Автор: Киселева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОБУЗ "Областной детский санаторий"
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание подрастающего поколения в рамках санатория
Раздел: среднее образование
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в рамках
детского санатория.
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей является
одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом,
обществом и государством в целом. В нашем современном обществе имеет
место негативная ситуация в вопросе духовно-нравственного и
патриотического воспитания нынешней молодежи. Решение этих проблем в
значительной степени зависит от всестороннего подхода к духовно-
нравственному воспитанию подрастающего поколения.
В таких условиях главной задачей педагогов детских санаторно-
оздоровительных учреждений является возрождение духовно -
патриотического самосознания у воспитанников, преодоление национального
эгоцентризма, пробуждение у детей интереса к национальной культуре и
воспитание уважения к другим народам и культурам, толерантности,
формирование активной жизненной позиции, привитие интереса к традициям
своего народа, к нравственным, духовным ценностям, воспитание
гражданственности, патриотизма. Но при этом, важно не забывать, что
патриотизм исходит больше из сердца, чем от ума. Ум подпитывает духовно-
нравственную работу души, а чувства исходящие от сердца создает
патриотическое мировоззрение.
Важнейшим в патриотическом воспитании является мощный, многогранный
и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной
традиции. Ведь в ходе своего многовекового формирования наша традиция
вобрала в себя все разумное, доброе, вечное, что создавалось целыми
временами. Поэтому приоритетным должно стать народное воспитание,
основанное на знании традиций, культуры истории своих предков.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих
патриотов и героев Русской земли. Все они являются, и будут являться
высоким нравственным примером для нашего будущего поколения. Народное
воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и
ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек –
женщин-матерей. Также, народное воспитание создает у детей осознание
того, что они сопричастны не только своей семье, но и общностям более
высоких порядков, например, городу и народу в целом. Это чувство
сопричастности – основа будущего патриотизма.
В современном мире, когда у детей мало остается настоящих примеров для
подражания, когда духовная жизнь истощается с каждым днем, когда они
проводят большинство времени за компьютером, перед обществом встает
такой вопрос – как помочь ребенку в развитии его личности в
самореализации и саморазвитии.
Печально, но в последнее время понятие о нравственном идеале стало
размытым, планка нравственности, гуманности и патриотизма, резко
опустилась вниз в большей степени под влиянием средств массовой
информации, внедрения в сознание молодежи системы ценности, не
соответствующей духовно-нравственным требованиям.
В данный период времени, меняется социально-экономическая ситуация в
России, мы стараемся вступить в мировое сообщество на основах уважения
прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от педагогов зависит
каким мы хотим видеть будущее России и насколько адекватно оцениваем её
историю, на какие ценности ориентируемся.
Наша основная задача – не только сохранить общественные ценности
мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную
тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность,
духовность, милосердие, которые и должны быть положены в основу
системы воспитания гражданина России XXI века.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является
первостепенной задачей современной педагогической системы и
представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру
народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Необходимо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем,
нужно уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса
прекратиться, то разрушится связь между многими поколениями. Воспитание
патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих
духовно-нравственного воспитания подрастающего гражданина.
Именно от взрослых, зависит, какими будут наши дети, чего они добьются в
жизни и станут ли они настоящими патриотами, поэтому нужно посмотреть
вокруг и в первую очередь начать с себя, своих близких и подавать своим
детям, пример каким нужно быть патриотом, как любить свою Родину и
уважать права и интересы других народов.
Формы и методы воспитательной работы, в условиях детского санаторно-
оздоровительного учреждения.
Поставленная на современном этапе перед педагогами задача гражданско-
патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и
убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела.
В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и
форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное
воспитание определяет основные условия эффективности гражданско-
патриотической работы: профессионализм, высокий уровень идейной
убежденности педагогов. Для ее эффективного решения от педагогов
требуется создание целостной системы по формированию гражданско-
патриотических ориентиров у воспитанников. Организация воспитательного
процесса в детском санатории испытывает некоторые трудности, связанные с
малочисленными методическими разработками, организацией и
планированием гражданско-патриотической работы. Перед педагогическим
коллективом детского санаторно - оздоровительном учреждением стоят
следующие цели и задачи.
Цель: прививать воспитанникам любовь к Родине, приобщать их к
социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической
памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию
педагогический коллектив решает следующие основные задачи:
Задачи:
• изучение истории своего края;
• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её
защищать;
• развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам
войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым
людям;
• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной
составляющей личности гражданина..
Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы
помогает выбрать оптимальные методы и формы организации
воспитательных мероприятий:
Формы:
-конкурсы рисунков, песен, стихов
- участие в концертах для ветеранов
- акции
- инсценировки
- уроки мужества
- экскурсии по местам боевой славы
Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.
Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных
развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к
историческому прошлому.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В
процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к
коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического
воспитания является осознание себя гражданином страны.
Современная педагогическая система воспитания призвана решать жизненно
важные задачи реализации ценностных оснований воспитания, одним из
определяющих понятий которого является идеология.
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к
патриотизму и гражданственности.
Формированию гражданственности и патриотизма у детей во многом
способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню воина-
интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню
народного единства.
В рамках годового планирования по формированию у воспитанников
санатория «Гайдаровец» гражданско-патриотических чувств, проводились
такие мероприятия, как Конкурс военной песни «День победы со слезами на
глазах» к 9 мая; «Военный парад» - участие всех отрядов ко Дню памяти и
скорби; Конкурс рисунков «Символы России» -3 отряд; 23 февраля Ко Дню
защитника Отечества –«Рыцарский турнир»; 5 марта- «Масленица к нам
пришла, блинов и маслица принесла» 15 мая ко «Дню Семьи, любви и
верности»-концерт; «Военно-спортивная игра зарница»- летний период;
Квест-игра «Патриот» по станциям (песни, стихи, викторины); Посещение
наших друзей из Москвы Разновозрастного отряда Надежда с программой
«Журчат ручьи»; Викторина «Мы-патриоты» 3 отряд (5 мая); Экскурсии по
берегу реки Сейм, к памятнику Репрессированным в годы Великой
Отечественной войны; Игры на свежем воздухе в народных традициях
Жмурки, Ручеёк, Горелки и др.
В годовом планировании воспитательной работы санатория, в направлении
«Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные
формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование
патриотических ценностей у современного подростка должно быть
целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого –
моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему.
Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать
ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные
мероприятия патриотического характера способствуют не только
формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов
и идеалов. Подрастающее поколение составляют то ядро, которое будет
формировать будущее нашей страны, развивать идею русской
государственности.
Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только
на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие
свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому
гражданину России. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на
созидании, а не на разрушении.
Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет
считаться эффективной, если у детей будет развито чувство гордости за свою
страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и
правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны
овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать
свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию.
Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем
Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это
конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа.
Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита
Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов;
готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение
Родине.
Роль сохранения народных традиций в гражданско-
патриотическом воспитании:
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента
рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей
их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому
базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и
привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле,
воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды
обитания человека.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя
непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и
воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания
детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры,
хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для
деятельности в этом направлении.
В фольклоре собраны вся жизнь и история русского народа, обычаи и обряды
наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни.
Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами,
для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с
детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший
свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа.
Надо отметить, что в условиях детского санаторного учреждения
планирование и организация гражданско-патриотического
воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность,
проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных
часов носили опережающий характер, содействовали развитию
познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей
воспитанников.
В настоящее время ведется поиск новых технологий создания
благоприятных условий для социализации детей с ослабленным здоровьем,
воспитания гражданских и патриотических чувств
.