Автор: Агелтдинова Гузель Мусавировна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУДО "Сармановская ДШИ им.И.Г.Шакирова"
Населённый пункт: село Сарманово
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по предмету Рисунок
Тема: "Натюрморт из двух предметов"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок
по предмету «Рисунок» в 1 классе
МБУДО «Сармановская ДШИ им.И.Г. Шакирова»
Агелтдиновой Гузель Мусавировны
Тема урока: «Натюрморт из двух предметов».
Срок выполнения – 12 часов (3 учебных часа – 1 раз в неделю).
Тип занятия: комбинированный.
Время: 12 академических часов.
На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта,
анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.
На втором занятии – конструктивное построение.
На
третьем
занятии
–
ввод
легкого
тона,
проработка
объёма
объектов
натюрморта.
На
четвертом
занятии
–
тональная
проработка
натюрморта,
обобщение,
просмотр.
Источник информации:
Н.Ли «Основы учебного академического рисунка»
Оборудование:
Для учителя:
1. Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону.
Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.
2. Примеры работ, выполненных карандашом.
3. Бумага (формат – А-4 листа ватмана). Материал - простые карандаши ТМ,
М, ластик.
Для учащихся:
1. Бумага (формат – А-4 листа ватмана), Материал - простые карандаши ТМ,
М, ластик.
Цель урока:
Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе.
Задачи урока:
1. Удачное размещение изображения на листе бумаги (на основе знаний по
композиции).
2.
Передача
в
рисунке
пропорций
предметов,
используя
в
работе
вспомогательные построения.
3.
Конструктивное
построение
предметов
с
передачей
линейной
перспективы.
4.
Дальнейшее
развитее
художественного
вкуса,
различных
графических
умений («штрих по форме», штриховка с «растяжкой»).
5. Закрепление умений удачно сочетать в рисунке линию и пятно.
6. Тональная проработка предметов.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
3. Повторение пройденного материала.
4. Практическая работа. Этапы работы.
5. Просмотр работ учащихся.
6. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к
уроку:
наличие
материалов
и
необходимых
инструментов,
а
так
же
правильность посадки учеников.
2 . Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.Объявить тему
урока. Поставить перед учащимися цели и задачи урока.
3
. Повторение
пройденного
материала. Повторить
с
учащимися
последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности
работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.
В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение
неодушевленных
предметов
объединенных
в
единую
композиционную
группу. Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и
характер
предметов
-
это
значит
передать
с
помощью
конструкции,
перспективы,
цветовых
отношений,
пропорции,
объём,
материальность,
пространственное
положение
предметов
и
их
характер
в
натюрморте.
Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования,
где художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится
мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к
натуре.
Основные
средства
художественной
выразительности
рисунка
—
линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается
форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.
На сегодняшнем уроке мы будем рисовать натюрморт из 2-х предметов.
Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы
предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при
рисовании натюрморта?
-Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если
их несколько.
-Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится
все стирать и начинать заново!
-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.
-Вот
видите,
сколько
сложностей
подстерегает
вас,
при
рисовании
натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в
отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя
видеть и воспринимать натуру целиком.
4. Выполнение практической работы с натуры поэтапно:
- Выбор формата.
Для
начала,
давайте
рассмотрим
натюрморты
и
определим,
формат
необходимый для каждого из них.
- Композиционное решение листа.
После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный
или
квадрат),
попробуйте,
закомпоновать
каждый
из
натюрмортов
в
выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов
так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно
объединить
предметы
в
одно
целое
и
продумать
их
размещение
в
соответствии
с
форматом
листа
бумаги.
Сверху
нужно
оставить
больше
места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на
плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы
не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места.
- Передача характера формы предметов, их пропорций.
Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы
предметов,
их
пропорции.
Вырисовывать
и
уточнять
контуры
сразу
не
следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого
предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому,
уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны
быть больше натурального размера Определить уровень горизонта (уровнь
глаз)
и
уровень
перспективного
сокращения
плоскости,
на
которой
расположена
изображаемая
группа
предметов.
Отделяем
линией
горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите
за
тем,
чтобы
формы
и
размеры
предметов,
а
также
их
расположение
относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте
должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии
друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.
- Конструктивное построение предметов натюрморта.
Легко касаясь карандашом бумаги, строим горизонтальные и вертикальные
осевые (параллельно вертикальному и горизонтальному краю листа бумаги) в
соответствующих
местах
на
кувшине
и
на
яблоке.
Строим
эллипсы,
соответственно
линейной
перспективе
круга.
При
нашем
положении
предметов (ниже уровня глаз) самым широким по раскрытию будет нижний
эллипс предмета.
- Лёгкая тональная проработка натюрморта.
Прорабатываем
лёгкой
штриховкой
все
тени
в
натюрморте.
Находим
«большую тень» и «большой свет».
- Передача объёма предметов лёгкой штриховкой.
Используя
штриховку
«по
форме»
пытаемся
передать
объём
предметов,
прорабатывая плавный переход из света в тень на линии перелома светотени.
- Тональное решение натюрморта.
Разбираем предметы по тону, посредством многократного нанесения штриха
в нужных направлениях.
- Обобщение натюрморта.
Рассматриваем работу издали и определяем места, которые надо усилить или
ослабить
по
тону.
Соответствующим
образом
штрихуем
или
протираем
натюрморт ластиком.
5. Просмотр работ учащихся.
Просмотр
и
оценивание
выполненных
работ
ведется
по
следующим
критериям:
1. Композиция в листе.
2. Пропорции и характер предметов.
3. Свето-теневые отношения.
4. Общее тоновое решение натюрморта.
6. Подведение итогов.
По итогам просмотра работ учащихся 1 класса мы пришли к выводу, что с
поставленной задачей основная масса учащихся справилась хорошо. Двое
учащихся не успели закончить работу по объективным причинам (в виду
болезни). С поставленной целью класс справился. Учащимся выставлены
соответствующие отметки.