Напоминание

Программа по туризму и краеведению


Автор: Альменева Жанылсын Кадырхановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ " Фершампенуазская средняя школа"
Населённый пункт: с. Фершампенуаз Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа по туризму и краеведению
Раздел: среднее образование





Назад




Программа

Туризм и краеведение на основе практической

деятельности

Учитель: Альменева Жанылсын

Кадырхановна

с. Фершампенуаз

Содержание

Информационная карта...........................................................................................3

Пояснительная записка........................................................................................... 4

Тематическое планирование...................................................................................8

Требования к знаниям и умениям.......................................................................... 9

Программа.............................................................................................................. 10

Список литературы................................................................................................13

Информационная карта программы.

Тип программы: авторская

Направленность деятельности: туристско-краеведческая

Уровень освоения: проф. ориентационный

Образовательная область: география

Форма реализации программы: индивидуально-групповая

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 12-14 лет

2

Пояснительная записка.

Туризм и краеведение – это и область человеческих знаний, и образ

жизни, и вид спорта, и форма проведения досуга, и способ самовыражения

личности.

Туристско-краеведческая

деятельность

вводит

подрастающее

поколение в социальную среду, знакомит с ней, чем значительно ускоряет

процесс воспитания. В походах проходят проверку и закалку такие важные

м о р а л ь н о - в о л е в ы е

к а ч е с т в а

к а к

ч е с т н о с т ь ,

с к р о м н о с т ь ,

дисциплинированность, смелость, доброта, дружба, трудолюбие.

В походах учащиеся находятся в таких условиях, когда каждый из них

оказывает помощь своему товарищу, одновременно принимая помощь от

него.

Основной целью кружка является развитие познавательного интереса к

туризму, а также к истории родного края.

Воспитательные задачи кружка:

1.

Способствовать воспитанию моральных качеств учащихся.

2.

Способствовать сплочению коллектива.

3.

Способствовать формированию экологической культуры личности.

4.

Способствовать формированию эстетического воспитания.

Туристско-краеведческий кружок с удовольствием посещают учащиеся 6-

8 классов. Учащимся нравятся практические занятия на местности, изучение

родного края, походы.

Туризм

в

большей

степени

способствует

познавательному

и

исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как к

одной из популярных педагогических форм.

Таким образом, между туризмом и краеведением положен практический

контакт и единство целей.

Программа рассчитана на детей 6-8 классов общеобразовательных школ и

предназначена

для

педагогов,

организаторов

туристско-краеведческой

работы,

руководителей

туристских

объединений,

инструкторов

туризма.

Данная программа построена по принципу «от простого к сложному, от

частного к общему», и направлена на формирование у ребенка научного

мировоззрения,

целостного

восприятия

окружающего

мира,

на

развитие

интеллектуальной и эмоциональной сферы, физического и нравственного

здоровья, на воспитание любви к «малой Родине» и России и т.д.

Многие разделы программы построены по принципу «расширяющейся и

углубляющейся

спирали».

Учащиеся

будут

периодически

возвращаться

к

ранее

изученным

темам.

Это

даст

возможность

основательнее

изучить

вопрос, углубить и расширить имеющиеся знания, сравнить свои результаты

с

результатами

других

детей,

а

также

закрепить

знания

по

географии,

3

истории, домоводству, ОБЖ, экологии, экономике родного края и прочим

наукам школьной программы.

Для реализации программы не предполагается привлечения значительных

бюджетных средств на оборудование, наглядные пособия, ТСО. В качестве

реализации учебно-воспитательных и развивающих задач программы педагог

может использовать материалы библиотек, музеев и архивов. Для проведения

занятий

могут

быть

приглашены

учителя

географии,

истории,

врачи,

библиотекари, работники музеев, ветераны войны и труда, родители.

Разнообразны формы и методы реализации программы: теоретические и

практические

занятия

и

походы,

тренировки,

исследования

и

т.п.

Значительное

место

отведено

самостоятельной

работе

учащихся:

запись

воспоминаний, составление альбомов, разработка маршрутов, составление

планов местности, изготовление туристского снаряжения и т.п. При работе с

детьми рекомендуется широко применять игровые методы обучения: игры,

викторины, конкурсы, соревнования.

Контингент

кружка:

состав

кружка

ребята

11-14

лет

(учащиеся

6-8

классов).

В составе кружка должно быть не менее 12 человек. Комплектуя состав,

необходимо

привлечь

к

занятиям

несколько

большее

количество

детей,

учитывая последующий отсев кружковцев.

Заниматься в кружке могут физически развитые мальчики и девочки, не

имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом.

Ни в коем случае не следует отказывать в приеме в кружок тем ребятам,

которые

в

школе

и

дома

не

отличаются

образцовой

дисциплиной

и

послушанием. Хорошо известно, что труд и туризм, как никакое другое

увлекательное для ребят дело, способны радикально ломать, перестраивать

характеры.

Содержание и методика занятий. Учебный план и программа занятий

предусматривают обучение ребят азбуке туризма – сообщение им начальных

сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов,

основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании

на

местности,

знаний

основ

топографии,

гигиены

туриста,

первой

доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов

туристской техники: установка туристских палаток в обычных условиях и на

скорость, разведение костра в различных условиях, переход через реку по

бревну и вброд, ориентирование по карте, компасу и звездам, ходьба по

заболоченной

местности,

по

густому

мелколесью,

определение

сторон

горизонта по местным признакам и по Солнцу.

4

Особенно

важно

не

только

научить

ребят,

привить

им

те

или

иные

туристские навыки, но и морально подготовить их к преодолению любых

трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть

работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь

товарищу.

При изучении тем по краеведению надо раскрыть перед ребятами все

многообразие природы, экономики и культуры края, обогатить их знаниями

всех достопримечательных мест района.

Практические

занятия

надо

строить

так,

чтобы

ребята

научились

все

делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно,

толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины

товарищей.

Занятия

по

ряду

отдельных

тем

программы

первую

очередь,

по

краеведческому разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов),

составленных кружковцами самостоятельно. Руководитель должен помочь

докладчикам в подготовке этих выступлений, а затем и дополнить их после

прочтения

на

кружке.

Хорошие

результаты

может

дать

и

привлечение

к

занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков и т.п.

Вопросы

техники

безопасности

в

туризме

в

курсе

обучения

рассматриваются

в

каждом

разделе

программы

в

темах,

так

или

иначесвязанных

с

безопасностью

в

походе.

Короткие

беседы

по

этим

вопросам должны проводиться во время тренировок, практических занятий

на

конкретном

материале

правильных

и

неправильных

действий

юных

туристов.

В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую,

соревновательную форму, которая дает возможность ребятам как-то проявить

свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по

топографии,

конкурсы,

викторины

по

краеведению,

соревнования

на

местности по технике туризма и ориентированию.

Режим

и

организация

работы

кружка.

Программа

занятий

кружка

рассчитана на 72 учебных часа, включая беседы по теории, практические

занятия в помещении и на местности. Режим работы туристского кружка в

течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило,

кружок собирается на занятия один раз в неделю в определенный день и час.

В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия

на

местности

(тренировки).

Кроме

того,

занятия

могут

проходить

и

индивидуально (работа с докладчиками, с фотографом и т.п.).

При составлении учебного календарного плана следует предусматривать

на отдельных занятиях чередование теоретических бесед по темам из разных

5

разделов

программы.

Разделы

тематического

плана

вовсе

не

обязательно

изучать в той строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, на

вторую половину каждого занятия следует планировать живую практическую

работу самих кружковцев (упражнения, тренировки). Надо добиваться, чтобы

практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории

каждого

раздела

программы,

чтобы

собственный

опыт

практических

действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

Для

воспитания

коллектива

кружка

проводятся

конкурсы

на

лучшее

название

туристской

группы,

ее

эмблему,

устав

(или

законы).

Все

это

способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.

6

Примерный тематический план занятий

Наименование темы

Количество часов

Всего Теоретические

занятия

Практические занятия

в

помещении

на

местности

1

2

3

4

5

6

5

Введение

Природа родного края и его история.

Ориентирование по компасу

Топографическая подготовка.

Туристское снаряжение

Туристский бивак

Гигиена туриста. Доврачебная помощь

пострадавшему

1

6

5

5

6

6

7

1

3

2

3

2

4

2

-

1

1

2

1

1

3

-

2экскурсии

2

-

3

1

2

Итого

36

17

9

10

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

1)

Особенности культуры, быта, национальные традиции.

2)

Памятники природы

3)

Крупные реки, озёра.

4)

Животные, растения края.

5)

Топографические знаки

Учащиеся должны уметь:

1)

Вести наблюдения за погодой.

2)

Ориентироваться при помощи компаса и по различным

особенностям местных предметов.

3)

Оказывать первую доврачебную помощь.

4)

Ставить палатку, разводить костер.

5)

Обрабатывать собранные материалы.

7

ПРОГРАММА

Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для

человека

и

для

государства.

Виды

туризма,

особенности

пешеходных

походов. Законы туристов.

Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском

походе. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф,

реки, озера, полезные ископаемые. История района, памятные исторические

места. Предприятия района. Знатные люди района. Роль туристов в охране

памятников истории и культуры района. Охрана природы. Закон об охране

природы.

Практические занятия. Знакомство с картой области, района. “Путешествия”

по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и

достопримечательностях области и района.

Ориентирование

по

компасу. Стороны

горизонта.

Устройство

компаса

Адрианова. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута

по

карте

и

на

местности,.

Определение

азимута

на

заданный

ориентир,

движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон

горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса,

по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по

заданным азимутам и азимутов на заданные ориентиры. Ориентирование

карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные

расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

Топографическая

подготовка:

Знакомство

с

топографической

картой

и

топографическими

знаками.

Масштаб,

виды

масштабов,

масштабы

топографических

и

географических

карт.

Пользование

линейным

и

числовыми

масштабами.

Измерение

направлений

(азимутов)

на

карте.

Транспортир.

Практические занятия. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков),

чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический

диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных

топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб. Измерение на

карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

Туристское

снаряжение. Групповое,

личное

и

специальное

снаряжение

туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность,

удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного

и

группового

снаряжения,

требования

к

каждому

предмету.

Устройство

туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за

снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.

Практические занятия. Укладка рюкзака. Проведение игры “Что взять с

собой в поход”.

Туристский бивак. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования

к

месту

привала

и

бивака.

Планировка

бивака.

Виды

и

производство

хозяйственных

работ

на

биваке

(развертывание

и

свертывание

бивака).

8

Графики дежурств на биваках. Типы костров и их назначение. Костровое

оборудование.

Выбор

и

заготовка

топлива.

Сушка

обуви

и

одежды.

Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы, Свертывание

бивака. Противопожарные меры. Питание в походе. Что такое калорийность

пищи.

Примерный

набор

продуктов

питания

для

туристского

похода.

Расфасовка,

упаковка

и

переноска

продуктов.

Что

такое

меню,

как

оно

составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе.

Выбор и обеззараживание воды.

Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода.

Зарисовка

схем

правильной

планировки

бивака

с

учетом

требований,

предъявляемых к месту привала.

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена

туриста.

Обувь

туриста,

уход

за

ногами

и

обувью

во

время

похода.

Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в

походе.

Содержание

походной

аптечки

и

первая

доврачебная

помощь

пострадавшему. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды.

Правила

использования

химических

средств

защиты

от

кровососущих.

Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь

при

ожогах,

обморожениях,

головных

болях,

желудочных,

простудных

заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при

растяжении

связок.

Меры

предупреждения

перечисленных

травм

и

заболеваний.

Как

остановить

кровотечение.

Способы

транспортировки

пострадавшего, заболевшего. Транспортировка пострадавшего. Обязанности

санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода.

Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав.

Практические

занятия.

Оказание

первой

доврачебной

помощи

при

различных травмах. Транспортировка пострадавшего. Обработка и перевязка

ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.

Список литературы:

9

1.

Андреева М.А. Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб.

пособие для учащихся 7 – 9 классов основной школы Челябинск: Юж.-

Урал. кн. изд-во, 2002

2.

Бардин К.В. «Азбука туризма», « Москва», «Просвещение», 1981

3.

Моисеев А.П. и др. Южноуральская панорама событий и достижений.

Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие / А.П. Моисеев, А.В.

Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006.

4.

Челябинская область. Краткий справочник: Авторы – составители М.С.

Гитис, А.П. Моисеев - Челябинск: АБРИС, 2006.

Литература для учащихся:

1.

Берман А. Е. «Юный турист», «Москва», «Физкультура и спорт» 1997

2.

Куприн А. М. «Умей ориентироваться на местности», «Москва»,

издательство «ДОСААФ», 1972

3.

Потресов А. С. «Спутник юного туриста», «Москва», «Физкультура и

спорт», 1968

10

Рецензия к программе

«

Туризм и краеведение на основе практической деятельности». На

заседании методического объединения учителей географии Альменева ЖК представила

рабочую программу «Туризм и краеведение на основе практической деятельности»

Программа нацелена на воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине,

любознательности, интереса к истории своего края. Программа разработана учителем в

соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных особенностей детей и их

возможностей. Программа состоит из двух частей – туристской и краеведческой.

Разнообразны формы и методы для реализации программы: теоретические и практические

занятия, походы, тренировки, исследования и т.п. Значительное место отведено

самостоятельной работе учащихся: запись воспоминаний, составление альбомов,

разработка маршрутов, выпуск путеводителей, копирование карт, составление планов

местности, изготовление туристского снаряжения и т.п. При работе с детьми (особенно с

учащимися 5-6 классов) широко применяются игровые методы обучения: игры,

викторины, конкурсы, соревнования.

Программа получила высокую оценку коллег и была признана универсальной, т.к. может

использоваться учителями географии других школ.

Учитель географии Бажин А.И.

11



В раздел образования