Автор: Кудрявцева Светлана Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОАУ СОШ №8 г.Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Декор русской избы"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Кирова
Урок изобразительного искусства
по теме «Декор русской избы»
5 класс
Автор: Кудрявцевой Светлана Юрьевна,
учитель
изобразительного
искусства
первой квалификационной категории
Киров 2020
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
знакомство
с
архитектурными
особенностями
русской
избы
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать
специфику
образного
языка
декоративно-
прикладного
искусства;
выполнять
эскизы
деталей
экстерьера
русской
избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства
орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность
изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
уметь
обсуждать
и
анализировать
собственную
художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения творческой работы;
Регулятивные УУД:
-
уметь
планировать
и
грамотно
осуществлять
учебные
действия
в
соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Оборудование:
для учителя:
методические таблицы с изображением русской избы,
терема, таблицы с элементами растительного, геометрического, зооморфного
резного орнамента, таблица солярных знаков, презентация «Декор русской
избы», элементов русского дома, таблицы с изображением растительных,
геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом»;
для учащихся: бумага, восковые карандаши.
Музыкальный ряд: лирические русские народные песни
Ход урока:
1.
Организационный
момент: приветствие учителя, проверка
готовности к уроку.
2.
Мотивация. Целеполагание.
За далекими морями,
бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе…
- Кто бывал в селе или деревне?
- Какие дома вы там видели?
- Как они выглядели?
- Изба играла огромную роль в жизни русских людей. Атмосфера дома,
внешняя красота придавала человеку сил, направляла его по жизненному
пути.
3. Изучение нового материала.
Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси
леса тесным кругом окружали деревни. Дерево прочно вошло в жизнь
крестьян, а отсюда и в искусство. Каждую вещь, с чем соприкасались руки,
крестьянин старался украсить, будь то резная ложка, вышитое полотенце или
же целый дом.
- А зачем человеку нужен дом? (Укрываться от непогоды, от диких
животных…)
- Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой
частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей,
являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом
представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное
значение.
Верхняя часть дома – крыша – жизнь души, поэтому она самая
нарядная. Конёк – небесная колесница. Сруб – с него начинали строить, это
жизнь человека, здесь он родился, здесь и умрёт. Клеть – комната без окон,
использовалась для хранения запасов. Подклет – подполье - связано с
подземным миром.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строился с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом…
В. Фёдоров
- О каком лице говорит автор стихотворения?
Почему фасад (лицевую часть дома) сравнивают с лицом человека?
(Фасад дома отражает характер людей, живущих в этом доме, точно так
же, как по лицу мы можем предположить о характере человека)
- Кто видел, как располагаются дома в деревне? ( Дома расположены
друг напротив друга).
-Совершенно верно, отсюда, вероятно, появилось слово «улица» - у
лица одного дома лицо другого дома.
- Дети, как вы думаете, что главное в лице человека? (Глаза)
-Правильно. Говорят, что глаза – зеркало души.
- Главным украшением дома являются окна, за счет окон происходила
связь внутреннего мира избы с внешним. Простые окна, примитивные
отверстия в стене дома, со временем превратились в красивые очи, глядящие
на все, что окружало дом и двор.
Через окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни.
Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, поэтому убранству
окна придавалось огромное значение. Как реснички защищают глаза от пыли
и пота, так и окна защищены…
- Кто знает, как называются резные доски расположенные вокруг окна?
Для этого вам надо вспомнить, с чем ассоциировался фасад дома.
( С лицом человека. Расположены на лице - наличники).
- Дети, эти элементы декора называются - наличники.
- Наличники – это целый мир, окружающий человека – Вселенная.
Верхняя часть наличников украшалась солярными знаками - символами
полуденного солнца, птицами - это верхний мир. Боковые створки – земная
жизнь. Здесь вырезались символы Древа жизни – цветы, листья, травы.
Нижняя же часть наличников связывалась с подземным миром, здесь дом
охраняла различная нечисть – русалки, драконы. Таким образом, человек не
терял связь с природой даже снаружи дома.
Окно являлось символом веры, традиций, уклада жизни. Именно оно
отражало внутреннее состояние человека. Если окна в доме закрыты – все
спят. Если же они весело светятся, значит, в доме мир и добро. Украшенные
цветами окна указывали на то, что в этом доме живут добрые, приветливые
люди.
- Окна расположены на срубе. Кто знает, что такое «сруб»? (Сруб - это дом
без крыши. Изба строилась из древесины, дерево рубили при строительстве,
отсюда и «сруб»).
- Правильно, со сруба начиналось строительство избы, от его
основательности зависело каким получится жильё в целом.
Крышу дома украшал конь – охлупень, который прикрывал избу
своими крыльями, защищая ее от невзгод. Конь был символом добра и
красоты, он представлял собой маленькое солнце, движущееся по небу.
Доски фронтона (верхняя часть фасада) украшали полотенцем и
причелинами (чело – лоб) - резными досками, которые не только украшали
дом, но и защищали выступающие торцы бревен от дождя. Для украшения
использовали ромбы, точки-отверстия, орнаменты, символизирующие дождь
и впитывающую его землю. Считалось, что дождь брался из неких небесных
запасов воды, и люди придавали ему особое значение. На полотенце (доска,
закрывающая стыки причелин от попадания воды) обязательно вырезался
символ полного, полуденного солнца. Солнце, таким образом, проходило по
фронтону свою дневную жизнь – восход – полдень – закат. Крышу дома от
сруба отделяла лобовая доска. На ней так же вырезались солярные,
обереговые символы – круги, ромбы, волнистые линии.
4. Творческая работа
- Вот мы и познакомились элементами декора русской избы, его лишь
небольшой частью. Предлагаю вам прикрыть глаза и представить себе СВОЙ
дом, дом в котором бы вы хотели жить, представить какие резные украшения
будут на нём расположены.
- Какой элемент декора вам больше всего понравился? Что именно вам
запомнилось? Вы можете выбрать, что рисовать – окно с наличниками или же
крышу с её элементами.
- При помощи восковых карандашей, нарисуйте понравившийся элемент
декора, раскрасьте его. В конце урока сделаем выставку, посмотрим ваши
р
а
б
о
т
ы
.
5. Подведение итогов урока.
– Для чего люди наполняли свое жилище различными образами?
– Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей,
фронтона дома?
6. Рефлексия (Учащиеся демонстрируют свои работы.)
- Рассмотрите работы друг друга. Обратите внимание, что рисунки элементов
декора
русского
дома
получились
разными.
Почему?
(каждый
человек
привносит
в
украшение
дома
свою
идею,
своё
видение
красоты
мира,
основываясь на традициях края)
- Понравилась ли вам творческая работа? Довольны ли вы своим результатом?