Автор: Арутюнян Лида Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ 48
Населённый пункт: Тверская область г.Тверь
Наименование материала: Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: Тема родины в творчестве С.Есенина
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 6 классе
по творчеству
Сергея Александровича Есенина.
Учитель:
Арутюнян Лида Георгиевна
МОУ СОШ 48 г.Тверь
Тема урока: «Тема дома в лирике Сергея Есенина»
Цель урока: изучение стихотворений С. Есенина о родном крае
«Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:
познакомить с жизнью и творчеством Есенина;
познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;
отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
развивать речь, образное и эстетическое мышление;
воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
учить замечать красоту в обычном.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Урок сопровождается показом слайдов, использованием раздаточного материала, аудиозаписью
стихов, песней в исполнении И.Кобзона на стихи С.Есенина «Я покинул родимый дом…»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Вступительное
слово учителя.
С творчеством какого писателя мы с вами
завершили
знакомство?(
С
творчеством
Ку п р и н а
А л е кс а н д р а
И в а н о в и ч а
произведение «Чудесный доктор»).
Какое слово было нами было выделено
с р е д и
о с н о в н ы х
п р и
и з у ч е н и и
творческого
наследия
КУПРИНА?
(ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ).
И
сегодня
мы
возьмем
другое
слово
обозначающее человеческое качество это
слово - ПРЕДАННОСТЬ.
О ком будет идти речь?(С,ЕСЕНИН)
Ч е м у
б ы л
т а к
п р е д а н
С е р г е й
Александрович Есенин?(РОДИНЕ).
Он единственный среди великих русских
поэтов, творчество которого проникнуто
« ч у в с т в о м
Р о д и н ы » ,
ч у в с т в о м
преданности ей.
Как писал сам поэт:
«Чувство
Родины
–
основное
в
моем
творчестве»
К вершинам поэзии Сергей Есенин
поднялся из глубин народной жизни.
Просторные рязанские поля были страной
его детства, поэтому вся красота родного
края отлилась в стихи, полные любви к
Русской земле.(3 мин)
Запись в тетради темы урока и
эпиграфа
- Что говорит А.Н. Толстой о фамилии
Есенина?
коренная русская фамилия, от
корней – овсень, таусень, осень
2. Изучение
статьи учебника
о С. Есенине
(стр. 21) Беседа
по вопросам:
Выступление ученицы 6 кл. Д.
Прокофьевой «Биография С.
Есенина»(показ слайдов)(5-7 мин)
- Кем были родители Есенина?
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец - крестьянин,
Ну, а я - крестьянский сын.
крестьяне
Крестьянский сын Сергей
Александрович Есенин родился 21
сентября (3 октября по новому
стилю) 1895 года в селе
Константиново Кузьминской
волости Рязанского уезда,
Рязанской губернии. Этот день
был отмечен историческим для
России событием. 20-21 сентября
1895 года Рязань праздновала своё
800-летие. Во всех уголках
Рязанщины звонили колокола и
шумели народные гулянья.
Древняя русская земля как будто
приветствовала рождение своего
гения.
Есень (рязанское, церковное-
осень)
- Как прошло его детство?
Свободно, беззаботно, не был
знаком с тяготами труда, среди
полей, степей, его любили дед,
бабушка.
Сергей любил ходить с
деревенскими мальчишками на
ночное пасти лошадей, купаться,
собирать ягоды, грибы и всегда
любовался родной природой.
- Когда у Есенина проявились
поэтические наклонности?
Еще в детстве
- О чем его стихи? Почему они быстро
принесли поэту известность?
О природе – о ней он пишет с
любовью, о своей жизни, о
горестях, о радостях,
переживаниях, мечтах, о
родителях, о родном доме, о
родных местах
А теперь давайте отправимся на Родину
поэта, совершим заочное путешествие в
село Константиново.
Родина великого поэта - старинное село
Константиново - привольно раскинулось
среди рязанских полей и лесов, в
центре России, на высоком правом
берегу Оки. Отсюда открывается
необъятный простор заливных лугов. До
наших дней сохранился родительский
дом, в нем до 1955 года жила мать
поэта - Татьяна Федоровна.
Просмотр видеоролика «На
родине Есенина»
(музыкальное сопровождение –
романс на стихотворение Есенина,
в исполнении группы «Реликт» -
«Спит ковыль…»)
4. Чтение и
анализ
стихотворений
«Я покинул
родимый дом»,
«Низкий дом с
голубыми
ставнями»
“Малая родина” поэта была
неиссякаемым источником вдохновения.
Из рязанской деревни поэт уехал совсем
молодым, жил в Москве, Петербурге, за
границей, в родную деревню приезжал
как гость. Именно разлука с родной
землёй придала его стихам теплоту
воспоминаний.
Давайте послушаем стихи эти в
исполнении ребят (битва
стихов,определение темы идеи)
Проблемный вопрос
- А что называем мы своей «малой
родиной»?
- Давайте прослушаем стихотворение в
исполнении И.Кобзона , обращённое к
теме родного дома. «Я покинул родимый
дом». Сначала обратим внимание на дату
его создания: 1918 год.
- Сколько лет было Есенину?(23). Прошло
6 лет с тех пор, как поэт уехал из
Константинова.
Чтение стихотворения «Низкий дом с
голубыми ставнями…»
- Каким годом датировано это
стихотворение? (1924)
- Сколько прошло лет с момента
написания предыдущего стихотворения?
- Что можно сказать об этом
стихотворении?
- Каким настроением окрашены
стихотворения? Какое общее чувство
объединяет эти два стихотворения?
Элегия-лирическое стихотворение
проникнутое грустью,
философским раздумьем над
сложными проблемами.
Березь - т. е. березняки,
которые могут расти на
небогатых почвах.
Цветь - т. е.
неприхотливые, мелко
цветущие растения.
Выть — это диалектное
слово.
Выть в рязанских говорах
обозначает пашню, вспаханное
поле.
Звук в стихотворении.
Долго петь и
звенеть пурге
Листья целует
дождь
Старый клен
шумит
Тихая вода
Курлыканье
журавлей
Слышались
свисты
Шум
ракитника
Цвет в стихотворении.
– голубая Русь
(дважды)
Синий и
голубой –
любимые цвета
поэта. Они
усиливают
ощущение
необъятности
просторов
России.
– золотою
лягушкой;
– березняк над
прудом;
– яблонный
цвет.
– серенький
ситец небес;
– седые
журавли;
– березь да
цветь.
- Найдем центральные образы
стихотворения «Я покинул родимый
дом». Какие пейзажные картины
помогают создать образ родины поэта?
Какие выразительные средства помогают
ярче представить эти образы?
Записать в тетради: эпитеты -
родимый дом, голубая Русь,
яблонный цвет, старый клен на
одной ноге;
образ матери, отца, березняк над
прудом, луна на воде.
- Какие картины представляются, когда
читаешь 1 и 2 строфы?
- Какие чувства испытывает лирический
герой к родному краю, к родному дому?
Найдите в стихотворениях фразы,
приемы, художественные средства,
помогающие понять эти чувства?
- Почему поэт в качестве эпитета к слову
дом использует прилагательное родимый?
Есть ли разница в значении
прилагательных родной и родимый!
- Почему поэт пишет, что он «оставил
Русь», значит ли это, что он уехал из
России? Какую Русь поэт имел в виду?
Старушка-мать грустит о сыне,
глядя на спокойную гладь воды.
Поседевший отец тоже ждет сына.
Герой испытывает чувство любви
к родному дому, к родному краю,
отцу, матери («родимый дом»,
«матери старой грусть», «не
забыть мне тебя никогда», «еще
мне снится», «полюбил
журавлей»).
Родной — прилагательное
стилистически нейтральное, не
окрашенное эмоционально.
Эпитет родимый отражает чувство
нежности и душевной близости.
Русь – для него родная деревня.
Он постоянно вспоминает дом,
родину; живет этими
воспоминаниями, что бы ни
случилось в жизни героя, он
всегда возвращается мыслями к
родному дому.
- Какой образ появляется в конце
стихотворения «Я покинул родимый
дом»?
Старый клен. (Клен – хранитель
родного очага. 1924 год, май.
Есенин приезжает домой и видит
пепелище. И первое, что он
предложил сестрам – посадить
клен)
В стихотворении «Низкий дом…» поэт
использует эпитеты: «Серенький ситец
небес», «дешевеньким ситцем»,
«ракитник, кривой и безлистый», «тощие
дали», «низкий дом»
Что помогают понять эти эпитеты?
Герой любит родные места,
несмотря на то, что никаких
особенных красот в них нет.
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы помогают
почувствовать это отношение.
- Как начинается и заканчивается
стихотворение «Низкий дом…»? Что этим
хочет подчеркнуть поэт?
- Во втором стихотворении поэт прямо
говорит о любви, но это любовь, близкая
к горькому душевному переживанию, к
страданию, поэт уже не восхищается
родиной так, как прежде, но любит ее еще
больше:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
(Показать свою верность идее:
любви к родной земле).
5.
Стихотворение
«С.ЕСЕНИН»
1965г.
НИКОЛАЙ
Чтение учителем стихотворения Н.
Брауна написанного в 1965г.
Подведение итогов. Поэт рано ушел из
жизни, трагичен был этот уход, до сих
пор идут споры о том, как это произошло.
БРАУН
Но он не ушел в никуда, как и все
талантливые люди. он оставил великое
наследие после себя – стихи пропитанные
любовью и ПРЕДАННОСТЬЮ к своей
родине (опять обращаемся к слову
записанному на доске), этому мы должны
учиться у поэта!
6.
Подведение
итогов
Сделаем Вывод:
Поэзия Есенина заставила меня
задуматься о….
Меня заинтересовало..
Стихотворения пронизаны глубокой,
через все невзгоды пронесенной любовью
к отчему краю.
Интересуйтесь стихами, любите стихи и
они наполнят вашу жизнь глубоким
смыслом!!!
Дополнительно:
У поэта есть страничка в интернете, там
мы можем увидеть поэта в современном
облике ( смотрим слайды)
7.
Домашнее
задание
Выучить одно из стихотворений наизусть.
Написать сочинение-миниатюру или
стихотворение о родном доме, о своей
малой родине.