Напоминание

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в рамках санатория


Автор: Киселева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОБУЗ "Областной детский санаторий"
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание подрастающего поколения в рамках санатория
Раздел: среднее образование





Назад




Патриотическое воспитание подрастающего поколения в рамках

детского санатория.

В настоящее время проблема патриотического воспитания детей является

одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом,

обществом и государством в целом. В нашем современном обществе имеет

место негативная ситуация в вопросе духовно-нравственного и

патриотического воспитания нынешней молодежи. Решение этих проблем в

значительной степени зависит от всестороннего подхода к духовно-

нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В таких условиях главной задачей педагогов детских санаторно-

оздоровительных учреждений является возрождение духовно -

патриотического самосознания у воспитанников, преодоление национального

эгоцентризма, пробуждение у детей интереса к национальной культуре и

воспитание уважения к другим народам и культурам, толерантности,

формирование активной жизненной позиции, привитие интереса к традициям

своего народа, к нравственным, духовным ценностям, воспитание

гражданственности, патриотизма. Но при этом, важно не забывать, что

патриотизм исходит больше из сердца, чем от ума. Ум подпитывает духовно-

нравственную работу души, а чувства исходящие от сердца создает

патриотическое мировоззрение.

Важнейшим в патриотическом воспитании является мощный, многогранный

и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной

традиции. Ведь в ходе своего многовекового формирования наша традиция

вобрала в себя все разумное, доброе, вечное, что создавалось целыми

временами. Поэтому приоритетным должно стать народное воспитание,

основанное на знании традиций, культуры истории своих предков.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих

патриотов и героев Русской земли. Все они являются, и будут являться

высоким нравственным примером для нашего будущего поколения. Народное

воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и

ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек –

женщин-матерей. Также, народное воспитание создает у детей осознание

того, что они сопричастны не только своей семье, но и общностям более

высоких порядков, например, городу и народу в целом. Это чувство

сопричастности – основа будущего патриотизма.

В современном мире, когда у детей мало остается настоящих примеров для

подражания, когда духовная жизнь истощается с каждым днем, когда они

проводят большинство времени за компьютером, перед обществом встает

такой вопрос – как помочь ребенку в развитии его личности в

самореализации и саморазвитии.

Печально, но в последнее время понятие о нравственном идеале стало

размытым, планка нравственности, гуманности и патриотизма, резко

опустилась вниз в большей степени под влиянием средств массовой

информации, внедрения в сознание молодежи системы ценности, не

соответствующей духовно-нравственным требованиям.

В данный период времени, меняется социально-экономическая ситуация в

России, мы стараемся вступить в мировое сообщество на основах уважения

прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от педагогов зависит

каким мы хотим видеть будущее России и насколько адекватно оцениваем её

историю, на какие ценности ориентируемся.

Наша основная задача – не только сохранить общественные ценности

мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную

тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность,

духовность, милосердие, которые и должны быть положены в основу

системы воспитания гражданина России XXI века.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является

первостепенной задачей современной педагогической системы и

представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру

народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.

Необходимо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем,

нужно уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса

прекратиться, то разрушится связь между многими поколениями. Воспитание

патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих

духовно-нравственного воспитания подрастающего гражданина.

Именно от взрослых, зависит, какими будут наши дети, чего они добьются в

жизни и станут ли они настоящими патриотами, поэтому нужно посмотреть

вокруг и в первую очередь начать с себя, своих близких и подавать своим

детям, пример каким нужно быть патриотом, как любить свою Родину и

уважать права и интересы других народов.

Формы и методы воспитательной работы, в условиях детского санаторно-

оздоровительного учреждения.

Поставленная на современном этапе перед педагогами задача гражданско-

патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и

убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела.

В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и

форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное

воспитание определяет основные условия эффективности гражданско-

патриотической работы: профессионализм, высокий уровень идейной

убежденности педагогов. Для ее эффективного решения от педагогов

требуется создание целостной системы по формированию гражданско-

патриотических ориентиров у воспитанников. Организация воспитательного

процесса в детском санатории испытывает некоторые трудности, связанные с

малочисленными методическими разработками, организацией и

планированием гражданско-патриотической работы. Перед педагогическим

коллективом детского санаторно - оздоровительном учреждением стоят

следующие цели и задачи.

Цель: прививать воспитанникам любовь к Родине, приобщать их к

социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической

памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию

педагогический коллектив решает следующие основные задачи:

Задачи:

• изучение истории своего края;

• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её

защищать;

• развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам

войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым

людям;

• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной

составляющей личности гражданина..

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы

помогает выбрать оптимальные методы и формы организации

воспитательных мероприятий:

Формы:

-конкурсы рисунков, песен, стихов

- участие в концертах для ветеранов

- акции

- инсценировки

- уроки мужества

- экскурсии по местам боевой славы

Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных

развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к

историческому прошлому.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В

процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к

коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического

воспитания является осознание себя гражданином страны.

Современная педагогическая система воспитания призвана решать жизненно

важные задачи реализации ценностных оснований воспитания, одним из

определяющих понятий которого является идеология.

Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к

патриотизму и гражданственности.

Формированию гражданственности и патриотизма у детей во многом

способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню воина-

интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню

народного единства.

В рамках годового планирования по формированию у воспитанников

санатория «Гайдаровец» гражданско-патриотических чувств, проводились

такие мероприятия, как Конкурс военной песни «День победы со слезами на

глазах» к 9 мая; «Военный парад» - участие всех отрядов ко Дню памяти и

скорби; Конкурс рисунков «Символы России» -3 отряд; 23 февраля Ко Дню

защитника Отечества –«Рыцарский турнир»; 5 марта- «Масленица к нам

пришла, блинов и маслица принесла» 15 мая ко «Дню Семьи, любви и

верности»-концерт; «Военно-спортивная игра зарница»- летний период;

Квест-игра «Патриот» по станциям (песни, стихи, викторины); Посещение

наших друзей из Москвы Разновозрастного отряда Надежда с программой

«Журчат ручьи»; Викторина «Мы-патриоты» 3 отряд (5 мая); Экскурсии по

берегу реки Сейм, к памятнику Репрессированным в годы Великой

Отечественной войны; Игры на свежем воздухе в народных традициях

Жмурки, Ручеёк, Горелки и др.

В годовом планировании воспитательной работы санатория, в направлении

«Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные

формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование

патриотических ценностей у современного подростка должно быть

целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого –

моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему.

Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать

ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные

мероприятия патриотического характера способствуют не только

формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов

и идеалов. Подрастающее поколение составляют то ядро, которое будет

формировать будущее нашей страны, развивать идею русской

государственности.

Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только

на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие

свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому

гражданину России. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на

созидании, а не на разрушении.

Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет

считаться эффективной, если у детей будет развито чувство гордости за свою

страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и

правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны

овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать

свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию.

Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем

Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это

конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа.

Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита

Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов;

готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение

Родине.

Роль сохранения народных традиций в гражданско-

патриотическом воспитании:

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,

находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента

рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей

их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому

базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и

привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле,

воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды

обитания человека.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного

развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя

непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и

воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания

детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры,

хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для

деятельности в этом направлении.

В фольклоре собраны вся жизнь и история русского народа, обычаи и обряды

наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни.

Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами,

для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с

детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший

свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа.

Надо отметить, что в условиях детского санаторного учреждения

планирование и организация гражданско-патриотического

воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность,

проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных

часов носили опережающий характер, содействовали развитию

познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей

воспитанников.

В настоящее время ведется поиск новых технологий создания

благоприятных условий для социализации детей с ослабленным здоровьем,

воспитания гражданских и патриотических чувств

.



В раздел образования