Автор: Губайдуллина Залида Искандеровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №14
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Пути преодоления неуспеваемости школьников
Раздел: среднее образование
Пути преодоления неуспеваемости школьников
Неуспеваемость и отсутствие мотивации школьников – острейшая проблема
современной школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными.
Сильно понизился в наше время престиж образования, интеллигентности,
профессиональной компетентности. В основе этого лежат многие негативные явления, при
которых знания и честный труд не являются определяющими для блага человека. В этих
условиях для многих людей утратился смысл образования – стал нужен диплом, аттестат,
но никак не сами знания. Поэтому задачей педагогов является повышение уровня
образования учащихся, систематическая работа по развитию познавательных интересов
учащихся, и, как одно из главных звеньев учебно-воспитательного процесса –
предупреждение и преодоление неуспеваемости школьников.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и
развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не
только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но и одновременно и развитие их
познавательной самостоятельности. Это важно потому, что догнав своих товарищей,
ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Повседневное изучение учащихся,
постоянная поддержка, стимулирование их усилий – важное условие предупреждения
неуспеваемости. Целый ряд дидактических мер направлен на улучшение условий
обучения. Одним из них являются меры дифференцированно-группового подхода к
учащимся. К группе слабоуспевающих школьников необходимо применять комплекс
воспитательных мер:
- стремиться к тому, чтобы слабоуспевающие ученики были активно вовлечены в
общественную работу, в разнообразные кружки, секции и т.д.
- привлекать учащихся к исследовательской работе и работе над проектами совместно с
другими учащимися.
В ходе уроков необходимо применять следующие меры дифференцированно-группового
подхода к слабоуспевающим школьникам:
1.
Контроль за подготовленностью учащихся.
Создать атмосферу особой доброжелательности при опросе слабоуспевающих
школьников.
При опросе разрешать школьникам больше времени готовиться у доски.
Давать слабоуспевающим примерный план ответа.
Разрешать этим ученикам при ответе пользоваться наглядными пособиями,
схемами и др.
Поощрять первые же успехи при опросе слабоуспевающих учащихся.
2.
Изложение нового материала и организация учебно- познавательной
деятельности школьников.
Более часто обращаться к слабоуспевающим школьникам с вопросами,
выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлекать слабоуспевающих учеников в качестве помощников при показе
наглядных пособий, моделей и т.д.
Чаще вовлекать слабоуспевающих школьников в беседу в ходе проблемного
обучения.
3.
Самостоятельная работа учащихся.
Разделять сложные задания для таких учеников на определенные дозы, подзадачи,
этапы и прочие.
Внимательно наблюдать за деятельностью школьников, отмечать положительные
моменты в их работе, активизируя их усилия.
Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе слабоуспевающих и
акцентировать на них внимание всех учащихся, чтобы предупредить их повторение
другими школьниками.
4.
Организация самостоятельных работ вне класса.
Специально подбирать для слабоуспевающих школьников систему упражнений,
наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать
число однотипных упражнений.
Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные
затруднения в работе.
Давать карточки-консультации, направляющие домашнюю работу учеников на
выполнение определенных заданий.
Давать задания для повторения материала, который потребуется для усвоения
новой темы.
Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать
содержание заданий, номера и последовательность упражнений, срок их
выполнения.
Одним из основных путей преодоления неуспеваемости школьников
является также преодоление отрицательного отношения школьников к учению и
преодоление пробелов в знаниях учащихся. Отрицательное отношение устойчиво
неуспевающих школьников к учению проявляется в нежелании выполнять задания
учителей, в пропусках занятий, в противодействии учебным требованиям учителей и
родителей, в нарушении учебной дисциплины на уроках, в мнимом присутствии ученика на
занятиях. Чаще всего причины отрицательного отношения к учению кроются в длительном
неуспехе в учебе, который вызывает у ученика неуверенность в своих силах, ведет к потере
интереса, к прекращению усилий, направленных на преодоление трудностей в учебе, к
нарушениям учебной дисциплины.
Для преодоления отрицательного отношения школьников к учению надо стремиться найти
средства возбуждения у них любопытства, любознательности, превращению этих качеств в
интерес, постепенный перевод интереса непроизвольного в произвольный, устойчивый, в
потребность в знаниях. Пробелы в знаниях являются неизменным признаком
неуспеваемости и на определенном уровне они сами становятся доминирующей причиной
ее.
Для оптимизации процесса обучения неуспевающих школьников, имеющих
большие пробелы в знаниях, необходимо решить следующие задачи:
1)
Выявить характер и глубину имеющихся пробелов в знаниях и умениях;
2)
Выявить первопричины, вызвавшие эти пробелы и мешающие их преодолению в
настоящее время;
3)
Осуществить меры по нейтрализации факторов, вызывающих новые пробелы в
знаниях;
4)
Организовать в процессе обучения систему мер по восполнению недостающих
знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.
Среди средств устранения пробелов в знаниях акцент делается на специально
организованное повторение учебного материала, на систему индивидуальных
практических упражнений, которые кратчайшим путем ведут к устранению наиболее
существенных пробелов, на организацию работы учащихся над ошибками, проведения
специального опроса учащихся, а также на предупреждение пробелов, возникающих
из-за пропуска занятий.
Итак, система помощи неуспевающему школьнику с целью преодоления пробелов в
знаниях, умениях и навыках включает следующие виды деятельности:
1.
Помощь в планировании учебной деятельности;
а) планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации
пробелов
б) алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных
ошибок
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности:
а) справочно-информационное (карточки-консультации, дополнительная
литература)
б) иллюстрированное (наглядные пособия)
3. Стимулирование учебной деятельности:
а) поощрение
б) создание ситуации успеха
в) порицание
4. Контроль за учебной деятельностью:
а) более частый опрос учеников, проверка всех домашних заданий;
б) активизация самоконтроля за учебной деятельностью.
На первом этапе преодоления очень глубоких пробелов в знаниях проводятся
дополнительные занятия. Для того, чтобы свести эти занятия к минимуму, надо
стремиться максимально рационализировать их и использовать следующие приемы
работы:
а) на дополнительных занятиях концентрировать внимание на главных вопросах темы,
помогать ученикам выделять это главное;
б) проводить индивидуальные беседы, уточняющие сущность затруднений школьников;
в) решать с учениками наиболее типичные задания, чтобы меньшим числом их добиться
большего эффекта;
г) учить наиболее рациональным приемам работы с учебниками, задачниками,
справочниками и т.д.
Такова система мер для оптимизации процесса обучения с целью предупреждения и
преодоления неуспеваемости школьников.