Напоминание

Методы и приёмы работы над поэтическим произведением в начальной школе


Автор: Кругликова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ N9"
Населённый пункт: город Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы и приёмы работы над поэтическим произведением в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПОЭТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Поэтическое

восприятие

жизни,

всего

окружающего

нас

-

величайший

дар,

доставшийся нам от поры детства. К.Г.Паустовский

Человек начинается с детства. Именно в эти годы закладывается фундамент его

духовной культуры, литературного вкуса. Время, в котором мы живём, - это время обилия

информации,

разнородной

по

своему

содержанию

и

часто

не

способствующей

нравственному

становлению

человека.

Снижается

престиж

знаний,

красота

художественного слова теряет свою ценность, утрачивается связь поколений. Бабушки

перестали рассказывать внукам сказки. Мамы не читают детям книжки. Как результат,

резко падает интерес к чтению.

Необходимо

повернуть

современного

ученика

к

настоящей

художественной

литературе, которая может служить нравственным образцом и опорой в его дальнейшей

жизни.

И

здесь

нельзя

недооценивать

значение

поэтических

произведений

в

курсе

«Литературного чтения». Они волнуют и наполняют душу красотой, обогащают её,

делают человека восприимчивым к сопереживанию, развивают поэтическую чуткость,

радуют и удивляют музыкальностью и яркостью родного языка. В духовном развитии

человека, только вступающего в мир, художественное слово имеет гораздо больший вес,

нежели в жизни человека уже сформировавшегося. И от того, каким образом слово

войдёт

в

сознание

ребёнка,

во

многом

будет

зависеть

его

мироощущение

и

миропонимание.

В. А. Сухомлинский писал: «Дать ребёнку радость поэтического вдохновения,

пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное

дело, как научить читать и решать задачи».

Наверное, неслучайно урок поэзии – один из самых сложных в начальной школе.

Он требует от учителя не только знания предмета, но и больших душевных затрат. Ведь

при

изучении

поэтических

произведений

необходимо

добиваться

сопереживания

с

поэтом, раскрывать силу и глубину чувства и мысли, создавать основу в формировании

читательских

качеств,

воспитывать

эмоциональную

отзывчивость,

образное,

ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово.

Замечательный детский поэт и педагог К. И. Чуковский в своей книге "От двух до

пяти" отмечает, что дети, особенно маленькие, любят стихи и не могут без них обойтись.

«Стихи

для

них

норма

человеческой

речи,

естественное

выражение

их

чувств

и

мыслей».

Стихотворение

это

своеобразная

выразительная

система,

существенно

отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Основными признаками

стихотворной речи являются:

-

ритм,

который

характеризуется

повторяющимися

элементами,

чередованием

ударных и безударных слогов в строке;

- рифма – созвучие концов стихотворных строк (за исключением белых стихов, для

которых рифма не характерна);

- повышенная эмоциональность.

Ритмичный

размер

стихов,

благозвучие

рифм,

звуковая

инструментовка

-

это

внешние признаки стихотворения, служащие для выражения содержания. При выборе

конкретных приёмов работы над стихотворением следует учитывать его вид и характер.

Стихотворные произведения делятся на эпические, драматические и лирические. В

начальной школе дети знакомятся, главным образом, с лирическими стихотворениями. В

них предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть

обусловлено

картинами

природы,

общественными

и

социальными

явлениями,

философскими рассуждениями о жизни, любви, дружбе, красоте.

В учебниках для чтения представлены все виды лирики, но именно в начальной

школе чаще других видов встречается изобразительная лирика, как правило, пейзажная,

которая более понятна детям.

Одним

из

важнейших

условий

полноценного

восприятия

лирического

произведения является соответствие эмоционального состояния читателя эстетическим

переживаниям, воплощенным в тексте. Значит, учителю необходимо настроить учащихся

на

эмоциональный

тон

произведения,

постараться

вызвать

соответствующие

эстетические

переживания,

а

для

этого

нужно

научить

ребёнка

анализировать

стихотворение, видеть основную идею автора. Поэтому уроки литературного чтения в

начальных классах должны способствовать формированию умений и навыков работы со

стихотворной лирикой. Для того чтобы эта работа проходила успешно, учитель должен

четко соблюдать этапы работы над лирическим стихотворением.

Этапы работы над лирическим стихотворением

1.

Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

Задачи:

сообщить сведения об авторе;

настроить детей на восприятие текста;

вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые

находятся в центре изучаемого стихотворения;

объяснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет

затруднено.

Приемы работы:

беседа с опорой на личные наблюдения и опыт детей;

элементы рассказа;

произведения живописи;

музыкальные произведения;

2.

Первичное восприятие стихотворения.

Задачи:

донести до детей содержание стихотворения;

вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Приемы работы:

чтение учителем (должен показать образец выразительного чтения для того, чтобы

у детей появился эмоциональный и познавательный интерес к дальнейшей работе с

текстом);

комбинированное чтение;

прослушивание текста в записи и др.

3.

Проверка впечатлений.

Задачи:

выявить уровень восприятия детьми стихотворного произведения.

Приемы работы:

беседа на основе впечатлений учеников

4.

Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

Задачи:

подготовка к анализу стихотворения.

Приемы работы:

чтение стихотворения самостоятельно про себя;

5.

Анализ лирического стихотворения.

Задачи:

способствовать

углубленному

проникновению

учащихся

в

содержание

художественного произведения и развитию образных представлений на основе

прочитанного;

углубить,

расширить

образные

представления,

возникшие

в

воображении

учеников при первом знакомстве с текстом;

выработать правильную интонацию чтения стихотворения;

наблюдать над спецификой стихотворения как жанра.

Приемы работы:

выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя;

беседа-размышление;

стилистический эксперимент – замена стихотворных строк описанием реальных

событий;

иллюстрирование текста (словесное, музыкальное).

Своеобразным итогом, завершением всей работы над стихотворением является его

выразительное

чтение.

И

здесь

ребёнок

должен

попытаться

передать

чувства

и

переживания

поэта.

Основными

компонентами

выразительности

являются:

дыхание,

сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические

паузы,

темп

и

ритм,

тембр,

мимика

и

жесты.

Для

того

чтобы

дети

научились

выразительно читать лирику, необходимо у них сформировать интонационные умения.

Но, учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать у них все

умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения

литературному чтению.

В заключении можно сделать вывод, что работа над лирическим стихотворением –

это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь решения, здесь нет

готовых рецептов. На уроке важно не четко следовать написанному плану, а, чутко

прислушиваясь к ученикам, направлять их восприятие по пути постижения основной

идеи стихотворения. Для этого учителю необходимо четко представлять себе, к чему он

должен привести учеников, а, значит, он должен на высоком уровне владеть системой

методов и приемов анализа поэтического произведения. И тогда дети, вовлечённые в

активную творческую работу, в конечном счёте, научатся чувствовать поэзию и выражать

через стихи свои эмоции.

Василий

Александрович

Сухомлинский

сказал:

«Пробудить

в

детском

сердце

поэтическое вдохновение - это значит открыть еще один животворный источник

мысли». Уважаемые коллеги, пусть вам это удаётся! Пусть в вашей педагогической

жизни обязательно будут дети, влюблённые в поэзию.



В раздел образования