Напоминание

"Развитие обучающихся через организацию проектной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС"


Автор: Иванюженкова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Сафоново Смоленской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие обучающихся через организацию проектной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие обучающихся через организацию проектной деятельности в

начальной школе в рамках ФГОС.

Статья учителя начальных классов

Иванюженковой Ольги Александровны

В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных

действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного

периода в рамках имеющихся возможностей.

Метод проектов является методом практического целенаправленного действия,

открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по

взаимодействию с окружающим миром.

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей

субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от

детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей,

стимулирующим детскую самодеятельность,

Цели проектной деятельности:

воспитывать гражданскую позицию учащихся;

способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний,

умений и навыков учащихся;

развивать значимые личностные качества младших школьников;

развивать моторику;

воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и

предприимчивость учащихся.

формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

вооружение детей методами научного познания;

ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на

новом этапе работы во внеурочное время;

развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных

ситуаций, возникающих в процессе.

Учитель должен:

Создать условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их

самообразования в процессе практического применения знаний, стать инициатором

интересных начинаний, стимулировать самостоятельную активность учащихся, их

сообразительность и изобретательность.

Выступать в различных ролях:

энтузиаста;

специалиста, обладающего знаниями и умениями в нескольких областях;

консультанта;

руководителя;

«человека, который задает вопросы»;

координатора всего группового процесса;

эксперта.

В проектно – исследовательской деятельности у учащихся развиваются следующие

общеучебные умения: а) исследовательские; б) социального взаимодействия; в)

оценочные; г) информационные; д) презентационные ; е) рефлексивные; ж) менеджерские;

Этапы проектной деятельности:

I этаппогружение в проект

(формулировка проблемы, цели, задачи)

II этапорганизация деятельности

(организация групп, распределение ролей)

III этапосуществление деятельности

(самостоятельно «добывают» недостающие знания, оформляют результаты)

IV этап - презентация проекта (конференции, презентации, выступления

для одноклассников, родителей).

Типология проектов

исследовательские

творческие

игровые

информационные

практико-ориентированные

По количеству участников проекты могут быть:

личностные (индивидуальные);

парные;

групповые.

По продолжительности проведения различают проекты:

краткосрочные;

средней продолжительности;

долгосрочные.

Критерии оценивания защиты проектов:

Качество доклада, презентации: полнота, последовательность представления

работы, аргументированность и убеждённость.

Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

Деловые и волевые качества: ответственное отношение, изобретательность,

инициативность, самокритичность, аккуратность, доброжелательность,

контактность.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.

Работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду,

что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура,

игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,спектакль, викторина, газета, книга,

модель, костюм, фотоальбом, доклад, электронная презентация, и т.д.При выполнении

проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над

проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием

всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при

изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе.

Выполнение творческих проектов, защита изделий помогают обучающимся

адекватно оценивать свои возможности. В процессе выполнения проекта у младших

школьников появляется чувство удовлетворения от достижения результата,

содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение,

признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное

самоопределение ребёнка.

Использование метода проектов помогает формированию технологической

культуры учащихся. Одним из критериев сформированности основ технологической

культуры является трудолюбие, добросовестное отношение к различным видам труда. У

76 % учащихся повысилась ответственность к урокам трудового обучения. У остальных

учащиеся улучшились организованность, качество, аккуратность выполнения работ.

Метод проектов можно использовать на уроках окружающего мира, когда ученики

являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой

деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны

окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит

совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность.

Таким образом, стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны,

и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благоприятную почву для

начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.



В раздел образования