Напоминание

Как развивать речь малыша


Автор: Барыкина Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детcкий сад № 246 ОАО
Населённый пункт: г. Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Как развивать речь малыша
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как развивать речь малыша

От рождения до трех лет

На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребенка и

взрослого. Ребенок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь

в ответ («комплекс оживления»). Малыш еще не понимает речи взрослого и

не умеет говорить, но именно в процессе такого общения складываются

условия для последующего овладения речью. Постепенно слово для ребенка

становится

обозначением

предмета,

определенного

действия

с

этим

предметом или действия самого предмета (Это кукла. Кукла спит. Возьми

(дай) куклу.) Ребенок на слова взрослого отвечает мимикой, жестом, улыбкой,

движением. У него развиваются понимание речи, а затем и инициативное

обращение к взрослому.

К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые слова

(мама,

папа,

дай,

ав-ав), однако для речевого общения их недостаточно.

Вместе с тем малыш активнее начинает реагировать на просьбы и требования

взрослого в хорошо знакомых ему ситуациях.

Для развития слухового восприятия очень важно научить ребенка находить

источник звука (погремушка, часы, пение взрослого), а в момент разговора он

должен

видеть

лицо

взрослого,

следить

за

тем,

как

тот

говорит.

Так

развиваются понимание и подражание звукам и звукосочетаниям.

Во время одевания надо называть части тела малыша (ножки, ручки),

предметы

одежды (рубашка,

колготки). Ориентировка

в

окружающем

осуществляется

путем

воздействия

на

зрение,

слух,

осязание.

Для

этого

ребенка

спрашивают:

«Где

часы? (кошка,

кукла,

зайчик)»,

предлагают

погреметь игрушкой, называя ее. Можно показать куклу и назвать действия

(танцует, сидит, стоит). Широко используются игры «Ладушки», «Сорока-

ворона», при этом сначала слова сопровождаются действиями ребенка, а

затем даются только словесные указания («Дай ручку», «Покажи, какой ты

большой»). Можно

показать

малышу

действия

игрушек

(зайчик

прыгает,

кошка спряталась).

В педагогической литературе общение в данном возрасте называют

объективно направленным или предметным. Именно в условиях предметного

общения происходит первоначальное усвоение слов (формируется реакция на

слово в единстве его звуковой и смысловой стороны) и на этой основе

развивается речевое общение – обычно на втором году жизни.

Важнейшим

показателем

речевого

общения

является

развитие

инициативной речи, когда ребенок самостоятельно начинает обращаться к

взрослому, используя активно накопленный к этому времени словарь.

Появляются первые предложения. Нужно использовать это умение и учить

детей обращаться к взрослому, задавать вопросы, высказывать свои мысли,

желания, просьбы.

К полутора годам ребенок владеет примерно 100 словами, а к двум годам

словарь увеличивается до 300 слов, хотя индивидуальные различия могут

быть большими, так что эти данные приблизительны.

Слова ребенка приобретают соответствующую грамматическую форму:

«собачка бежит, «Машина едет».

Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, ребенок употребляет

падежные

формы

с

предлогами

и

без

предлогов;

появляются

сложные

предложения («Когда ты придешь ко мне, тогда я буду с тобой играть»).

Необходимо

знакомить

детей

с

животными,

птицами,

с

движущимся

транспортом в естественных условиях.

Показывая ребенку игрушку (предмет), взрослый сначала называет ее,

выполняет действия, а затем побуждает малыша сделать то же самое. Можно

дать ребенку две картинки (на одной зайчик, на другой мишка) и попросить:

«Дай мишку (зайчика)». Количество картинок постепенно увеличивается.

Широко используются для развития речи произведения устного народного

творчества: потешки, попевки, сказки, песенки, прибаутки. При этом ребенок

учится одновременно со словом выполнять движение. Взрослые побуждают

детей к выполнению разнообразных действий (дай, принеси, найди, покажи),

однако тут же надо спрашивать ребенка «Что ты делаешь?» (Ищу, иду.) Надо

чаще задавать ребенку самые разнообразные вопросы, которые активизируют

его

мыслительную

деятельность (Где кошка? Что она делает? Как она

мяукает? С кем она играет?).

С помощью речи взрослого у ребенка развиваются соответствующие

навыки

(держать

ложку,

мыть

руки

с

мылом)

и

определенные

правила

поведения.

Особое внимание следует уделить развитию речи в совместной игре

взрослого и ребенка. В ходе игры он выполняет определенные действия

(кормит куклу, укладывает ее спать). Взрослый может спросить у ребенка:

что он строит из кубиков? Если это дом, надо узнать, кто будет жить в этом

доме; если машина – кто на ней поедет, куда, с кем. Можно вместе с ребенком

построить

из

кубиков

большой

дом

и

маленький,

а

затем

поиграть

с

игрушками.

Здесь

важно,

чтобы

малыш

отвечал

на

вопросы

и

называл

действия, которые он (или взрослый) производит с предметами (игрушками).

К трем годам словарь ребенка насчитывает более 1000 слов, в которых есть

все

части

речи,

в

том

числе

и

служебные

(предлоги,

союзы,

частицы),

междометия. Если рассматривать звуковую сторону речи, то нередко мы

отмечаем, что ребенком усвоены все звуки родного языка, включая шипящие

и

свистящие (ш, ч, щ, ц) и

сонорные (р,

л). Правда, это не означает, что

ребенок овладел родным языком и развивать его речь дальше взрослым не

обязательно.

Именно этот возраст занимает в развитии речи особое место: это

важнейший период как в расширении активного словаря и формирования

грамматического строя, так и в развитии речевого общения, потому что оно

становится средством общения ребенка со взрослыми и со сверстниками, с

другими

детьми.

При

отсутствии

специальной

работы

дети

начинают

употреблять простые слова (там, тут, туда ушел). И взрослый не должен

допускать

упрощенных

слов

(не

бибика,

а

машины,

не

ляля,

а

кукла).

Необходимо шире организовывать наблюдения за окружающим (различать

транспортные средства, называть детали), использовать и наглядные средства

(игрушки,

картинки).

В

ходе

наблюдения

объектов

и

рассматривания

предметов необходимо задавать вопросы: как чирикает воробей? Что делает

собачка? Что ест кошка?

Картинки, которые взрослый рассматривает вместе с ребенком, могут быть

предметными и сюжетными. На первых изображен предмет, или действие с

ним, на вторых развертывается сюжет, по которому можно составить рассказ.

Но сначала задаются вопросы (они могут сопровождать рассказ взрослого).

«Смотри, это девочка Оля. Что она делает? Какие птички к ней прилетели?

Если взрослый читает ребенку книгу, надо остановить его внимание на

иллюстрациях. Малыш может, глядя на них, рассказать, о чем говорится в

книге.

Взрослый,

повторяя

рассказ

ребенка,

обязательно

добавляет

упущенное.

Не надо забывать и такой вид занятий для развития речи, как

использование нескольких игрушек. С ними можно развивать сюжет (к кукле

в

гости

приходят

друзья:

зайчик

и

кошечка,

она

их

угощает

чаем,

они

играют).

При

этом

надо

привлекать

ребенка

к

называнию

действий

и

активному участию в развитии сюжета.

Взрослый помогает ребенку правильно называть предметы домашнего

обихода (посуду, одежду), игрушки, действия с предметами: вымыть (чашку,

руки), застегнуть (пуговицу),

снять (пальто, куртку) и признаки предметов

(кошка мягкая, пушистая, сок вкусный, сладкий).

Понимание ребенком речи взрослого достигает такого уровня, что малыш

уже может слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых в

известной мере ново для него. Причем это такие рассказы, которые ребенок

только слушает( не смотрит на иллюстрации и др.). Это очень важно –

понимать речь саму по себе.

Рассказы, которые взрослый адресует детям, должны быть короткими.

Родители могут использовать и свои рассказы, которые совсем не обязательно

должны

претендовать

на

художественную

выразительность.

Они

составляются специально только для того, чтобы научить ребенка понимать

речь без наглядного сопровождения.

Одно дело, когда взрослый показывает детям, например, зайчика и

говорит: «Вот зайчик. Он захотел кушать. Зайчик очень любит морковку. Вот

он

побежал,

поскакал

прыг-прыг-прыг,

нашел

морковку…Вот

какая

морковка – большая, вкусная! Зайчик стал грызть морковку. Грыз-грыз и всю

съел. Теперь зайчик уже не хочет кушать, он наелся».

Все действия развертываются на глазах ребенка. Речь взрослого

сопровождает действия, связывает их в одну сюжетную линию, но она здесь

выступает

не

сама

по

себе,

а

опирается

на

наглядно

воспринимаемую

ребенком ситуацию.

При рассказывании без опоры на наглядность важно учитывать жизненный

опыт ребенка, его знания и представления. Составляя для этого короткие

рассказы, нужно описывать знакомых малышу людей, животных, говорить о

знакомых предметах, действиях, качествах.

Речевая активность детей третьего года жизни значительна. Они по

разным поводам обращаются к взрослому с вопросами «когда», «где», «куда».

Но и взрослый должен задавать ребенку вопросы, вызывая его на разговор,

диалог. Так сказать, активизирующая сила разных вопросов различна. Когда

ребенок видит игрушку или изображение зайца на картинке, то на вопрос

«Где

зайка?»

он,

как

правило,

отвечает

жестом,

зачастую

даже

без

указательной частицы «вот». А на вопрос «Где живет зайчик» уже нельзя

ответить жестом (особенно если вопрос задается не по картинке).

Ребенок двух-трех лет достаточно хорошо понимает речь взрослого и,

конечно, может выполнять различные задания и поручения. Когда взрослый в

таких

случаях

что-то

говорит

малышу

тот

может

спрашивать,

что-то

уточняя), то речь здесь выступает в своей обычной функции – в роли средства

общения. Но детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные

речевые задания. Более простые из них – повторить слово или произнести

какой – нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово

правильно. Более сложные – когда ребенка просят, например: «Пойди к

бабушке

и

скажи

ей:

«Бабушка,

дай

мне,

пожалуйста,

мою

шапочку».

Подобные задания не только способствуют формированию грамматической,

лексической и т.д. правильности речи, но и воспитывают культуру речевого

общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что

ребенок учится сознательно строить свою речь, пусть в очень элементарной

форме, и осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам.

Речевые задания могут даваться и для того, чтобы малыш обратился к

другому ребенку, к нескольким детям, тем самым активизируется речевое

общение между сверстниками.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы «где?»,

«какой?»,

«куда?»

и

т.д.,

употребляя

сложное

предложение.

Например,

ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка): «Спроси

у

папы,

куда

он

положил

новую

книжку».

Тем

самым

открывается

возможность

активизировать

употребление

ребенком

тех

или

иных

грамматических форм и средств, например предлогов, которые в речи детей

третьего года жизни (в первой половине) часто опускаются. Чтобы точно

передать ответ, ребенок должен сказать: «Папа положил новую книжку в

шкаф (на стол, на полку и т.п.)».

Звуковая сторона речи ребенка третьего года жизни во многом

несовершенна. Это объясняется тем, что недостаточно точна артикуляция,

движение органов речи – языка, губ. Самую характерную для этого возраста

черту звуковой стороны речи ребенка называют общей смягченностью. Он

произносит, например, «лёзецька», а не ложечка. Многие звуки, трудные для

не сформировавшегося еще речевого аппарата, пропускаются, заменяются

другими. Прежде всего это свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и звук

«р».

Эти несовершенства речи впоследствии (на четвертом-шестом году), как

правило,

постепенно

исчезают

сами

собой,

по

мере

того,

как

ребенок,

постоянно слыша речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной

артикуляцией.

Однако

малышу

нужно

помогать

в

этом,

используя

звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названии которых есть тот

или иной звук, непроизносимый или неправильно произносимый ребенком.

Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум

деревьев (ш-ш-ш) и т.п.

Чтение детям народных песенок, потешек, разучивание их детьми

способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из них,

наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть

звуками».

Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Полежала немножко,

Распахнула окошко.

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

* * * *

Чики-чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки.

* * * * *

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную.

О.Ушакова

Список использованной литературы:

1. -Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей: Книга для

воспитателей детского сада М.:Просвещение, 2001.-285с.

2. -Любина Г.А. «Развитие речи дошкольников в общении: Пособие

для педагогов дошкольных учреждений. М.:Народная асвета, 1999.-

180с.

3. -Лямина Г.М. «Особенности развития речи детей дошкольного

возраста. М.: АРКТИ, 2005.-252с.

4. -Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного

возраста.-М.:Просвещение 2007.-320с.

5 .

-

Э н ц и к л о п е д и я

в о с п и т а н и я

р а з в и т и я

дошкольника/Н.В.Новотворцева,Т.В.Башаева,

Н.В.Васильева,

Н.В.Клюева

и

др.-

Ярославль:

Академия

развития,Академия

Холдинг. 2011-480с.

6. - Ушакова О.С. Развития речи дошкольников как необходимое

у с л о в и е

у с п е ш н о г о

л и ч н о с т н о г о

р а з в и т и я : л е к ц и и .

М.:Педагогический университет Первое сентября 2010.-68с.



В раздел образования