ребята это чувство ощущают в своем теле (голова, руки, ладони, грудь, живот
и т.д.). Затем, кто уже готов, открываем глаза и обозначаем цветными
карандашами (закрашиваем) на силуэте человека это место. И так с каждой
знакомой эмоцией.
На задание даётся 15-20 минут
Обсуждение
После техники предлагаю обсудить рисунки ( по желанию).
2.
Техника «Путешествие к себе»
Цель: формирование навыков самопознания и гармонизации
эмоциональной сферы
Каждому участнику предлагается краска и плотная бумага. Участники
могут сидеть попарно, либо кружком за столами. Включается расслабляющая
музыка. Первые 3 минуты участники просто слушают музыку,
успокаиваются, отдыхают.
«Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие
внутрь себя. Я буду помогать и сопровождать вас в этой дороге.
Вслушайтесь в музыку, сделайте глубокий ВДООООХ и ВЫДОХ (3
раза).
Представьте, что вы погружаетесь внутрь себя, в районе груди. Как
там? Спокойно или тревожно? Радостно или грустно? Почувствуйте это
состояние, побудьте в нём (2-3 минуты)
А теперь я прошу вас выразить все ваши эмоции и переживания на
бумагу. Перед вами есть листы, краски, кисти. Вы можете рисовать то, что
хочется. Это может быть что-то конкретное или абстракция. Рисуйте, так как
чувствуется.»
На задание даётся 10-15 минут
Обсуждение
После техники психолог предлагает обсудить рисунки ( по желанию) и
даёт краткую интерпретацию использованных цветов (по интерпретации по
методу Люшера).
Каждый участник записывает (высказывает) свои ощущения и мысли
от рисунка.
4 занятие
Техника «Мандала»
Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения,
развитие навыком самопознания и самовыражения
«Ребята, сегодня мы познакомимся с очень ресурсной техникой
«Мандала»
Мандала - это рисунок в круге. Изначально имеет некую геометричность:
центр и сектора, окружности, узоры. Но в арт-терапевтической практике это
не обязательно, можно работать просто с цветом, по настроению.
Для начала нарисуйте круг, можете обвести его с помощью тарелки.
Сосредоточьтесь на своём состоянии, прислушайтесь к себе.
Постарайтесь выбрать цвет, который соответствует вашему состоянию,
и начните рисовать из центра. Дальше продолжайте рисовать интуитивно,
прислушиваясь к себе, идя за внутренними процессами.
Постарайтесь в процессе рисования отслеживать своё состояние и мысли.
(Дается 15 минут)
В конце практики рекомендуется записать свои ощущения и мысли.
Обсуждение
Желающие могут рассказать о своем состоянии и обсудить свои
чувства.
5 занятие
Техника «Это обо мне»
Цель: развитие самопознания и самовыражения; формирование
адекватной самооценки
Инструментарий: вырезки, бумага, фломастеры, блестки, журналы и
тд.
«Сегодня я предлагаю нам познакомиться с самими собой,
прочувствовать кто мы и какие мы. Перед вами есть всевозможные
подручные материалы. Ваша задача составить коллаж из различных слов
характеризующих вас, как личность. Вы можете вырезать прилагательные,
существительные, глаголы из журналов.
Приклеиваете вырезки в свободном порядке, раскрашиваете красками,
рисунками, узорами по желанию.
Можете писать словами от руки, либо приклеивать картинки-образы
характеризующие вашу личность.»
На задание даётся 15-20 минут
Обсуждение
Каждый участник записывает свои ощущения и мысли после
выполненного задания.
Желающие могут озвучить или показать свои работы.
Особое внимание психолог уделяет застенчивым и стеснительным
ребятам, помогает и поддерживает их работу.
6 занятие
Техника «Сказочный герой»
Цель: гармонизация эмоциональной сферы, развитие самопознания и
самовыражения
Психолог предлагает учащимся расслабиться, послушать музыку
«Ребята, устраивайтесь поудобнее, отвлекитесь от внешней суеты,
вслушайтесь в музыку. Давайте глубоко и медленно подышим.
Медленный вдох через нос и плавный выдох через рот (2 минуты)
Представьте, что у вас есть возможность прямо сейчас посетить
Сказочную Страну. Это волшебное место, в котором собраны все сказки
мира. Это место фантазий и грёз всех детей
Представьте себе эту Страну, оглянитесь, рассмотрите всё, что есть
вокруг. Пройдитесь по её улочкам, остановитесь.
Впереди вас посередине площади стоит зеркало в резной раме. В нём
ваше отражение. Вы с удивлением замечаете, что в отражении не совсем вы.
Волшебство Сказочной Страны превратило вас в сказочного персонажа...
Вы с удивлением всматриваетесь в это зеркало, ловите каждую деталь...
Кто вы? На кого похожи? Почувствуйте себя в этом образе. Он вам
нравится?
(пауза на 2-3 минуты)
Попробуйте ответить на вопросы от имени вашего героя:
- Что она (он) любит больше всего?
- Чем себя балует?
- Какие подарки любит получать и дарить?
- Какие сильные стороны этого образа?
- В чём слабости?
- Как справляется с трудностями?
(пауза между вопросами на 1 минуту)
Но вот пришло время прощаться и ваше отражение дарит вам подарок
или несколько подарков. Это могут быть любые предметы. Примите эти
подарки с благодарностью и попрощайтесь со Сказочной Страной.
А сейчас постепенно возвращайтесь в свою комнату. Возьмите бумагу и
нарисуйте своего сказочного героя. Во всех возможных подробностях и
деталях. Рисуйте до тех пор, пока не появится ощущение, что рисунок
закончен. Не забудьте изобразить предметы-подарки.»
(Дается 10-15 минут)
ОБСУЖДЕНИЕ:
Участники записываю ответы на вопросы
- Чем этот образ похож на вас сейчас?
- Какие особые качества этого персонажа помогли бы в Вашей жизни?
- Выпишите для себя 3 качества героя, которые могли бы стать
поддержкой в трудной ситуации.
- Что могут означать подаренные вам предметы? Они могут указывать
на путь или способ решения актуальных для вас вопросов.
Все ответы на вопросы рекомендуется прописывать в развёрнутой
форме
Желающие могут поделиться своими рисунками и мыслями.
7 занятие
Круглый стол, обсуждение
Цели: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности
в себе, развитие самопознания и самовыражения
«Ребята, сегодня я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из
фильма.
Включается видео.
«Побудьте в этом состоянии»
Обсуждение
Удалось ли вам прочувствовать и уловить, о чем было это видео. Что вы
думаете о героях? Как часто вы говорите себе эти важные слова?
Техника «Драгоценность»
Инструментарий: лист А4, карандаши, краски, фломастеры
Представьте себя в виде украшения, какого-либо драгоценного изделия и
зарисуйте на листе. Можете выбирать любое украшение, цвета,
расположение.
Получайте удовольствие в процессе рисования, не спешите
Обсуждение
Какие эмоции у вас возникают от вашего рисунка? Ощущаете ли вы
свою ценность и уникальность?
8 занятие
Техника «Моё состояние»
Цель: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения,
развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего
ресурса
Инструментарий: 2 листа на человека, гуашь, кисти, файлы
Психолог раздает учащимся по 2 листа и файлы, гуашь , кисти и воду.
Включается релаксационная музыка.
«Возьмите файл. Сейчас я попрошу вас изобразить на нем все те
состояния, которые вам неприятны, нездоровы; то, что не хотелось бы
проживать; то, что беспокоит.
Все эти цвета нанесите на файл, пятнами, мазками, штрихами. Как
можно больше и гуще, ярче.
(Дается 2-3 минуты)
Возьмите лист бумаги и приложите его к файлу, как бы отпечатывая
краску на ваш лист. Дайте высохнуть.
Переверните его и всмотритесь. Какие чувства вызывает у вас эта
картина? На что она похожа? Что вам напоминает? Как это состояние влияет
на моё нынешнее состояние?
Запишите ваши ощущения
(Дается 5 минут)
Возьмите второй файл. На этот раз берите самые любимые, самые
ресурсные, энергетические состояния. Это те состояния, которые заставляют
нас чувствовать радость и счастье, вдохновляют и наполняют. Выберите
подходящие цвета и также наносите на файл.
(Дается 2-3 минуты)
Когда почувствуете, что красок достаточно, отпечатайте ваш рисунок на
бумаге и посмотрите, что вышло.
Какие чувства вызывает у вас эта картина? На что она похожа? Что вам
напоминает? Как это состояние влияет на моё нынешнее состояние? Как
часто это в моей жизни? Как мне можно это получить в реальности?
Запишите ваши ощущения
(Дается 5 минут)
Обсуждение
Сегодня мы с вами познакомились с вашими состояниями:
негативными и позитивными ,нашли внутренний ресурс.
Как вы чувствуете себя? Какие мысли появились в конце упражнения?
9 занятие
Техника «В моих руках»
Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения,
развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего
ресурса
«Ребята, рассаживайтесь по местам, примите максимальное удобное
положение. Вслушайтесь в музыку.
Постарайтесь отвлечься от мыслей в голове.
(Далее Аутогенная тренировка по методике Джекобсона)
Посмотрите на свои руки, они красивые. Это ваши руки. Они умелые,
способные, в них сосредоточена сила и свет. Почувствуете это тепло ваших
руках. Как это тепло наполняет руки возможностями, ресурсами творить и
преображать мир вокруг.
(Дается 2 минуты)
Сейчас возвращайтесь в свое тепло, почувствуйте, как вы сидите,
ощутите пространство. Возвращайтесь в здесь и сейчас.
Возьмите бумагу и карандаш. Обведите ваши две ладони, нарисуйте их
контур.
Начните раскрашивать с левой руки, рисуйте так как чувствуете.
Используйте любые цвета. А затем переходите на правую руку. Как вы видите
эту руку? Какие цвета? Их может быть несколько.
А теперь раскрасьте фон и, тем самым, объедините руки.
Сверху напишите фразу «Всё в моих руках»
Обсуждение
Как вы себя чувствуете после задания? Вы ощутили это ресурс? Что
сейчас чувствуете?
10 занятие
Итоговая диагностика и завершающее занятие
«Ребята, мы с вами проделали такой большой путь в познании себя,
познакомились со своими эмоциями, переживаниями, желаниями, нашли
ресурсы внутри себя. Вы всё это время делали записи в ваших тетрадях. Вы
можете пролистать их, прочитать, вспомнить какие-то особо тяжелые задания
и вопросы. Можете поделиться вашими размышлениями.
А в завершении я вам предлагаю подвести итог и снова пройти тест
Сан.
Итоговая диагностика проводится по методике САН