Автор: Коваленко Светлана Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7, г. Бирск
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
Коваленко С.А. учитель технологии
МБОУ СОШ №7, г. Бирск
Активизация познавательной деятельности на уроках технологии
Как возникает сущность потребности в знаниях? Этот вопрос волнует
многих педагогов.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если
он
относится
к
учению
и
знаниям
равнодушно,
без
интереса.
Поэтому
интересы учащихся надо формировать и развивать.
Познавательная
деятельность
человека
представляет
собой
весьма
сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние
воздействия
являются
определяющими
в
развитии
познавательной
активности личности.
Благодаря направленности личности школьника вся его
познавательная
деятельность
приобретает
избирательный
характер,
что
создает
устойчивое
внимание
к
предмету
познания.
Под
влиянием
устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся
динамическая
система
психических
процессов,
обеспечивающая
развитие
познавательной активности и самостоятельности личности. В самом деле,
нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без
устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего
мира.
Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь
объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую на те объекты и
явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. В
процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только
проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают
не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают
усваивать
новые
знания,
но
и
оказывают
плодотворное
влияние
на
формирование
отношений
к
самой
познавательной
деятельности.
Познавательный
интерес
это
интерес
к
учебной
деятельности,
к
приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от
уровня
развития
ребенка,
его
опыта,
знаний,
той
почвы,
которая
питает
интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в
процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги классики всех времен
подчеркивали
первостепенное
значение
в
обучении
интереса,
любви
к
знаниям.
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а,
наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов
должно
быть
выявление
имеющихся
интересов,
развитие
и
воспитание
интереса к знаниям у школьников.
Интерес
это
форма
проявления
познавательных
потребностей,
обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности
и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами,
более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).
Познавательный
интерес
нужно
признавать
одним
из
самых
значимых
факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание
светлой
и
радостной
атмосферы
обучения,
так
и
на
интенсивность
протекания
познавательной
деятельности
учащихся.
При
наличии
познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой
деятельностью,
в
которой
сам
школьник
кровно
заинтересован.
Процесс
формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности,
происходит
в
деятельности,
структура
которой
(ее
задачи,
содержание,
способы
и
мотивы)
составляют
объективную
основу
развития
познавательного
интереса.
Главный
вид
этой
деятельности
- учение,
в
процессе
которого
происходит
систематическое
овладение
знаниями
в
предметных
различных
областях,
приобретение
и
совершенствование
спо собов
(умений
и
навыков)
познавательной
д е я т е л ь н о с т и ,
трансформирование
целей,
выдвигаемых
обществом,
школой,
в
мотивы
деятельности самого учения.
При
исследовании
интересов
используют
следующие
методы
-
анкетирование,
сочинение,
эксперементальные
задания,
интервью,
лабораторный
эксперимент,
наблюдение,
педагогический
эксперимент,
психологическое тестирование. В школе объектом познавательного интереса
учащихся
является
содержание
учебных
предметов,
овладение
которыми
составляет основное назначение учения. В сферу познавательного интереса
включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс
овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать
необходимые
способы
познавания
и
содействующий
постоянному
поступательному
движению
школьника.
Познавательный
интерес
сможет
приобрести
характер
склонности,
если
человек
усиленно
и
постоянно
занимается
определенным
видом
деятельности,
предпочитает
этот
вид
деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития
личности,
психических
процессов.
В
интеллектуальной
деятельности,
протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи. Эмоциональные проявления, вложенные в
познавательный интерес:
- эмоции и удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в
течение
этого
периода
происходит
своеобразный
переход
(от
детского
к
взрослому состоянию, от незрелости к зрелости).
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того,
как
учится
подросток,
во
многом
зависит
его
психическое
развитие,
становление его как гражданина.
В
подростковом
возрасте
существенно
перестраивается
характер
учебной
деятельности.
Причем
не
только
усложняется
сама
учебная
деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного
учителя с классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования,
разный
стиль
ведения
урока,
разное
отношение
к
учащимся.
Главное,
постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для
него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное
место
занимает
их
познавательная
активность,
умение
учителя
активно
руководить
ею.
Со
стороны
учителя
учебный
процесс
может
быть
управляемым
пассивно
и
активно.
Пассивно
управляемым
процессом
считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется
формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для
учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает
репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс
направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на
усиление
обратной
связи.
Здесь
предполагается
учет
индивидуальных
особенностей
школьников,
моделирование
учебного
процесса,
его
прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и
развитием каждого учащегося.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности
учащихся.
Б.
П.
Есипов
считает,
что
активизация
познавательной
деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или
физической
работы,
необходимой
для
овладения
знаниями,
умениями,
навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это
инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также
проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В
перовом
случае
идет
речь
о
самостоятельной
деятельности
учителя
и
учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в
понятие
познавательной
активности
автор
включает
и н т е р е с ,
самостоятельность и волевые усилия школьников. В обучении активную роль
играют
учебные
проблемы,
сущность
которых
состоит
в
преодолении
практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в
процессе
учебной
деятельности,
которые
приводят
учащихся
к
индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы
проблемного
обучения.
Основой
метода
проблемного
обучения
является
создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме.
Проблемная
ситуация
включает
эмоциональную,
поисковую
и
волевую
сторону.
Ее
задача
-
направить
деятельность
учащихся
на
максимальное
овладение
изучаемым
материалом,
обеспечить
мотивационную
сторону
деятельности, вызвать интерес к ней.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение
рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский
метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их
проверку,
отыскание
границ
их
применения.
В
процессе
приобретения
учащимися
знаний,
умений
и
навыков
важное
место
занимает
их
познавательная
активность,
умение
учителя
активно
руководить
ею.
Со
стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и
активно.
Пассивно
управляемым
процессом
считается
такой
его
способ
организации,
где
основное
внимание
уделяется
формам
передачи
новой
информации,
а
процесс
приобретения
знаний
для
учащихся
остается
стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь
приобретения
знаний.
Активно
управляемый
процесс
направлен
на
обеспечение
глубоких
и
прочных
знаний
всех
учащихся,
на
усиление
обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей
школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое
планирование,
активное
управление
обучением
и
развитием
каждого
учащегося.