Напоминание

Взаимоконтроль на уроках географии


Автор: Силантьева Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: АНОО
Населённый пункт: г.о. Красноармейск, Московская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимоконтроль на уроках географии
Раздел: полное образование





Назад




Использование самоконтроля и взаимоконтроля

обучающихся на уроках географии

Силантьева О.Н. учитель географии

План: Введение

2.Актуальность работы

3. Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

4. Приемы взаимоконтроля

5. Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки

6. Заключение

1. Введение.

Во время обучения школьным предметам важны не только предметные знания, но умение

использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником

образовательного процесса. Да и требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся

деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение

и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно.

Одним

из

методов,

помогающих

научить

объективности

при

оценивании,

развивать

критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник

взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.

Взаимоконтроль

и

взаимопроверка

это

особая

форма

контроля.

Когда

ученик

объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы

учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

2. Актуальность работы

Важная цель -- решить проблему осуществления объективного контроля, самоконтроля и

проверки знаний, используя при этом опыт учителя и инновационные идеи учащихся при

создании комфортной психологической среды.

Конкретные методы, формы и приемы могут применяться на разных этапах урока: при

проверке

домашней

работы,

при

контроле

усвоения

нового

материала,

на

этапе

тематического контроля знаний учащихся.

Общеизвестно, что закрепление и актуализация вводимой информации - весьма важный

элемент

процесса

обучения.

Выполнение

каких-либо

упражнений

по

новой

теме

способствует

более

полному,

осознанному

усвоению

материала,

создает

условия

для

формирования у учащихся системы понятий, логически связанных друг с другом. В

конечном счете, это повышает эффективность труда учителя. В процессе обучения каждый

учитель должен стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля,

начиная

от

самостоятельных

работ

и

заканчивая

играми.

Ведь

использование

и

применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение

информации

учащимися,

но

и

способствует

развитию

творческих

способностей,

моделирует

окружающую

обстановку,

дает

дополнительную

информацию,

побуждает

интерес и активизирует работу учащихся.

3. Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей

алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить

выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но

и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То

есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление

ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают

алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

Основные функции проверки знаний и умений учащихся

Проверка

- средство

активизации

познавательной

деятельности

учащихся и

стимул

к

регулярным

занятиям,

к

добросовестной

работе

учащихся,

а

также

объективная форма самоконтроля учителя.

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее

сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся,

предусмотренных

программой,

на

данном

этапе

обучения.

Контролирующая

функция

проверки

возрастает

при

выполнении

учащимися

самостоятельных

и

контрольных работ.

Развивающая функция проверки выявляет умения распоряжаться своими знаниями

и

умениями.

Наиболее

полно

она

проявляется

при

выполнении

учащимися

докладов, обобщений и выводов.

Ориентирующая функция проверки заключается в том, что её результаты дают

возможность учителю направлять деятельность учащихся на преодоление пробелов

и недочётов в их знаниях и на дальнейшее продвижение в освоении программного

материала.

Диагностическая функция,

иногда

выделяемая

как

самостоятельная,

близка

ориентировочной.

Она

состоит

в

том,

что

учитель

может

не

только

проконтролировать

уровень

знаний

и

умений

учащихся,

но

еще

и

выяснить

причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция

проверки

реализуется

в

воспитании

чувства

ответственности,

собранности,

дисциплины

учащихся;

помогает

организовать

наилучшим

образом

свое

время.

Воспитательная

функция

проверки

является

первым и самым важным видом отчётности школьника о своих учебных успехах.

Организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий

учащихся

предметом,

тщательно сть

выполнения

заданий. Учащиеся

заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за

процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их

исправлению. Ученик желает видеть свой собственный результат.

4. Приемы взаимоконтроля

Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика

проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание

теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать

усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом

этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы,

обобщения знаний по теме и т.д.

Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.

o

выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание.

Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".

o

выполнение

устной

работы.

Также

дается

одно

задание

и

назначается

главный

консультант

в

группе.

Консультант

опрашивает

2-3

человек,

остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта

переходит к другому ученику.

o

выполнение

проекта.

Группе

учащихся

дается

задание,

на

выполнение

которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад,

презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из

группы ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой

группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес

данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

.

5. Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки.

Необъективность. Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит

твой одноклассник, который числится в списке твоих "закадычных" друзей, то об

объективности судить еще труднее.

Как этого избежать?

Почаще меняйте состав пар.

Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То

есть, если ученик поставил однокласснику "пятерку" за рассказанное стихотворение,

значит,

он

уверен,

что

стихотворение

рассказано

без

запинки,

с

должным

выражением.

Рекомендуется

иногда

проводить

"контрольные

срезы":

опросите

несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша

оценка

и

оценка

проверяющего

разнятся,

стоит

еще

раз

обсудить

критерии

выполнения задания и критерии оценивания.

Занимает много времени.

Не

стоит

увлекаться

приемами

взаимоконтроля.

Все

же

взаимопроверка

носит

вспомогательный

характер

и

является

одним

их

этапов

поlготовки

учеников

к

самостоятельной

работе.

Работая

с

товарищем,

ученик

просто

еще

раз

запоминает

алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

Учащиеся не могут обосновать исправления.

Об

этом

уже

упоминалось

выше.

Рекомендуется

этап

взаимоконтроля

предварять

коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель

готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию

навыков самоконтроля и самоанализа.

5. Заключение

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее

количество информации и самосовершенствоваться.

В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше

методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность

и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

В арсенале учителя много методов контроля результатов обучения, их число постоянно

увеличивается и этому способствует плодотворная совместная деятельность учитель-

ученик.

Использование в работе разнообразных форм и методов контроля знаний позволяет

поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую

напряженность при проведении контроля знаний.



В раздел образования