Напоминание

«Всё в моих руках»


Автор: Московская Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района"
Населённый пункт: город Железногорск-Илимский Иркутская область
Наименование материала: Программа гармонизации эмоциональной сферы
Тема: «Всё в моих руках»
Раздел: среднее образование





Назад




Программа гармонизации эмоциональной сферы

«Всё в моих руках»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы подростков

Задачи:

1.

Оптимизировать эмоциональное состояние (снятие напряжения,

тревожности, агрессивности) средствами арт-терапии.

2.

Развить самопознание, саморазвитие и самовыражение.

3.

Способствовать поиску внутренних ресурсов

4.

Повышение самооценки и уверенности в себе

Возраст: с 14 лет

Срок реализации программы: январь-май / сентябрь – декабрь

Формы и методы организации работы

Формы работы:

- диагностика;

- дискуссионные методы;

- методы арт-терапии.

Организация занятий

Форма работы: групповая, 12-15 человек

Продолжительность занятий: 25-40 минут, 2 занятия в месяц

Использованные методы:

Проективные техники

Методы арт-терапии

Круглый стол, обсуждение

Аутогенная тренировка

Визуализация и дыхательные техники.

Инструментарий:

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель; газеты, журналы,

текстиль, фольга, открытки, кружева, пленка, для создания коллажей;

природные материалы – листья, цветы, семена, крупы; бумага, кисти,

ножницы, аудио записи с различной музыкой.

В начале реализации программы учащимся раздаётся тетради

саморефлексии 12 листов. После занятия тетради сдаются. Каждый учащийся

помечает свою тетрадь любым опознавательным знаком. Без Фамилий и

имён.

Тематический план занятий

Раздел

Тема занятий

Дата

проведения

Диагностический

блок

1.Знакомство и диагностика по

методике «Кактус»

2.Диагностика по проективной

технике «Слон»

3.

Диагностика по проективной

технике САН

февраль –

2 занятия

Развитие навыков

самопознания и

самовыражения.

Снятие

психологического

напряжения.

Путешествие к себе

Техника «Карта эмоций»

Техника Мандала

Техника «Это обо мне»

Техника «Сказочный герой»

март – 4 занятия

Гармонизация

эмоциональной

сферы.

Поиск внутренних

ресурсов.

Круглый стол, обсуждение.

Техника «Драгоценность»

Техника «Моё состояние»

Техника «В моих руках»

Апрель – май

– 4 занятия

Итоговая

диагностика

Завершающее занятие и

диагностика с помощью

методики САН

Май – 1 занятие

Количество занятий

10 занятий

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

1 занятие Диагностический блок

Психолог знакомится с учащимися, в качестве знакомства можно

выбрать одну из следующих игр:

«Имя – увлечение»

«Давайте встанем в круг. Сейчас каждый по очереди сделает шаг

вперед и произнесет свое имя в той форме, которая ему нравится и

дополняется своим увлечением. После того как все так презентуют себя,

процедура начинается в обратном порядке – от последнего к первому игроку

с повторением имени и увлечения соседа, от которого начиналось знакомство.

«Имя – город - еда»

«Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву

своего имени называет блюдо и город (любимые или любые другие).

Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а

потом свои».

«Бейдж»

Участникам раздаются бейджи, внутри пишут имя и ассоциацию со

своим именем, крепят на рубашку.

ДИАГНОСТИКА

Методика «САН»

Цели:

оценка психического состояния испытуемого;

выявление психоэмоциональной реакции на умственную

нагрузку;

определение биологических ритмов, свойственных

физиологическим и психическим функциям.

Психолог выдаёт бланки, где расположен список из 30 пар состояний-

настроений, а задача тестируемого — оценить степень проявления того или

иного качества у себя, выставив один из баллов (от 1 до 3). При этом цифра 1

означает, что настроение проявляется лишь изредка, 2 — довольно часто, а 3

— постоянно. Если в паре ни одно из качеств не проявляется или они

одинаково выражены, то нужно поставить 0.

Бланки прикрепляются в тетрадь каждого участника и там же пишется

результат после интерпретаций психологом.

2 занятие – Диагностический блок

Разминка и знакомство

«Встаньте те, кто..»

Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ряд инструкций.

Учащиеся встают, когда слышат, что попадают в озвученную группу

те, кто родился в январе / сентябре

те, у кого карие глаза

те, кто любит мандарины и т.д.

ДИАГНОСТИКА

Рисуночный тест "Слон" (либо «Кактус») - проективная методика

Цель: исследование эмоционального, морального и физического

состояния человека.

Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши.

Инструкция: Нарисуй на этом листе бумаги слона (кактус). Такого, как

ты его себе представляешь.

Примечание: нарисованный объект - это сам человек, нарисовавший

его, со своими проблемами, видением жизни.

В заключении первого блока психолог подводит обработку

результатов и интерпретации по двум методикам: опроснику САН и

проективной технике «Слон» («Кактус»).

3 занятие

1.

Техника «Карта эмоций»

Цель: формирование навыков самопознания.

Каждому участнику предлагается силуэт человека на бумаге и цветные

карандаши. Участники могут сидеть свободно, откинувшись на спинку стула

или кресла. Включается расслабляющая музыка. Предлагаю ребятам

вспомнить основные эмоции или знакомые им эмоции (если назовут больше

– хорошо). Затем предлагаю детям закрыть глаза и вспомнить какое-нибудь

событие, которое вызывало у ребенка то или иное чувство (эмоцию),

например радость. Попросить ребят вспомнить это чувство, насколько оно

интенсивное, яркое. Постараться почувствовать ту часть своего тела, где

ребята это чувство ощущают в своем теле (голова, руки, ладони, грудь, живот

и т.д.). Затем, кто уже готов, открываем глаза и обозначаем цветными

карандашами (закрашиваем) на силуэте человека это место. И так с каждой

знакомой эмоцией.

На задание даётся 15-20 минут

Обсуждение

После техники предлагаю обсудить рисунки ( по желанию).

2.

Техника «Путешествие к себе»

Цель: формирование навыков самопознания и гармонизации

эмоциональной сферы

Каждому участнику предлагается краска и плотная бумага. Участники

могут сидеть попарно, либо кружком за столами. Включается расслабляющая

музыка. Первые 3 минуты участники просто слушают музыку,

успокаиваются, отдыхают.

«Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие

внутрь себя. Я буду помогать и сопровождать вас в этой дороге.

Вслушайтесь в музыку, сделайте глубокий ВДООООХ и ВЫДОХ (3

раза).

Представьте, что вы погружаетесь внутрь себя, в районе груди. Как

там? Спокойно или тревожно? Радостно или грустно? Почувствуйте это

состояние, побудьте в нём (2-3 минуты)

А теперь я прошу вас выразить все ваши эмоции и переживания на

бумагу. Перед вами есть листы, краски, кисти. Вы можете рисовать то, что

хочется. Это может быть что-то конкретное или абстракция. Рисуйте, так как

чувствуется.»

На задание даётся 10-15 минут

Обсуждение

После техники психолог предлагает обсудить рисунки ( по желанию) и

даёт краткую интерпретацию использованных цветов (по интерпретации по

методу Люшера).

Каждый участник записывает (высказывает) свои ощущения и мысли

от рисунка.

4 занятие

Техника «Мандала»

Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения,

развитие навыком самопознания и самовыражения

«Ребята, сегодня мы познакомимся с очень ресурсной техникой

«Мандала»

Мандала - это рисунок в круге. Изначально имеет некую геометричность:

центр и сектора, окружности, узоры. Но в арт-терапевтической практике это

не обязательно, можно работать просто с цветом, по настроению.

Для начала нарисуйте круг, можете обвести его с помощью тарелки.

Сосредоточьтесь на своём состоянии, прислушайтесь к себе.

Постарайтесь выбрать цвет, который соответствует вашему состоянию,

и начните рисовать из центра. Дальше продолжайте рисовать интуитивно,

прислушиваясь к себе, идя за внутренними процессами.

Постарайтесь в процессе рисования отслеживать своё состояние и мысли.

(Дается 15 минут)

В конце практики рекомендуется записать свои ощущения и мысли.

Обсуждение

Желающие могут рассказать о своем состоянии и обсудить свои

чувства.

5 занятие

Техника «Это обо мне»

Цель: развитие самопознания и самовыражения; формирование

адекватной самооценки

Инструментарий: вырезки, бумага, фломастеры, блестки, журналы и

тд.

«Сегодня я предлагаю нам познакомиться с самими собой,

прочувствовать кто мы и какие мы. Перед вами есть всевозможные

подручные материалы. Ваша задача составить коллаж из различных слов

характеризующих вас, как личность. Вы можете вырезать прилагательные,

существительные, глаголы из журналов.

Приклеиваете вырезки в свободном порядке, раскрашиваете красками,

рисунками, узорами по желанию.

Можете писать словами от руки, либо приклеивать картинки-образы

характеризующие вашу личность.»

На задание даётся 15-20 минут

Обсуждение

Каждый участник записывает свои ощущения и мысли после

выполненного задания.

Желающие могут озвучить или показать свои работы.

Особое внимание психолог уделяет застенчивым и стеснительным

ребятам, помогает и поддерживает их работу.

6 занятие

Техника «Сказочный герой»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, развитие самопознания и

самовыражения

Психолог предлагает учащимся расслабиться, послушать музыку

«Ребята, устраивайтесь поудобнее, отвлекитесь от внешней суеты,

вслушайтесь в музыку. Давайте глубоко и медленно подышим.

Медленный вдох через нос и плавный выдох через рот (2 минуты)

Представьте, что у вас есть возможность прямо сейчас посетить

Сказочную Страну. Это волшебное место, в котором собраны все сказки

мира. Это место фантазий и грёз всех детей

Представьте себе эту Страну, оглянитесь, рассмотрите всё, что есть

вокруг. Пройдитесь по её улочкам, остановитесь.

Впереди вас посередине площади стоит зеркало в резной раме. В нём

ваше отражение. Вы с удивлением замечаете, что в отражении не совсем вы.

Волшебство Сказочной Страны превратило вас в сказочного персонажа...

Вы с удивлением всматриваетесь в это зеркало, ловите каждую деталь...

Кто вы? На кого похожи? Почувствуйте себя в этом образе. Он вам

нравится?

(пауза на 2-3 минуты)

Попробуйте ответить на вопросы от имени вашего героя:

- Что она (он) любит больше всего?

- Чем себя балует?

- Какие подарки любит получать и дарить?

- Какие сильные стороны этого образа?

- В чём слабости?

- Как справляется с трудностями?

(пауза между вопросами на 1 минуту)

Но вот пришло время прощаться и ваше отражение дарит вам подарок

или несколько подарков. Это могут быть любые предметы. Примите эти

подарки с благодарностью и попрощайтесь со Сказочной Страной.

А сейчас постепенно возвращайтесь в свою комнату. Возьмите бумагу и

нарисуйте своего сказочного героя. Во всех возможных подробностях и

деталях. Рисуйте до тех пор, пока не появится ощущение, что рисунок

закончен. Не забудьте изобразить предметы-подарки.»

(Дается 10-15 минут)

ОБСУЖДЕНИЕ:

Участники записываю ответы на вопросы

- Чем этот образ похож на вас сейчас?

- Какие особые качества этого персонажа помогли бы в Вашей жизни?

- Выпишите для себя 3 качества героя, которые могли бы стать

поддержкой в трудной ситуации.

- Что могут означать подаренные вам предметы? Они могут указывать

на путь или способ решения актуальных для вас вопросов.

Все ответы на вопросы рекомендуется прописывать в развёрнутой

форме

Желающие могут поделиться своими рисунками и мыслями.

7 занятие

Круглый стол, обсуждение

Цели: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности

в себе, развитие самопознания и самовыражения

«Ребята, сегодня я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из

фильма.

Включается видео.

«Побудьте в этом состоянии»

Обсуждение

Удалось ли вам прочувствовать и уловить, о чем было это видео. Что вы

думаете о героях? Как часто вы говорите себе эти важные слова?

Техника «Драгоценность»

Инструментарий: лист А4, карандаши, краски, фломастеры

Представьте себя в виде украшения, какого-либо драгоценного изделия и

зарисуйте на листе. Можете выбирать любое украшение, цвета,

расположение.

Получайте удовольствие в процессе рисования, не спешите

Обсуждение

Какие эмоции у вас возникают от вашего рисунка? Ощущаете ли вы

свою ценность и уникальность?

8 занятие

Техника «Моё состояние»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения,

развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего

ресурса

Инструментарий: 2 листа на человека, гуашь, кисти, файлы

Психолог раздает учащимся по 2 листа и файлы, гуашь , кисти и воду.

Включается релаксационная музыка.

«Возьмите файл. Сейчас я попрошу вас изобразить на нем все те

состояния, которые вам неприятны, нездоровы; то, что не хотелось бы

проживать; то, что беспокоит.

Все эти цвета нанесите на файл, пятнами, мазками, штрихами. Как

можно больше и гуще, ярче.

(Дается 2-3 минуты)

Возьмите лист бумаги и приложите его к файлу, как бы отпечатывая

краску на ваш лист. Дайте высохнуть.

Переверните его и всмотритесь. Какие чувства вызывает у вас эта

картина? На что она похожа? Что вам напоминает? Как это состояние влияет

на моё нынешнее состояние?

Запишите ваши ощущения

(Дается 5 минут)

Возьмите второй файл. На этот раз берите самые любимые, самые

ресурсные, энергетические состояния. Это те состояния, которые заставляют

нас чувствовать радость и счастье, вдохновляют и наполняют. Выберите

подходящие цвета и также наносите на файл.

(Дается 2-3 минуты)

Когда почувствуете, что красок достаточно, отпечатайте ваш рисунок на

бумаге и посмотрите, что вышло.

Какие чувства вызывает у вас эта картина? На что она похожа? Что вам

напоминает? Как это состояние влияет на моё нынешнее состояние? Как

часто это в моей жизни? Как мне можно это получить в реальности?

Запишите ваши ощущения

(Дается 5 минут)

Обсуждение

Сегодня мы с вами познакомились с вашими состояниями:

негативными и позитивными ,нашли внутренний ресурс.

Как вы чувствуете себя? Какие мысли появились в конце упражнения?

9 занятие

Техника «В моих руках»

Цели: гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения,

развитие навыком самопознания и самовыражения, поиск внутреннего

ресурса

«Ребята, рассаживайтесь по местам, примите максимальное удобное

положение. Вслушайтесь в музыку.

Постарайтесь отвлечься от мыслей в голове.

(Далее Аутогенная тренировка по методике Джекобсона)

Посмотрите на свои руки, они красивые. Это ваши руки. Они умелые,

способные, в них сосредоточена сила и свет. Почувствуете это тепло ваших

руках. Как это тепло наполняет руки возможностями, ресурсами творить и

преображать мир вокруг.

(Дается 2 минуты)

Сейчас возвращайтесь в свое тепло, почувствуйте, как вы сидите,

ощутите пространство. Возвращайтесь в здесь и сейчас.

Возьмите бумагу и карандаш. Обведите ваши две ладони, нарисуйте их

контур.

Начните раскрашивать с левой руки, рисуйте так как чувствуете.

Используйте любые цвета. А затем переходите на правую руку. Как вы видите

эту руку? Какие цвета? Их может быть несколько.

А теперь раскрасьте фон и, тем самым, объедините руки.

Сверху напишите фразу «Всё в моих руках»

Обсуждение

Как вы себя чувствуете после задания? Вы ощутили это ресурс? Что

сейчас чувствуете?

10 занятие

Итоговая диагностика и завершающее занятие

«Ребята, мы с вами проделали такой большой путь в познании себя,

познакомились со своими эмоциями, переживаниями, желаниями, нашли

ресурсы внутри себя. Вы всё это время делали записи в ваших тетрадях. Вы

можете пролистать их, прочитать, вспомнить какие-то особо тяжелые задания

и вопросы. Можете поделиться вашими размышлениями.

А в завершении я вам предлагаю подвести итог и снова пройти тест

Сан.

Итоговая диагностика проводится по методике САН



В раздел образования