Напоминание

Урок "Декор русской избы"


Автор: Кудрявцева Светлана Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОАУ СОШ №8 г.Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Декор русской избы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Кирова

Урок изобразительного искусства

по теме «Декор русской избы»

5 класс

Автор: Кудрявцевой Светлана Юрьевна,

учитель

изобразительного

искусства

первой квалификационной категории

Киров 2020

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

знакомство

с

архитектурными

особенностями

русской

избы

Планируемые результаты:

Предметные:

понимать

специфику

образного

языка

декоративно-

прикладного

искусства;

выполнять

эскизы

деталей

экстерьера

русской

избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства

орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность

изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные:

- уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-

уметь

обсуждать

и

анализировать

собственную

художественную

деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной

темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением

сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более

высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе

выполнения творческой работы;

Регулятивные УУД:

-

уметь

планировать

и

грамотно

осуществлять

учебные

действия

в

соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Оборудование:

для учителя:

методические таблицы с изображением русской избы,

терема, таблицы с элементами растительного, геометрического, зооморфного

резного орнамента, таблица солярных знаков, презентация «Декор русской

избы», элементов русского дома, таблицы с изображением растительных,

геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом»;

для учащихся: бумага, восковые карандаши.

Музыкальный ряд: лирические русские народные песни

Ход урока:

1.

Организационный

момент: приветствие учителя, проверка

готовности к уроку.

2.

Мотивация. Целеполагание.

За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе…

- Кто бывал в селе или деревне?

- Какие дома вы там видели?

- Как они выглядели?

- Изба играла огромную роль в жизни русских людей. Атмосфера дома,

внешняя красота придавала человеку сил, направляла его по жизненному

пути.

3. Изучение нового материала.

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси

леса тесным кругом окружали деревни. Дерево прочно вошло в жизнь

крестьян, а отсюда и в искусство. Каждую вещь, с чем соприкасались руки,

крестьянин старался украсить, будь то резная ложка, вышитое полотенце или

же целый дом.

- А зачем человеку нужен дом? (Укрываться от непогоды, от диких

животных…)

- Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой

частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей,

являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом

представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное

значение.

Верхняя часть дома – крыша – жизнь души, поэтому она самая

нарядная. Конёк – небесная колесница. Сруб – с него начинали строить, это

жизнь человека, здесь он родился, здесь и умрёт. Клеть – комната без окон,

использовалась для хранения запасов. Подклет – подполье - связано с

подземным миром.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строился с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом…

В. Фёдоров

- О каком лице говорит автор стихотворения?

Почему фасад (лицевую часть дома) сравнивают с лицом человека?

(Фасад дома отражает характер людей, живущих в этом доме, точно так

же, как по лицу мы можем предположить о характере человека)

- Кто видел, как располагаются дома в деревне? ( Дома расположены

друг напротив друга).

-Совершенно верно, отсюда, вероятно, появилось слово «улица» - у

лица одного дома лицо другого дома.

- Дети, как вы думаете, что главное в лице человека? (Глаза)

-Правильно. Говорят, что глаза – зеркало души.

- Главным украшением дома являются окна, за счет окон происходила

связь внутреннего мира избы с внешним. Простые окна, примитивные

отверстия в стене дома, со временем превратились в красивые очи, глядящие

на все, что окружало дом и двор.

Через окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни.

Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, поэтому убранству

окна придавалось огромное значение. Как реснички защищают глаза от пыли

и пота, так и окна защищены…

- Кто знает, как называются резные доски расположенные вокруг окна?

Для этого вам надо вспомнить, с чем ассоциировался фасад дома.

( С лицом человека. Расположены на лице - наличники).

- Дети, эти элементы декора называются - наличники.

- Наличники – это целый мир, окружающий человека – Вселенная.

Верхняя часть наличников украшалась солярными знаками - символами

полуденного солнца, птицами - это верхний мир. Боковые створки – земная

жизнь. Здесь вырезались символы Древа жизни – цветы, листья, травы.

Нижняя же часть наличников связывалась с подземным миром, здесь дом

охраняла различная нечисть – русалки, драконы. Таким образом, человек не

терял связь с природой даже снаружи дома.

Окно являлось символом веры, традиций, уклада жизни. Именно оно

отражало внутреннее состояние человека. Если окна в доме закрыты – все

спят. Если же они весело светятся, значит, в доме мир и добро. Украшенные

цветами окна указывали на то, что в этом доме живут добрые, приветливые

люди.

- Окна расположены на срубе. Кто знает, что такое «сруб»? (Сруб - это дом

без крыши. Изба строилась из древесины, дерево рубили при строительстве,

отсюда и «сруб»).

- Правильно, со сруба начиналось строительство избы, от его

основательности зависело каким получится жильё в целом.

Крышу дома украшал конь – охлупень, который прикрывал избу

своими крыльями, защищая ее от невзгод. Конь был символом добра и

красоты, он представлял собой маленькое солнце, движущееся по небу.

Доски фронтона (верхняя часть фасада) украшали полотенцем и

причелинами (чело – лоб) - резными досками, которые не только украшали

дом, но и защищали выступающие торцы бревен от дождя. Для украшения

использовали ромбы, точки-отверстия, орнаменты, символизирующие дождь

и впитывающую его землю. Считалось, что дождь брался из неких небесных

запасов воды, и люди придавали ему особое значение. На полотенце (доска,

закрывающая стыки причелин от попадания воды) обязательно вырезался

символ полного, полуденного солнца. Солнце, таким образом, проходило по

фронтону свою дневную жизнь – восход – полдень – закат. Крышу дома от

сруба отделяла лобовая доска. На ней так же вырезались солярные,

обереговые символы – круги, ромбы, волнистые линии.

4. Творческая работа

- Вот мы и познакомились элементами декора русской избы, его лишь

небольшой частью. Предлагаю вам прикрыть глаза и представить себе СВОЙ

дом, дом в котором бы вы хотели жить, представить какие резные украшения

будут на нём расположены.

- Какой элемент декора вам больше всего понравился? Что именно вам

запомнилось? Вы можете выбрать, что рисовать – окно с наличниками или же

крышу с её элементами.

- При помощи восковых карандашей, нарисуйте понравившийся элемент

декора, раскрасьте его. В конце урока сделаем выставку, посмотрим ваши

р

а

б

о

т

ы

.

5. Подведение итогов урока.

– Для чего люди наполняли свое жилище различными образами?

– Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей,

фронтона дома?

6. Рефлексия (Учащиеся демонстрируют свои работы.)

- Рассмотрите работы друг друга. Обратите внимание, что рисунки элементов

декора

русского

дома

получились

разными.

Почему?

(каждый

человек

привносит

в

украшение

дома

свою

идею,

своё

видение

красоты

мира,

основываясь на традициях края)

- Понравилась ли вам творческая работа? Довольны ли вы своим результатом?



В раздел образования