Напоминание

"Активизация познавательной деятельности на уроках технологии"


Автор: Коваленко Светлана Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7, г. Бирск
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Коваленко С.А. учитель технологии

МБОУ СОШ №7, г. Бирск

Активизация познавательной деятельности на уроках технологии

Как возникает сущность потребности в знаниях? Этот вопрос волнует

многих педагогов.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если

он

относится

к

учению

и

знаниям

равнодушно,

без

интереса.

Поэтому

интересы учащихся надо формировать и развивать.

Познавательная

деятельность

человека

представляет

собой

весьма

сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние

воздействия

являются

определяющими

в

развитии

познавательной

активности личности.

Благодаря направленности личности школьника вся его

познавательная

деятельность

приобретает

избирательный

характер,

что

создает

устойчивое

внимание

к

предмету

познания.

Под

влиянием

устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся

динамическая

система

психических

процессов,

обеспечивающая

развитие

познавательной активности и самостоятельности личности. В самом деле,

нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без

устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего

мира.

Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь

объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую на те объекты и

явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. В

процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только

проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают

не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают

усваивать

новые

знания,

но

и

оказывают

плодотворное

влияние

на

формирование

отношений

к

самой

познавательной

деятельности.

Познавательный

интерес

это

интерес

к

учебной

деятельности,

к

приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от

уровня

развития

ребенка,

его

опыта,

знаний,

той

почвы,

которая

питает

интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в

процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги классики всех времен

подчеркивали

первостепенное

значение

в

обучении

интереса,

любви

к

знаниям.

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а,

наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов

должно

быть

выявление

имеющихся

интересов,

развитие

и

воспитание

интереса к знаниям у школьников.

Интерес

это

форма

проявления

познавательных

потребностей,

обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности

и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами,

более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

Познавательный

интерес

нужно

признавать

одним

из

самых

значимых

факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание

светлой

и

радостной

атмосферы

обучения,

так

и

на

интенсивность

протекания

познавательной

деятельности

учащихся.

При

наличии

познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой

деятельностью,

в

которой

сам

школьник

кровно

заинтересован.

Процесс

формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности,

происходит

в

деятельности,

структура

которой

(ее

задачи,

содержание,

способы

и

мотивы)

составляют

объективную

основу

развития

познавательного

интереса.

Главный

вид

этой

деятельности

- учение,

в

процессе

которого

происходит

систематическое

овладение

знаниями

в

предметных

различных

областях,

приобретение

и

совершенствование

спо собов

(умений

и

навыков)

познавательной

д е я т е л ь н о с т и ,

трансформирование

целей,

выдвигаемых

обществом,

школой,

в

мотивы

деятельности самого учения.

При

исследовании

интересов

используют

следующие

методы

-

анкетирование,

сочинение,

эксперементальные

задания,

интервью,

лабораторный

эксперимент,

наблюдение,

педагогический

эксперимент,

психологическое тестирование. В школе объектом познавательного интереса

учащихся

является

содержание

учебных

предметов,

овладение

которыми

составляет основное назначение учения. В сферу познавательного интереса

включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс

овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать

необходимые

способы

познавания

и

содействующий

постоянному

поступательному

движению

школьника.

Познавательный

интерес

сможет

приобрести

характер

склонности,

если

человек

усиленно

и

постоянно

занимается

определенным

видом

деятельности,

предпочитает

этот

вид

деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития

личности,

психических

процессов.

В

интеллектуальной

деятельности,

протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский поиск;

- готовность к решению задачи. Эмоциональные проявления, вложенные в

познавательный интерес:

- эмоции и удивления;

- чувство ожидания нового;

- чувство интеллектуальной радости;

- чувство успеха.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в

течение

этого

периода

происходит

своеобразный

переход

(от

детского

к

взрослому состоянию, от незрелости к зрелости).

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того,

как

учится

подросток,

во

многом

зависит

его

психическое

развитие,

становление его как гражданина.

В

подростковом

возрасте

существенно

перестраивается

характер

учебной

деятельности.

Причем

не

только

усложняется

сама

учебная

деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного

учителя с классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования,

разный

стиль

ведения

урока,

разное

отношение

к

учащимся.

Главное,

постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для

него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное

место

занимает

их

познавательная

активность,

умение

учителя

активно

руководить

ею.

Со

стороны

учителя

учебный

процесс

может

быть

управляемым

пассивно

и

активно.

Пассивно

управляемым

процессом

считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется

формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для

учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает

репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс

направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на

усиление

обратной

связи.

Здесь

предполагается

учет

индивидуальных

особенностей

школьников,

моделирование

учебного

процесса,

его

прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и

развитием каждого учащегося.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности

учащихся.

Б.

П.

Есипов

считает,

что

активизация

познавательной

деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или

физической

работы,

необходимой

для

овладения

знаниями,

умениями,

навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это

инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также

проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В

перовом

случае

идет

речь

о

самостоятельной

деятельности

учителя

и

учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в

понятие

познавательной

активности

автор

включает

и н т е р е с ,

самостоятельность и волевые усилия школьников. В обучении активную роль

играют

учебные

проблемы,

сущность

которых

состоит

в

преодолении

практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в

процессе

учебной

деятельности,

которые

приводят

учащихся

к

индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы

проблемного

обучения.

Основой

метода

проблемного

обучения

является

создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме.

Проблемная

ситуация

включает

эмоциональную,

поисковую

и

волевую

сторону.

Ее

задача

-

направить

деятельность

учащихся

на

максимальное

овладение

изучаемым

материалом,

обеспечить

мотивационную

сторону

деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение

рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский

метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их

проверку,

отыскание

границ

их

применения.

В

процессе

приобретения

учащимися

знаний,

умений

и

навыков

важное

место

занимает

их

познавательная

активность,

умение

учителя

активно

руководить

ею.

Со

стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и

активно.

Пассивно

управляемым

процессом

считается

такой

его

способ

организации,

где

основное

внимание

уделяется

формам

передачи

новой

информации,

а

процесс

приобретения

знаний

для

учащихся

остается

стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь

приобретения

знаний.

Активно

управляемый

процесс

направлен

на

обеспечение

глубоких

и

прочных

знаний

всех

учащихся,

на

усиление

обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей

школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое

планирование,

активное

управление

обучением

и

развитием

каждого

учащегося.



В раздел образования