Автор: Богдан Анна Валериевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ВПП "Патриот"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Детальный анализ занятия к разделу Общая физическая подготовка
Тема: "Космические старты"
Раздел: дополнительное образование
Анализ занятия
Тема: «Общая физическая подготовка: «Космические старты»
Открытое учебное занятие было проведено в спортивном клубе «Воин» в
учебной группе № 1, второго года обучения. В учебной группе 9 детей,
возраст учащихся 7-14 лет. Учащиеся этой группы составляют хороший,
дружный коллектив.
В
основе
всего
воспитательно-образовательного
процесса
лежит
общеразвивающая программа «Скалолазание».
Тема учебного занятия «Общая физическая подготовка: «Космические
старты» является составляющей раздела программы – «Общая и специальная
физическая подготовка».
Цель
–
развитие
психофизических
качеств
и
двигательной
компетентности учащихся за счет целенаправленного воздействия игровых
спортивных заданий.
С учетом дидактической цели был определен тип занятия – применение
практических умений и навыков (классификация типов по Щукина Г.И.,
Онищук В.А., Сорокин Н.А. и др. – см. приложение 2). Данный тип учебного
занятия в свою очередь определил
содержание и структуру, что наглядно
представлено в план-конспекте в виде таблицы. Занятие включает в себя
подготовительную, основную и заключительную части. На подготовительную
часть
было
запланировано
7
минут,
на
основную
30
минут,
а
на
заключительную
8
минут.
На
практике
основная
часть
затянулась
на
несколько минут и не удалось уложиться в запланированное время.
На
подготовительном
этапе
учащимся
была
названа
тема,
цель
и
освещены
задачи
занятия.
Решение
задач
осуществлялось
посредством
применения игровых спортивных заданий, построенных по определенной
логике с учетом разновозрастного коллектива и постепенного наращивания и
снижения интенсивности физических нагрузок на разных этапах занятия.
Активность и работоспособность учащихся на отдельных этапах занятия
была
не
равномерна,
что
в
свою
очередь
объяснялось
запланированной
сменой деятельности и отдыха. Так, на первом – подготовительном этапе
ребята были разбиты на две команды, которые готовятся к полету в Космос. В
качестве капитанов были выбраны учащиеся старшего возраста, которые
имеют взрослые спортивные разряды по скалолазанию. Первое задание –
«Приветствие
команд»,
было
призвано
эмоционально
и
физически
«разогреть»
учащихся,
создать
соревновательную
атмосферу,
что
было
успешно
достигнуто
посредством
статодинамического
упражнения
из
нижнего упора с пожиманием рук, похлопыванием по плечу, подъемом ног и
др.
Упражнение решало задачи развития выносливости, силы, скорости
реакции.
В основной части занятия ребята зарабатывали для своих ракет топливо,
проходя через игровые испытания, которые решали задачи занятия. Учащиеся
были
активно
включены
в
деятельность,
поддерживали
друг
друга
и
преодолевали трудности.
Все
ребята
справились
с
предложенными
ролями,
с
интересом
включались в деятельность, проявляли инициативность.
В
заключительной
части
ребятам
были
предложены
заминочные
задание,
которые
плавно
вывели
организм
из
состояния
повышенной
работоспособности.
А
также
была
проведена
рефлексивная
беседа,
подведены итоги и получена обратная связь от участников мероприятия.
Отведенное на занятие время использовалось достаточно рационально,
этапы и отдельные их элементы стояли плотно друг к другу.
Игровые
спортивные
задания
учебного
занятия
были
подобраны
в
соответствии с целью, темой, программными требованиями и возрастными
особенностями детей. Задания опирались на ранее приобретенные детьми
двигательные
умения
и
навыки,
на
их
физическую
и
техническую
подготовленность
(освоение
основных
приемов
лазания,
постановку
ног,
знание
типов
хвата
и
др.).
На
наш
взгляд,
учащиеся
успешно
актуализировали
имеющиеся
у
них
в
опыте
двигательные
навыки
и
физические
способности.
В
ходе
беседы,
которая
протекала
в
заключительной
части
занятия,
учащиеся
сумели
применить
свои
двигательные навыки на практике и эффективно поупражнять свой организм.
Были использованы следующие методы и приемы: общепедагогические –
описание, инструктирование, беседа, комментарии и замечания, указания,
показ. Они использовались на всех этапах урока и во время разминки, и во
время лазания, и при организации заминки. А так же специфические – строго
регламентированного
упражнения,
игровой,
соревновательный,
интерактивный, метод прогрессивного повторения, активизации внимания,
проблемная
ситуация.
Данная
группа
методов
применялась
во
время
разминки (подготовительный этап) и при проведении основной части.
Данные группы методов были подобраны в соответствии с поставленной
целью,
содержанием
занятия,
уровнем
подготовленности
и
возрастными
особенностями
детей
для
наиболее
эффективного
преподнесения
им
учебного материала и формирования новых умений и навыков.
На
занятии
преимущественно
была
использована
групповая
форма
работы
(основная
часть),
поскольку
для
решения
поставленных
задач,
выполнения
игровых
упражнений
наиболее
эффективного
использования
отведенного
на
это
времени
данная
форма
организации
была
наиболее
оптимальной.
Однако
также
была
использована
индивидуальная
(выступления капитанов) и фронтальная форма работы (подготовительный и
заключительный этап – беседа). Так, проводя беседу, используя фронтальный
способ организации работы, удалось привлечь к обсуждению всех учащихся.
На занятии было использовано следующие оборудование спортивный мат,
скакалка, свисток, оборудованный скалодром, деревянные кубики 3-5 шт.,
секундомер, цветные наклейки, две бумажные ракеты (приложение 1).
К данному занятию ребят просили подготовить форму для занятия на
скалодроме и специальное снаряжение (спортивную одежду, обувь, мешочек
с магнезией и пр.) Все ребята класса принесли и подготовили необходимый
инвентарь к занятию.
На мой взгляд, во время занятия царила рабочая атмосфера, стиль был
демократический,
отношения
дружеские,
сотруднические.
Дисциплина
и
организованность
хорошая,
во
время
занятия
не
возникало
никаких
недоразумений
и
конфликтных
ситуаций.
Ученики
были
активны,
была
открыта возможность диалога с педагогом, как для ответов на вопросы, так и
для диалога по тематике занятия, и по заданиям. Учащиеся во время беседы
активно включались в обсуждение, рассуждали на заданную тему, в основном
ребята давали логичные продуманные ответы, однако лишь некоторые давали
к ним развернутые пояснения и проявляли творчество.
В
целом,
занятие
прошло
достаточно
занимательно
и
плодотворно.
Ребята
остались
довольны.
Занятия
способствовало
развитию
психофизических
навыков
и
двигательной
компетентности
учащихся,
воспитанию навыков эффективного взаимодействия в малой группе, дало
возможность побывать в разных ролевых позициях. Следовательно, по моему
мнению,
отобранные
содержание,
формы,
методы,
приемы
и
средства
способствовали реализации поставленных цели и задач учебного занятия.