Автор: Трегубова Нина Васильевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Озероучумская ООШ"
Населённый пункт: П. Озеро Учум, Ужурского района , Красноярского края
Наименование материала: Семинар
Тема: "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"
Раздел: среднее образование
Смысловое чтение
Выполнила учитель русского языка
и литературы Трегубова Н.В.
(мастер-класс)
«В XXI веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет
читать
и
писать,
а
тот,
кто
не
умеет
учиться
и
переучиваться,
используя умения читать и писать».
Алвин Тофлер
Актуальность определена вызовами
общества:
1)Современные дети значительно изменились за последние годы: они
обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает
смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что
вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и
переработки текстовой информации уже на начальном этапе
обучения чтению (Н.А. Горлова)
2) ) В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг
и предпочтение других источников информации.
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка
концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям
необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они
привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать
слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие
предложения, они не могут связывать их, в результате не
понимают текста в целом (Д.И. Фельдштейн).
Актуальность определена
внутренними проблемами:
Это проблемы понимания текстов
обучающимися в школе
Подготовка к смысловому чтению
учащихся 5- 9 классов в связи со
сдачей устного экзамена по
русскому языку
Результативность:
итоги аттестации 9 классников
Изложение
Сочинение
Устный экзамен
Основа работы с текстом–
технология критического
мышления
1.Стадия вызова:
•
Ролевая игра
•
Представь
проблему по
заголовку и
предложи пути
ее решения
•
Мозговой штурм
•
Кластер
2.Стадия осмысления:
•
Чтение с остановками
•
Чтение в кружок
•
Чтение с пометами
•
Прочти вслух и
выскажись
•
Сводная таблица
Грамотность чтения — это способность:
•
Понимать письменные тексты
•
Рефлексировать на содержание текстов:
•
Размышлять над содержанием
•
Оценивать прочитанное
•
Излагать свои мысли о прочитанном
•
Использовать
содержание
текстов
для
достижения
собственных целей (развития возможностей, активного
участия в жизни общества и т.п.)
«
Сквозная цель образования — воспитание
грамотного,
компетентного
читателя,
человека,
имеющего
устойчивую
привычку
к
чтению
и
потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя,
человека
с
высоким
уровнем
языковой
культуры,
чувств
и
мышления»
Из образовательной программы "Школа 2100"
Рефлексия
Проблема мастер-класса важна только для
учителей литературы или важна для всех
учителей – предметников
образовательной организации