Автор: Альменева Жанылсын Кадырхановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ " Фершампенуазская средняя школа"
Населённый пункт: с. Фершампенуаз Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа по внеурочной деятельности "Мой родной край"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Программа «Мой родной край» составлена на основе примерных программ внеурочной
деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос.
Программа «Мой родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о
родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и
настоящим
страны.
Основу
содержания
программы
составляет
природа
и
история
с.
Фершампенуаз в прошлом, в годы Великой Отечественной войны, в современности.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует
развитию:
духовной
памяти,
чувства
родства,
уважения
к
живущим
рядом.
Собирая
сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю
малой родины для будущего поколения.
Цели:
• формировать познавательную потребность в освоении материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления
исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах
земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и
значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях,
интереса учащихся к краеведению.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых
произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках
рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работ а с компьютерами и СМИ,
• с географией: работа с картами.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития
информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет
знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и
настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской
и проектной работы с использованием информационных технологий. При проведении
занятий необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном
районе и селе. Привлечь учащихся к созданию презентаций о защитниках Отечества.
Подготовить фотовыставки о ветеранах, вовлекать учащихся в процесс исследования
прошлого своей семьи, составления родословной, приглашать гостей, которые расскажут
ребятам об истории села, района, о героях Вов, наших земляках. Творческими работами
могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет, рассказ, считалка,
загадка, концерт, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом,
оформление стендов, выставок, доклад, конференция, презентация, праздник и т.д.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы
над проектом. Удачные находки во время работы над проектом становятся достоянием всего
класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
В процессе прохождения курса формируются:
умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться
исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт
научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня
психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы и истории родного
края.
Сроки реализации программы:
Программа адресована учащимся 5а класса и рассчитана на 34 часа в год.
Занятия
проводятся 1 раз в неделю
в учебном кабинете, в музее, в библиотеках, на
пришкольном
участке.
Проектная
деятельность
включает
проведение
опытов,
наблюдений, экскурсий, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации
проектов
и
т.д.
Проектная
деятельность
предусматривает
поиск
необходимой
недостающей
информации
в
энциклопедиях,
справочниках,
книгах,
на
электронных
носителях,
в
Интернете,
СМИ
и
т.д.
Источником
нужной
информации
могут
быть
взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети.
Форма занятий:
групповая работа; практические работы
самостоятельная работа
экскурсии;
встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами,
беседы, викторины;
лекции, доклады,
коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной
и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференции.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои
идеи.
В ходе решения системы проектных задач у
школьников могут быть сформированы следующие
способности:
Рефлексировать (видеть проблему;
анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей
деятельности);
Моделировать (представлять способ действия
в виде модели-схемы, выделяя все существенное и
главное);
Проявлять инициативу при поиске способа
(способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать
при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументировано отклонять точки
зрения других).
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
Личностные результаты
личностные
формирование у детей мотивации
к обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие
критического и творческого
мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
•
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
•
планировать свое действие в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане
•
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
•
в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
•
преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
•
проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыкам решения
творческих задач и навыках поиска,
анализа и интерпретации
информации.
добывать необходимые знания и с
их помощью проделывать
конкретную работу.
•
осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы;
- основам смыслового чтения
художественных и познавательных
текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных
видов;
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием
ресурсов
библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать свои
усилия с усилиями других.
•
формулировать собственное
мнение и позицию;
•
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
•
допускать возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и
подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую ин-
формацию как ориентир для построения
действия
Содержание курса внеурочной деятельности «Мой родной край»
Раздел I. Введение. (2 часов)
Краеведение-наука о родном крае. Что такое свой край, своя местность, ближняя
(малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.
Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения
родного края
.
Формы и методы исследовательской работы. Работа с интернетом,
знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и
навыки, необходимые в исследовательской работе.
Раздел II. История Нагайбакского района и с. Фершампенуаз ( 6часов)
Раздел посвящен истории родного края. История Нагайбакского района, с. Фершампенуаз.
Символика Нагайбакского района. Известные люди родного края. Достопримечательности
Нагайбакского района. Музеи Нагайбакского района. Подготовка проекта "Моё открытие
родного края" (на основе изученного материала).
Раздел III. Нагайбакский район в годы Великой Отечественной войны. (3часа).
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода
Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей
жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского
Союза. Вклад жителей района и с.Фершампенуаз в победу над врагом. Знакомство с
Книгой памяти. Сбор материала о земляках. Оформление и защита творческих работ.
Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Раздел IV. Нагайбакский район – земля талантов. (3часа)
Писатели и поэты Нагайбакского района. Художники Нагайбакского района (экскурсия в
Дом творчества). Творчество Деняева Ю.В. Фотоотчет.
Раздел V. Моя семья. (3 часа)
Типы и происхождение фамилий. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии.
Памятные вещи. Составление родословной семьи, рода. Подготовка и 3ащита проекта
«Времен связующая нить».
Раздел YI. Природа Нагайбакского района и с.Фершампенуаз. (15 часов)
Наблюдения за погодой. Ведение календаря природы.
Ориентирование на местности.
Способы ориентирования. Азимут. Умение запоминать дорогу. Способы запоминания
дороги. Определение расстояний при помощи глазомера. Чтение топографической карты.
Составление плана Климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Красная книга.
Памятники природы Нагайбакского района. Выпуск листовок «Берегите лес от пожаров».
Труддесант. Метеорологические наблюдения.
местности.
Раздел YII. Итоговые занятия. (2 ч.)
Оформление и защита творческих работ по теме «Не исчезай мое село». (Выставки
фотографий, рисунков, стихов, сочинении
Форма занятий:
групповая работа; практические работы
самостоятельная работа
экскурсии;
встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами,
беседы, викторины;
лекции, доклады,
коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки;
Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Мой родной край»
№
Раздел.
Тема урока
Кол-
во
часов
Форма
проведения
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Раздел I. Введение (2часа)
1
Краеведение – наука о родном
крае
1
Беседа
(теория
)
Введение в краеведение. Что такое родной
край, своя местность, малая родина. Работа с
картой. Техника безопасности при работе на
местности, во время экскурсий;
2
Источники знаний о родном крае
1
Экскурсия в
библиотеку
Знакомство с литературой о родном крае.
Раздел II. История Нагайбакского района и с.Фершампенуаз( 6часов)
3
История образования поселков
района.
1
Практическое
занятие,
групповая
работа
Географическое расположение,
топонимика родного края. Коллективно-
творческая работа с картой района.
4
Символика Нагайбакского района
1
Лекция,
викторина
Сбор информации для презентации.
Работа в интернете.
5
Известные люди Нагайбакского
района
1
.
Лекция,
экскурсия
Практикумы в библиотеке, работа с
документами.
6
Достопримечательности
Нагайбакского района
1
экскурсия
Экскурсия в краеведческий музей с.
Фершампенуаз,
7
Достопримечательности
Нагайбакского района
1
экскурсия
Экскурсия в музей камня.
8
Подготовка проекта «Мое
открытие родного края»
1
групповая
работа
Оформление буклета “Приглашаем в
путешествие по Нагайбакскому району”
Раздел III. Нагайбакский район в годы Великой Отечественной войны. (3часа).
9
Героизм земляков на фронтах
войны.
1
Практическое
занятие
Экскурсия в школьный музей.
Практикум в библиотеке.
Экскурсия в школьный музей, встреча с
ветеранами тыла.
10
Земляки – Герои Советского
Союза.
1
Практическое
занятие
11
Трудовые подвиги земляков
1
Практическое
занятие,
групповая работа
Раздел IV Нагайбакский район – земля талантов. (3 часа)
12
Писатели и поэты района.
Творчество П.Минеева
1
Практическое
занятие
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой.
Выбор литературы.
Конкурс рисунков и плакатов
13
Экскурсия в Дом творчества
1
Практическое
занятие
Знакомство с творчеством Деняева В.Ю.,
художниками Нагайбакского района.
14
Фольклорные коллективы
района
1
Лекция
Встреча с участницами фольклорного
ансамбля
Раздел V. Моя семья. (3часа.)
15
Моя родословная
1
Практическое
занятие.
Составление родословной
16
Старые фотографии
рассказали
1
групповая
работа
Составление перечня вопросов для сбора
информации. Запись рассказа.
17
Семейные реликвии. Памятные
вещи.
1
групповая
работа
Составление перечня вопросов для сбора
информации. Запись рассказа
.
Раздел YI. Природа Нагайбакского района и с.Фершампенуаз.
18
Особенности климата района
1
Практическое
занятие
Работа с картой района,
19
Растительный мир
Красная книга.
1
групповая
работа
Практикум в библиотеке.
20
Животный мир
Красная книга.
1
групповая
работа
Практикум в библиотеке.
21
Реки и озера района
Памятники природы
1
групповая
работа
Работа с картой района, сбор
информации из литературы и интернета.
22
Наблюдение за весенним
подъемом уровня воды в реке.
1
Практическое
занятие,
групповая
работа
Характеристика реки Наблюдения за
растительным и животным миром водоема.
Сезонные изменения в природе
.
23
Выпуск листовок «Береги природу
родного края»
1
групповая
работа
Выставки фотографий, рисунков, стихов,
сочинений
Метеорологические наблюдения. (6 часов)
Овладевать
навыками
использования
простых приборов и инструментов.
О р г а н и з о в ы в а т ь
н а б л юд е н и я :
з а
температурой
воздуха,
направлением
в е т р а ,
о б л а ч н о с т ь ю
и
д р у г и м и
метеорологическими наблюдениями.
Составлять
перечень
условных
знаков
состояния основных элементов погоды.
П о с т р о е н и е
г р а ф и ко в
и з м е н е н и я
температуры и облачности, розы ветров.
Выделение преобладающих типов погоды
за период наблюдения.
Составление
альбома
(презентации)
«Климатические
особенности
родного
края».
24
В р е м е н а
год а .
С е з о н н ы е
изменения
в
природе.
Элементы
погоды.
1
Практическое
занятие
25
Дневник
наблюдения
за
погодой.
Ус л о в н ы е
з н а к и
с о с т о я н и я
основных элементов погоды.
1
Практическое
занятие
26
П о с т р о е н и е
г р а ф и к о в
изменения температуры.
1
Практическое
занятие
27
Построение розы ветров.
1
Практическое
занятие
28
Наблюдение
за
облачностью.
Типы облаков.
1
Практическое
занятие
29
Народные приметы в природе.
1
Практическое
занятие
Ориентирование на местности (3часа)
30
О р и е н т и р о в а н и е
и
е г о
способы. Компас.
1
Практическое
занятие.
О пределять
направления
п о
компасу,
азимут
на
объекты,
расстояния
с
помощью
шагов
и
дальномера.
Составлять
описание
маршрута по плану местности.
31
Определение сторон горизонта и
расстояний на местности.
1
Практическое
занятие.
32
Азимут.
1
Практическое
занятие.
Раздел YII. Итоговые занятия (2часа)
33
Оформление творческих
работ «Не исчезай мое село».
1
Практическое
занятие,
групповая
работа
Оформление альбома и презентаций
«Красота родного края».
34
Защита творческих работ
1
групповая
работа
Представление творческих работ.
Показ презентаций и альбомов
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
- Изучить историю с.Фершампенуаз Нагайбакского района.
- Сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи
■ ученик научится самостоятельно составлять простейший план местности;
■ ориентироваться на местности по компасу и местным признакам